Дмитровские зори

Предыстория и история возникновения "Дмитровских зорь" (Красавин В.Г.)

ПРЕДЫСТОРИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ДМИТРОВСКИХ ЗОРЬ»

(Первая часть книги В.Г. Красавина о литературном объединении)

Литературная жизнь Дмитрова и его окрестностей очень богата. Литературное объединение «Дмитровские зори» лишь маленькая страничка из этой жизни. Хочу открыть её, надеясь, что со временем она будет продолжена.

Н.Л. Еловская в работе о А.Н. Топунове, первом заведующем Дмитровской районной библиотеки, приводит выдержку из его письма С. Подъячеву: «У нас в Дмитрове организовался кружок писателей. По субботам собираемся и читаем свои произведения». Уже тогда пишущие люди стремились к объединению, к общению между собой. Это естественное стремление, потому что автор всегда ищет читателя, стремится узнать мнение других авторов о своих «творениях».

Вторым шагом к созданию объединения был период строительства канала им. Москвы. В период строительства канала выпускалась газета «Перековка» и пишущие люди группировались вокруг этого издания. Именно оттуда вышел поэт Вениамин Калентьев, ставший в послевоенное время душой нового литературного кружка.

Литературный кружок возник при редакции районной газеты «Ударник». На странице газеты от 10 февраля 1948 года было опубликовано извещение такого содержания: «Собрание членов литературного кружка при редакции газеты Ударник» состоится в шесть часов вечера 13 февраля с.г. в помещении редакции (Московская, 19). Приглашаются все желающие принять участие в работе кружка». Дату 13 февраля «Дмитровские зори» по праву назвали датой рождения литературного объединения. Сначала это был кружок. Возглавил его редактор газеты Николай Чибисов. В литературный фонд музея «Дмитровский кремль» Давидом Бутовецким были переданы несколько фотографий. На обратной стороне одной из них сохранилась подпись: «Литературный кружок 1948 г.» К сожалению, кто изображён на этой фотографии, в настоящее время узнать невозможно. На другой фотографии по предположению можно узнать Н. Чибисова в первом ряду, человека с сократовским лбом, как описывает его В.И. Гусев. Гусев Владимир Иванович стал первым историографом «Дмитровских зорь». Его заметка «Дмитровские зори» была опубликована в «Дмитровском вестнике» от 20.11.1997 г. Он же оставил и воспоминания о работе литературного объединения, напечатанные на пишущей машинке и хранящиеся в литературном фонде музея.

Целесообразнее всего обратиться к самим воспоминаниям В. Гусева.

«Литературное объединение при редакции районной дмитровской газеты существовало примерно с 1948 года. В обсуждении литературных произведений принимали участие не только любители литературы, стремящиеся войти в литературный мир, но и все члены редакции во главе с главным редактором Николаем Тихоновичем Чибисовым. Это был удивительный человек с сократовским лбом и добрыми, всё понимающими, глазами. Он имел литературное образование и по сути руководил всеми нами. Собственно и заряд нашего творчества исходил от него. Сейчас поимённо всех участников наших заседаний вспомнить сложно, но главные запомнились. Это П. Чацкий – член союза писателей, Вен. Калентьев – поэт, В. Каплин – краевед, Давид Бутовецкий – учитель и начинающий поэт, рабочий Ряхин и много других. Я тогда учился в строительном техникуме, но старался не пропускать ни одного занятия».

Для небольшого комментария надо сказать, что при редакции начал работать литературный кружок ещё не названный объединением. Там были и члены редакции и так называемые робкоры, корреспонденты из народа пишущие с мест, и люди, пробующие свои способности в литературе. Об атмосфере в этом кружке В. Гусев пишет дальше.

«Работа в литобъединении была организована чётко. В отпечатанном виде все материалы, намечаемые к обсуждению, рассылались по почте каждому члену объединения для предварительного просмотра. Критика была нелицеприятной, но доброжелательной. И не надо думать, как это сейчас считается, что на наших собраниях львиная доля времени отводилась идеологии. Совсем нет. Больше всего работали с самим словом, с образами, с сюжетом. И примеры брали больше всего у классиков, и уж во всяком случае, не у классиков марксизма-ленинизма. Может быть, и невольно, но нам прививали любовь к литературе, как к виду искусства.
Я считал и считаю, что если бы такие литературные сообщества создавались повсеместно, то насколько была бы чище наша жизнь.
Но вдруг работа нашего литобъединения затихла. Связано это было с тем, что ушёл на работу в горком партии Н.Т. Чибисов. Тогда в пятидесятых годах объединение стало работать в другом месте. В клубе Экскаваторного завода обязанности руководителя взяла на себя заведующая библиотекой клуба, филолог по образованию, Екатерина Семёновна Никифорова. По-прежнему принимали участие в работе объединения Давид Бутовецкий, начинающий тогда поэт Юрий Куликов, электрик Георгий Белоусов, рабочий Борис Демченко, Клавдия Щербакова и другие».

Работа литературного кружка (В. Гусев называет его объединением с момента зарождения) зависела от различных обстоятельств. Главным из них была личность руководителя. Пришёл в газету другой редактор, и кружок перестал существовать. Но пишущие всё равно находили способ общения, находили место и человека, который брал на себя руководство. Литературным объединением уже точно стал называться этот кружок в конце пятидесятых годов, когда работа его активизировалась вновь при районной газете.

«Вскоре центр литературной работы снова переместился в редакцию районной газеты, когда туда на работу пришёл новый заместитель редактора Юрий Николаевич Бабакин. Случилось это в 1958 году. С его подачи у объединения появилось имя, придуманное им же, – «Дмитровские зори».
Сам Юрий Николаевич хороший журналист и милый, весёлый человек как-то интуитивно понимал хорошее в нашем творчестве и подсказывал интересные мысли, не вмешиваясь в творческий процесс. Но литературные страницы стали выходить довольно часто, с хорошими стихами и рассказами, и внешне красивыми сами по себе».

Редактором районной газеты был в то время Анатолий Фатуев. По воспоминаниям его дочери Людмилы Анатольевны Фатуевой он сам редактировал стихи и давал дорогу для их публикации. Страницы выходили под ярким заголовком «Дмитровские зори» и занимали по половине газетной страницы. Это был расцвет «Дмитровских зорь».

«В это время активно работали поэты Николай Коровочкин и Валерий Шевченко. Они писали на производственные темы. Старые члены объединения также активно работали, но появились и новые силы. Это интересный профессиональный поэт Венидим Симонёнок, а также Лев Таран. О Симонёнке надо говорить отдельно. Он был своеобразным человеком. Он считал поэзию основным своим делом и никакой другой работы не признавал, но кушать чего-то надо, и он порой устраивался на работу то вахтёром на завод, то корреспондентом в районную газету, где, как правило, подолгу не задерживался. Он обычно прогуливал. Когда его спрашивали, почему он не явился на службу, он незамедлительно отвечал: «У меня появилось вдохновение, и я писал стихи!». Тогда ему говорили: «Идите и пишите свои стихи, но у нас вы больше не работаете!» Отчаявшись пробиться в Союз писателей, он ходил по всем столичным изданиям и предлагал стихи, написанные верлибром – белым стихом. Хотя он и кончил в своё время литературный институт и приносил с собой кипу стихов напечатанных им где-то в Крыму, его не печатали. Тогда Симонёнок сделал решительный шаг. Он пришёл к редактору знаменитого журнала «Огонёк» Анатолию Сафронову, имевшему неоспоримый авторитет в Союзе писателей и в ЦК, зашёл в кабинет и бросил ему на стол рваный башмак. «Вот, – сказал Симонёнок, – смотрите, как живут в России советские поэты!» Хотя Сафронова и покоробило от такого вторжения, он спорить с Венидимом не стал. Вскоре вышла его подборка стихов в «Огоньке», а потом появилась на свет первая книга стихов Симонёнка «Вольные ритмы». Но, как я понимаю, славы она не прибавила. Уже будучи членом Союза писателей Симонёнок никем не признавался».

Я должен заметить, что по рассказу Юрия Куликова, руководителя литературного объединения в 1974-1982 гг. Симонёнок не входил в литературное объединение, а работал самостоятельно. Однако судьба пишущих людей на его примере хорошо просматривается.

«В конце пятидесятых и в начале шестидесятых была налажена связь у газеты и литобъединения с «Литературной газетой». Не раз приезжали писатели и поэты в Дмитров. Я, правда, в это время отсутствовал, но знаю, что посещал наш район и такой замечательный поэт как Александр Яшин.
В 1974 году Ю.Н. Бабакин из редакции ушёл. Его место занял Юрий Иванович Куликов. Это был, конечно, поэт, окончивший литературный институт, глубоко понимающий поэзию. В литобъединении появились новые участники. Например ярко заявляют о себе Григорий Вихров и Александр Горшенков, ставшие впоследствии членами Союза писателей. Очень интересно пишет Светлагна Городецкая, Анатолий Деулин, В. Куйдин, Вл.Донягин, Борис Демченко.
После ухода из редакции Ю.И. Куликова временное руководство литобъединением переходит к Д. Бутовецкому. Это уже было в восьмидесятых. Занимались в районной библиотеке. В это время заявил ярко о себе поэт Николай Сунгуров. К сожалению он рано ушёл из жизни».

Мы должны быть очень благодарны В.И.Гусеву за его оставленные в литфонде музея воспоминания. Благодаря им удалось восстановить дату рождения литературного кружка, который и стал существующими ныне «Дмитровскими зорями». Именно его воспоминания сохранили в нашей памяти первого руководителя Н.Т. Чибисова, автора названия литературного объединения Ю.Н. Бабакина и некоторых авторов входивших в те далёкие времена в «Дмитровские зори». Я перепечатал практически почти всю рукопись В.И. Гусева, чтобы не исказить своим вмешательством его воспоминания. Посчитал лишь необходимым сделать небольшие комментарии. В.И.Гусева я видел лишь однажды, когда он зашёл на одно из заседаний возрождённых «Дмитровских зорь». Он зачитал рецензию на стихи А. Горшенкова. Сам же В.И.Гусев довольно много публиковался в районной газете. Публиковались его стихи, короткие рассказы. Патриот Дмитрова он хорошо помнил жизнь города послевоенного времени. К сожалению, он не смог издать ни одной книги. Всё его литературное наследие в рукописях находится в литературном фонде музея-заповедника «Дмитровский кремль» и заслуживает внимания всех, кого интересует литературная жизнь района. Его воспоминания о литературном объединении заканчиваются практически на Ю. Куликове. Позже В.И.Гусев проживал в Москве и такого тесного общения с литературным объединением не имел.

Для более полного представления о судьбе литературного объединения я должен обратиться к воспоминаниям Светланы Городецкой, которая и ныне плодотворно трудится в нём. Она вошла в литературное объединение в 1978 году, оказалась свидетельницей его угасания после ухода Д.А. Бутовецкого в 1987 г. и возрождения в 1997 г. Стремление к общению у любителей поэзии не угасло.

«В 1980-81 годах при дворце культуры Завода фрезерных станков собрался литературный кружок вокруг тогдашнего директора дворца культуры Юрия Астамуровича Лакербая. Заседания проходили раз в месяц в здании ДК. Юрий Астамурович – поэт, киносценарист, член Союза писателей СССР, спортсмен, автор нескольких книг и нескольких фильмов. Прежде всего он побуждал работать. При нём невозможно было не писать. Очень грамотные и точные разборки с подробным объяснением – почему, ложились прямо на подкорку. При нём коллектив поэтов вырос, сильно помолодел и активно набирался профессионализма. Жёсткая манера руководителя заставляла быть к себе очень критичными. Выхода в печать мы не имели – районная газета была глуха. Но мы встречались с другими коллективами и в 1982 году выпустили самиздатом книгу-сборник наших лучших поэтов. Сами печатали, сами оформляли, сами переплетали, сами сшивали. Получилось экземпляров семь. Назвали мы сборник «Ступени» по названию коллектива. Поэты города Дмитрова набирали силу. Ярко заявил о себе поэт Николай Сунгуров, прекрасные стихи о природе, о вечном написал Валерий Куйдин, начали пробовать свои силы лирик Владимир Донягин, Анатолий Деулин, Вера Карцева, я и ещё десяток молодёжи. Появились у нас и «старички» Гусев, Таран, Герман Норов, Пётр Дмитриев, Виктор Байгужаков, Александр Крутиховский - новые много обещающие имена. Расцвет был ярким, но недолгим. Вскоре Ю.А. Лакербай из директоров ушёл. Коллектив распался.
Но видать такова судьба «Дмитровских зорь», то разгораться, то гаснуть. В 1986 году, а может быть и раньше, газета «Путь Ильича» возобновила свою работу с молодёжью. На этом фоне возродились «Дмитровские зори» и возглавил их выросший в этом литобъединении Давид Абрамович Бутовецкий. Мы опять стали собираться в здании районной библиотеки на первом этаже. Давид Абрамович возился с нами бережно, но дотошно. Он имел очень хорошее чутьё на погрешности. Стали появляться литературные странички в районной газете. Мы стали чаще выступать на различных литературных и поэтических встречах. Работа была спокойной, но уверенной, профессионализм рос.
Время было неспокойное – перестроечное, повеяли ветры свободы, этим пользовались ловкие люди, сменилось руководство газеты, и Давида Абрамовича уволили за критику. Он уехал работать в Москву, «Дмитровские зори» погасли в 1987 году на девять с лишним страшных лет».

В 1979 году в «Дмитровские зори» пришёл старшеклассник Саша Горшенков. Несколько выдержек из его странички о той поре помогут представить обстановку в литературном объединении.

«Признаться, я волновался. Собрались в тот раз в тесном кабинете замредактора Юрия Куликова, который тогда руководил «Дмитровскими зорями». Помню рассевшихся на стульях вдоль стен Давида Абрамовича Бутовецкого, активного и инициативного, «правую руку» главы литобъединения, Гришу Вихрова, Андрея Гольцова, тогда ещё совсем молодых, чуть старше меня самого, Светлану Городецкую, Валерия Георгиевича Куйдина, впоследствии своего старшего товарища.

Приняли меня хорошо. Только Гриша Вихров, улыбаясь, всё осаживал – да ты не вскакивай, читай сидя, как остальные…

Вскоре я начал общаться с Давидом Абрамовичем. Одно время я считал его значительным поэтом, особенно за стихотворение о Блоке: «Кровавая капелька клипса, Дрожащая в мочке ушной, Напомнила Апокалипсис, И ужас возник за спиной». Шёл по апрельской улице и повторял эти строки, навеянные автору дневниками великого лирика.

Встретил тогда мельком также Владимира Ивановича Гусева, но дружба с ним началась значительно позже.

С Давидом Абрамовичем я переписывался во время службы в армии, писал ему из Афганистана. Вернувшись в 1984-м году, увидел его уже в роли руководителя «Дмитровских зорь». Вскоре с его подачи я впервые напечатался - конечно, в «Путь Ильича». Я был очень доволен. Надо сказать, что напечататься в газете тогда и сегодня – две большие разницы, как говорят в Одессе. Тогда было неизмеримо сложнее. Во-первых, в районе имелось одно-единственное издание, а не добрый десяток, как сейчас. Во-вторых, даже и цензура ещё существовала, вернее перестраховка.

Из «перестроечных» лет помню врача-психиатра Льва Тарана, грузного одышливого. Он вскоре напечатался в самом «Новом мире», выпустил книгу, что в ту эпоху вообще находилось на грани фантастики, словом, заработал себе какое-то имя и в узких так называемых профессиональных кругах. К сожалению, Лев Таран довольно рано умер.

Известным поэтом стал и Григорий Вихров, уехавший сначала в Сибирь, а потом в Тулу».

Такова история возникновения и работы «Дмитровских зорь» в течение 39 лет. Она очень интересна тем, что «Дмитровские зори» сами себя питали, росли, менялся состав. Руководители росли в самом литобъединении. Молодой рабочий Юрий Куликов вырос и стал руководителем. Учитель Давид Бутовецкий начинал в литобъединении. Затем стал тоже его руководителем. Подобным образом вырастали и становились руководителями после возрождения «Дмитровских зорь» Александр Горшенков и Светлана Городецкая.

Возрождение «Дмитровских зорь» после десятилетнего их молчания я застал в год возобновления его работы, поэтому могу высказывать свою точку зрения на происходящее.

2. ВОЗРОЖДЕНИЕ

В 1997 г. в районной газете «Дмитровский вестник» я увидел объявление о возобновлении работы литературного объединения «Дмитровские зори». Оно меня естественно заинтересовало.

Идею возобновить «Дмитровские зори» принадлежала Виктору Байгужакову. Его поддержали А. Горшенков, С. Городецая. Обратились они в библиотеку, в редакцию газеты, но нигде не нашли поддержки. Поддержку нашли в литературном фонде музея «Дмитровский кремль». Для достоверности картины обращусь к сообщению в газете «Дмитровский вестник» то 17.05.1997 г, которое было опубликовано за подписью В. Байгужакова. Приведу его дословно:

«Идею возродить в районе литературное объединение высказывали многие наши поэты, прозаики, барды. Но было очевидно, что от «бумажных» планов до их реально воплощения - «дистанция огромного размера». Прежде всего, вопрос упирался в отсутствие помещения, где могли бы собираться литераторы.
Всё оказалось гораздо проще. Короткий разговор с генеральным директором музея-заповедника «Дмитровский кремль» И.В. Кишкиным – и проблема была решена. Тем более выяснилось, что у заведующей литературным фондом музея Н.А. Кудиновой тоже была идея собрать дмитровских литераторов под одну крышу.
На первую встречу, к сожалению, пришли немногие. Зато среди пришедших были известная поэтесса Татьяна Смертина, прозаик Сергей Панасян, выпускник литературного института им, Горького поэт Александр Горшенков. На собрании каждый высказал своё мнение о том, каким он хочет видеть литобъединение. Прозвучала мысль, что целью такого сообщества должно быть не только духовное общение, но и помощь начинающим авторам. Литобъединение не должно быть узконаправленным, а организацией с широкими культурными задачами. И назвать его решили «Дмитровскими зорями». В своё время литобъединение с таким названием активно действовало у нас, и из памяти любителей литературы оно ещё не стёрлось.
Было решено наши встречи проводить во вторую субботу каждого месяца. Ждём всех желающих. И в первую очередь – людей пишущих. Поэты, прозаики, драматурги, барды и иже с ними, приходите!» В. Байгужаков.
Заседание это состоялось 12 апреля 1997 г. Кроме указанных в заметке присутствовали ещё Сладков А.В, Кабанов В.И., Дорохина Т.Н. По разговорам на собрании предложили возглавить литобъединение Татьяне Смертиной, однако она отказалась.

Я пришёл на второе или третье заседание, точно не помню, увидел всех вышеназванных авторов, кроме Т. Смертиной и С. Панасяна. Вела заседание Н.А. Кудинова. Авторы читали стихи на заранее объявленную тему (кувшин, храм). Эта идея просуществовала недолго. Где-то в это же время решали, кто станет руководителем. Решили выбрать А. Горшенкова, который к этому времени заканчивал Литературный институт. Фактически продолжалось двойное руководство. Вела заседания Н.А. Кудинова, А.А. Горшенков участвовал в разговорах, обсуждениях.

По сравнению с приморскими литературными объединениями «Тихоокеанские зори» и «Литературное объединение Творчество» (ЛОТ), в которых я принимал участие во Владивостоке, уровень оказался значительно ниже. Сама система обсуждений в это время не была эффективной. Заранее стихи не брали и не прочитывали. Но к заслугам Н.А. Кудиновой надо сказать, что она внесла определённый вклад в работу «Дмитровских зорь». Нина Алексеевна имела хорошие связи в Управлении культуры, администрации, знала многих библиотекарей района. Начались поездки по району. Особенно часто выступали в Деденевской, Куликовской, Сысоевской и Костинской библиотеках.

Надо сказать, что отсутствие нормальной литературной работы внутри объединения не способствовало его внутреннему росту. Инициатор возрождения В. Байгужаков присутствовал на двух-трёх заседаниях и прекратил их посещение, не знаю, по какой причине. А Горшенков по настоящему роль руководителя на себя не взял. Активизировалось литобъединеие только во время поездок.

В 1998 г в Московское отделение Союза писателей России были приняты члены «Дмитровских зорь» А. Горшенков и В. Кабанов.

В 2003 году Московский областной Союз писателей проводил Областной конкурс литературных объединений «Поэтическое Подмосковье». Роль руководителя взяла на себя Светлана Акыловна Городецкая. Вместе с Н.А. Кудиновой они подготовили необходимые документы. Встреча состоялась в Центральном доме литераторов, С. Городекая была награждена Дипломом за творческий вклад в проведение Областного конкурса и высокопрофессиональное руководство.

К заслугам С. Городецкой надо сказать, что к этому времени она придумала и нарисовала Эмблему «Дмитровских зорь». Эта эмблема стала затем символом литературного объединения. После компьютерной обработки сотрудницей Центральной Дмитровской районной библиотеки О. Кондаковой эмблема вошла в издаваемые книги на лицевой стороне.

В 2003 г. из «Дмитровских зорь» выделилось молодёжное объединение, которое возглавил Владимир Никулин, обладающий незаурядными организаторскими способностями. Позже он стал инициатором проведения молодёжного конкурса «Поэтическая весна», поддержанного главным специалистом Управления культуры Дмитровского района Н.Э. Петровой. Этот конкурс очень хорошо активизировал школьников Дмитровского района.

Незабываемой была поездка членов обоих литобъединений в Мураново на Тютчевские встречи в 2004 г. Администрация выделила автобус. Как музейный работник Нина Алексеевна договорилась о проведении интересной экскурсии по музею Ф. Тютчева. Выступали в саду на открытом воздухе. И, несмотря на неблагоприятные погодные условия, поездка произвела очень хорошее впечатление. В поездке участвовали Н. Кудинова, Т. Смертина, В. Куйдин, С. Городецкая, В. Кабанов, В. Красавин, В. Никулин, М. Путевская (Набоженко) и авторы-исполнители В. Лёвочкин, Иван и Вера Березины, В. Елисеев.

Начиная с того же года «Дмитровские зори» стали ежегодно участвовать в проведении Всемирного Дня Поэзии. Проводились они в разных местах, во Дворцах культуры не всегда при заполненных залах.

2004 год порадовал нас и ещё одним событием. Это был год 850-летия города. К юбилею города впервые в районе вышел коллективный сборник стихов дмитровских авторов.

Идея возникла у меня за пару лет до юбилея города с надеждой, что к юбилею найдут деньги. Мы зашевелились, стали собирать стихи. Через некоторое время я решил, что идея эта не будет воплощена, и практического участия в выпуске книги не принимал. Но к чести Н.А. Кудиновой и С.А. Городецкой они руки не опустили. Нина Алексеевна обошла не один кабинет, проталкивая её. С.А. Городецкая практически процентов на восемьдесят на своей машинке напечатала стихи. Это надо было сделать для тех, у кого стихи были представлены в рукописи.

Когда речь зашла о названии, я решил не хранить за пазухой название, которое планировал дать своей дмитровской книге, и подарил его сборнику «Город радости моей». Название понравилось. Помню, какую испытывал радость, когда мы с С. Городецкой были в кабинете Заместителя Главы администрации Е.А. Виноградовой, и она сообщила, что деньги на книгу выделили.

Ещё большей радостью было увидеть эту книгу. Основу её составили стихи поэтов «Дмитровских зорь». В книгу включили стихи прежних авторов литературного объединения, а также мастеров слова Ю.М. Чернова и Т.И.Смертиной. К сожалению, по настойчивости руководителя «Студии АВТОР» в неё вошли стихи молодых, ещё не набравших силу авторов. Не все стихи и «Дмитровских зорь» были совершенны. Это позволило после выпуска книги в двух статьях «Дмитровского вестника» подвергнуть её критике. Естественно, что книга, выпускаемая при участии столь разнородных сил, не могла быть безгрешной. Но к юбилею города она стала хорошим подарком. И в этом очень большая заслуга двух активных женщин Н.А. Кудиновой и С.А. Городецкой.

Однако внутренняя работа в литобъединении постепенно угасала. Отсутствие нормальной литературной работы не способствовало росту авторов. Порой стихи читали авторы, далёкие от поэзии. А хотелось им прочитать как можно больше. Из-за этого у более опытных авторов угасал интерес к литературному объединению. Встречи так и проходили раз в месяц, но количество присутствующих на заседаниях ограничивалось четырьмя-пятью участниками. Определяющим образом сказывалось и отсутствие места публикаций в периодической печати. Районная газета стихи не печатала.

В это время я решил рискнуть и взять руководство на себя хотя бы временно, не зная, что из этого получится.