Духовное наследие сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского
Серафим (Звездинский) – епископ Дмитровский, причислен к лику святых новомучеников Архиерейским собором в 2000 г. Дни памяти святого – 22 января и 13 августа.
С Дмитровом его связывают всего несколько лет пастырского служения.
Серафим (Звездинский) был наречен епископом Дмитровским летом 1919 г., а в начале января 1910 г., со словами «Желаю, чтобы ты был для града Дмитрова тем же, чем был святитель Петр для Москвы. Будь и ты утверждением граду Дмитрову», святейший патриарх Московский и Всея Руси Тихон вручил ему епископский посох, и 25 января Серафим (Звездинский) прибыл в Дмитровский уезд.
В этой статье мы не будем подробно касаться биографических и житийных фактов святого новомученика, скажем лишь то, что в Дмитрове он прожил всего три года. Совершал богослужения в Успенском Кафедральном соборе, в храмах Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Подлипичье (он жил напротив церкви, в доме, построенном вдовой промышленника владельца Яхромской фабрики Лямина Елизаветой Семеновной для церковного причта), проводил богослужения в Введенском храме в Заречье. Эти два храма после революции не были закрыты и разграблены, большевиками. Имеют также документы, доказывающие служение Серафима (Звездинского) в Троицком храме Яхромы, воспоминания о службах в Пятницкой церкви, в Николо-Пешношском монастыре.
В эти три года епископ учредил в Дмитрове «Братство Животворящего Креста Господня», что само по себе в условиях воинствующего атеизма, насаждаемого властями, было подвигом веры.
Последний раз он служил торжественное Богослужение 10 декабря 1922 года. А затем, после ареста, начался его крестный путь.
Судьба Серафима (Звездинского) во многом сходна с судьбами большинства пастырей русской православной церкви того времени: Лубянка, допросы, обвинение в антисоветской деятельности, тюрьмы, ссылки, новые обвинения, и, в 1937 году, расстрел.
Краткая справка дана по источнику: Московские епархиальные ведомости. 2000. №12. С. 28-38.
Цель статьи: исследовать духовное наследие Серафима (Звездинского), которого уже при жизни называли «московским среброустом».
Серафим (Звездинский) получил блестящее богословское образование – духовное училище, Московская духовная семинария, Московская духовная Академия. Уже в годы учебы отмечали его дар речи и талант к составлению и чтению проповедей. Когда он служил в храме, там обычно было большое стечение прихожан. ««Идем в Академию», – говорили жители Сергиева-Посада и молитвенная братия, - сегодня проповедует студент Николай Иванович Звездинский».
По окончании образования Серафим Звездинский преподавал историю Церкви в Вифанской духовной семинарии и гомилетику (искусство составления проповеди) в Московской Духовной семинарии.
Привожу отзыв профессора Академии Александра Беляева на сочинение соискателя степени кандидата Богословия Звездинского. Свою кандидатскую работу соискатель писал на основе единственного источника - труда Иоанна Златоуста – 12 томов. Профессором были отмечены достоинства работы- полная самостоятельность и документальность. («Все вы в сердце моем», стр. 109-112)
Епископ Арсений Жадановский, наместник московского Чудова монастыря, у которого Серафим (Звездинский) был помощником, сравнивая его талант проповедничества с талантом Иоанна Златоуста, назвал батюшку Серафима «московским среброустом».
Этот дар проповедничества Серафим (Звездинский) в отрочестве вымолил в ежедневных молитвах к преподобному Сергию Радонежскому и Николаю чудотворцу. В его комнате висел ростовой образ Святого Николая, и он ежедневно молился ему о даровании способности говорить Слово Божие.
Тексты проповедей Серафима (Звездинского) сохранились, самые известные из них: «Хлеб Небесный» Проповеди о божественной Литургии» и «Ангелы». Особое внимание уделял он рассказу пастве о Божественной Литургии. «Покаянный плач», Акафист Господу Иисусу Христу Терноносному и Крестоносному (создан в Бутырской тюрьме), Акафист Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешеных», Акафист Животворящему Кресту и др. Каноны «Мати Милосердная, не отрини, прими, прости, благослови», «Владычице Пресвятой Богородицк, поемый в безнадежии» - созданы в тюрьмах и ссылках.
Работы, написанные до революции, публиковались в журнале «Душеполезное чтение» и «Голос Церкви» в 1915-17 гг., а созданное в советский период – в книге «Все вы в сердце моем. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима Звездинского». Именно эта книга и стала основным источником исследования, целью которого было изучить несколько проповедей, читанных священномучеником в Дмитрове.
Что есть проповедь? Изначально – поучения Христа своим ученикам. Вспомним Нагорную проповедь их Евангелия. Это христианское церковное наставление, читаемое в храме за литургией, имеющее целью разъяснить пастве учение Христа. Вспомним, что долгое время русское крестьянство было в массе неграмотным, оно нуждалось в толковании Библии.
Наука составления проповеди, гомилетика, определяет проповедь как литературную форму, требующую красноречия и ораторского искусства.
Проповедничество как дар, по своей природе в основе имеет благодать, даруемую в таинстве священства. (Не случайно Серафим (Звездинский) в юности молился об обретении этого дара.
Проповедь в христианстве – орудие распространения веры.
И поэтому Владыко Серафим, в первую очередь, в своих проповедях стремился объяснить прихожанам значение Божественной Литургии в жизни Церкви.
Вслушайтесь в слова его проповеди: «Не будет Божественной Литургии на земле — померкнет и солнце, и земля перестанет давать хлеб. Любите же святую Литургию, потому что в ней отражается Свет Тихий Христос, любите, потому что только в литургии вы можете узреть, почувствовать Христа… любите храм, это постоянное местопребывание Бога, спешите сюда, особенно в праздник, старайтесь уподобляться ангелам, воспевающим непрестанно хвалу Богу».
Книга «Хлеб Небесный» - собрание проповедей, разъясняющих значение и символику Литургии, жизни Церкви.
Давайте проанализируем одну проповедь – шестую, об устройстве Храма.
Вот её микротемы: священник рассказывает о частях храма, о понятии оглашенные, о происхождении перегородки между основной частью и Алтарем – иконостасе, о крещении Василия Великого, о Престоле и Жертвеннике, Антиминсе (Вместопрестолии), обращая внимание на смысловую троичность во всем-«Все, что я описывал, имеет глубокий смысл. По толкованию святых отцов, в трех частях храма изображается троичность Божества, с одной стороны, а с другой – притвор изображает нашу землю, средняя часть храма – видимое небо, алтарь – небеса небес. И престол изображает престол Божий. Всюду святая Церковь напоминает нам о Божественной троичности, везде Господь проявляет Себя как Троицу Единосущную».
Обращает внимание на символизм храма: Если мы всмотримся в одежды святого престола, то и здесь найдем для себя много образов. Святой престол омывают, чтобы он стал местопребыванием Господа. И человек, этот «храм Божий», по свидетельству святого апостола, тоже омывается в воде крещения. Белая одежда престола напоминает крестильные одежды, и крестообразное опоясывание говорит о кресте, полученном нами при крещении. Блестящая одежда говорит о блеске славы Божией.
Проповедь написана простым языком, все объясняется и истолковывается. Священник раскрывает суть православного символизма и приводит примеры. В отступлениях от основной темы прослеживается образовательная цель – рассказать, как можно больше, глубже и образнее.
И еще одна проповедь – о святоотеческом наследии преподобного Макария, - Цепочка святого Макария. Читана она была в Николо-Пешношском монастыре, в страшные богоборческие времена, когда власти всеми силами старались отлучить детей от веры их предков.
Вот как говорит об этом времени Серафим Звездинский: «Мы бредем во тьме ночной, которая в наше время особенно темна, особенно мрачна. Безбожие… Вот наш страшный, наш невыразимо жуткий ров! Безбожие отцов и матерей, безбожие учителей и учительниц, воспитателей и воспитательниц. И самое страшное, самое ужасное, самое уродливое безбожие — безбожие детей. Да, детей, которые подражают в этом случае взрослым. Вот этот ужасный ров, вырытый дьявольским заступом, вырытый под ногами людей самим сатаною. И падают туда люди, в этот адский ров, и все ниже и ниже скатываются на дно, туда, где находится вход в самый ад. Гады на дне этого рва, змеи ползают. Неужели же мы отвергнем спасающие нас, протянутые к нам руки Христа?»
И такими руками Христа видел он учение отцов церкви, в т. ч.- преподобного Макария, архимандрита Николо-Пешношского монастыря в 18 - нач. 19 вв.
В заключение – слова очевидца, современника Серафима (Звездиснкого), Е. Четверухиной (по тексту «Мои воспоминания», ч 4, М.,1947, ЦИА ПСТГУ «Дар слова»)
«… И какой же огромный пастырский талант оказался у отца Серафима! Какие блестящие и интересные проповеди он стал говорить…. Какой красивый голос у него, какая прекрасная дикция. Мне довелось слушать его только один раз за всенощной по праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, но до сих пор звучит в моих ушах его голос… Сделавшись епископом Дмитрова, он так привлек к себе свою паству, что, когда служил, собор был переполнен народом и были случаи обращения грешников к праведной жизни.
По красоте и блеску его интереснейших проповедей народ прозвал его «среброустом» … и Да будет ему вечная память у Господа Бога людей!».