09 Май2019

Воспоминания о войне

Дулова (в девичестве Тынкова) Евдокия - некоторое время была жительницей Дома Доброты г. Дмитрова.

Родилась 17 июля 1938 года в деревне Дьяково Лотошинского района Московской области. Когда началась война, Дуне было всего 3 года. В декабре 1941 года деревню Дьяково захватили немцы. У людей отбирали еду, одежду, выгоняли из своих домов. В доме Тынковых немцы устроили полевую военную кухню. 54 жителя деревни, включая семью Тынковых из троих взрослых и восьми детей, скрывались в ближайшем блиндаже, с восточной стороны которого находились наши войска, а с западной – гитлеровские. В зимнюю стужу, без куска воды и еды, под постоянными бомбежками и свист пуль, женщины, старики и дети боролись за жизнь более трех недель. Дети и взрослые пытались, вылезая из ямы ползком, набрать снега, перемешанного с землей от взрывов и нечистотами, чтобы утолить жажду. Безоружных людей практически в упор расстреливали фашистские снайперы: у входа в блиндаж росла гора трупов. Дети и старики умирали от истощения. Спасительное укрытие для людей одновременно оказалось западней. Обезумевшие люди рисковали за каплю воды своими жизнями! Многие пытались выбраться набрать снега, доползти за едой до дома, но вражеские пули неминуемо настигали каждого.

Видя как мучаются от голода сестры, Володя, старший брат Дуни решил ползком пробраться в свой дом и принести что-нибудь поесть. На обратном пути он зачем-то поднялся, и пуля сразила его у самого блиндажа. Он только успел выдохнуть: «Мама, ранило меня!» и упал в проем прямо на руки матери, Ольги Федоровны. Пять мерзлых картофелин нащупала она в его кармане. Вскоре умер дедушка, стали пухнуть от голода младшие сестры, папа, Андрей Нефедович, постоянно разгребая снег от входа, чтобы воздух поступал в блиндаж, сильно заболел, ослеп от голода. В тяжелом положении были и другие. У людей надежда на спасение почти пропала.

И вот в ночь на 14 января мама и папа Тынковы, подозвали к себе сына Васю: «Ползи, сынок в наш дом, там есть ларь ржи». Они знали, что посылают сына на верную смерть, но иначе погибнет вся семья. С Васей поползла девочка Катя. Прошла ночь, затем день – они не вернулись. Невозможно было описать горе родителей, уже похоронивших своих детей. И вот на исходе второй ночи вернулся в блиндаж Вася. Он принес детям хлебные соски, немного сахара и рассказал, что им с Катей удалось добраться до наших бойцов. И вот в ночь на 16 января обессилевшие люди по одному выползали из блиндажа, чтобы добраться к нашим позициям, где их уже встречали. На следующий день деревня Дьяково, наконец-то была освобождена. Но спасти младших сестренок Дуни врачам не удалось.

Из 54 человек в живых осталось только 22 человека. В этой трехнедельной игре со смертью погибли трое из восьми детей Тынковых, умер от голода и жажды дедушка. Папа, Андрей Нефедович, постоянно разгребая снег от входа, чтобы воздух поступал в блиндаж, сильно заболел, ослеп от голода. К марту Андрей Нефедович усилиями врачей поправился и сразу пошел на фронт, что бы мстить врагам за муки и смерть детей. Сражался храбро, шесть раз был ранен. Умер он в 1946 году, почти сразу после войны: сказались ранения и дни, проведенные в блиндаже.

В результате боев от деревни Дьяково практически ничего не осталось: почти из сотни домов осталось только восемь. Сейчас деревни нет: она осталась только в памяти людей, на старых картах, да выцветших фотографиях.

ПОБЕДА РОДИЛАСЬ ЗДЕСЬ!