Улица Инженерная
Улица Инженерная начинается на пересечении улиц Минина и Большевистской около Борисоглебского монастыря, и идёт вверх, до пересечения с улицей Подъячева.
Инженерная улица появилась в Дмитрове в период строительства канала Москва-Волга, в середине 1930-х годов, тогда же получила и своё название.
По воспоминаниям Р.А. Володина в книге «Скульптор Ищенко В.Г. Биография», «наиболее ценным специалистам, работавшим на строительстве канала, давали квартиры в Инженерном городке, а всем остальным оплачивали частные комнаты в городе.
Инженерный городок построили на горе, на городском выгоне возле села Подлипечье, из привезенных с Беломорканала разобранных двухэтажных жилых домов. Получилось три улицы, их назвали: Инженерная, Чекистская и Комсомольская.
Комнаты были по 16 м2, с большим трехстворчатым окном и печкой «голландкой», дрова для нее приносил истопник-заключенный.
Напротив домов, через дорогу, находился недоступный для обыкновенных граждан продовольственный «канальский» магазин».
Впоследствии к этому Городку добавились еще улицы Пионерская, Большевистская, Большевистский переулок, а чуть поодаль – улицы, названия которых также связаны со строительством канала, – улица Шлюзовая и улица Водников.
В сентябре 1933 года (через год после начала строительства) новым начальником Дмитлага (по совместительству с должностью заместителя начальника ГУЛАГа СССР) был назначен С.Г. Фирин. В связи с этим возможности Дмитлага значительно возросли, окрепли и инженерные кадры стройки: к руководству инженерно-техническим персоналом были привлечены лучшие ученые и инженеры страны. К моменту полного «разворота» строительства, на всем протяжении канала трудились 3,5 тысячи инженерно-технических работников.
В определенный момент грандиозная стройка столкнулась с большими проблемами, поскольку не было достаточного опыта возведения крупных напорных сооружений на мягком основании. Пришлось бороться с грунтовыми водами и плывунами, которые заполняли вырытые котлованы. Кроме того, в стране не хватало строительных механизмов и цемента, трудности возникли и с металлом.
Тогда впервые (под руководством инженера Н.Д. Холина) в больших объемах был применен гидромеханизированный способ разработки, транспортировки и укладки грунта, однако две трети земляных работ все равно выполнялись вручную – «грабарями и тачечной возкой». Бетонной лабораторией была разработана рецептура гидротехнического бетона, около шлюза № 5 даже возвели бетонный комбинат. Благодаря инженеру С.В. Шестоперову удалось оптимизировать производство крупных бетонных работ, объемы которых потрясали – в пиковые дни укладывалось до 10 тыс. м3 бетона, до 30% которого по-прежнему транспортировалось тачками. Всего же в сооружения канала было уложено 1,3 млн. м3 бетона.
Канал проектировали крупные ученые, инженеры, квалифицированные рабочие разных специальностей. Среди проектировщиков и строителей - такие известные ученые и практики, как профессор В.Д. Журин, Я.Д. Раппопорт, Г.А. Руссо, Г.А. Чернилов, В.П. Соболев, доктор технических наук А.А. Угинчус, А.В. Михайлов, Е.А. Ставицкий, В.В. Ликин и другие.
Строительство канала неразрывно связано с именем инженера-гидротехника, впоследствии академика, Героя Социалистического Труда С.Я. Жука. Многие из строителей канала стали крупными учеными, организаторами гидротехнического и промышленного строительства в стране. Например, Александр Николаевич Комаровский, который строил сооружения в Яхроме, в Тушине, на реке Москве. Он был первым начальником и главным инженером канала Москва-Волга. У него за плечами также строительство и других гигантов индустрии, МГУ, объектов науки и атомной энергетики. В последние годы он был заместителем министра обороны по инженерно-техническим войскам. Именно ему принадлежит идея строительства города науки – Дубны – там, где начинается канал...
А в 1937 году на митинге по случаю открытия канала Москва-Волга А.Н. Комаровский, выступая от лица всех инженерно-технических работников, говорил: «Мы молодцы и полны сил. Большинство из нас пришли на эту гигантскую стройку прямо со школьной скамьи. Многие из инженеров и техников, создавших канал, еще в комсомольском возрасте. Мы с гордостью рапортуем нашей великой Родине, что грандиозный канал, все его замечательные сооружения и механизмы сделаны без иностранной помощи».
Всего за 4 года 8 месяцев был построен канал общей протяженностью 128 километров, более 200 гидротехнических сооружений: 109 километров судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач (110 Кв) и другие объекты и сооружения.
15 июля 1937 года канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.
Нужно сказать, что канал исключителен не только в инженерном, но и в эстетическом отношении. Многие зодчие и скульпторы трудились над его архитектурно-художественным решением. Различные гидротехнические сооружения, красиво оформленные Пристани, скульптуры органично вписались в окружающий ландшафт и невероятно красиво смотрятся на фоне холмов, воды и леса.
Канал выполнил свою задачу и на долгие годы обеспечил социально-экономическое развитие московского мегаполиса и достойное место Москвы в ряду наиболее благоустроенных и красивых столиц мира.
Канал способствовал также и развитию многих городов, расположенных по его трассе, в том числе и города Дмитров. После окончания строительства канала население Дмитрова значительно выросло, начали функционировать крупные промышленные предприятия, ставшие опорой экономики и социального развития города на многие годы.
Канал был спроектирован на таком высоком инженерном уровне, что и через 80 с лишним лет сохранил свой технический пoтeнциaл.
А улица Инженерная со временем перестала быть окраиной города, на которой могла застрять машина, как, например, было описано в местной газете «Ударник» (№92), благоустраивалась, на ней возводятся новые жилые комплексы, хотя и сегодня пока еще можно увидеть те самые дома – свидетели великой стройки.
Библиография:
Володин Р.А. Скульптор Ищенко Василий Григорьевич : биография / сост. Р.А. Володин. – Дмитров : [б.и.], 2019. – 77 с: ил. – Текст : непосредственный.
Грандиозный гидротехнический комплекс : страницы истории канала имени Москвы // Речной транспорт. – 2008. – №. 5. – С. 82-90. – Текст : непосредственный.
Федоров, Н. А. Была ли тачка у министра?.. : очерки о строителях канала Москва-Волга / Н.А.Федоров. – Дмитров : СПАС, 1997. – 224 с. – Текст : непосредственный.
Федоров, Н. А. Страна «Дмитлаг»: из истории строительства канала им. Москвы (канала Москва-Волга) // Бутовский полигон. 1937-1938 гг. Книга Памяти жертв политических репрессий. Вып. 8. – М., 2004. – С.219-260. – Текст : непосредственный.