Серафим Звездинский

Родился 7 апреля 1883 года в Москве в семье священника – настоятеля Троице-Введенской единоверческой церкви.

В раннем детстве остался без матери. Учился в начальном приходском училище при храме. Обучение продолжил в Заиконоспасском духовном училище, затем в Московской Духовной Семинарии. В 1905 году, по ее окончании, поступил в Московскую Духовную Академию. Монашеский постриг с именем Серафим принял 26 сентября 1908 года.

В 1909 году, окончив Духовную Академию, получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской Семинарии. Через два года молодого преподавателя перевели в Московскую Семинарию. 10 июня 1914 года иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен помощником наместника кафедрального Чудова монастыря. После его закрытия в июле 1918 года вместе с епископом Арсением (Жадановским) более года жил в Серафимо-Знаменском скиту. 3 января 1920 года Святейшим Патриархом Тихоном был возведен во епископа и направлен на служение в Дмитров.

25 января 1920 года епископ Серафим (Звездинский) прибыл в Дмитров. Дом в селе Подлипичье, построенный Е.С. Ляминой, стал его архиерейским домом. За годы служения Владыка учредил братство Животворящего Креста Господня. Дмитровцы полюбили трогательные и вдохновенные проповеди Владыки.

16 апреля 1922 года епископ Серафим (Звездинский) был арестован, но по требованию народа вскоре отпущен. 12 декабря 1922 г. вторичный арест и заключение в Бутырскую, затем Таганскую тюрьму. Отсюда 14 мая 1923 года был отправлен в ссылку в Зырянский край. Весной 1925 года, по окончании срока ссылки, возвратился в Москву. Был назначен помощником митрополита Петра (Полянского) – местоблюстителя Патриаршего Престола, затем Председателем Совета Преосвященных Московских викариев.

В июле 1926 года был вызван на Лубянку и выслан из Москвы в Дивеево. Осенью 1927 года после закрытия монастыря вновь был арестован, содержался в Нижегородской тюрьме. После освобождения в октябре 1927 года переехал в г. Меленки Владимирской губернии. 24 апреля 1932 года состоялся четвертый арест, Владыка был отконвоирован в Москву, содержался в Бутырской тюрьме. Через месяц приговор был исполнен.

Духовное наследие сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского

Серафим (Звездинский) – епископ Дмитровский, причислен к лику святых новомучеников Архиерейским собором в 2000 г. Дни памяти святого – 22 января и 13 августа.

С Дмитровом его связывают всего несколько лет пастырского служения.

Серафим (Звездинский) был наречен епископом Дмитровским летом 1919 г., а в начале января 1910 г., со словами «Желаю, чтобы ты был для града Дмитрова тем же, чем был святитель Петр для Москвы. Будь и ты утверждением граду Дмитрову», святейший патриарх Московский и Всея Руси Тихон вручил ему епископский посох, и 25 января Серафим (Звездинский) прибыл в Дмитровский уезд.

В этой статье мы не будем подробно касаться биографических и житийных фактов святого новомученика, скажем лишь то, что в Дмитрове он прожил всего три года. Совершал богослужения в Успенском Кафедральном соборе, в храмах Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Подлипичье (он жил напротив церкви, в доме, построенном вдовой промышленника владельца Яхромской фабрики Лямина Елизаветой Семеновной для церковного причта), проводил богослужения в Введенском храме в Заречье. Эти два храма после революции не были закрыты и разграблены, большевиками. Имеют также документы, доказывающие служение Серафима (Звездинского) в Троицком храме Яхромы, воспоминания о службах в Пятницкой церкви, в Николо-Пешношском монастыре.

В эти три года епископ учредил в Дмитрове «Братство Животворящего Креста Господня», что само по себе в условиях воинствующего атеизма, насаждаемого властями, было подвигом веры.

Последний раз он служил торжественное Богослужение 10 декабря 1922 года. А затем, после ареста, начался его крестный путь.

Судьба Серафима (Звездинского) во многом сходна с судьбами большинства пастырей русской православной церкви того времени: Лубянка, допросы, обвинение в антисоветской деятельности, тюрьмы, ссылки, новые обвинения, и, в 1937 году, расстрел.

Краткая справка дана по источнику: Московские епархиальные ведомости. 2000. №12. С. 28-38.

Цель статьи: исследовать духовное наследие Серафима (Звездинского), которого уже при жизни называли «московским среброустом».

Серафим (Звездинский) получил блестящее богословское образование – духовное училище, Московская духовная семинария, Московская духовная Академия. Уже в годы учебы отмечали его дар речи и талант к составлению и чтению проповедей. Когда он служил в храме, там обычно было большое стечение прихожан. ««Идем в Академию», – говорили жители Сергиева-Посада и молитвенная братия, - сегодня проповедует студент Николай Иванович Звездинский».

По окончании образования Серафим Звездинский преподавал историю Церкви в Вифанской духовной семинарии и гомилетику (искусство составления проповеди) в Московской Духовной семинарии.

Привожу отзыв профессора Академии Александра Беляева на сочинение соискателя степени кандидата Богословия Звездинского. Свою кандидатскую работу соискатель писал на основе единственного источника - труда Иоанна Златоуста – 12 томов. Профессором были отмечены достоинства работы- полная самостоятельность и документальность. («Все вы в сердце моем», стр. 109-112)

Епископ Арсений Жадановский, наместник московского Чудова монастыря, у которого Серафим (Звездинский) был помощником, сравнивая его талант проповедничества с талантом Иоанна Златоуста, назвал батюшку Серафима «московским среброустом».

Этот дар проповедничества Серафим (Звездинский) в отрочестве вымолил в ежедневных молитвах к преподобному Сергию Радонежскому и Николаю чудотворцу. В его комнате висел ростовой образ Святого Николая, и он ежедневно молился ему о даровании способности говорить Слово Божие.

Тексты проповедей Серафима (Звездинского) сохранились, самые известные из них: «Хлеб Небесный» Проповеди о божественной Литургии» и «Ангелы». Особое внимание уделял он рассказу пастве о Божественной Литургии. «Покаянный плач», Акафист Господу Иисусу Христу Терноносному и Крестоносному (создан в Бутырской тюрьме), Акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешеных», Акафист Животворящему Кресту и др. Каноны «Мати Милосердная, не отрини, прими, прости, благослови», «Владычице Пресвятой Богородицк, поемый в безнадежии» - созданы в тюрьмах и ссылках.

Работы, написанные до революции, публиковались в журнале «Душеполезное чтение» и «Голос Церкви» в 1915-17 гг., а созданное в советский период – в книге «Все вы в сердце моем. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима Звездинского». Именно эта книга и стала основным источником исследования, целью которого было изучить несколько проповедей, читанных священномучеником в Дмитрове.

Что есть проповедь? Изначально – поучения Христа своим ученикам. Вспомним Нагорную проповедь их Евангелия. Это христианское церковное наставление, читаемое в храме за литургией, имеющее целью разъяснить пастве учение Христа. Вспомним, что долгое время русское крестьянство было в массе неграмотным, оно нуждалось в толковании Библии.

Наука составления проповеди, гомилетика, определяет проповедь как литературную форму, требующую красноречия и ораторского искусства.

Проповедничество как дар, по своей природе в основе имеет благодать, даруемую в таинстве священства. (Не случайно Серафим (Звездинский) в юности молился об обретении этого дара.

Проповедь в христианстве – орудие распространения веры.

И поэтому Владыко Серафим, в первую очередь, в своих проповедях стремился объяснить прихожанам значение Божественной Литургии в жизни Церкви.

Вслушайтесь в слова его проповеди: «Не будет Божественной Литургии на земле — померкнет и солнце, и земля перестанет давать хлеб. Любите же святую Литургию, потому что в ней отражается Свет Тихий Христос, любите, потому что только в литургии вы можете узреть, почувствовать Христа… любите храм, это постоянное местопребывание Бога, спешите сюда, особенно в праздник, старайтесь уподобляться ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу».

Книга «Хлеб Небесный» - собрание проповедей, разъясняющих значение и символику Литургии, жизни Церкви.

Давайте проанализируем одну проповедь – шестую, об устройстве Храма.

Вот её микротемы: священник рассказывает о частях храма, о понятии оглашенные, о происхождении перегородки между основной частью и Алтарем – иконостасе, о крещении Василия Великого, о Престоле и Жертвеннике, Антиминсе (Вместопрестолии), обращая внимание на смысловую троичность во всем-«Все, что я описывал, имеет глубокий смысл. По толкованию святых отцов, в трех частях храма изображается троичность Божества, с одной стороны, а с другой – притвор изображает нашу землю, средняя часть храма – видимое небо, алтарь – небеса небес. И престол изображает престол Божий. Всюду святая Церковь напоминает нам о Божественной троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную».

Обращает внимание на символизм храма: Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа. И человек, этот «храм Божий», по свидетельству святого апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда престола напоминает крестильные одежды, и крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда говорит о блеске славы Божией.

Проповедь написана простым языком, все объясняется и истолковывается. Священник раскрывает суть православного символизма и приводит примеры. В отступлениях от основной темы прослеживается образовательная цель – рассказать, как можно больше, глубже и образнее.

И еще одна проповедь – о святоотеческом наследии преподобного Макария, - Цепочка святого Макария. Читана она была в Николо-Пешношском монастыре, в страшные богоборческие времена, когда власти всеми силами старались отлучить детей от веры их предков.

Вот как говорит об этом времени Серафим Звездинский: «Мы бредем во тьме ночной, которая в наше время особенно темна, особенно мрачна. Безбожие… Вот наш страшный, наш невыразимо жуткий ров! Безбожие отцов и матерей, безбожие учителей и учительниц, воспитателей и воспитательниц. И самое страшное, самое ужасное, самое уродливое безбожие — безбожие детей. Да, детей, которые подражают в этом случае взрослым. Вот этот ужасный ров, вырытый дьявольским заступом, вырытый под ногами людей самим сатаною. И падают туда люди, в этот адский ров, и все ниже и ниже скатываются на дно, туда, где находится вход в самый ад. Гады на дне этого рва, змеи ползают. Неужели же мы отвергнем спасающие нас, протянутые к нам руки Христа?»

И такими руками Христа видел он учение отцов церкви, в т. ч.- преподобного Макария, архимандрита Николо-Пешношского монастыря в 18 - нач. 19 вв.

В заключение – слова очевидца, современника Серафима (Звездиснкого), Е. Четверухиной (по тексту «Мои воспоминания», ч 4, М.,1947, ЦИА ПСТГУ «Дар слова»)

«… И какой же огромный пастырский талант оказался у отца Серафима! Какие блестящие и интересные проповеди он стал говорить…. Какой красивый голос у него, какая прекрасная дикция. Мне довелось слушать его только один раз за всенощной по праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, но до сих пор звучит в моих ушах его голос… Сделавшись епископом Дмитрова, он так привлек к себе свою паству, что, когда служил, собор был переполнен народом и были случаи обращения грешников к праведной жизни.

По красоте и блеску его интереснейших проповедей народ прозвал его «среброустом» … и Да будет ему вечная память у Господа Бога людей!».

Серафим Звездинский