Пришвин М. М.

Михаил Михайлович Пришвин – великий русский писатель, долгое время живший на территории бывшего Дмитровского уезда – в Талдоме и Сергиевом Посаде.

Михаил Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в купеческой семье в имении Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии.

В 1882 году Михаила отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был принят в первый класс Елецкой классической гимназии, откуда был отчислен в 1889 году.

Затем Пришвин уехал в Тюмень, где в 1892 году окончил Александровское реальное училище. В 1893 году он сдал экзамены за полный курс гимназии, а затем поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума.

В 1897 году Пришвин был арестован за участие в деятельности марксистского студенческого кружка. Около года он провел в одиночных камерах Лифляндской и Митавской тюрем, после чего был выслан домой под гласный надзор полиции.

В 1900 году Пришвин поступил на агрономическое отделение Лейпцигского университета. Весной 1902 года он получил диплом инженера-землеустроителя, вернулся в Россию и устроился земским агрономом в Клинском уезде.

В 1903 году в Клину Пришвин сошелся с разведенной крестьянкой Ефросиньей Павловной Смолевой, в девичестве Бадыкиной (1883-1953), у которой уже был сын Яков от первого брака. Официально она была замужем, поэтому свой брак Пришвины оформили лишь по окончании школы сыновьями.

С 1905 года Пришвин устроился агрономом на сельскохозяйственной станции «Заполье» под Петербургом, сотрудничал в журнале «Опытная агрономия», написал несколько книг и статей по агрономии: брошюру «Как удобрять поля и луга», «О разведении раков», монографию «Картофель в огородной и полевой культуре». После увольнения работал корреспондентом в либеральных газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России» и других.

Увлечение этнографией и фольклором привело Пришвина к решению путешествовать по Европейскому Северу. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвин создал в 1907 году книгу «В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края», за которую был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы и передавал их в форме своеобразных путевых очерков («За волшебным колобком»). Тридцать восемь народных сказок, записанных им, вошли в сборник «Северные сказки» этнографа Николая Ончукова.

Став известным в литературных кругах, он сблизился с Алексеем Ремизовым и Дмитрием Мережковским, а также с Максимом Горьким и Алексеем Толстым. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах. Кроме них, Пришвин активно общался с Александром Блоком, Зинаидой Гиппиус, Владимиром Бонч-Бруевичем, Вячеславом Ивановым, Разумником Ивановым – словом, со всем цветом русской мысли того периода.

В 1908 году после путешествия в Заволжье Пришвиным была написана книга «У стен града невидимого», а в 1909 году, после путешествия по Сибири и Казахстану – очерк «Чёрный араб». В 1913 году Пришвин путешествовал по Крыму, откуда привез повесть «Славны бубны».

Несмотря на юношеское увлечение марксизмом, Пришвин не принял Октябрьскую революцию 1917 года, ему были ближе позиции правых эсеров, выражающие крестьянские устремления. С осени 1917 года Пришвин был членом редакции газеты партии эсеров «Воля народа» и публиковал в ней антибольшевистские статьи. 31 декабря 1917 года в газете «Воля народа» был напечатан очерк Пришвина о Ленине под красноречивым названием «Убивец!» 2 января 1918 года писатель был арестован и до 17 января 1918 года находился в пересыльной тюрьме. Спасаясь от повторного ареста, писатель в апреле 1918 года покинул Петроград и вновь поселился в своем имении Хрущёво. Осенью 1918 года имение было реквизировано по постановлению местного сельского Совета. В 1919 году Пришвин работает учителем географии в Елецкой трудовой школе. Летом 1920 года Пришвин определяется учителем словесности в село Алексино под Дорогобужем. Он поселился во флигеле барской усадьбы Барышникова. В трех комнатах бывшей усадьбы Пришвин организует краеведческий музей дворянского быта, сам же ведет экскурсии и читает лекции о краеведении, ездит по заданию Отдела народного образования в этнографические командировки.

В 1921 году Пришвин с семьей перебирается в Иваники Смоленской губернии. Живет на два дома – постоянно ездит в Москву, устраивает свои рассказы, встречается со знакомыми.

19 сентября 1922 года Пришвин снимает комнаты в доме поэта Сергея Клычкова в Талдоме, на хуторе Солдатова сеча близ Дубровок. Из Москвы в Талдом и обратно, Пришвин ездит на поезде с Савеловского вокзала, затрачивая на путь четыре часа. Вагоны не топятся, мороз доходит до 30 градусов. В мае 1923 года Пришвин съезжает от Клычкова в деревню Костино, ныне пригород Талдома.

По почину Пришвина в Талдоме было организовано общество краеведения. В Талдоме им была написана большая краеведческая работа – «Башмаки».

В те годы Пришвин бывал и в Дмитрове, и в Дмитровском краеведческом музее. Он был знаком с директором Дмитровского музея Кириллом Алексеевичем Соловьевым. В своем дневнике он приводит его адреса: Дмитров, улица Юного коммуниста, д. Гагарина, Музей Дмитровского края, Никитская ул., дом Александры Георгиевны Соболевой.

В 1925 году Пришвин переехал в Переславль-Залесский, и занял должность заведующего фенологическими наблюдениями на биостанции на горе Гремяч в местечке Ботик. Там он написал повесть «Родники Берендея». В том же году писатель переехал в Загорск (Сергиев Посад), где в 1929 году им была написана повесть «Журавлиная родина». В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатым в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке; в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень». О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель посетил Соловецкий лагерь (очерк «Соловки») и Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений от этой поездки им был создан роман-сказка «Осударева дорога», который был опубликован уже после его смерти – в 1957 году.

В мае-июне 1935 года Пришвин совершил ещё одно путешествие на Русский Север. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща».

В 1939 году Пришвин развелся с супругой и переехал в Москву. В 1940 году 67-летний Пришвин женился на 41-летней Валерии Дмитриевне Лиорко (Лебедевой).

Валерия Лиорко для нас, дмитровчан, особо близка тем, что в 1932 году проходила соучастницей по тому же делу, что и дмитровский епископ, священномученик Серафим Звездинский. В тюрьме она находилась вместе с духовной дочерью владыки Серафима – Екатериной Павловной Ануровой, о чем оставила дневниковые свидетельства.

В 1941 году Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, откуда вернулся в 1943 году. В том же году в издательстве «Советский писатель» была выпущена отдельным изданием книга «Лесная капель» (первая часть под названием «Фацелия»).

В 1945 году М. М. Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В 1946 году писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период в 1946-1953 годах.

Последние полгода писатель был болен раком желудка. Скончался Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года, похоронен на Введенском кладбище.

Автор статьи руководитель ЛИТО «Дмитровские зори» и Дмитровского городского отделения Московской областной организации Союза писателей России. Член Общественного совета при Музее-заповеднике «Дмитровский кремль». Дипломант Московской областной премии им. Р. Рождественского (2017). Лауреат Московской областной премии им. М. Пришвина (2022) Курочкин Евгений Александрович.

Евгений Курочкин. Михаил Пришвин: Вдоль Дубны-реки

Михаил Михайлович Пришвин – имя, известное каждому, но только на первый взгляд. Стоит лишь чуть глубже погрузиться в его биографию, то сразу возникает вопрос: Пришвин, кто он? Русский и советский писатель, автор охотничьих рассказов и книг для детей и юношества, «певец русской природы», как его именуют в учебниках? Личность его настолько многогранна, что достойна многих томов глубоких исследований. Пришвин, в первую очередь, – это историк, оставивший после себя многотомное собрание дневников, охватывающих самые сложные периоды в жизни России, в которых он размышлял о своей жизни и судьбе страны. Он – путешественник и фотограф, объездивший всю Россию и создавший тысячи документальных свидетельств о том, что видел. Для нас, дмитровчан, особо ценен неизвестный Пришвин – человек, влюбленный в болота Подмосковья, краевед и географ жемчужины Северного Подмосковья – Дубны-реки.

Невозможно точно определить дату, когда страстный охотник Пришвин впервые оказался на Дубне. Опубликованная им в 1929 году повесть «Журавлиная родина», в которой упоминается Дубна-река, основывается на дневниковых записях 1926-28 гг., но, вероятно, знакомство с рекой началось в 1922 году, когда писатель поселился в доме поэта Сергея Клычкова на хуторе Солдатова сеча близ Дубровок в Талдоме. В Талдомском районе Пришвин прожил до 1925 года. Он активно занимался краеведческой работой, держал собак и ходил на охоту, но заметных дневниковых записей о Дубне-реке не оставил.

Активно описывать реку Дубну Пришвин начал в 1927 году, когда замыслил написание крупного произведения. Этим романом Пришвина и была «Журавлиная родина» – «повесть о неудавшемся романе», названная так, потому что роман у Пришвина в итоге не вышел. Название родилось 6 сентября 1928 года на охоте близ деревни Скорынино Сергиевского уезда: «Во все время охоты небо редко было свободно от больших стай журавлей. Я думал о них: вот они родились в наших болотах и полетят по всему свету. Восхищенные, увидят новые страны... Журавли сулят, журавлиная родина...»

Что представляла собой река Дубна в 20-е годы? Мы, дмитровчане, помним осушение Яхромской поймы, но совсем забыли про пойму Дубненскую. А ведь Дубна с притоками по своей протяженности и заболоченности Яхроме не уступала. Даже сейчас, Дубненская низменность считается комплексом водно-болотных угодий различного типа – от практически не нарушенных болот с реликтовой ледниковой растительностью до полностью преобразованных человеком ландшафтов, таких как карьеры старых торфоразработок. А тогда, протекая через Сергиевский, Дмитровский и Талдомский уезды, на многие километры вокруг своего русла она оставляла непроходимые хляби, кишевшие малярийными комарами. Крестьянам приходилось ютиться по возвышенностям – островам, отвоевывать себе клочки пашни и лугов у топкой реки. Вот как Пришвин описывает деревню Замошье: «На небольшом островке, окруженном болотами, жил лесной сторож с семьей. У него было несколько сыновей, которые потом разделились и выстроили себе каждый по дому на острове. Земля оказалась очень хорошая, и к новой маленькой деревне приселились еще две, три семьи. Тогда казалось, что на островке всем земли хватит. Но когда и эти новые семьи размножились, то поле примкнуло вплотную к болотам. Стали искать выход с острова. Нашли землю за болотами. Пробили на пойме борозды и уложили по ее краю лавы. Приучили плавать лошадей бороздой. Сами идут по лавам, конечно, тоже не сухие, нет-нет да оступится человек и окунется, а лошади плывут бороздой. Весной вода стоит под болотами, и островок с деревней становится островом в море…. Эта деревня Замошье находится в Московской губернии! И она не одна. Большинство сел и деревень, расположенных у края Дубенской поймы по холмам, упираются в болото…»

Такой болотистой Дубна была не всегда, а с момента засорения ее русла. В памяти народа сохранились легенды о золотых лугах и дубовых рощах: «Весь водосбор потопленного края приблизительно 120 тысяч десятин, из которых 40 тысяч под поймой Дубны, местам непроходимой. Да, есть места в зарослях Дубны, где не была нога человеческая. Но мы часто в зарослях черной ольхи в воде находим столетиями пролежавшие под водой дубы, признак иного прошлого. Народная память передает множество фактов, обращенных в легенды о золотых лугах этого края. Вот, например, в месте, где едва-едва можно теперь подойти к Дубне, прыгая с кочку на кочку в обход плесов, хватаясь за ветки обвитой хмелем ольхи для сохранения равновесия, можно увидеть признаки каменного моста через реку. Рассказывают, что это был мост Грозного. Назовут какой-то островок с дубами, где были его охотничьи колышки. Нет никакого сомнения, что край затоплен в не очень давнее время от засорения русла Дубны. Результат нивелировки показывает, что в одном месте вода, чтобы перелиться в Волгу, должна подняться вверх: она не может. Кроме того, текущие с гор в Дубну речки подпирают воду. И теперь, когда едешь по Дубне на лодке, представляется удивительная картина, кажется, что речки в нее не сливаются, а выливаются».

Пришвин в те годы зимой жил в Сергиеве, а летом снимал дачи в окрестных деревнях – Александровке, Переславище и Федорцове. Он оставил нам множество красочных описаний Дубны, ее притоков, и селений, расположенных вдоль них:

«Ездили в Дворики и охотились… Удивительная гористая местность истока Дубны… В лесу много деревьев попарно сплетается корнями, одно обхватит сверху корни и впустит потом в землю, и оба друг за друга держатся при сильном ветре…» «Речка Дубна в истоках шириной в два человеческих прыжка, – не перепрыгнешь в один! но зато очень много везде упавших деревьев так, что вывернутый корень на одном берегу, а по стволу переходят люди, лисицы, собаки». «Верховье Дубны, маленькая речка «Дубна-потопиха» протекает около Двориков среди высоких крутых холмов, и среди этих холмов есть один, на котором много огромных для нашего края муравейников. Я за всю жизнь свою таких не видал, когда неожиданно встретишь, подумаешь – это стог сена стоит. От одного муравейника виден другой такой же и тропы возле них, не меньше средней человеческой тропы».

«Река Вытравка. Вот река Дубна местами раскидывается огромными болотами, но все-таки эта река настоящая, местами течет в крутых мелких берегах, и, хотя не широка, но глубина в крутых берегах у нее непомерная, и после всего вливается в Волгу – это река! А то называется тоже рекой Вытравка, которая впадает в Дубну, вот эта река во всем своем течении столь ничтожна, что почти и не видима среди огромных порожденных ей болот, а различима только от болот по более темному цвету трав по ней, и переходишь ее точно так же, как и болото, качаясь, вот-вот, думаешь, провалишься, а перейдешь: никто никогда не проваливался. Сколь ничтожна эта река, можно видеть в тех местах, где она течет в сухих берегах, до того ничтожна, что из-под нее произрастают не только водяные растения, а и обыкновенные травы, конский щавель, зонтик – верно, за это и название свое получила Вытравка, значит, вся в травке. Но вот остров среди болот – деревня Александрово со своими хорошими полями; стоишь тут на высоком месте и видишь вокруг нее все болота, местами шириной в версту, а то и больше, и, когда подумаешь, что все эти болота наделала ничтожная Вытравка, кружится голова, теряясь в сроках земли: сколько времени нужно было сочиться ничтожной струе, чтобы заболотить такое пространство?»

«Шавыкино – остров в болоте, на нем часовня, теперь сожжена. Начинал жить Сергий Радонежский, – не понравилось, после него монастырь, сжег Сапега. На сучке возле часовни икона Божьей Матери, ее взяли в Спас-Закубежье, но вернулась, наконец с крестным ходом взяли и обещались ежегодно носить в Шавыкино. И так до последнего времени существует крестный ход. Если ухо к болотной кочке приложить, то – кто праведный – слышит звон колоколов того монастыря».

«Был на Сеславиной горе. Там бор, подстеленный зеленым мохом, сосны в солнечном свете стоят золотые, мох внизу, как лунный свет. Тишина не такая, как в дачных борах: ведь и там в заутренний час тоже тихо, но тишина там искусственная и зависимая: то вдруг свистнет паровоз, то петух закричит, тут тишина самостоятельная, через окружающие болота никакие звуки со стороны невозможны… Ручей перед Сеславиным называется Стрелецким, а перед Власовым не знаю, как называется: там лес огромной высоты сгрудился на мелкий в низине и на опушке одна возле другой на равных расстояниях муравьи поставили свои непомерной высоты республики…»

«Мы пошли по клюквенной тропе в заказник на восток. Перешли приболотицу с высокими поросшими осокой кочками и чахлыми березками. Мало-помалу березки стали сменяться сосенками и, наконец, вовсе исчезли… Не доходя Симонова Острова (тропа с него продолжается до реки Везы), свернули влево… Минут через 15 мы вышли на Сеславинскую бель. Это огромное клюквенное моховое открытое болото с очень редкими чахлыми деревцами… Мы прошли западным краем на север до Федорцовой тропы, на юго-востоке остался Симонов Остров, за ним Шуев огарок, Мошка, Веза. Северная часть леса между Сеславинской белью и плесами Полубарского называется Клин…Тропа по выходе на Федорцовское бекасиное болото реки Журавлихи теряется…»

«Я спросил встречного крестьянина с косой, и вот оказалось, что я хожу не по Журавлихе, как думал, а по Рудачихе, а Журавлиха дальше к озеру, и там по Журавлихе ежедневный прогон скота. Это оказалось очень недалеко, в том месте, где плесом зарастающего озера Полубарского прибавляется пойма впадающей невидимо в него речки Журавлихи. По гати, устроенной для перехода скота, перебрался на Захаров Остров, покрытый кочками, между которыми трава была скусана и местами все растоптано в грязь. Вокруг острова пойма с зелеными плесами».

«Говорят, будто Туголянское озеро образовалось таким образом: был на его месте лес на мху, случился пожар, и лес провалился, а на его месте вышло озеро, сначала маленькое, а потом больше и больше. Говорят, будто вода в Батаковском озере находится в какой-то зависимости от Туголянского: подземный ход».

«Речушка Попов Рог больших у нас дел натворила, это она, очевидно, подпертая при своем впадении в озеро, закислила болотное пространстве и создала всю Переславскую трестницу. Я до сих пор не могу разобраться в ее извилинах, поросших ольхой. Входишь в ольшаник, никакой речки нет, черная растоптанная коровами вязкая торфяная земля, сыро, грязно, неприютно… Вдруг увидел под ногами речку в шаг шириной в черных без травинки берегах. Я лично бы мог его перепрыгнуть, если бы хоть сколько-нибудь прочно мог поставить ногу: нога моя ушла по колено на этом берегу, а не то можно бы оказаться по шею в грязи...»

Гнилые дубненские болота отравляли все вокруг – воздух, земли и воду: «Вода из болот течет в озеро, это мертвая вода, в дождливое время (когда ее много) отравляющая рыбу».

Для того, чтобы облегчить жизнь местных крестьян, в 1928 году проводились масштабные мелиоративные мероприятия с привлечением экскаватора – уникальной для тех времен машины, возможно, единственной действующей в Московской области. Издревле, местные крестьяне и помещики сами, как могли, боролись с болотами, строя водоотводные канавы, но это мало помогало. Взгляните на карту дубненской поймы сейчас – она покрыта магистралями и осушительными каналами. Часть из них сделана машинами, а часть – руками крестьян.

Пришвин – свидетель этой эпохи, времени коренного улучшения крестьянской жизни, избавления от тягот болотной жизни: «Экскаватор – это железная рука с ковшом в сто пудов веса. Рука опускается в воду, поднимает со дна торф и выбрасывает медленно, спокойно повертываясь на берег, торф еще раз, еще и еще в то же самое место, к этому холму присоединяет другой, третий и так создает направо и налево новые берега. Пройдя значительный путь, он возвращается, прочищает, ровняет и оставляет за собой новую реку-канал, прямую как стрела, с новыми берегами. Железная рука работает 24 часа в три смены, ночью при электричестве. Рукой управляют всего 4 человека (можно бы и три): механик у рычагов, его помощник на движущемся кругу, кочегар и смазчик. Эти 12 человек заменяют работу 100 теоретических землекопов. На практике землекопу здесь невозможно работать. Жизнь этой машины тесно связана с жизнью механика Михаила Парфеныча Пафнутьева, ученика школы Балтийского флота».

«Новая Дубна не река, а канал, иногда прямой как стрела в три версты длиной. Созданы новые берега, вначале эти берега черные, потом начинается травка, а прошлогодняя работа – уже растут тростники. Этот канал, рассекающий дикую природу, имеет свою особенную красоту. Канал иногда пересекает русло Старой Дубны, видишь осохшие плесы, на них, свернувшись кишкой, лежат «батышки» – толстые стебли подводных растений, на которых держались когда-то лилии. Видишь обнаженные корни береговой ольхи. В Окаемове луг значительно осох. Стоят копны сена…»

Пришвин был не только наблюдателем, но и активным защитником живой природы. Озеро Заболотское на реке Сулати на тот момент считалось единственным в России местом, в котором обитал реликт ледниковой эпохи – шаровидная водоросль Claudophora sauteri. Сулать словно бы нехотя текла к Дубне, останавливаясь и разливаясь болотистыми озерами, ближнее к Дубне, самое большое и называлось Заболотским:

«Между деревней Власово, тяготеющей к городу Сергиеву, и Ведомшей Переславского уезда, куда и в Сергиев попасть можно только клюквенной тропой, есть Ольховое болото, родина замечательной реки Сулати. В сущности, эта не река, а система озер, называемых плесами. Ближайший к истоку плес называется Лоханью, вероятно, потому только, что на поверхности его нет совершенно воды, а под низом он наливается как бы в лохань… Старые крестьяне, очень недоверчивы к осушительным работам в низовьях Сулати, рассказывают, будто Лохань очень глубокая, дно ее будто бы гораздо ниже Волжского, и потому спустить в Волгу местные воды никогда не удастся… Кроме Сулати и Ольхового болота в Лохань со сторон Вонятина и Пустого Рождества бежит Сухмань-река, Крестница, Вздерниножка и другие. Все эти реки только весной шумят, летом бочаги. Но все-таки Лохань признается больше за луг, чем за плес Сулати, точно так же как последнее громадное плесо Сулати перед впадением в Дубну называется не плесом, а озером, это у села Заболотье, известное своими утиными охотами озеро Заболотское. Дно этого зарастающего озера ледникового происхождения покрыто редчайшей водорослью Claudophora, имеющей вид зеленых шариков. Работающий на Дубне экскаватор мало-помалу в борьбе за каждый сантиметр горизонта все-таки спускает застоявшиеся пойменные воды Дубны в Волгу, верхние воды Заболотского озера увлекаются в Дубну, и так на берегах обнажается Claudophora».

Узнав о кладофоре и о грозящей ей опасности, Пришвин написал большую статью в центральную прессу. На место приехали биологи из Москвы, которые стали активно изучать и водоросль, и само озеро.

Здесь, на Дубне-реке Пришвин нашел не только «Журавлиную родину», но и родину Дубровского из одноименной повести Пушкина: «Недавно на вечерней утиной охоте один местный учитель обратил мое внимание, что в большое утиное болото Трестицу спускается земля, имеющая все признаки старой земледельческой культуры: в болото спускались мало-помалу зараставшие полоски крестьянской надельно-передельной земли старого времени. В скором времени мы с этим учителем, опрашивая стариков, дознались, что на этом месте в стародавнее время стояла деревня, имевшая название то же самое, как у Пушкина в повести «Дубровский», Кистеневка. Те же старые люди и называли село, расположенное на берегу Заболотского озера, не «Заболотьем», как все мы теперь называем, а то Дубровским, то Покровским. Всем известно, конечно, что село Покровское у Пушкина в «Дубровском» принадлежало помещику Троекурову, и в старых церковных книгах, мы в этом убедились, Заболотье числится как Покровское и престол храма посвящен Покрову. Так стало сходиться все в одно: Кистеневка, Дубровское, Покровское, и к этому вспомнилось, что совсем недалеко отсюда, в деревне Сергиев вблизи Колязино, Пушкин бывал в имении Ушакова и как истории слышал рассказы или былину о Дубровском. Мне думается про Пушкина (если все эти мои охотничьи угадки подтвердятся точным исследованием), сказание о разбойнике «графе» Дубровском, существовавшее в форме былины, разбилось теперь на отдельные стихи, на отдельные слова. Да вот сам же этот учитель Егоров помнит, как его покойная бабушка в детстве сказывала былину о графе Дубровском еще очень складно, и что у него от всей былины осталось только в памяти проклятие невинно осужденного Дубровского этому краю: – Зарастайте же вы все, мои любимые плесы, зарастайте, озера и речки. И вот стало зарастать. И вот эти поляны старой пушкинской Кистеневки спускаются в Трестицу...»

«Журавлиная родина» Пришвина – это повесть о болотистой пойме Дубны-реки, о защите кладофоры и экскаваторе, это мысли писателя, рожденные на охоте, упорядоченные и структурированные. Основанная на дневниковых заметках, повесть содержит лишь некоторые описания, но не упоминает деревни, в которых побывал Пришвин. Тем не менее, любознательный читатель, из числа местных жителей, легко сможет понять, о чем именно говорит Пришвин: «Мы с Нерлью шли краем Трестицы возле тростников, за полосой которых был лес. Шаги мои по болоту едва ли были слышны. Может быть, Нерль, бегая, пошумела тростниками, и одна по одной они передали шум и встревожили стерегущего своих молодых Хозяина тростников. Он, потихоньку ступая, немного раздвинул тростник и выглянул в открытое болото. ... Я увидел перед собой в десяти шагах отвесно стоявшую среди тростников длинную шею журавля. Он посмотрел на меня, как если бы я посмотрел на тигра, смешался, спохватился, побежал, замахал и, наконец, медленно поднялся в воздух»

Пришвин в Сергиевом Посаде

Михаил Пришвин – свидетель эпохи. Его дневниковые записи – ценный источник сведений для любознательного исследователя-краеведа. Цитаты, приведенные в предыдущей главе, лишь малая часть из описаний Дубненской поймы, сделанная им. Но Пришвин писал не только о Дубне, но обо всем, что видел и слышал.

1926 год – год, когда Пришвин обосновался в Сергиеве – это год начала очередных коренных изменений в строящемся государстве. Все громче идут разговоры о коллективизации. На пике – борьба с Церковью и ее влиянием. Храмы и монастыри отданы на поругание. Пришвин не мог обойти эти события стороной: «Сколько лучших сил было истрачено за 12 лет борьбы по охране исторических памятников, и вдруг одолел враг, и все полетело: по всей стране идет теперь уничтожение культурных ценностей, памятников и живых организованных личностей».

Пришвин – более краевед, чем писатель. Образным литературным языком он говорит только то, что видит и чувствует. Но если в книгах местности обезличены, а события – сглажены, то в дневниках, все ясно и прозрачно. Его записи о Сергиевом Посаде тех лет потрясают тщательно прописанной натуралистичностью фактов: «Улиц Красюковка в Сергиеве названа по имени землемера Красюкова, который имел на краю большой клок земли. Он выстроил здесь церковь, разбил свою землю на мелкие участки, и после смерти его здесь началась Красюковка. Во время революции на этой улице собралась прежняя знать, князья, графы, и постепенно дошли здесь до полной нищеты, получив от населения общее имя «графЫ».

«В Лавре, в растреллиевской колокольне у нас теперь винный склад. Вино остается и в кабаке, и в колокольне – вино: это реальность. Так и Христос: был, есть и будет».

«Заведующий Сергиевским музеем в Лавре раскопал могилу кн. Трубецкого. Внук покойного Владимир Сергеевич явился к заведующему и сказал: «Мною подано заявление, могила не беспризорная. Вам это известно?» – «Известно», – ответил Заведующий. «Зачем же вы это сделали?» – «Интересно посмотреть могилу князя. Вы, кажется, беспокоитесь, там ничего не было, кости, сохранился эполет, все опять ссыпали с землей, а череп у меня в кабинете». – «Да как же вы смели это сделать?» - «А что, череп? Вы можете его взять, я сейчас принесу...»

«Учитель, посетивший Троицкую Лавру с экскурсией, сказал при виде Троицы Рублёва ученикам: «Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но краски на папиросных коробочках, по-моему, гораздо ярче». Именно благодаря дневникам Пришвина мы знаем точное место могилы философа Василия Розанова, умершего от голода в Сергиевом Посаде в феврале 1919 года. Похоронили Розанова на территории Черниговского скита, рядом с могилой философа и монаха Константина Леонтьева. В советское время скит превратили в исправительный дом имени Каляева: «Чугунный памятник К. Леонтьева опрокинут, центральная часть его с надписью выбита. Очертаний могилы Розанова на земле почти незаметно». И дальше – Пришвин записывает, как найти эти могилы и даже рисует план. Он прекрасно понимал, что без этого никто даже не вспомнит, где покоились философы.

Пришвин – краевед и фотограф – оставил нам фотокадры и дневниковые записи, посвященные гибели великих колоколов эпохи Бориса Годунова, гордости Троицкой Лавры. Уничтожение колоколов началось к Рождеству 1930 года и продолжалось около месяца. Сброс колоколов сопровождался видеозаписью, и Пришвин не мог пропустить это событие. Он с фотоаппаратом сидел внизу, укрывшись за углом башни, сын Лев залез на колокольню, став под защиту карниза. Мимо них прошел колокол «Годунов», а через мгновение раздался страшный грохот. Как оказалось, падающий колокол пролетел в паре метров от Пришвина, чудом его не убив. Однако, он успел сделать снимок: «Показывал Павловне упавший вчера колокол, при близком разглядывании сегодня заметил, что и у Екатерины В<еликой> и у Петра П<ервого> маленькие носы на барельефных изображениях тяпнуты молотком: это, наверное, издевались рабочие, когда еще колокол висел...» «Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный. Везде шныряет уполномоченный ГПУ… Разговор об отливке колоколов, о способах поднятия, о времени отливки и устройстве колокольни, и все врут, хотя тут же над головой стоит дата начала закладки здании при Анне Иоанновне в 1741 году и окончании при Екатерине в 1769…» «11-го (Суббота) сбросили Карнаухого. Как по-разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату. Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним треснет, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его тащили тросами... При своей громадной форме, подходящей к Большому, Царю, он был очень тонкий: его 1200 пудов были отлиты почти по форме Царя в 4000. Зато вот, когда он упал, то и разбился вдребезги. Ужасно лязгнул и вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол, и в разные стороны от него на белом снегу бежали быстро осколки Карнаухого. Мне, бывшему сзади Царя не было видно, что спереди и от него отлетел огромный кусок…» «Царь, Годунов и Карнаухий висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что сложится лучшее. Это все равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты колхозные машины и красивые статуи Ленина и Сталина…» «С колокольни Расстреллиевской сбросить крест не посмели, зато в мае и в октябре устраивают из него посредством электрических красных лампочек пентаграмму...»

Сначала власть планировала оставить в Лавре колокола общей массой 8 000 пудов. Почему для этого нужно было уничтожать ценнейшие большие колокола, а не малозначительные малые – народу не объяснили: «Месяц тому назад я был свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального инструмента – Растреллиевской колокольни: сбрасывались один на другой и разбивались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи. Целесообразности не было никакой в смысле материальном: 8 тыс. пудов бронзы можно было набрать и с обыкновенных колоколов…» Да и смысла в объяснении не было – к 1935 году уничтожены были ВСЕ колокола лавры: «Только очень недавно у нас сняли с церквей последние колокола, и звон совсем, как в Москве, прекратился («беспокоит рабочих» – и правда!)…»

Увлечение фотографией было у Пришвина такой же страстью, как и охота. Впервые он познакомился с фотоаппаратом еще в 1906 году, во время своей первой поездки по Русскому Северу. Полностью страсть Пришвина раскрылась именно в Сергиеве: «Нынешним летом я до того увлекся фотографией, что на охоте дело снабжения моей семьи дичью передал Пете, а сам охотился больше с пленочным аппаратом Лейка, схватывая воду, леса, поля, луга, птиц, зверей, не забывая и человеческий труд. В альбоме у меня теперь вся журавлиная родина и только нет самих журавлей. Раз я увидел на фоне громадного и сложного облака треугольник журавлей, схватился за аппарат, но он был не заряжен: журавли улетели…»

Как минимум один раз Пришвин из Сергиева приезжал в Дмитров – в 1932 году на слет ударников Беломоро-Балтийского канала. Он оставил запись, но не о городе, а о Горьком: «Дмитров. Слет ударников. Тяжело, что Горький одряхлел. Какой слезливый... от старости, или от сентиментальности?»

Строительство канала имени Москвы (канала «Москва-Волга») также не оставила Пришвина в стороне. Он решился написать повесть, посвященную строителям канала, под рабочим названием «Канал» или «Аврал». Речь в повести должна была идти о прорыве Московского канала и о мужественной борьбе с его последствиями: «Что-то случилось на Московском канале. Приехал N., шепчет: «Канал провалился, вода не пошла. Еще на два года работы». Через две недели канал открывают и хоть бы что…»

Пришвин решил вывести в романе идеального каналоармейца, строителя коммунизма: «Люди на канале в сгущенном виде то же самое, что и все мы в стране. Мы тоже все работаем под давлением необходимости войны…» «Все «перекованные», кого я сам видел и кто в книгах описан – неверные и жалкие существа. Возможна ли та личность, о которой я хочу написать?» «Канал» – это военная организация: военная, значит, основанная на какой-то власти государственной: «и человека человек послал к анчару властным взглядом». Организация, значит, такая расстановка работающих частей, в которой каждая из них давала бы наибольший полезный эффект. «Канал» создался благодаря сильной власти и умелой организации, взятой с военного образца...»

В 1936 году Пришвин написал письмо начальнику Дмитлага Дмитрию Успенскому: «Ваше имя я нашел в книге «Канал имени Сталина» и обращаюсь к Вам с такой просьбой. Я работаю над повестью «Аврал» и хочу в ней прославить Надвоицы. Это будет не повесть, а скорее легенда. Но я легенды свои пишу на строго фактических основаниях, и оттого моя вещь будет во много раз лучше, если я буду иметь возможность с Вами, строителем Надвоицкого узла, провести в беседе 2-3 часа. Прошу Вас, докончите то славное дело помощью в моем строительстве: это будет помощь не лично мне. Я потому и осмеливаюсь отнять у Вас время, что дело это касается одинаково и меня, и Вас, и всех, кто строил канал. Если Вы еще в Москве или Дмитрове, то назначьте мне разговор там или тут…» Успенский ему не ответил, да и сам Пришвин вскоре отошел от идеи романа – ему не хватало денег на текущие расходы, поэтому он сосредоточился на коротких рассказах.

В 1939 году Пришвин отпишет свой дом в Загорске супруге – Ефросинье Павловне, а затем объявит о разводе с ней. Он уедет из Загорска и более (не считая кратких посещений) не вернется.

Пришвин М. М.