Шуколово
Деревня расположена в центральной части района, примерно в 10 км южнее Дмитрова, по левому берегу реки Икша, у впадения притока Икшанка. Ближайшие населённые пункты менее, чем в 1 км - Деденево на востоке, Данилиха на юге и Целеево на севере.
Впервые упоминается в документах 1627 года, в связи с покупкой села боярином Даниилом Шокуровым. В 1701 году в Шуколово была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. После сибирской ссылки здесь подолгу гостил в гостях у дочери, вышедшей замуж за Дмитрия Васильевича Молчанова, декабрист Сергей Волконский. Некоторое время имением Молчановых управлял другой декабрист - Александр Поджио, о чем оставил свои записи.
Вот что писал в начале 1990-х о старинном Шуколове дмитровский краевед Ромуальд Хохлов:
«В двух километрах к югу от железнодорожной станции Турист, на одном из холмов Клинско-Дмитровской возвышенности, живописно расположилось старинное село Шуколово. Приземистая каменная церквушка начала XVIII века, пустырь на месте усадебного дома, порядок старых деревянных домов - свидетельства истории села, сведения о котором можно найти еще в писцовых книгах 1627 г. «В Вышегородском стане за Дмитровцем Даниилом Михайловым сыном Шокуровым купленная вотчина, по купчей мачехи его вдовы Пелагеи Михайловской жены Шокурова, село Шуколово, а в нем место церковное, где была церковь Успения, пречистыя Богородицы...»
Из этого свидетельства можно сделать вывод о том, что уже в начале XVII века Шуколово было вотчиной бояр Шокуровых и что здесь имелась деревянная церковь во имя Успения, сгоревшая, вероятно, в годы смуты. Можно полагать, что и само название села произошло от фамилии его владельцев, от первоначального «Шокурово».
В окладных книгах патриаршего Казенного приказа 1678 г. упомянута деревянная церковь в Шуколове, вотчине Федора Даниловича Шокурова, а в 1701 г. выдан антиминс во вновь построенную каменную Успенскую церковь, которая с позднейшими перестройками дошла до наших дней. После смерти Ф.Д. Шокурова селом владел его сын стольник Иван, а в 1753 г. оно принадлежало вдове И.Ф. Шокурова Настасье Андреевне с сыном Василием и дочерью Марфой.
К 1772 году его вдова продала имение И.С. Васильчикову, но в том же году оно было куплено женой И.В. Шокурова – Авдотьей Богдановной. Таким образом, Шокуровы более полутора столетия удерживали в своем владении подмосковную вотчину, которая уже в следующем столетии попала в руки помещиков «средней руки» Молчановых.
По данным указателя К. Нистрема (1852 г.) Шуколово, село второго стана, находилось во владении чиновника 6 класса Василия Ларионовича (Илларионовича) Молчанова и в нем насчитывалось 10 крестьянских дворов и 112 душ крестьян. За сына этого владельца Шуколова и вышла замуж вторым браком дочь героя Отечественной войны 1812 года, декабриста С.Г. Волконского - Елена Сергеевна, которой вскоре из-за недееспособности серьезно больного мужа пришлось взять на себя управление имением.
Здесь, после возвращения из Сибири в 1856 году, гостил сам князь Сергей Григорьевич Волконский, а в 1861 г., вскоре после опубликования Манифеста 19 февраля, Е.С. Молчанова пригласила в качестве управляющего друга своего отца и товарища по ссылке Александра Викторовича Поджио, незадолго перед этим возвратившегося из Сибири.
Поистине с юношеским пылом взялся А.В. Поджио за практическое осуществление мечты своей и товарищей, вышедших 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Интересные подробности о жизни и делах А.В. Поджио в Шуколове содержатся в воспоминаниях его сибирского ученика и друга, впоследствии известного врача Н.А. Белоголового. Показательны для понимания обстановки первого года «крестьянской реформы» письма А.В. Поджио своему другу.
«Теперь взялся за дело, - сообщал А.В. Поджио в одном из писем, - только что прислали доверенности. А как бы вы думали, что из двух труднее? Определить ли надел с соглашением крестьян ли составить грамотку? (т.е уставную грамоту, определявшую условия освобождения крестьян). Первое уже кончено, а не угодно ли теперь взяться за последнюю: получасовой труд растянут в месячный. Сосед Лужин (помещик соседнего с Шуколовым села Григорково) по обоюдному соглашению представил четыре грамоты, и одна за другой были ему возвращены: одна не дополнена, другая – переполнена, одна ниже, другая – выше и пр. Теперь мудрецы-юристы ломаются, пока есть время, а так увидите, как настанет срок подходить, так и начнут, как водится, валить через пень в колоду. Хозяйство здесь ничтожное, но сложно: трехэтажный дом, 23 человека дворни».
Судьба последней особенно беспокоила А.В. Поджио, как явствует из того же письма: «А все-таки дворовых мне не сбыть. С 1-го января мои граждане начнут свою вольную общественную жизнь, а дворовые? - Подумайте за меня».
Все же за год с лишним, которые он пробыл в Шуколове, А.В. Поджио сумел выполнить поставленную задачу: наладить отношения с «новыми гражданами», как он называл бывших крепостных, и утвердить уставную грамоту.
В ответ на настойчивые приглашения своего старшего друга Н.А. Белоголовый в конце 1862 года навестил А.В. Поджио, незадолго до его отъезда из Шуколова.
«Я нашел, - писал позднее Н.А. Белоголовый в своих воспоминаниях, - убогую деревнюшку, занесенную сугробами свежего снега ослепительной белизны, что придавало ей искусственную опрятность и даже несколько нарядный вид». Что же касается А.В. Поджио, то он ютился с семьей в двух комнатах первого этажа барского дома, а, поскольку большая незанятая часть оставалась необитаема и не отапливалась, отовсюду несло холодом. Сам Поджио на своем век привык мириться со всякими невзгодами и гораздо худшей обстановки, но теперь сокрушался за свою жену и дочь Варю, обреченных прожить суровую и долгую зиму в пустом холодном доме, лишенных всякого общества – и это еще не беда, а главное, лишенных свежего воздуха, так как зачастую по целым неделям им не было возможности выйти из дому по причине морозов и сугробов». Вскоре А.В. Поджио с семьей покинул Шуколово, и старый барский дом остался необитаемым. Позднее он был разобран, и кирпичи его первого этажа пошли на ограду церкви, а верхние деревянные этажи перевезены в Яхрому, где были использованы при постройке клуба.
Шуколово, в котором в настоящее время находится молочная ферма колхоза имени Калинина, не попало в список так называемых «неперспективных деревень». Удобное местоположение села в районе, который популярен среди московских туристов и дачников, позволяет надеяться на перспективу».
Об истории и происхождении села Шуколово есть и другие версии.
Каплин В.Е. в «Материалах к истории селений Дмитровского района» пишет:
«О селе Шуколово в статье М.Н. Тихомирова говорится: «Шуколово Вышкгородского стана. В 1559 году в Шуколове была уже церковь Успения Пречистой Богородицы (Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках Н.В. Лихачевым, 36-39). В первой половине XVII века принадлежало Дан.Мих Шокурову (пер.кн. 7136)».
О владении селом Молчановыми В.Е. Каплин приводит интересные сведения:
«В 1840 году, отбыв десятилетние каторжные работы на Петровском заводе, С.Г. Волконский с семьей (он, жена Мария Николаевна, сын Михаил и дочь Елена, родившаяся в 1835 году) переехал на поселенье в с. Урик, близ Иркутска, откуда в 1844 году семья переселилась в Иркутск. В Иркутске семья Волконских прожила вплоть до амнистии декабристов, «дарованной» Александром II в августе 1856 г.
(Сергей Григорьевич Волконский отмечен в Дмитровской истории тем, что именно приближение его военного отряда заставило в 1812 году французов покинуть ненадолго занятый Дмитров).
В эти годы губернатором Восточной Сибири был Н.Н. Муравьев-Амурский, в управлении которого служил чиновником Дмитрий Молчанов.
Как явствует далее в воспоминаниях и рассказах современников, Дмитрий Молчанов обратил на себя внимание Марии Николаевны, и когда дочери Елене исполнилось 16 лет, она решает выдать ее замуж за Молчанова. Евгений Иванович Якушкин, сын декабриста, пишет: «Ее (М.Н. Волконскую) предупредили, что Молчанов не составит счастье ее дочери - объясняли ей, что он за человек, и сам Волконский сказал решительно, что он не согласится на эту свадьбу. Все было напрасно. Мария Николаевна не хотела никого слушать... Старик, наконец, уступил». А дальше произошло следующее.
Через год после брака с Еленой Волконской Дмитрий Молчанов был обвинен во взяточничестве, и на него было заведено «следственное дело» (со всеми отсюда моральными последствиями). Тянулось следствие несколько лет. Оно хотя и кончилось в 1856 году признанием невиновности Молчанова, но, находясь под следствием (а некоторое время и в тюрьме), Д.В. Молчанов заболел прогрессивным параличом, приведшим к сумасшествию, а затем и к смерти. Умер Дмитрий Молчанов в 1857 году в с. Шуколове, куда его привезли из Иркутска на лечение в Москву. Он в то время уже наследовал от отца Шуколовское имение. От брака с Еленой Волконской у него был сын Сергей, который впоследствии наследовал Шуколово (не только официально, но и по «записи матери»). Елена Сергеевна после смерти мужа вышла замуж за известного в те годы графа Кочубея и выехала по местожительству второго мужа в село Воронки на Украине.
По сведениям Канцелярии Московского губернатора, за Молчановыми по Шуколовскому имению числилось земли 543 десятины, ревизских душ: крестьян - 55, дворовых - 21.
После амнистии 1856 года С.Г. Волконский возвратился в Москву и неоднократно приезжал в Шуколово, к семье любимой дочери. С ним вместе в Шуколово приезжала и Мария Николаевна - героиня поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». (Более подробно в Волконских и Молчановых смотри в моей рукописи «Декабрист С.Г. Волконский», а также в статье краеведа Е.Л. Милашевич, опубликованной в районной газете «Путь Ильича» (№5, 11/I-1966 г.)».
В.Е. Каплин приводит также сведения о враче Н.А. Белоголовом, с которым был в дружбе и состоял в переписке А. В. Поджио.
«Несколько слов об авторе «Воспоминаний». Николай Андреевич Белоголовый (1834-1895) - известный для своего времени врач, у которого лечились многие видные люди литературного круга (Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Уроженец Восточной Сибири, он в юношестве познакомился со многими декабристами и, став врачом, лечил некоторых из них. Для М.Е. Салтыкова-Щедрина он был одним из самых первых друзей. Являясь лучшим врачом-терапевтом своего времени, Н.А. Белоголовый был очень разносторонним человеком и широким кругом общественных интересов. Салтыков-Щедрин писал Белоголовому: «С Вами, кроме болезней, о многом другом можно было посоветоваться». Декабристы П.И. Борисов, П.И. Юшневский, А.В. Поджио были его первыми учителями, когда он жил в Сибири.
Александру Викторовичу Поджио во время его управления Шуколовским имением Молчанова было почти 65 лет (он родился в 1798 г. и умер в 1873 г.).
Следует заметить, что, окончив в Шуколове все дела по проведению в жизнь «мероприятий» реформы, Поджио не остался в Шуколове в должности управляющего. В 1864 году он вместе с семьей переезжает за границу (вначале в Швейцарию, а затем во Францию). Затем, «почувствовав приближение смерти», возвращается в Россию, где 6 июня 1873 года и скончался. Похоронен в Воронках, в имении Е.С, Волконской-Кочубей, рядом со своим другом - Сергеем Григорьевичем Волконским (пережив последнего на 8 лет)».
О селе Шуколово и Успенской церкви пишет также Ю.М. Елохина:
«Древнее село Шуколово… красуется на весьма живописном месторасположении. Его можно назвать полуостровом. Восточную часть Шуколова огибает речка Икша, южную – речка Бобровка, северную – безымянный, мелкий, но вечно ползущий из болота ручей, западная сторона — на высоте горы равнина занята дачей с приписною к Шуколову церковью генерала Лужина… С вершины этого полуострова, которая покрыта не изысканным, но приятным садом священника, видно в окрестности 12 сельских церквей. Открытые ландшафты и местные рощицы на крутых горах с весенними певцами соловьями дополняют поэзию дачи…». Такой предстала в первой половине XIX века перед со-ревнителем Императорского Московского общества истории и древностей Российских - Гавриилом Алексеевичем Громовым - местность, где расположена сохранившаяся доныне одна из старейших в Дмитровском районе церковь Успения Божией Матери.
История освоения шуколовского холма, как и история Успенской церкви, берёт своё начало в глубокой древности, когда после битвы на Куликовом поле отличившиеся подданные московского великого князя получали в Замосковном крае свои новые владения. Один из сыновей князя Ивана Александрова Всеволода – Глеб, прозванный Шуколом – в XV веке основал на дмитровской земле селение, позднее получившее в народе название Шуколово. Интересно, что людская молва ухватилась исключительно за прозвище основателя, которое вольно можно связать с малоросским «шукати» — искать, разыскивать.
Иногда в краеведческой литературе просматривается желание исследователей связать происхождение названия села с искажённой в простонародии фамилией помещика Шокурова, но это предположение ошибочно, поскольку Шокуров купил село, когда оно уже было Шуколовым.
Успенская церковь, стоящая в селе, впервые и безо всяких подробностей, по случаю упоминается в торговой документации 1559 года.
Церковное место на живописном холме пустовало вплоть до 1678 года, когда сын и наследник Даниила Шокурова Фёдор перевёз в собственное село деревянную церковь Успения из Переяславля-Залесского. Вероятно, освящение вновь собранного здания состоялось в 1695 году, как и возобновление церковных служб, поскольку только спустя 17 лет после переезда храму был выдан новый антиминс на старый престол «под росписку той же церкви священника Алексея».
Шуколовскому храму по сей день в полной мере присущ дух допетровской поры; по своей типологии он принадлежит к архаизирующей линии памятников, тем более, что его образцом была ещё более ранняя Успенская церковь в московском Рыбном переулке у Гостиного Двора. «Прообраза» храма в Шуколове давным-давно нет — он был разобран городскими властями в 1873 году при строительстве нового здания Купеческой Биржи.
Архитектурные особенности церкви предполагают, что ее строители Лужины уже изначально видели в Успенской церкви не только помещение для богослужений, но и свой родовой склеп. Шокуровы, как владельцы села, последовали примеру родовитых соседей. Им также принадлежало одно захоронение XVIII века рядом с усыпальницами Лужиных в храме - коллежского советника Василия Ивановича Шокурова, сына стольника Ивана Фёдоровича. Его же наследник – Иван Васильевич Шокуров, при котором была возведена новая колокольня – нашёл последнее пристанище уже вне храма. Место его упокоения с 1822 года и доныне отмечает каменный столбик с едва читаемыми надписями, вмурованный в северную стену притвора.
После управления селом Молчановыми и Поджио, жизнь в Шуколово как бы замирает. Помещики в Шуколове, хотя и имелись, но давно уже здесь не проживали, да и не проявляли к своей «подмосковной» сколько-нибудь заметного интереса. Не было у них стремлений к тому, чтобы превратить её в настоящую родовую усадьбу, подобно тем, что были в Ольгове или Даниловском. Не получили здесь развитие и промыслы в отличие от других деревень и сёл Ольговской волости, где во второй половине XIX века распространилось, например, кустарное производство металлической игрушки (Шуколово до 1917 года числилось в Ольговской волости, а затем перешло в Деденевскую). Земля на шуколовском холме ещё в XVIII веке была заявлена как «худая», но, пусть это и звучит парадоксально, село искони жило исключительно сельским хозяйством. Старожилы сохранили память о здешних прекрасных покосных лугах, дававших сено завидного качества, а также и о том, как крестьянские бабы в сезон ходили по лугам цепью и выбирали из кормовой травы каждую сорную поросль. Приличные урожаи здесь давала вполне традиционная капуста и… помидоры. Под последние, методом проб и ошибок, был отведён весь юго-восточный склон. Заграничная культура, особенно во времена колхоза, не получала здесь какого-то особенного ухода; под тяжестью множественных плодов растения просто стелились по земле, отчего склон на время соответствующего сезона приобретал весёлый красно-оранжевый румянец.
В начале XX века приход Успенского храма (состоявший из крестьян села Шуколово и сельца Григорово, деревень Новлянки, Муханки, Малушино и Гаврилково) насчитывал порядка 500 человек, а его штат состоял только из одного священника и псаломщика.
Революционные изменения 1917 года коснулись и Шуколова. В 1922 году во всех храмах Дмитровского уезда было произведено изъятие предметов культа из золота и серебра. В храме оставался служить отец Михаил Кадышев. Об отце Михаиле от его правнучки Меркуловой Людмилы Константиновны известно, что он дожил до преклонных лет, умер своей смертью и был похоронен в посёлке Деденево в Спасо-Влахернском монастыре у храма в честь иконы Спаса Нерукотворного. Но его зять, отец Николай Крылов, который 40 лет нёс пастырское послушание в Спасо-Влахернском монастыре и сослужил по большим праздникам в Шуколове, в 1936 году был арестован – взят прямо со службы из монастырского храма. Отец Николай погиб, находясь в ссылке в Карлаге. В 2000 году постановлением Священного Синода он был причислен к лику святых как священномученик Николай Спасо-Влахернский.
В 1920-х в Шуколове некоторое время служил ещё один канонизированный новомученик – иеромонах Николай (Салтыков) из Николо-Пешношского монастыря Дмитровского уезда, направленный в Успенский храм по закрытии святой обители.
Успенская церковь как недействующая была закрыта в 1935 году, а помещение использовалось под сельскохозяйственные нужды образованного колхоза им. Калинина.
Интересную характеристику местным жителям округа дала Наталья Семпер-Соколова: «1931 год. Нравы населения в целом в каждой деревне разные – шуколовские сплочены и трудолюбивы; данилихинские лентяи, поэтому бедняки; новлянские – «людоеды», у них не раз случались убийства; целеевские сварливы – часто ругаются и дерутся. От их характеров зависел и характер коллективизации… Шуколовские аборигены делятся на два «клана»: Широковых и Талеевых с примесью Власовых. Все опрятны, как немцы, трудолюбивы, как китайцы, одинаково зажиточны и дружелюбны. Избы чистые и прочные, стоят на склоне одна за другой. Трагедия раскулачивания миновала их оттого, что все жители – родичи и середняки; почуяв беду, благоразумно вступили в колхоз и взялись за дело, ещё больше разбогатели. Стадо небольшое, но упитанное, чистое; на трудодни получают много, как ни запутан этот расчёт… Так было до нового бедствия – укрупнения колхозов, оно и загубило советское сельское хозяйство… Объединяли по 20-25 деревень, ликвидировали отдельные хорошие фермы, включали пьющих, ленивых, бездельников, как в Данилихе. Шуколовские работяги возмущались и потеряли охоту на них работать; всё начало приходить в упадок – впрочем, это случилось гораздо позже».
Интересно отметить, что в 1960 году Совмин РСФСР издал постановление № 1327, которым взял шуколовский храм под охрану государства как памятник истории и культуры. Но реальное восстановление храма началось лишь после передачи его Русской Православной Церкви в 1992 году. Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 Успенская церковь в селе Шуколово Дмитровского района была отнесена к объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры федерального значения.
Среди осколков прошлого в Шуколове имеются остатки старинной липовой аллеи, которая в 2000-х годах разошлась между несколькими собственниками и сегодня стоит, разрезанная на части непроглядными заборами.
Её условное начало находится у двух потерявших вид лип одного возраста, стоящих в глубине бывшей усадьбы друг напротив друга вроде колонн; далее тянется заметный рядок стародавней жёлтой акации, некогда обрамлявшей аллею.
Также живы ещё исполинские лиственницы, окружавшие место господского дома. Некоторым из них, глядя на их огромные одеревеневшие корни, можно смело дать по 250-300 лет.
Тот бревенчатый дом с мезонином, что нынешние жители Шуколова именуют «барским», на самом деле таковым не является. Прежнего барского дома, привечавшего Шокуровых и Молчановых, уже давно нет. После революции он был полностью разобран, и большую его часть увезли в Яхрому на строительство клуба, а из оставшейся одной трети материала сложили дом под нужды коммуны. Его-то мы и можем наблюдать сегодня. У Натальи Семпер-Соколовой об этом доме читаем: «На самом краю оврага стоит очень нелепое деревянное здание с надстройкой, так называемый «Савенар»: это остаток дома князей Волконских. В конце XIX в. его купил француз, коммерсант Савенар; после революции комитет бедноты поселил в нём чернорабочих».
Из двенадцати церквей, что были видны с шуколовского холма в начале XIX века, теперь можно насчитать только шесть, и то, если вооружиться хорошей оптикой».
Пересеченная местность всегда дает возможность лицезреть красоту природных ландшафтов, это отмечали не только владельцы усадеб в прошлом, но и современные жители края и его гости.
Использовать склоны и холмы для активной и основательной тренировки спортсменов стали в этих местах с середины 1960-х годов, когда в Шуколово была построена спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР). Здесь начиналась карьера многих известных российских спортсменов.
С 2001 года эта всемирно известная школа носит имя именитого спортивного деятеля РФ, президента Российского Олимпийского комитета Леонида Тягачёва, он здесь родился и осваивал свои первые уроки горнолыжного катания также именно здесь. Сегодня Центр активного отдыха «Горнолыжный клуб Леонида Тягачёва» представляет собой всесезонный комплекс, предлагающий разнообразные возможности и для летних видов активностей.
К Шуколово построена современная удобная дорога, можно уверенно сказать, что село активно развивается и продолжает свою древнюю историю современными культурными и спортивными событиями.
Библиография:
Каплин, В.Е. Материалы к истории селений Дмитровского района. Дмитровский филиал РМАТ, музей-заповедник «Дмитровский кремль». Ч.3./ В.Е. Каплин. – Дмитров, 2003. – 389с. – (Анналы краеведения; вып. 11). – Текст : непосредственный.
Семпер-Соколова, Н.Е. Портреты и пейзажи: частные воспоминания о XX веке / Н.Е. Семпер-Соколова ; [сост. Э. В. Уткина]. - Москва : Московские учебники и Картолитография, 2007. – 447 с., [8] л. ил., портр. – Текст : непосредственный.
Tихомиров, М.Н. Села и деревни Дмитровского края в XV- XVI в.в. / М.Н. Тихомиров. – Москва : [б. и.], 1929. – Текст : непосредственный.
Хохлов, Р. Шуколово / Р. Хохлов // Дмитровский вестник. – 1993. – 18 сентября. – С. 3. – Текст : непосредственный.
Хохлов, Р.Ф. Шуколово / Р.Ф. Хохлов. – Текст : непосредственный // Чтоб не распалась связь времён… : сборник материалов под ред. Бородкиной Е.В. и Ясинской В.Н. – Москва: Издательство МосгорСЮТур, 1997. – С. 80.
Шаховская, А.Д. Природа Дмитровского края : краткий краеведный очерк : с 8 рисунками и картой / А.Д. Шаховская. – Москва : Дмитровское отд. Союза работников просвещения, 1923. - 93, [2] с., [1] л. карт. : черт., схемы; 23 см. - (Труды Музея Дмитровского края; Вып. 1). – Текст : непосредственный.
Елохина, Ю.М. Храмы современного Деденевского округа / Ю.М. Елохина. – Текст : электронный // Успенский храм в селе Шуколово. - URL: http://uspenie.pravorg.ru/istoriya-vokrug-nas/(дата обращения: 28.05.2020).