МЖБК

Дмитровский завод мостовых железобетонных конструкций (МЖБК) ведет свою историю с 1952 года. На сегодняшний день завод является крупнейшим предприятием отечественного мостостроения в составе ПАО «Мостожелезобетонконструкция».

Предприятие специализируется на выпуске железобетонных конструкций для железнодорожных и автодорожных мостов, в том числе пролетных балок длиной до 33 метров и массой до 100 тонн.

Благодаря мощной производственной базе завод имеет возможность изготовления самых разнообразных железобетонных конструкций, ведь с каждым годом потребность в них повсеместно растет.

Строительство завода в послевоенные годы было вызвано необходимостью быстрого восстановления страны, развитием производства железобетонных изделий для нужд транспортного строительства, которое ориентировалось на изготовление их на промышленных предприятиях.

В октябре 1951 года приказом Главмостостроя МПС назначается первый директор строящегося завода Юрий Павлович Монюшко. Государственная штатная комиссия при Совете Министров СССР утверждает штатное расписание аппарата управления Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций треста «Мостостройпром» Главмостостроя МПС численностью 28 единиц.

Проектная мощность завода определена в 10 тыс. кубометров железобетонных конструкций в год.

Уже в январе 1952 года завод выпустил 4416 м3 железобетонных конструкций (балки автодорожных и железнодорожных мостов, сваи) при численности работников 148 чел. Завод стал поставщиком изделий мостостроительным организациям в Сибирь, на Урал, в Поволжье и другие места нашей страны, а также за рубеж.

В 1954 году завод был передан в ведение Министерства транспортного строительства. И в соответствии с генеральной схемой размещения и развития строительной индустрии Минтрансстрой издает приказ о реконструкции завода с целью увеличения его мощности до 40 тыс. м3 железобетона в год.

Общая мощность переданных Минтрансстрою в 1954 году предприятий по изготовлению бетонных и железобетонных конструкций составила 180 тыс. кубометров в год. В течение следующего пятилетия мощности возросли до 2 млн. кубометров. Такой уровень был достигнут за счет постройки и расширения более 100 предприятий. Одним из них был Дмитровский завод, реконструкция которого завершилась в 1957 году.

В этом же году завод МЖБК объединяется с гравийно-песчаным заводом № 24, выпускающим нерудные строительные материалы (песок, щебень, гравий) в объеме 1450 тыс.кубометров в год. Завод №24 находился на песчано-гравийном карьере, расположенном на юго-восточной окраине Дмитрова со времен строительства канала Москва-Волга. После открытия канала из этого карьера добывали песок и гравий для московского метро, о чем сохранили названия дмитровские улицы – Метростроевская, Метро, Метростроевский переулок.

Дмитровский завод МЖБК, являясь индустриальной базой транспортного строительства, развитие которой с начала 1960-х годов ориентировалось на повышение технического уровня и наращивание производства прогрессивных конструкций и материалов, не остался без внимания отрасли. Заводу выделяются капитальные вложения на дальнейшую реконструкцию, которая проводится по проектам, разработанным авторитетными специалистами Гипропромтрансстроя.

В 1961 году проектная мощность достигла 60 тыс. м3 в год. Введен в эксплуатацию цех ЖБК-2 по производству напряженно-армированных балок пролетных строений. Начался выпуск пустотных плит и дорожных плит для г. Дмитрова, г. Москвы, Московской области и многих других регионов России.

В 1967 году вступил в строй второй бетоносмесительный узел, оборудованный автоматическими приборами дозирования с дистанционным управлением перемешивания бетона. Построено новое здание арматурного цеха.

В 1970 году проектная мощность составила 65 тыс. м3 железобетонных изделий (ЖБИ) в год.

Дальнейшие реконструктивные мероприятия вывели завод в 1974 году на проектную мощность 73,7 тыс. м3 в год.

Период жизни коллектива в 1970-80-е годы стал особой вехой в его истории. Это был этап, когда завод первым в стране освоил сложные мостовые конструкции - балки пролетных строений железнодорожных мостов длиной 23,6 м и 27,6 м из предварительно-напряженного железобетона.

За те годы на заводе многое сделано по внедрению научно-технического прогресса и социальному развитию коллектива. Руководители служб и специалисты совершали с целью обмена опытом многочисленные поездки на родственные предприятия.

Благодаря техническому перевооружению коллектив, руководимый Юрием Борисовичем Нарусовым, успешно справился с заказами на поставку конструкций для важнейших строек страны в эти годы: мосты через реки Волга, Клязьма, Воронеж; трехуровневая развязка у Савеловского вокзала; эстакада на Самотечной площади; Нагатинский комплекс в Москве; мосты и путепроводы автомобильных заводов-гигантов в г. Тольятти и на реке Кама. Оказывалась братская помощь в поставке нашей продукции в Монголию, Чехословакию, Финляндию. Завод стал коллективным членом обществ Болгаро-Советской дружбы и дружбы «СССР–ГДР», регулярно обменивался делегациями с этими странами.

Труд коллектива высоко оценен правительством страны, ему вручаются знамена, дипломы и награды.

В эти годы производство ЖБИ в г. Дмитрове и Московской области выходит на максимальный уровень 74,2 тыс. м3, а производство нерудных строительных материалов (песка, щебня, гравия на севере Московской области) — 1548 тыс. м3 в год при кадровом составе 1214 человек.

Успехи завода - это плоды труда передовиков производства, новаторов, рационализаторов. На производственной базе завода успешно защитили диссертации и получили звания кандидатов наук директор Ю.Б. Нарусов и заместитель директора по горным работам В.В. Никольский (родной брат дмитровской партизанки Лиры Никольской, героически погибшей в 1943 году. О Лире Владимир Васильевич Никольский написал документальную повесть «Ушедшая в бессмертие», которую посвятил памяти сестры).

В 1973 году завод удостоен почетного звания «Предприятие высокой культуры производства и организации труда», а такому виду продукции как «песок обогащенный» присвоен государственный «Знак качества».

За самоотверженный труд многим работникам вручаются ордена и медали, знаки отличия. Иван Васильевич Трофимченко награжден Орденом Ленина. Орденом Трудового Красного Знамени награждены 9 человек, орденом «Знак Почета» - 11, орденом Трудовой славы – 18, медалью «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие» - 34 человека.

Широким фронтом развернулись работы по промышленной эстетике и повышению уровня культуры производства, созданию лучших условий труда.

В этот период ведется большое жилищное строительство для заводчан: построены благоустроенные дома на улицах Гравийная, Инженерная, Комсомольская; сданы культурно-бытовые объекты такие, как клуб, стадион, бытовой корпус, детские учреждения; проводятся работы по озеленению территории завода. Для строительства этих объектов использовались гражданские сваи, товарный бетон и строительные растворы, песок, щебень, гравий, стойки (столбы) освещения, а также другие виды ЖБИ.

В начале 80-х годов увеличиваются заказы на сложные мостовые конструкции для БАМа (Байкало-Амурская магистраль) в северном исполнении. Поставляет завод конструкции на строительство железнодорожных линий Сургут–Уренгой, Саксаульск–Арысь, Тайшет–Лена, Марабда–Ахалкалаки в Грузии, на строительство мостов в Нефтеюганске, Нижневартовске, Сургуте, железной дороги Абакан–Тайшет, а также на строительство паромной переправы СССР–ГДР и Астраханского газоконденсатного месторождения. Коллектив во главе с Владимиром Георгиевичем Зайцевым с честью выполняет поставленные задачи.

За строительство Байкало-Амурской магистрали 14 работников завода во главе с директором награждены орденами и медалями.

Завод систематически реконструировался с целью увеличения объема выпуска различных ЖБИ, бетона, строительных растворов, щебня, гравия, песка, а также повышения качества и улучшения условий труда рабочих.

В 1978 году по проекту Гипропромтрансстроя началось строительство цеха ЖБК-4 на месте бывших шпальных стендов. В декабре 1984 года принята в эксплуатацию первая очередь цеха ЖБК-4 общей мощностью 7,0 тыс. м3 железобетонных конструкций в год, в 1985 г. — 6,0 тыс. м3 и в 1986 г. — 9,0 тыс. м3.

В конце 1986 года из-за ветхости списан цех ЖБК-1. Мощность завода на тот момент составила 64,3 тыс. м3.

Завод принимает активное участие в смотрах-конкурсах, итогом которых являются многочисленные грамоты и дипломы. Устраиваются конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основных профессий, а также на присвоение звания «Лучший молодой рабочий». Фотографии лучших рабочих-передовиков производства представлены на городской Доске Почета и в тресте «Мостожелезобетонконструкция».

С 1991 года в стройиндустрии страны наступил спад производства, который коснулся и завода МЖБК. Объем производства железобетонных конструкций упал до 13,3 тыс. м3 в год, а выпуск нерудных строительных материалов — до 254 тыс. м3 в год. Численность работающих сократилась до 492 человек.

Однако коллектив завода, возглавляемый Вячеславом Павловичем Василенко, выстоял, сохранил костяк квалифицированных кадров руководителей, специалистов и рабочих.

В 1993 году завод, как филиал в составе ПО «МЖБК», преобразован в Акционерное общество открытого типа «Мостожелезобетонконструкция». Генеральный директор АО – А.Я. Никулин. В составе общества рабочий аппарат Правления (Москва) и 5 филиалов-заводов: Батайский, Горьковский, Исетский, Подпорожский и наш, Дмитровский.

Работая в новых условиях хозяйствования, завод с 1995 года начинает наращивать объемы производства и к 2000 году выходит на уровень 40 тыс. м3 железобетона в год, из них доля мостовых конструкций составляет более 75%.

Завод выжил, сохранив прежние связи с потребителями мостовой продукции. Это мостостроители: «Мостотрест», АО «МО-19», СУ-804 «Центродорстроя», ЗАО «Строймостмонтаж», «Мостострой-6», «Мостострой-11». Освоен выпуск автодорожных балок длиной 28 м и 33 м, новые конструкции для строительства объектов МКАД.

При этом завод не ограничивался выпуском типовой продукции. Было освоено производство конструкций для строительства торговых центров (таких, как «МЕТРО»), различных железобетонных изделий народного потребления: фундаментные блоки, гражданские сваи, стойки (столбы) освещения, кольца колодцев, водоотводные лотки, дорожные плиты, пустотные плиты, а также товарный бетон и многое другое.

Заметной вехой в деятельности дмитровских мастеров железобетона стало участие в реконструкции и строительстве развязок, виадуков и путепроводов крупнейшей стройки столицы — Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), ставшей гордостью столицы.

К этому времени завод уже является одним из крупнейших поставщиков балок автодорожных и железнодорожных мостов, мостовых свай, гражданских свай, других ЖБИ, таких как пустотные плиты, дорожные плиты, водоотводные лотки, фундаментные блоки для Москвы и Московской области.

Заводом выполнены заказы для Волоколамской трехъярусной эстакады третьего транспортного кольца столицы, для ММДЦ «Москва-Сити». Поставлены конструкции на строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Балки пролетных строений, изготовленные на МЖБК в Дмитрове, использованы в мостах и путепроводах разных систем и категорий сложности на автомагистралях «Дон», «Киев», «Урал», «Беларусь», при строительстве объектов в северных регионах Сибири и Урала.

Участвует завод в поставке конструкций на объекты, входящие в систему международных транспортных коридоров № 2 (Брест–Минск–Москва–Екатеринбург) и №9 (Хельсинки–Санкт-Петербург–Москва–Киев–Центральная Азия/Кавказ). Солидная и надежная производственная база позволит осуществить и другие замыслы деловых кругов.

С начала 2000-х годов производство сборного железобетона на заводе включает изготовление более 40 базовых конструкций для строительства автомобильных и железнодорожных мостов и множество наименований прочих изделий гражданского назначения: сваи мостовые и гражданские, плиты перекрытий пустотные, плиты дорожные, стойки опор линий электропередачи (столбы освещения), столбики забора, кольца колодцев, перемычки, фундаментные блоки и водоотводные лотки и другие ЖБИ, которые пользуются большим спросом у строительных кооперативов, дачных товариществ и частных застройщиков.

Одно из крупнейших направлений в районе - это производство товарного бетона и растворов для г. Дмитрова, г. Москвы и Московской области. Завод имеет 4 бетоносмесительных узла, оснащенных автоматической системой дозирования, общей мощностью более 1000 м3 в сутки, большой парк автобетоносмесителей, собственный бетононасос. Завод выполняет также и индивидуальные заказы, изготавливая ригели, колонны, ростверки, прогоны и другие конструкции.

Освоив производство железнодорожных односкатных пролетов новой серии, МЖБК поставляет железобетонные конструкции на такие объекты как железнодорожная линия Нарын-Лукоган, железнодорожный подземный терминал аэропорта «Внуково»; к форуму АТЭК на Дальний Восток поставляет автодорожные напряженно-армированные балки, к проведению Олимпиады 2014 года в Сочи и Универсиады в Казани изготавливает автодорожные конструкции для строительства мостов и транспортных развязок, а также аэродромные плиты.

Железобетонные конструкции Дмитровского завода МЖБК, как и прежде, востребованы и поставляются во все уголки нашей необъятной страны. В их числе такие строительные объекты 2017 года, как строительство СПАД, реконструкция автодороги М-3 «Украина», строительство участка скоростной автодороги «Москва-Санкт-Петербург», строительство моста через реку Калитва в обход Украины, строительство ЦКАД-3. Это и автодорога М-2 «Крым», и мост через реку Киржач на автодороге М-7 «Волга», и другие.

Большую помощь завод оказывает своему городу и району. Железобетон АО «Дмитровский завод МЖБК» поставляется на строительство культурно-массовых и спортивных сооружений, реконструкцию памятников; участвует в решении транспортных и хозяйственных вопросов города. Предприятие тесно взаимодействует с администрацией города Дмитрова и Дмитровского района. Примерами являются строительство детской больницы им. Шумской (Св.Владимира), мемориального комплекса на Красной Горе, здания ЗАГСа, мемориала «Вечный огонь», Ледового дворца на улице Профессиональной, горнолыжной трассы. Мосты при въезде в Дмитров со стороны Москвы через железнодорожные пути, Татищевский через канал им. Москвы также сооружены из балок дмитровского завода МЖБК.

Завод внес большой вклад в строительство и благоустройство города и района. Среди них уже отстроенные объекты, такие как санно-бобслейная трасса в деревне Парамоново, лечебные учреждения, парк «Березовая роща», Дом детского творчества «Радуга», детские сады, бассейн «Кашалот», Музейно-выставочный комплекс и большое число других объектов промышленного и социально-культурного назначения.

Сегодня в Дмитрове нет стройки, где бы не использовалась продукция завода. Это и железобетонные изделия, и нерудные материалы, бетонные смеси.

Предприятие не стоит на месте, все время расширяя номенклатуру выпускаемой продукции, совершенствуя технологию ее изготовления. Высокое качество продукции предприятия гарантировано за счет постоянного контроля на всех стадиях производства. Это заслуга служб отдела технического контроля и производственной лаборатории, которые осуществляют как входной контроль качества используемых в производстве инертных материалов, арматурной стали, цемента, так и контроль заключительной фазы - контроль на выходе качества производимых железобетонных конструкций, бетонных смесей. На предприятии тщательно разработана и внедрена аттестованная Система Контроля Качества выпускаемой продукции.

В настоящее время предприятие располагает производственными мощностями для выпуска 64 тыс. м3 железобетона и 300 тыс. м3 нерудных строительных материалов в год, товарного бетона более 1000 м3 в сутки, завод оснащен тремя мощными бетоносмесительными узлами, последний новый узел с автоматической системой дозирования.

Наличие собственных железнодорожных подъездных путей и большого количества специализированной техники дает возможность доставлять продукцию в любую точку страны, обеспечивая стабильность поставок в удобное для клиентов время и оптимальные сроки по гибкому графику.

Дмитровский завод МЖБК - один из основных налогоплательщиков Дмитровского района. Предприятие регулярно и без задержек уплачивает налоги, производя отчисления во внебюджетные фонды, своевременно выплачивает заработную плату персоналу.

Трудовой коллектив завода насчитывает порядка 900 человек. Средний возраст сотрудников – 35 лет. Молодежь активно продвигается на руководящие должности. На заводе трудятся более десятка трудовых династий: самая многочисленная из них - династия Звягиных, чей стаж насчитывает 87 лет. Работники приводят сюда своих детей, внуков.

Как утверждает директор завода Игорь Васильевич Терентьев, возглавляющий его с 2001 года, «Наша главная ценность – это уникальный коллектив инженеров, квалифицированных рабочих, специалистов в области организации и управления производством, которые успешно выполняют договоры на производство и поставку конструкций и способны решить любые производственные задачи».

Стабильные результаты работы предприятия неоднократно отмечены наградами. Дмитровский завод МЖБК не раз был победителем традиционного конкурса «Дмитровские ростки» в различных номинациях. А по результатам 2012 года предприятие признано лучшим в номинации «Предприятие высокой социальной ответственности». Это заслуженное признание успешной работы всех заводчан.

Завод МЖБК развивает и поддерживает спорт в городе. Работники завода принимают активное участие в спортивной жизни города и района, выступая на спортивных мероприятиях. Заводские футбольные команды являются многократными чемпионами и призерами Дмитровского района по футболу и мини-футболу, также успешно выступает и женская волейбольная команда завода.

Команды полностью экипированы и имеют возможность тренироваться в арендованных залах. Это приносит свои результаты: мужская футбольная команда МЖБК – многократный чемпион района. Женская волейбольная команда также в течение нескольких лет занимает первые места в турнирах Дмитровского района.

На предприятии хорошо организована и культмассовая работа, которую проводит профсоюзный комитет, организуя посещения концертов, театров, иногородние поездки и экскурсии.

Сегодня завод МЖБК - современное, динамично развивающееся предприятие. Являясь одним из основных предприятий отечественного мостостроения, завод продолжает наращивать темпы производства, повышает качество мостовых конструкций, обновляет производственные фонды. Основа его деятельности - продуманная экономическая политика, стратегия, профессионализм сотрудников, высокое качество производимой продукции, ориентация на удовлетворение интересов своих потребителей.

Имея такую замечательную историю, коллектив завода гордится тем, что его труд воплощается в прекрасные сооружения из железобетона, которые будут стоять десятилетия, а наши потомки будут видеть плоды этого труда.

Строительство завода

История Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций треста «Трансстройпромконструкция» Министерства Транспортного строительства СССР.

Под руководством Коммунистической партии Советского Союза и Советского Правительства воля советского народа к быстрейшему восстановлению разрушенного немецко-фашистскими захватчиками народного хозяйства нашей страны встала необходимость создания в Советском Союзе новой отрасли промышленности – промышленности железобетона, первенцем которой и был Дмитровский завод мостовых железо-бетонных конструкций Министерства Путей Сообщения СССР.

Своим приказом от 12.8.1946 года за № 995 /цз Министерство путей сообщения СССР, за подписью заместителя министра вице-генерал-директора путей сообщения II ранга тов. Гоцеридзе Ильи Давыдовича было утверждено проектное задание на строительство завода железобетонных конструкций в г. Дмитрове, в 65 км от города Москвы по Ярославской, ныне Северной ж. д. при действовавшем Дмитровском песчано-гравийном карьере треста «Мостостройпром» – ныне «Трансстройпромконструкция», который имел подъездной железнодорожный путь от ст. Дмитров протяжением 3 км и путь, примыкающий к ст. Каналстрой Ярославской ж, д.

На расстоянии 3-3,5 км от завода расположен город Дмитров и рядом дер. Одинцово, Митькинского с/совета, Дмитровского района.

Строительная площадка, согласно техническому проекту, обеспечена большими запасами инертных материалов, годных для производства бетона (песок, гравий, булыга, щебенка).

Существовавшая и вновь построенная железнодорожная ветка, а также близость магистральной железной дороги позволяют свободно вывозить готовые конструкции по железной дороге во многих направлениях через Московско-Окружную железную дорогу.

В том же проектном задании определена и в техническом проекте предусмотрена, согласно приказа Министра путей сообщения от 25.6.1946 года за № 158/ц производительность завода в одну смену 10000 кбм железобетона в год и определен профиль работы завода по изготовлению пролетных строений, строящихся и восстанавливаемых железнодорожных мостов длиной до 19 м и весом до 60 тонн, а также мелких железобетонных изделий к ним (облицовочные плиты, подферменники, карнизы и т.п.) не более 15-20% производственной мощности завода.

Руководство проектными работами и строительством завода было возложено на начальника Главмостостроя тов. Холина Николая Александровича. Непосредственное же руководство строительством завода было поручено тресту «Мостстройпром», где начальниками треста были в разное время строительства завода Беляков С.К., Дегуров, Колесник А.П., а главными инженерами – Мерзляк, Третьяков и главным бухгалтером тов. Гуров, для чего последними, согласно приказа по тресту от 24 февраля 1947 года, был организован строительный участок и определен директивный срок строительства – начало – 1-го апреля 1947 года и конец –III-й квартал 1948 года.

Организация строительного участка по строительству завода МЖБК была поручена начальнику Мостозавода № 5 МПС тов. Лапину Ю.П., расквартированному в поселке Перерва под Москвой.

6-го апреля 1947 года, как явствует из утверждений бывшего механика строительного участка тов. Юшина Никиты Алексеевича, рабочей тов. Сергуниной Клавдии Ивановны и бывшего зав. складом тов. Жабуина Николая Ивановича, на место строительства прибыли т. Лапин Ю. П., Юшин Н. А., Жабунин Н. И. и Рыбаков Л. М., последний был назначен зам. начальника прорабского пункта и начальником снабжения, а в конце мая 1947 года прибыл на строительство и начальник прорабского пункта тов. Павловский А.В.

Таким образом, к 1 июня 1947 года был организован прорабский пункт по строительству завода МЖБК. Строительство велось внелимитным порядком и финансировалось за счет накоплений предприятий треста «Мостостройпром» через Дмитровский песчано-гравийный завод № 24, контроль за строительством и за расходованием средств был возложен на инженера Дмитровского песчано-гравийного завода № 24 тов. Якушева Якова Семеновича.

Из пос. Перерва из Мостозавода № 5 были привезены первые рабочие – строители: Милютиков Е.Г., Гайнутдинова Хатима, Сергунина К.И., Пестов Б.Г., Терехин М.Н., Крейчи И., Белянина А.И., Блинова Т.И., Лукьянов П.П., Калинин М.П., Лебедев П.З., Коротков Д.П., Денисов И.Г., Самодурова З.Н., Самодуров Н.И.

Прибывшим на строительство рабочим пришлось, как говорится, «прививаться к колу» – жить в палатках и строить жилье «щитовой барак» и приспособлять под жилье и пищеблок строения барачного типа, оставшиеся от строительства канала Москва-Волга.

Бытовые условия долго были плохими и служили одной из причин большой текучести рабочей силы, которая нанималась вербовщиками «Союзтрансоргнабор» на Московских вокзалах из случайных людей и в большинстве своем не имеющих строительных специальностей.

К строительству же заводских зданий не приступали до 1948 года. В сентябре месяце 1947 года начальник прорабского пункта Павловский А.В. с работы снимается и на его место присылается начальником прорабского пункта тов. Кишкин В.В., но и этот начальник руководит строительством с сентября по декабрь месяц 1947 года и уходит на работу в Москву, а руководят строительством – начальник Дмитровского песчано-гравийного завода № 24 тов. Колесник А.П. и инженер Якушев Я. С.

В феврале месяце 1948 года прорабский пункт переименовывается в строительный участок и начальником его назначается тов. Рвачев И.Ф., под руководством которого и началось постепенное строительство главного корпуса завода и заводской котельной.

Фактическое строительство заводских зданий, и подготовка строительной площадки осуществлялись в начале под руководством строительных десятников Федосова и Маркова, а позже строительными мастерами – Гаврюковым Григорием Ивановичем, Степановым Николаем Ивановичем, Архиповым Илларионом Антоновичем и прорабом тов. Черным.

В 1948 году отделом кадров строительного участка и по вербовке прибыла новая партия рабочих и ИТР, которая и поныне связала свою судьбу с жизнью завода. Так Смолякова Н.В., Ситник П.Г., Климова Е.И., Шугаева Н.А., Козлова А.В., Милютикова М.П., Лукин П.Е., Латышев В.К., Земском А.Б., Грибков Б., Терехов И.П., Ромм П.Л., Якунин П.Л., Троицкий В.П.

Кроме того, была прислана рота солдат строительного батальона и до 60 человек учеников школ Ф3О.

В сентябре 1948 года, несмотря на умение руководить строительством, начальник строительного участка тов. Рвачев И.Ф. освобождается от работы за неблаговидные поступки (систематическое пьянство) и назначается начальником строительного участка тов. Коваленок Евгений Федорович, который, будучи профработником, никогда не руководил хозяйством и потому не смог организовать нормальную работу на строительстве, а главный инженер тов. Белых был плохим помощником.

Кроме того, этому мешало еще и несвоевременное финансирование строительства, частая смена руководящих и технических работников строительства и большая текучесть рабочей силы из-за плохих бытовых условий, но главными причинами являлось отсутствие правильно организованной политико-воспитательной работы и контроля за ходом строительства со стороны партийной организации Мостозавода № 24. Своей же партийной и профсоюзной организации строительство не имело до 1949 года, а коммунисты, имевшиеся на строительстве, состояли на партийном учете в парторганизации завода № 24 и были разобщены и правильно не нацелены.

Стройпланы 1947 и 1948 годов выполнены не были, не было организовано и социалистическое соревнование и, таким образом, установленный трестом срок ввода в эксплуатацию завода железобетонных конструкций был сорван.

В августе 1949 года начальник строительного участка тов. Коваленок был от работы освобожден и вместо него начальником был назначен тов. Басовский Ефим Владимирович, в начале года был освобожден от работы главный инженер тов. Белых С. и временно заменен способным молодым техником, ныне инженером тов. Троицким Василием Петровичем работавшим в то время начальником производственно-технического отдела, а в середине года был назначен главным инженером инженер тов. Сазонов Олег Николаевич.

С приходом на строительство способного организатора тов. Басовского Е.В. и инициативных главных инженеров тт Троицкого В.П. и Сазонова О.Н., а также организация к тому времени первичной партийной и профсоюзной организации на строительстве, работа по строительству пошла значительно быстрее, организованнее и четче.

Партийная организация и постройком профсоюза железнодорожников развернули массово-политическую и воспитательную работу среди рабочих, как на строительстве, так и в общежитиях было впервые организовано социалистическое соревнование по профессиям. В бригадах это значительно облегчило работу хозяйственного руководства и способствовало объединению коллектива вокруг выполнения задач по быстрейшему строительству завода.

В 1949 году по вербовке тех же вербовщиков «Союз-трансоргнабор» была завербована также на московских вокзалах еще группа случайных рабочих, из которых часть получила новые квалификации и осела на заводе и поныне хорошо трудится: Викторова Т.А., Смирнов Н.В., Князьков И.А., Гордеев И.Ф., Капустин И.Ф., Жабина П.

В июле месяце 1950 года начальник строительства тов. Басовский Е.В. с работы снимается, как допустивший растрату государственных денег главным бухгалтером строительства Озеровым Иваном Никитичем и бухгалтером расчетного стола Анной Николаевной Ященко, а начальником строительства в августе 1950 года вновь назначен Кишкин Валерий Валерьевич.

В конце 1949 года и 1950 году на Гравийной улице в г. Дмитрове были построены четыре каменных восьмиквартирных жилых дома, куда и были вселены лучшие рабочие и инженерно-технические работники завода.

В связи с резким требованием правительственных органов сокращения потребления металла и большой потребностью Министерства путей сообщения СССР в восстановлении разрушенных войной мостов, Министерство вынуждено было форсировать окончание строительства завода и поэтому поручило окончание строительства промышленных зданий Мостопоезду № 443, который с начала 1951 года выделил мостоколонну под руководством опытного мостостроителя инженера Малеева Михаила Алексеевича.

К тому же в середине 1950 года были присланы трестом опытные строители – мастера Кобылянский Бронислав Иванович, Горюнов Константин Дмитриевич и Титков Иван Семенович.

Начальник строительства тов. Кишкин В. В. во второй половине 1951 года был от работы освобожден в связи с уходом на учебу и начальником дирекций вновь строящегося завода МЖБК был назначен тов. Моношко Юрий Павлович.

Строительный же участок был вновь переименован в прорабский пункт и начальником его назначен тов. Агафонов Семен Иванович, а участку поручено строительство непромышленных зданий и сооружений по заводу МЖБК и строительство на Дмитровском песчано-гравийном заводе № 24.

Приказом по тресту от 12 апреля 1952 года за № 59 тов. Агафонов С.И., согласно приказа Министра Госконтроля РСФСР от 23 февраля 1952 года за № 248, с работы начальника прорабского пункта снят и на его место назначен этим же приказом по тресту и.о. начальника участка и главным инженером строительства инженер-капитан тов. Иошпа Александра Михайловна.

К концу 1951 года строительство завода МЖБК двигалось к завершению и приказом начальника Главмостостроя МПС от 8 октября 1951 года за № 306 исполняющим обязанность начальника Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций назначен Моношко Юрий Павлович, а приказом по тресту от 7 марта 1952 года за № 43 он был утвержден в должности начальника завода и поэтому, надо полагать, что завод можно считать приступившим к монтажу оборудования и опробованию его с 8 октября 1951 года.

Хотя строительство завода закончено не было, но необходимость требовала немедленного начала работы завода, благодаря чему он был принят в эксплуатацию с недоделками.

Предпусковой и пусковой периоды завода

Дмитровский АО «МЖБК» – крупнейший завод по производству и продаже железобетонных изделий в России с многолетней историей. Располагает технологичными производственными мощностями и новейшим оборудованием. Выпускает высокопрочные ЖБИ для мостостроения, жилищного, промышленного и дорожного строительства.

Предпусковой и пусковой периоды завода

Конец 1951 года и 1-й квартал 1952 года надо считать предпусковым периодом, потому что к этому времени строители возвели кирпичное здание главного корпуса, высотой в два этажа с двумя одноэтажными крыльями по 7 метров ширины каждое; северное крыло – 70 погонных метров длины и южное – 90 погонных метров длины, а длина всего главного корпуса была равна 150 метрам и ширина 24 метрам плюс два крыла с общей полезной площадью 4236,5 м², где были размещены цехи завода: опалубочный в северном крыле с установкой и монтажом станков – револьверно-сверлильного, балансирного, двух универсально-деревообделочных, четырехстороннего фуговочного, круглопильного и шлифовально-обдирочного; арматурный в южном крыле, где были размещены и смонтированы станки-аппараты: два электросварочных стыковых АСИФ - 25 по 25 квт, приводной станок для резки стали, два станка для гнутья арматуры С-146, лебедка Т-6 и контактно-сварочная машина СКИ 36 ква. В главном корпусе были смонтированы два мостовых электрокрана грузоподъемностью 5 тонн каждый и изготовлены две пропарочные камеры камерного типа, но недооборудованные.

К тому же времени было воздвигнуто и четырехэтажное кирпичное здание бетоносмесительного цеха с наклонной эстакадой и приемными бункерами для инертных материалов и центральный склад цемента площадью 310 кв. метров с механической подачей цемента в бетоносмесительный узел и размещено оборудование в цехе: три бетономешалки емкостью по 425 лит., три весовых дозатора, три раздаточных бункера для бетона емкостью 3 куб. метра, пять бункеров (воронок) для загрузки инертных емкостью 3 куб. метра и приемный бункер емкостью 3 куб. метра.

В южной части крыла главного корпуса был размещен электромеханический цех, кузница, бытовые и служебные помещения с монтажом в цехе: обдирочно-шлифовального станка ст. З м.634, вертикально-сверлильного станка 2135, универсально-фрезерного станка 678 м, универсально-радиально-сверлильного станка 217-592, болторезного станка 9109 и токарно-винторезного станка.

В восточной части главного корпуса до середины предполагалось разместить бетонный цех, куда от бетоносмесительного узла была смонтирована электротележка с бадьей для подачи бетона в цех.

К этому времени было построено двухэтажное кирпичное здание заводской котельной 681 кв. м, полезной площади с установкой двух паровых котлов системы инженера Добрина ТВД 9013 и ребристого чугунного экономайзера ЦККБ=23 атм., двух центробежных насосов ЦНИИ 40, поршневого насоса 5,5 – 14 м³ час, поршневого насоса 462 м, двух насосов «Комсомолец» и двух дутьевых вентиляторов 11000м3 час и в главном корпусе и в здании бетоносмесительного цеха смонтировано паровоздушное (калориферное) отопление от центральной котельной завода, подведена временная водопроводная линия от городской артезианской скважины протяженностью 1500 п/м и построена ширококолейная железнодорожная ветка от склада готовой продукции завода до станции Иванцево Ярославской железной дороги протяженностью 2 км и внутризаводские ширококолейные железнодорожные пути:

  • путь № 1 обгонный протяженностью 186 п/м
  • путь № 2 разгрузочный протяженностью 464 п/м
  • путь № 3 погрузочный у портального крана «Ардельт» протяженностью 117 п/м
  • путь № 4 погрузочный протяженностью 392 п/м в главном корпусе завода
  • путь № 5 подъездной протяженностью 524,5 п/м.
  • путь № 6 разгрузочный тупик протяженностью 51 п/м.
  • путь № 7 разгрузочный протяженностью 270 п/м.

Энергоснабжение завода осуществлялось от линии электропередачи ТП 100 квт завода № 24, питаемой от городских сетей.

Кроме того, к концу строительства завода в главном корпусе были смонтированы две электростанции ЖСК-/55 мощностью по 25 квт и установлена у здания главного корпуса с северной стороны вагон-электростанция 96 квт.

Для приема металла был построен склад (навес) арматурного железа размером 360 кв. метров. Материальный же склад находился в приспособленном каркасном помещении, оставшемся от строительства канала Москва-Волга.

С восточной стороны главного корпуса был построен склад готовой продукции с установкой на нем козлового портального крана «Ардельт» грузоподъемностью 150 тонн, у которого имелась своя электростанция, двигающая кран по площадке склада.

Сырьевой базой гравия и песка были месторождения их под названием «Борисова гора» и карьер Табор, разрабатываемые гравийно-песчаным заводом № 24 треста «Мостостройпром».

Внутризаводской транспорт, помимо железнодорожных линий имел три автомашины ЗИС-585 грузоподъемностью 4,0 тонн каждая, одну автомашину ЗИС-151 грузоподъемностью 4,5 тонны, одну автомашину «Москвич» и один мотовоз на железнодорожном ходу.

Из жилищно-бытовых помещений к моменту окончания строительства завода были построены четыре двухэтажных каменных восьмиквартирных жилых дома 416,2 кв. м каждый с полезной площадью 246,2 кв м каждый, но без канализации, без воды, с устройством печного отопления и люфт-клозетов крайне непрактичных и щитовой барак 549,6 кв метра с печным отоплением, без водопровода и без канализации.

В бараке имелось 21 комната и три барака в поселке Метрострой с 14 комнатами по 12 кв метров.

9 октября 1951 года приказом № 1 по Дмитровскому заводу МЖБК было объявлено, что, согласно приказа Главмостострой от 8 октября 1951 года за № 306, исполняющим обязанности начальника завода назначен Моношко Юрий Павлович, который и вступил в исполнение своих прямых обязанностей с 8 октября 1951 года.

С изданием приказа № 1 по заводу и с вступлением тов. Моношко Юрия Павловича в исполнение обязанностей он начал комплектовать аппарат управления завода, штат инженерно-технических работников и рабочих завода и началось опробование и наладка установленного и монтируемого оборудования и освоение процесса производства.

Приказом по заводу № 2 от 21 ноября 1951 гола начальником завода назначаются:

1.Романов Николай Васильевич – замначальника завода с 8 октября 1951 года.

2. Белоштанов Николай Маркельевич – старшим инспектором по кадрам с 17. XI. 1951

3. Троицкий Василий Петрович – начальником производственно-технического отдела 23 ноября 1951 года.

4. Кобылянский Бронислав Иванович – начальником опалубочного цеха с 24.Х.1951 г.

5. Чуканов Федор Григорьевич – начальником складов с 31 октября 1951 года.

Приказом по тресту «Мостостройпром» от 25 октября 1951 года за № 151 тов. Зайцев Емельян Павлович назначается главным бухгалтером завода с 26 октября 1951 года.

Приказом по тресту «Мостостройпром» от 16.ХI.1951 года утверждаются: № 171 – Белоштанов Николай Маркельевич – ст. инспектором по кадрам и спецработе с 17 ноября 1951 года; № 172 от 16 ноября – Романов Николай Васильевич – зам. начальника завода с 8 октября 1951 года; 173 от 17 ноября 1951 года – Троицкий Василий Петрович – начальником производственно-технического отдела с 8 октября 1851 гола; № 175 от 22 ноября 1951 года – Иошпа Александра Михайловна – начальником отдела технического контроля с 25 ноября 1951 года; № 178 от 25 ноября 1951 года –Сергеев Михаил Лаврентьевич – начальником арматурного цеха с 30 ноября 1951 года.

В связи с предполагаемым пуском завода в январе месяце 1952 года приказом треста переведены с песчано-гравийного завода № 24 мастера: Горюнов Константин Дмитриевич – мастером арматурного цеха и Титков Иван Семенович – мастером опалубочного цеха; плотник-столяр Земсков Александр Борисович – плотником.

21 января 1952 гола приказом «Главмостострой» за № 6 мастер Горюнов К.Д. с 23 января 1952 года откомандировывается в распоряжение Главного Управления железнодорожных войск МПС.

Приказами по тресту «Мостостройпром» – назначаются и утверждаются: № 33 от 15 марта 1952 гола – Будберг Владимир Юрьевич – главным инженером завода с 6 марта 1952 года; № 48 от 19 марта 1952 года – Архаров Иван Сергеевич – начальником снабжения завода с 19 марта 1952 г.

И.о.начальника завода тов. Моношко Юрий Павлович приказом по тресту «Мостостройпром» от 17 марта 1952 г. за № 43 утверждается начальником завода с 17 марта 1952 года, а приказом от 19 марта 1952 года за № 49 Белоштанов Н.М. утверждается в занимаемой должности.

Приказом по тресту 25 марта 1952 гола за №39 было объявлено, что согласно приказа Министра путей сообщения СССР от 13 марта 1952 года за № 289, начальником треста «Мостостройпром» назначен Калугин Павел Иванович.

Приказом по тресту от 12 апреля 1952 года объявлено, что начальник стройучастка Агафонов Семен Иванович, согласно приказа Министра Госконтроля СССР от 23 февраля 1952 года №248, с работы снят и из системы уволен с 14 апреля 1952 года.

С того же числа начальник ОТК завода Иошпа Александра Михайловна назначена главным инженером стройучастка и исполняющим обязанности начальника стройучастка.

Приказом по тресту «Мостостройпром» от 30 апреля 1952 года за № 60 главный бухгалтер завода Зайцев Емельян Павлович с 30 апреля 1952 года, согласно приказа Главмостостроя от 7 апреля 1952 года, освобожден от должности главного бухгалтера и назначен исполняющим обязанности начальника планового отдела завода.

Благодарный Николай Иванович приказом по тресту «Мостостройпром» от 15 марта 1952 года за № 41 с 9 марта 1952 года переведен с щебеночного завода № 33 главным механиком завода.

Приказом по тресту от 30 апреля 1952 года Сигарев Петр Иванович назначен и утвержден главным бухгалтером завода с 30 апреля 1952 года.

Приказом начальника завода назначены: № 3 – Редкова Лидия Афанасьевна – кассиром-инкассатором с 22 ноября 1951 года; № 4 от 23 ноября 1951 года – Хайлов Иван Михайлович – шофером II класса с 23 ноября 1951 года; № 5 от 27 ноября 1951 года – Дубиненков Григорий Александрович – экспедитором с 27 ноября 1951 года; № 7 от 1 декабря 1951 года – Уткин Яков Михайлович – мастером электромеханического цеха с 1 декабря 1951 года; № 9 от 6 декабря 1951 года – Филиппова Элла Дмитриевна – техником-лаборантом с 6 декабря 1951 года; №11 от 20 декабря 1951 г. Фликей Елизавета Родионовна – заведующей лабораторией с 20 декабря 1951 года и приказом № 10 от 7 декабря 1951 года утверждены в должностях тт Сергеев М.Л. и Горюнов К. Д., а приказом по заводу № 8 от 4 декабря 1951 года тов. Юрин Иван Дмитриевич назначен с 30 ноября 1951 года начальником электромеханического цеха завода.

3 октября 1951 года Государственная штатная комиссия при Совете Министров СССР утвердила штатное расписание административно-управленческого аппарата Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций Министерства путей сообщения в количестве 28 штатных единиц с суммой зарплаты 24225 рублей в месяц.

Штатное расписание было составлено начальником планового отдела треста «Мостостройпром» тов. Златцыным Марком Бенецреановичем с установлением структуры завода в следующем составе:

Начальник завода – 1чел.

Главный инженер завода–1 чел.

Заместитель начальника завода – 1чел.

Старший инспектор по кадрам и спецработе – 1чел.

Начальник отдела технического контроля – 1чел.

Старший инженер по капитальному строительству – 1 чел.

Заведующий хозяйством –1 чел.

Секретарь-машинистка –1 чел.

Курьер-уборщица – 1 чел.

Производственно-технический отдел

Начальник отдела – 1чел.

Старший инженер – 1чел.

Инженеры – 1чел.

Техник – 1чел.

Электро-механический цех

Главный механик – 1 чел.

Инженер-энергетик – 1 чел

Плановый отдел

Начальник отдела – 1 чел.

Экономист – 1 чел.

Бухгалтерия

Главный бухгалтер – 1 чел.

Зам. главного бухгалтера – 1 чел.

Старший бухгалтер – 1 чел.

Бухгалтер – 1 чел.

Кассир-инкассатор – 1 чел.

Отдел снабжения

Начальник отдела – 1 чел.

Товаровед – 1 чел.

Заведующий складом – 1 чел.

Лаборатория

Заведующий лабораторией – 1 чел.

Техник-лаборант – 1 чел.

Это штатное расписание было подписано начальником отдела Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР тов. Сергеевым Е. и утверждено заместителем председателя Государственной штатной комиссии при Совете Министров СССР тов. Мосесовым.

Штатное расписание по подсобным цехам завода с 1 ноября 1951 года установлено:

По электромеханическому цеху

Дежурные слесари 6 разряда – 4 чел.

Электромонтеры 6 разряда – 4 чел.

Уборщицы – 1 чел.

По транспортному цеху

Автослесари 7 разряда – 2 чел.

Шоферы II класса – 2 чел.

Шоферы III класса – 3 чел.

Водители мотодрезины 1 класса – 1 чел.

Сцепщик – 1 чел.

Стрелочник – 1 чел.

По паросиловому цеху

Машинисты 7 разряда – 4 чел.

Кочегары 6 разряда – 4 чел.

Штатное расписание подписано начальником планового отдела треста «Мостостройпром» тов. Злацыным М.Б.

Приказами по заводу за подписью начальника завода тов. Монюшко Ю.П. были приняты на работу рабочие: № 12 от 20 декабря 1951 года – Оренбургов Семен Сергеевич разнорабочим с 20 декабря 1951 года; № 13 от 20 декабря 1951 года создана бригада разнорабочих во главе с бригадиром Филипповой Ниной Филипповной в составе: Обашиной Галлии Григорьевны, Смоляковой Нины Васильевны, Беляниной Александры Ивановны, Гайнутдиновой Хатимы, Милютиковой Марии Прокофьевны, Манько Раисы Афанасьевны, Шугаевой Надежды Алексеевны, Ситник Пелагеи Гавриловны, Орловой Лидии Алексеевны, Паламорчук Марии Егоровны, Захаровой Аграфены Михайловны и Ярцева Александра Ивановича, которая начала свою работу с 19 декабря 1951 года; № 14 от 22 декабря 1951 года – Сергеев Константин Сергеевич – кузнецом с 22 декабря 1951 года; № 15 от 22 декабря 1951 года – Хосмутдинова Х. Б. с 22 декабря 1951 года – разнорабочей; Железнякова Екатерина Семеновна с 22 декабря 1951 года – разнорабочей; Рожков Борис Тихонович с 24 декабря 1951 года – разнорабочим; Скороходов Александр Иванович – мотористом 6 разряда с 24 декабря 1951 года; Гордеев Иван Филиппович - плотником 5 разряда с 24 декабря 1951 гола; Пилипчук Алексей Петрович – плотником 5 разряда с 24 декабря 1951 года; Филиппов Семен Сергеевич – плотником 5 разряда с 24 декабря 1951 года; Володин Александр Михайлович – арматурщиком 5 разряда с 24 декабря 1951 года; Лукин Петр Егорович – арматурщиком 6 разряда с 24 декабря 1951 года; Смирнов Николай Васильевич – арматурщиком 6 разряда с 24 декабря 1951 года; Смирнов Валентин Николаевич – арматурщиком 4 разряда с 24 декабря 1951 года; № 17 от 24 декабря 1951 года - Пятакова Ольга Андреевна разнорабочей с 24 декабря 1951 года.

По сведениям за подписью начальника завода Монюшко Ю.П. и старшего инспектора по кадрам, переданным тресту «Мостостройпром» на 9 января 1952 года, всего на заводе состояло 55 человек, из коих членов ВКП(б) – 12 человек, кандидатов в члены ВКП(б) – 2 человека, членов ВЛКСМ – 5 человек.

Инженерно-технических работников числилось 13 человек, из них: членов ВКП(б) – 7 человек, кандидатов в члены ВКП(б) – 1 человек.

Молодежи до 25 лет – 17 человек, из них женщин – 7 человек.

Награжденных орденами и медалями – 26 человек.

Секретарем первичной партийной организации завода являлся Терехов Иван Прокофьевич и председателем завкома профсоюза железнодорожников Архаров Иван Сергеевич.

Штатное расписание на 1-й квартал 1952 года трестом «Мостостройпром» было установлено 180 человек.

На 1 января 1952 года налицо было всего 48 человек. За январь прибыло 26 человек и убыло 5 человек.

На 1 февраля 1952 года коллектив состоял из 69 человек, из коих рабочих основного производства – 14 человек и рабочих не основного производства – 36 человек, рабочих плотников – 6 человек и арматурщиков – 8 человек.

На 10 февраля 1552 гола на заводе числилось 78 человек, из них рабочих – 56 человек, служащих – 22 человека; мужчин – 44 человека и женщин – 34 человека.

На момент ввода завода во временную эксплуатацию на 1 апреля 1952 гола на заводе состояло 124 человека из 180 по штатному расписанию, из них: плотников – 7 человек, бетонщиков – 12 человек и арматурщиков – 6 человек.

В предпусковой период особенно проявили себя в перевыполнении производственных заданий коммунисты – Сергунина Клавдия Ивановна, Кобылянский Бронислав Иванович, Архаров Иван Сергеевич, Уткин Яков Михайлович; комсомолец Оренбургов Семен Сергеевич и беспартийные – Захарова Аграфена Михайловна, Гайнутдинова Хатима, Милютикова Мария Прокофьевна, Ситник Пелагея Григорьевна, Лукин Петр Егорович, Пестов Борис Григорьевич и др., которые взятые на себя социалистические обязательства систематически перевыполняли и служили примером для других.

Партийная и профсоюзная организации завода развернули социалистическое соревнование за скорейший ввод завода в эксплуатацию, несмотря на недостаток рабочей силы, добились начала производственного обучения бетонщиков и арматурщиков, оживления на стройке и в производственных цехах наглядной агитации и показ лучших людей завода.

В период подготовки завода к пуску начальник завода тов. Монюшко Юрий Павлович и начальник ПТО тов. Троицкий Василий Петрович потратили много сил и труда на обучение производственных рабочих новым профессиям, так как железобетон только что начинал вводиться в строи¬тельстве, а также они буквально жили в помещениях завода, проявляя много изобретательности, инициативы и находчивости в преодолении возникающих препятствий и недостатков.


  • Библиография:

    Вишневский, И. Игорь Терентьев: «Стояли, стоим и стоять будем!» / Иван Вишневский // Дмитровский вестник. – 2008. – 16 августа. – С. 2. – Текст : непосредственный.

    Дмитровские мастера железобетона // Дмитровский вестник. – 2002. – 23 июля. – С.2-3.– Текст : непосредственный.

    Дмитровскому заводу МЖБК – 65 лет! // Рекламный вестник Дмитровского района. – 2017. – 3 сентября. – С.2. – Текст : непосредственный.

    Иржанова, Н. Дмитровскому заводу МЖБК – 60! / Наталья Иржанова // Дмитровский вестник. – 2013. – 28 февраля. – С.8-9. – Текст : непосредственный.

    Лукьянов, Н. В труде и в спорте – впереди! / Николай Лукьянов // Дмитровский вестник. – 2011. – 11 июля. – С.12-13. – Текст : непосредственный.

    Плеханова, С. МКАД, «Москва-Сити», «Метро» и другие / Светлана Плеханова // Дмитровский вестник. – 2007. – 5 июля. – С.3. – Текст : непосредственный.

    Плоды труда будут видеть новые поколения // Дмитровский вестник. – 2009. – 2 июля. – С. 3. – Текст : непосредственный.

    Тыртов, В. МЖБК: изделия – прочные, связи – крепкие / Виктор Тыртов // Север Подмосковья. – 2006. – 8-14 сентября. – С. 4. – Текст : непосредственный.