Улица Метростроевская
Улица Метростроевская
Откуда в Дмитрове метро?
Метрополитена на дмитровских окраинах не было никогда. И в ближайшие сто лет, наверняка, не будет. Откуда же названия? Да еще не одно: Метростроевские улица, переулок и даже улица Метро.
В 30-е годы теперь уже прошлого столетия, когда в Москве строились первые ветки метрополитена, для этой стройки требовалось огромное количество так называемых нерудных материалов песка, гравия, щебенки – основы для бетонирования тоннелей.
На восточной окраине города, между строившимся тогда поселком имени Горького и деревней Одинцово, находился песчано-гравийный карьер, где как раз и добывались эти материалы. От карьера до железной дороги на Москву была проложена железнодорожная ветка. Она шла по дну оврага, вдоль речки Хамиловки, и по ней паровоз с прицепленными к нему вагонетками перевозил песок и гравий на перегрузку в специальные платформы. Еще в 40-е годы эту ветку сняли, осталась только грунтовая дорога, а теперь там проходит объездное шоссе вокруг города.
Песчано-гравийный карьер находился в районе теперешнего завода МЖБК, немного дальше к востоку. От тех времен сохранились старые улицы с характерными названиями: Гравийная, Песчаная, Заводская, позже появились Высоковольтная, Мостовая, Метростроевская…Такое название – Метростроевская - было естественно, ведь строительство метро в Москве воспринималось как глобальное, главное событие в жизни любого населенного пункта, который был к этому хоть как-то причастен. Не остался в стороне и поселок, который тогда только начинал застраиваться и был связан со строительством канала Москва-Волга.
Название «Песчано-гравийный карьер» нигде не упоминалось, его знали только местные жители. Он находился в системе ГУЛАГа- ДМИТЛАГа и был «номерным» - № 24. Была у него и примитивная инфраструктура – медпункт, который размещался в одном из лагерных бараков, и даже клуб – тоже барачного типа одноэтажная деревянная постройка с кинозалом и танцплощадкой в огороженном дворе. Он как раз находился на Метростроевской улице и был снесен на заре перестройки. Теперь на этом месте стоят коттеджи новых собственников.
Гулаговские бараки занимали изрядную часть городской территории. Они стояли параллельными рядами у самого карьера, у пруда на Инженерной улице (тогда они составляли сами целую улицу, она называлась Энергетической – между теперешней Инженерной и Зеленым хозяйством). Когда их снесли, исчезла и сама улица с ее названием. А там, где теперь двухэтажный желтый оштукатуренный дом №3 на улице Метро, были два одноэтажных бревенчатых не обшитых тесом барака, почерневших от времени и непогоды.
Барачно-жилищное наследие ГУЛАГа стало постепенно исчезать только в конце 50-х годов. Жили в этих бараках сначала политзэки, которые, в основном, работали в карьере. Когда они умирали (а это случалось очень часто) в комнаты поселяли вольнонаемных из окрестных деревень. Так постепенно менялся контингент работающих. Приезжие обзаводились семьями, получали прописку, и бараки становились их пристанищем на десятилетия. В них рождались дети и внуки, и только третье, а то и четвертое поколение первых поселенцев становилось в очередь на «нормальную» квартиру.
Следы бывших карьеров можно увидеть и сейчас. Если пойти по Горной улице в сторону завода МЖБК и, не доходя до объездной дороги, заглянуть за гаражи, то вы окажетесь на краю вертикального обрыва, заросшего бурьяном. В сильный дождь кромка обрыва размывается глубокими трещинами и становится видно, что весь холм сложен песчаным грунтом. А ближе к городской окраине (вместо деревни теперь существует название – улица Одинцово) можно увидеть громадные по площади и очень глубокие, в несколько десятков метров, выработки, на дне которых иногда и летом стоит вода. Здесь можно проводить уроки геологии: видны перемежающиеся слои разных грунтов, попадаются огромные валуны, принесенные когда-то, в незапамятные времена в нашу местность ледниковой мореной. (Об этом историческом прошлом в своих научных трудах рассказывал наш знаменитый земляк Петр Алексеевич Кропоткин).
Зэков ГУЛАГа хоронили не здесь, их увозили на подводах, покрытых брезентом, штабелями, в заранее отведенные низкие, болотистые места, где не намечалось никакого строительства. Рвы захоронений затапливались водой по весне, грунт оседал и следов не оставалось. Самая старая коренная жительница Горьковского поселка, 95-летняя бабушка, ушедшая недавно, хорошо помнила, как по еще не застроенным, а только размеченным улицам шли караваны этих мрачных подвод с вооруженными охранниками сопровождения. Детей в это время загоняли домой.
А названия Метростроевских улиц, переулка и улицы Метро так и остались как память о строительстве «светлого будущего».
Наталия Михайлова
Библиография:
Михайлова, Н. Откуда в Дмитрове метро? / Н. Михайлова // Компаньон. – 2010. - №20. – С. 4. – Текст : непосредственный.