Корытцев Ф. А
Глухонемой художник Федор Андреевич Корытцев
Дед Федора, Григорий Егорович Корытцев, был чтецом и певчим в Костинском храме Тихвинской Божией Матери. Еще в XIX веке ему было пожаловано право повседневного ношения подрясника. В обычной жизни он занимал должности сельского старосты и председателя Кредитного товарищества села Костино. Сельский староста – это низший представитель уездного земства. Он исполнял обязанности аналогичные председателю сельского совета, и подчинялся волостному старшине Озерецкого и земскому главе Дмитрова. В обязанности старосты входила охрана порядка, контроль сельской торговли, исполнение договоров, препятствие совершению преступлений и их раскрытие, пресечение пьянства, бродяжничества и знахарства. В составе представителей уездного земства от сословия крестьян, Г.Е. Корытцев присутствовал на коронации Николая II, за что был пожалован медалью «В память коронации Императора».
Григорий Егорович содержал в Костине лавку по продаже повседневных товаров, которую в дальнейшем передал сыну – Андрею Григорьевичу, отцу Федора.
После 1913 г. Андрей Григорьевич открыл кооператив – Молочное товарищество, принимал участие в учредительном собрании Дмитровского Союза кооперативов. Революционные события 1917 года привели к свертыванию кооперативного движения, Андрей Григорьевич входит в правление камушной Артели. Упадок продолжался недолго. Уже в 1921 году А.Г. Корытцев вошел в правление объединенного Костинско-Большепрокошевского сельсовета. В Центральном архиве Московской области сохранились документы судебного спора от 1924 года за бесхозный участок земли «десятина Дондино» между костинскими и трощейковскими крестьянами, в котором Андрей Григорьевич был уполномоченным от лица села.
С 1925 года началось свертывание НЭПа, страна взяла курс на коллективизацию. К этому времени Г.Е. Корытцев умер и был похоронен на погосте около Костинского храма Тихвинской божией матери. Могила его была утрачена вместе с самим погостом, в советское и постсоветское время. А.Г. Корытцев, как и остальные, также вступил в колхоз, но основное время посвящал служению Церкви.
Несколько поколений семья Корытцевых состояла в близкой дружбе с семьей костинских священников Писаревых – отцом Александром, отцом Сергием, а затем священномучеником отцом Владимиром. Тесная дружеская связь Корытцевых с церковнослужителями насчитывала много десятилетий. Еще в 1838 году крестным отцом одного из Корытцевых был пономарь Лавровской церкви Иван Прокопиев Малинин.
Андрей Григорьевич Корытцев с начала ХХ века был регентом церковного хора, а к 1935 году стал секретарем Костинской церковной общины. Нелишним будет напомнить, что Советское государство с первых своих дней беспощадно боролось с Церковью, а с годами гонения только усиливались. В 1931 году А.Г. Корытцев был арестован первый раз – препятствуя сбросу церковных колоколов, он применил силу к председателю колхоза. В 1935 году последовал второй арест – за то, что будучи секретарем Общины, он собирал деньги на храмовые нужды.
В мае 1937 года через районную газету «Ударник» костинских верующих обвинили в искажении новой «сталинской» конституции, а в июле – в том, что они подсунули в сельпо в качестве оберточной бумаги страницы из Писания. Получается, что активисты сначала осквернили священную Книгу, а затем объявили, что таким образом Церковь распространяет свое влияние! Скрываясь от преследований, костинский священник о. Владимир Александрович Писарев вместе с А.Г. Корытцевым стали проводить богослужения в доме Корытцевых. К тому времени, по данным уголовного дела, Андрей Григорьевич уже был диаконом. Донос последовал незамедлительно. 27 октября 1937 года А.Г. Корытцев был арестован. 25 ноября 1937 года он был казнен на Бутовском полигоне, тело погребено в общей могиле.
Федор Андреевич Корытцев – старший сын расстрелянного церковного старосты А.Г. Корытцева, внук предпринимателей Е.Г. Корытцева и Е.Я. Садового. Существует фотография, на которой пятилетний Федор запечатлен с дедом Григорием Егоровичем и бабушкой Александрой Ивановной.
У Федора рано проявился талант к рисованию. Семья Корытцевых была достаточно обеспеченной и могла себе позволить отправить Федора в частном порядке обучаться иконописи в Вифанскую семинарию в Сергиев Посад. Большую помощь в этом оказала сестра деда мальчика – работница храма «благочестивая девица» Ирина Егоровна, жившая в семье брата.
Живописи Федора Андреевича также учил всемирно известный художник Виктор Михайлович Васнецов, живший в соседней деревне Ваньково.
В 1901 г. Виктор Михайлович Васнецов приобретает бывшую усадьбу в деревне Ваньково Дмитровского уезда, которое назвал в память о родном селе Рябово – Новое Рябово. Окрестные поля, река Яхрома напоминали ему милую родину… Сама природа вдохновляла их на создание шедевров! Здесь он работал над картинами «Битва Ивана-царевича с морским Змеем», «Битва русских с половцами». Возможно, что на картинах В.М. Васнецова изображены костинские пейзажи. В гостях у В. М. Васнецова часто подолгу гостил и его брат Апполинарий, бывали известные художники М. В. Нестеров, В. А. Серов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов.
Григорий Егорович Корытцев, как и второй дед Федора – Ефим Яковлевич Садовый, были знакомы с В.М. Васнецовым по Дмитровскому уездному земскому собранию, членами которого они все являлись. Федор не только учился у В.М. Васнецова, но и помогал ему расписывать Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Ассаурово.
До революции Федором было написано множество икон для жителей села. В настоящее время известно точное местонахождение двух из них, и вероятное – третьей. После установления Советской власти Федор остался без работы и жил за счет отца и родственников.
Церковная история города Дмитрова и Дмитровского уезда в первые годы советской власти связана со священномучеником Серафимом Звездинским, епископом Дмитровским. Епископ Серафим служил в церквях Дмитрова с января 1920 года по декабрь 1922 года, а после был арестован и отправлен в ссылку.
Отец Серафи м (Звездинский) преподавал науку о проповеди в годы учебы Федора в семинарии. Тогда он был священником-монахом. И вот почти через десять лет отец Серафим служит в сане епископа в родных местах глухого Федора. Мы не знаем, было или не было общение глухого художника и отца Серафима, человека глубокой веры и высокой духовной жизни. Может, это общение было кратким, но очень памятным. До наших дней сохранился портрет епископа Серафима, выполненный карандашом или углем по фотографии. Предание рассказывает, что после приезда владыки Серафима в Дмитров глухой художник начал рисовать его портрет. Портрет Федор рисовал по фотографии, т.к. наблюдается поразительное сходство. Федор очень старался, но рисунок не удавался. И тогда художник обратился к владыке Серафиму за благословением на работу. И только после этого благословения и молитвы епископа портрет получился!
Для подтверждения авторства Федора Андреевича приведем сохранившийся набросок одной из его утраченных работ (см. фото).
Гонения на церковь усиливались с каждым годом. Самые страшные из них пришлись на 1930-е. В октябре 1937 года в Костине были арестованы священник Владимир Писарев и церковный староста Андрей Корытцев, отец Федора. Спустя несколько недель они были казнены на Бутовском полигоне. Арест отца для глухого Федора стал большим потрясением. Думаем, что семья даже не знала о трагической судьбе отца. Практически сразу после ареста Федор умер. Нельзя сказать, что он умер в одиночестве, но своей семьи он не создал. Похоронен глухонемой иконописец на кладбище села Костина.