Марков А.М.

Марков Александр Маркович.

Родился 30 мая (11 июня) 1916 года в деревне Боровно (по другим сведениям – в деревне Мельница) Боровенской волости Валдайского уезда Новгородской губернии (ныне Окуловского района Новгородской области). Русский. С 1934 года жил в городе Дмитров Московской области. В 1936 году окончил 10 классов школы.

В армии с августа 1936 года. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в дальнебомбардировочной авиации (в Курске и Воронеже).

Участник советско-финляндской войны: в январе-феврале 1940 – старший лётчик 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Совершил 25 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. 25 февраля 1940 года при бомбардировке железнодорожной станции противника самолёт под управлением А.М.Маркова был подбит истребителем противника и

загорелся. Несмотря на сильные ожоги лица и рук, а также на 5 осколочных ранений и перелом левой ноги, лётчик сумел довести горящий самолёт до линии фронта (до которой было 75 км) и посадить его на своей территории. Экипаж был спасён.

За мужество и героизм, проявленные в боях с финскими войсками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года младшему лейтенанту Маркову Александру Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Продолжал службу в ВВС командиром звена дальнебомбардировочного авиаполка (в Закавказском военном округе). В сентябре 1940 года был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию (Монино), но уже в январе 1941 года отчислен из неё из-за болезни. С июля 1941 – командир звена 12-го запасного авиационного полка (город Воронеж).

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – апреле 1942 командир авиаэскадрильи 215-го (с декабря 1941 – 6-го гвардейского) штурмового авиационного полка; в мае-октябре 1942 – лётчик-инспектор по технике пилотирования Управления 3-й воздушной армии; в октябре-ноябре 1942 – командир авиаэскадрильи 5-го учебно-тренировочного авиационного полка 3-й воздушной армии; в ноябре 1942 – январе 1943 – штурман 271-го истребительного авиационного полка. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Калининской, Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях. В январе-апреле 1943 – лётчик-инспектор Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии; в апреле 1943 – марте 1944 – командир 396-го отдельного авиационного полка особого назначения Управления ВВС Красной Армии; в марте-августе 1944 – лётчик-инструктор по огневой подготовке Управления истребительной авиации Главного Управления боевой подготовки ВВС Красной Армии. Выезжал на фронты для обучения лётчиков, лично принимал участие в боевых вылетах. В августе 1944 – марте 1945 – командир 4-го истребительного авиационного полка (2-й Прибалтийский фронт). Участвовал в Рижской операции и блокировании курляндской группировки противника. 20 марта 1945 года был сбит зенитной артиллерией противника. При вынужденной посадке на повреждённом самолёте получил тяжёлую травму позвоночника и до июля 1945 года находился на излечении в госпиталях в Риге (Латвия) и Москве. Всего за время войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, истребителях Як-1, Як-7Б, Як-9 и Як-3, в 29 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника.

В 1946 году окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба). В 1946-1947 – командир отряда военной кафедры Московского авиационного института. В 1951 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С апреля 1951 года служил начальником отдела в Главном управлении боевой подготовки ВВС.

Умер 8 октября 1953 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Полковник (1950). Награждён орденами Ленина Красного Знамени (28.10.1944), Отечественной войны 2-й степени (6.06.1943), Красной Звезды (19.11.1951), медалью «За боевые заслуги» (5.11.1946), другими медалями.

В городе Дмитров Московской области его именем названа улица.

Ролик СМТ "Вечерний Дмитров" о Маркове А.М.

Орден Ленина и медаль Золотая звезда

Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической родине предан. Выполнял боевое задание по разрушению Ж.Д. станции на 5-м боевом вылете, находился в строю и несмотря на сильный артиллерийский огонь противника точно соблюдал строй чем соблюден мощный круговой оборонный огонь в звене девятки от воздушного противника, благодаря мужеству и выдержки бомбы были сброшены точно в цель на что имеются фотоснимки, в момент отхода самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда, снаряд попал в масляный бак левой плоскости, разорвался внутри плоскости оторвано элерона и другую часть заворотил к верху разворотил дыру полметра метров самолет загорелся и потерял управляемость на 50% в результате сильного повреждения не теряя самообладания и мужества оценив созданное критическое положение принимает решение спасти экипаж дотянув до своей территории, одновременно принимая все меры для ликвидации пожара в воздухе спокойным ровным голосом сообщил всему экипажу о принятом решении тянуть на свою территорию, требуя ежеминутной информации о распространении огня по самолету от радиста, борясь с огнем и плохо управляемым самолетом на одном моторе /левый от разрыва снаряда вышел из строя, не работал/ стал тянуть на свою территорию пламя стало распространяться под его сидением и обжигало ноги, дым слепил глаза, чтобы иметь видимость иметь возможность управлять, слабо управляемым самолетом открыл колпак в этот момент его охватило пламя и стало жечь лицо и руки, закрывая одной рукой глаза не теряя связи с экипажем, ведя наблюдение за распространением пламени продолжал лететь, экипаж наблюдая спокойствие командира экипажа и его мужественную борьбу с огнем и с самолетом, продолжал свою работу, пролетев на горящем самолете 75 километров по территории противника и увидев воронки от разрывов снаряда тем самым убедился пролетает линию фронта отдает приказание всему экипажу выброситься на парашютах, но экипаж не мог оставить самолет в виду того что в нем находится тяжелораненный товарищ и сам командир видя это, принимает решение быстро снизиться и посадить самолет, что и выполнено ОТЛИЧНО тем самым улучшил до крайности трудное положение экипажа дать возможность выскочить легко из горящего самолета производя посадку в расположении наших передовых позиций неся сильные ожоги стали обугливаться, щеки лопаться, не бросился в панику посадив самолет, выпрыгнул сам и упал потеряв сознание в 3-х шагах от горящего самолета, его примеру последовал экипаж выпрыгивая на снег и спасая тяжело раненого товарища, в результате экипаж жив и находится на излечении в госпитале.

За мужество и геройство проявленное при выполнении боевого задания, невзирая на сильные ожоги за спасение жизни экипажа достоин высшей награды присвоения звания «ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Марков А.М. на сайте "Подвиг народа"

Орден Отечественной войны II степени

Участие в Отечественной войне принимает с 22.6.41 г. За период с 21.1.42 г. по 4.2.42 г. произвел 8 успешно-выполненных боевых вылетов с боевым налетом 10 час. 45 мин. Из них 2 боевых вылета на разведку войск противника в сложных зимних условиях, остальные боевые вылеты в качестве ведущего группы. В результате успешных боевых вылетов им лично уничтожено: пехоты 85 солдат и офицеров, автомашин – 6, повозок с грузом – 12, создано 4 очага пожара. Отлично ориентируясь в воздухе, имея богатый боевой опыт, тов. МАРКОВ выполнял боевые задания в самых сложных зимних метеоусловиях, в метель, низкую облачность, летая одиночно и в группе, разыскивая себе цель, наносил смертельные удары по живой силе и технике противника. Так, 25 января 42 г., будучи ведущим пары, тов. МАРКОВ в метель при видимости менее 1 км. Атаковал скопление живой силы и техники противника в пунктах БРОДНИКОВО, ОСКОЛОВО, КОСТЫЛЕВО, при этом уничтожил до 30 солдат и офицеров, 12 повозок, создано 3 очага пожара. 27 января 42 г. одиночно выполняя задание на боевую разведку в р-не РЖЕВА в пунктах КОКОШКИНО, ЕФРЕМОВО, обнаружил скопление пехоты и техники противника – произвел атаку, в результате чего уничтожено пехоты до 15 солдат и офицеров, 3 автомашины и одно орудие на конной тяге. Тов. МАРКОВ, как верный патриот нашей Родины, не щадя сил и самой жизни, на грозном штурмовике уничтожал немецкие полчища в р-не РЖЕВ, о чем неоднократно писала наша фронтовая и центральная печать. Одновременно с выполнением боевых заданий, тов. МАРКОВ в короткий срок вылетел на самолете ЯК-3, где произвел еще несколько десятков боевых вылетов на уничтожение вражеских самолетов в воздухе.

Марков А.М. на сайте "Подвиг народа"

Марков А.М.

Годы жизни

1917 – 1953

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.