МЖБК

Дмитровский завод мостовых железобетонных конструкций (МЖБК) ведет свою историю с 1952 года. На сегодняшний день завод является крупнейшим предприятием отечественного мостостроения в составе ПАО «Мостожелезобетонконструкция».

Предприятие специализируется на выпуске железобетонных конструкций для железнодорожных и автодорожных мостов, в том числе пролетных балок длиной до 33 метров и массой до 100 тонн.

Благодаря мощной производственной базе завод имеет возможность изготовления самых разнообразных железобетонных конструкций, ведь с каждым годом потребность в них повсеместно растет.

Строительство завода в послевоенные годы было вызвано необходимостью быстрого восстановления страны, развитием производства железобетонных изделий для нужд транспортного строительства, которое ориентировалось на изготовление их на промышленных предприятиях.

В октябре 1951 года приказом Главмостостроя МПС назначается первый директор строящегося завода Юрий Павлович Монюшко. Государственная штатная комиссия при Совете Министров СССР утверждает штатное расписание аппарата управления Дмитровского завода мостовых железобетонных конструкций треста «Мостостройпром» Главмостостроя МПС численностью 28 единиц.

Проектная мощность завода определена в 10 тыс. кубометров железобетонных конструкций в год.

Уже в январе 1952 года завод выпустил 4416 м3 железобетонных конструкций (балки автодорожных и железнодорожных мостов, сваи) при численности работников 148 чел. Завод стал поставщиком изделий мостостроительным организациям в Сибирь, на Урал, в Поволжье и другие места нашей страны, а также за рубеж.

В 1954 году завод был передан в ведение Министерства транспортного строительства. И в соответствии с генеральной схемой размещения и развития строительной индустрии Минтрансстрой издает приказ о реконструкции завода с целью увеличения его мощности до 40 тыс. м3 железобетона в год.

Общая мощность переданных Минтрансстрою в 1954 году предприятий по изготовлению бетонных и железобетонных конструкций составила 180 тыс. кубометров в год. В течение следующего пятилетия мощности возросли до 2 млн. кубометров. Такой уровень был достигнут за счет постройки и расширения более 100 предприятий. Одним из них был Дмитровский завод, реконструкция которого завершилась в 1957 году.

В этом же году завод МЖБК объединяется с гравийно-песчаным заводом № 24, выпускающим нерудные строительные материалы (песок, щебень, гравий) в объеме 1450 тыс.кубометров в год. Завод №24 находился на песчано-гравийном карьере, расположенном на юго-восточной окраине Дмитрова со времен строительства канала Москва-Волга. После открытия канала из этого карьера добывали песок и гравий для московского метро, о чем сохранили названия дмитровские улицы – Метростроевская, Метро, Метростроевский переулок.

Дмитровский завод МЖБК, являясь индустриальной базой транспортного строительства, развитие которой с начала 1960-х годов ориентировалось на повышение технического уровня и наращивание производства прогрессивных конструкций и материалов, не остался без внимания отрасли. Заводу выделяются капитальные вложения на дальнейшую реконструкцию, которая проводится по проектам, разработанным авторитетными специалистами Гипропромтрансстроя.

В 1961 году проектная мощность достигла 60 тыс. м3 в год. Введен в эксплуатацию цех ЖБК-2 по производству напряженно-армированных балок пролетных строений. Начался выпуск пустотных плит и дорожных плит для г. Дмитрова, г. Москвы, Московской области и многих других регионов России.

В 1967 году вступил в строй второй бетоносмесительный узел, оборудованный автоматическими приборами дозирования с дистанционным управлением перемешивания бетона. Построено новое здание арматурного цеха.

В 1970 году проектная мощность составила 65 тыс. м3 железобетонных изделий (ЖБИ) в год.

Дальнейшие реконструктивные мероприятия вывели завод в 1974 году на проектную мощность 73,7 тыс. м3 в год.

Период жизни коллектива в 1970-80-е годы стал особой вехой в его истории. Это был этап, когда завод первым в стране освоил сложные мостовые конструкции - балки пролетных строений железнодорожных мостов длиной 23,6 м и 27,6 м из предварительно-напряженного железобетона.

За те годы на заводе многое сделано по внедрению научно-технического прогресса и социальному развитию коллектива. Руководители служб и специалисты совершали с целью обмена опытом многочисленные поездки на родственные предприятия.

Благодаря техническому перевооружению коллектив, руководимый Юрием Борисовичем Нарусовым, успешно справился с заказами на поставку конструкций для важнейших строек страны в эти годы: мосты через реки Волга, Клязьма, Воронеж; трехуровневая развязка у Савеловского вокзала; эстакада на Самотечной площади; Нагатинский комплекс в Москве; мосты и путепроводы автомобильных заводов-гигантов в г. Тольятти и на реке Кама. Оказывалась братская помощь в поставке нашей продукции в Монголию, Чехословакию, Финляндию. Завод стал коллективным членом обществ Болгаро-Советской дружбы и дружбы «СССР–ГДР», регулярно обменивался делегациями с этими странами.

Труд коллектива высоко оценен правительством страны, ему вручаются знамена, дипломы и награды.

В эти годы производство ЖБИ в г. Дмитрове и Московской области выходит на максимальный уровень 74,2 тыс. м3, а производство нерудных строительных материалов (песка, щебня, гравия на севере Московской области) — 1548 тыс. м3 в год при кадровом составе 1214 человек.

Успехи завода - это плоды труда передовиков производства, новаторов, рационализаторов. На производственной базе завода успешно защитили диссертации и получили звания кандидатов наук директор Ю.Б. Нарусов и заместитель директора по горным работам В.В. Никольский (родной брат дмитровской партизанки Лиры Никольской, героически погибшей в 1943 году. О Лире Владимир Васильевич Никольский написал документальную повесть «Ушедшая в бессмертие», которую посвятил памяти сестры).

В 1973 году завод удостоен почетного звания «Предприятие высокой культуры производства и организации труда», а такому виду продукции как «песок обогащенный» присвоен государственный «Знак качества».

За самоотверженный труд многим работникам вручаются ордена и медали, знаки отличия. Иван Васильевич Трофимченко награжден Орденом Ленина. Орденом Трудового Красного Знамени награждены 9 человек, орденом «Знак Почета» - 11, орденом Трудовой славы – 18, медалью «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие» - 34 человека.

Широким фронтом развернулись работы по промышленной эстетике и повышению уровня культуры производства, созданию лучших условий труда.

В этот период ведется большое жилищное строительство для заводчан: построены благоустроенные дома на улицах Гравийная, Инженерная, Комсомольская; сданы культурно-бытовые объекты такие, как клуб, стадион, бытовой корпус, детские учреждения; проводятся работы по озеленению территории завода. Для строительства этих объектов использовались гражданские сваи, товарный бетон и строительные растворы, песок, щебень, гравий, стойки (столбы) освещения, а также другие виды ЖБИ.

В начале 80-х годов увеличиваются заказы на сложные мостовые конструкции для БАМа (Байкало-Амурская магистраль) в северном исполнении. Поставляет завод конструкции на строительство железнодорожных линий Сургут–Уренгой, Саксаульск–Арысь, Тайшет–Лена, Марабда–Ахалкалаки в Грузии, на строительство мостов в Нефтеюганске, Нижневартовске, Сургуте, железной дороги Абакан–Тайшет, а также на строительство паромной переправы СССР–ГДР и Астраханского газоконденсатного месторождения. Коллектив во главе с Владимиром Георгиевичем Зайцевым с честью выполняет поставленные задачи.

За строительство Байкало-Амурской магистрали 14 работников завода во главе с директором награждены орденами и медалями.

Завод систематически реконструировался с целью увеличения объема выпуска различных ЖБИ, бетона, строительных растворов, щебня, гравия, песка, а также повышения качества и улучшения условий труда рабочих.

В 1978 году по проекту Гипропромтрансстроя началось строительство цеха ЖБК-4 на месте бывших шпальных стендов. В декабре 1984 года принята в эксплуатацию первая очередь цеха ЖБК-4 общей мощностью 7,0 тыс. м3 железобетонных конструкций в год, в 1985 г. — 6,0 тыс. м3 и в 1986 г. — 9,0 тыс. м3.

В конце 1986 года из-за ветхости списан цех ЖБК-1. Мощность завода на тот момент составила 64,3 тыс. м3.

Завод принимает активное участие в смотрах-конкурсах, итогом которых являются многочисленные грамоты и дипломы. Устраиваются конкурсы профессионального мастерства среди рабочих основных профессий, а также на присвоение звания «Лучший молодой рабочий». Фотографии лучших рабочих-передовиков производства представлены на городской Доске Почета и в тресте «Мостожелезобетонконструкция».

С 1991 года в стройиндустрии страны наступил спад производства, который коснулся и завода МЖБК. Объем производства железобетонных конструкций упал до 13,3 тыс. м3 в год, а выпуск нерудных строительных материалов — до 254 тыс. м3 в год. Численность работающих сократилась до 492 человек.

Однако коллектив завода, возглавляемый Вячеславом Павловичем Василенко, выстоял, сохранил костяк квалифицированных кадров руководителей, специалистов и рабочих.

В 1993 году завод, как филиал в составе ПО «МЖБК», преобразован в Акционерное общество открытого типа «Мостожелезобетонконструкция». Генеральный директор АО – А.Я. Никулин. В составе общества рабочий аппарат Правления (Москва) и 5 филиалов-заводов: Батайский, Горьковский, Исетский, Подпорожский и наш, Дмитровский.

Работая в новых условиях хозяйствования, завод с 1995 года начинает наращивать объемы производства и к 2000 году выходит на уровень 40 тыс. м3 железобетона в год, из них доля мостовых конструкций составляет более 75%.

Завод выжил, сохранив прежние связи с потребителями мостовой продукции. Это мостостроители: «Мостотрест», АО «МО-19», СУ-804 «Центродорстроя», ЗАО «Строймостмонтаж», «Мостострой-6», «Мостострой-11». Освоен выпуск автодорожных балок длиной 28 м и 33 м, новые конструкции для строительства объектов МКАД.

При этом завод не ограничивался выпуском типовой продукции. Было освоено производство конструкций для строительства торговых центров (таких, как «МЕТРО»), различных железобетонных изделий народного потребления: фундаментные блоки, гражданские сваи, стойки (столбы) освещения, кольца колодцев, водоотводные лотки, дорожные плиты, пустотные плиты, а также товарный бетон и многое другое.

Заметной вехой в деятельности дмитровских мастеров железобетона стало участие в реконструкции и строительстве развязок, виадуков и путепроводов крупнейшей стройки столицы — Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), ставшей гордостью столицы.

К этому времени завод уже является одним из крупнейших поставщиков балок автодорожных и железнодорожных мостов, мостовых свай, гражданских свай, других ЖБИ, таких как пустотные плиты, дорожные плиты, водоотводные лотки, фундаментные блоки для Москвы и Московской области.

Заводом выполнены заказы для Волоколамской трехъярусной эстакады третьего транспортного кольца столицы, для ММДЦ «Москва-Сити». Поставлены конструкции на строительство Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Балки пролетных строений, изготовленные на МЖБК в Дмитрове, использованы в мостах и путепроводах разных систем и категорий сложности на автомагистралях «Дон», «Киев», «Урал», «Беларусь», при строительстве объектов в северных регионах Сибири и Урала.

Участвует завод в поставке конструкций на объекты, входящие в систему международных транспортных коридоров № 2 (Брест–Минск–Москва–Екатеринбург) и №9 (Хельсинки–Санкт-Петербург–Москва–Киев–Центральная Азия/Кавказ). Солидная и надежная производственная база позволит осуществить и другие замыслы деловых кругов.

С начала 2000-х годов производство сборного железобетона на заводе включает изготовление более 40 базовых конструкций для строительства автомобильных и железнодорожных мостов и множество наименований прочих изделий гражданского назначения: сваи мостовые и гражданские, плиты перекрытий пустотные, плиты дорожные, стойки опор линий электропередачи (столбы освещения), столбики забора, кольца колодцев, перемычки, фундаментные блоки и водоотводные лотки и другие ЖБИ, которые пользуются большим спросом у строительных кооперативов, дачных товариществ и частных застройщиков.

Одно из крупнейших направлений в районе - это производство товарного бетона и растворов для г. Дмитрова, г. Москвы и Московской области. Завод имеет 4 бетоносмесительных узла, оснащенных автоматической системой дозирования, общей мощностью более 1000 м3 в сутки, большой парк автобетоносмесителей, собственный бетононасос. Завод выполняет также и индивидуальные заказы, изготавливая ригели, колонны, ростверки, прогоны и другие конструкции.

Освоив производство железнодорожных односкатных пролетов новой серии, МЖБК поставляет железобетонные конструкции на такие объекты как железнодорожная линия Нарын-Лукоган, железнодорожный подземный терминал аэропорта «Внуково»; к форуму АТЭК на Дальний Восток поставляет автодорожные напряженно-армированные балки, к проведению Олимпиады 2014 года в Сочи и Универсиады в Казани изготавливает автодорожные конструкции для строительства мостов и транспортных развязок, а также аэродромные плиты.

Железобетонные конструкции Дмитровского завода МЖБК, как и прежде, востребованы и поставляются во все уголки нашей необъятной страны. В их числе такие строительные объекты 2017 года, как строительство СПАД, реконструкция автодороги М-3 «Украина», строительство участка скоростной автодороги «Москва-Санкт-Петербург», строительство моста через реку Калитва в обход Украины, строительство ЦКАД-3. Это и автодорога М-2 «Крым», и мост через реку Киржач на автодороге М-7 «Волга», и другие.

Большую помощь завод оказывает своему городу и району. Железобетон АО «Дмитровский завод МЖБК» поставляется на строительство культурно-массовых и спортивных сооружений, реконструкцию памятников; участвует в решении транспортных и хозяйственных вопросов города. Предприятие тесно взаимодействует с администрацией города Дмитрова и Дмитровского района. Примерами являются строительство детской больницы им. Шумской (Св.Владимира), мемориального комплекса на Красной Горе, здания ЗАГСа, мемориала «Вечный огонь», Ледового дворца на улице Профессиональной, горнолыжной трассы. Мосты при въезде в Дмитров со стороны Москвы через железнодорожные пути, Татищевский через канал им. Москвы также сооружены из балок дмитровского завода МЖБК.

Завод внес большой вклад в строительство и благоустройство города и района. Среди них уже отстроенные объекты, такие как санно-бобслейная трасса в деревне Парамоново, лечебные учреждения, парк «Березовая роща», Дом детского творчества «Радуга», детские сады, бассейн «Кашалот», Музейно-выставочный комплекс и большое число других объектов промышленного и социально-культурного назначения.

Сегодня в Дмитрове нет стройки, где бы не использовалась продукция завода. Это и железобетонные изделия, и нерудные материалы, бетонные смеси.

Предприятие не стоит на месте, все время расширяя номенклатуру выпускаемой продукции, совершенствуя технологию ее изготовления. Высокое качество продукции предприятия гарантировано за счет постоянного контроля на всех стадиях производства. Это заслуга служб отдела технического контроля и производственной лаборатории, которые осуществляют как входной контроль качества используемых в производстве инертных материалов, арматурной стали, цемента, так и контроль заключительной фазы - контроль на выходе качества производимых железобетонных конструкций, бетонных смесей. На предприятии тщательно разработана и внедрена аттестованная Система Контроля Качества выпускаемой продукции.

В настоящее время предприятие располагает производственными мощностями для выпуска 64 тыс. м3 железобетона и 300 тыс. м3 нерудных строительных материалов в год, товарного бетона более 1000 м3 в сутки, завод оснащен тремя мощными бетоносмесительными узлами, последний новый узел с автоматической системой дозирования.

Наличие собственных железнодорожных подъездных путей и большого количества специализированной техники дает возможность доставлять продукцию в любую точку страны, обеспечивая стабильность поставок в удобное для клиентов время и оптимальные сроки по гибкому графику.

Дмитровский завод МЖБК - один из основных налогоплательщиков Дмитровского района. Предприятие регулярно и без задержек уплачивает налоги, производя отчисления во внебюджетные фонды, своевременно выплачивает заработную плату персоналу.

Трудовой коллектив завода насчитывает порядка 900 человек. Средний возраст сотрудников – 35 лет. Молодежь активно продвигается на руководящие должности. На заводе трудятся более десятка трудовых династий: самая многочисленная из них - династия Звягиных, чей стаж насчитывает 87 лет. Работники приводят сюда своих детей, внуков.

Как утверждает директор завода Игорь Васильевич Терентьев, возглавляющий его с 2001 года, «Наша главная ценность – это уникальный коллектив инженеров, квалифицированных рабочих, специалистов в области организации и управления производством, которые успешно выполняют договоры на производство и поставку конструкций и способны решить любые производственные задачи».

Стабильные результаты работы предприятия неоднократно отмечены наградами. Дмитровский завод МЖБК не раз был победителем традиционного конкурса «Дмитровские ростки» в различных номинациях. А по результатам 2012 года предприятие признано лучшим в номинации «Предприятие высокой социальной ответственности». Это заслуженное признание успешной работы всех заводчан.

Завод МЖБК развивает и поддерживает спорт в городе. Работники завода принимают активное участие в спортивной жизни города и района, выступая на спортивных мероприятиях. Заводские футбольные команды являются многократными чемпионами и призерами Дмитровского района по футболу и мини-футболу, также успешно выступает и женская волейбольная команда завода.

Команды полностью экипированы и имеют возможность тренироваться в арендованных залах. Это приносит свои результаты: мужская футбольная команда МЖБК – многократный чемпион района. Женская волейбольная команда также в течение нескольких лет занимает первые места в турнирах Дмитровского района.

На предприятии хорошо организована и культмассовая работа, которую проводит профсоюзный комитет, организуя посещения концертов, театров, иногородние поездки и экскурсии.

Сегодня завод МЖБК - современное, динамично развивающееся предприятие. Являясь одним из основных предприятий отечественного мостостроения, завод продолжает наращивать темпы производства, повышает качество мостовых конструкций, обновляет производственные фонды. Основа его деятельности - продуманная экономическая политика, стратегия, профессионализм сотрудников, высокое качество производимой продукции, ориентация на удовлетворение интересов своих потребителей.

Имея такую замечательную историю, коллектив завода гордится тем, что его труд воплощается в прекрасные сооружения из железобетона, которые будут стоять десятилетия, а наши потомки будут видеть плоды этого труда.


  • Библиография:

    Вишневский, И. Игорь Терентьев: «Стояли, стоим и стоять будем!» / Иван Вишневский // Дмитровский вестник. – 2008. – 16 августа. – С. 2. – Текст : непосредственный.

    Дмитровские мастера железобетона // Дмитровский вестник. – 2002. – 23 июля. – С.2-3.– Текст : непосредственный.

    Дмитровскому заводу МЖБК – 65 лет! // Рекламный вестник Дмитровского района. – 2017. – 3 сентября. – С.2. – Текст : непосредственный.

    Иржанова, Н. Дмитровскому заводу МЖБК – 60! / Наталья Иржанова // Дмитровский вестник. – 2013. – 28 февраля. – С.8-9. – Текст : непосредственный.

    Лукьянов, Н. В труде и в спорте – впереди! / Николай Лукьянов // Дмитровский вестник. – 2011. – 11 июля. – С.12-13. – Текст : непосредственный.

    Плеханова, С. МКАД, «Москва-Сити», «Метро» и другие / Светлана Плеханова // Дмитровский вестник. – 2007. – 5 июля. – С.3. – Текст : непосредственный.

    Плоды труда будут видеть новые поколения // Дмитровский вестник. – 2009. – 2 июля. – С. 3. – Текст : непосредственный.

    Тыртов, В. МЖБК: изделия – прочные, связи – крепкие / Виктор Тыртов // Север Подмосковья. – 2006. – 8-14 сентября. – С. 4. – Текст : непосредственный.

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.