Скульптурная композиция «Городские жители»

На пешеходной Кропоткинской улице всегда много прохожих. В любое время года здесь вас встретят горожане: крестьянка-огородница, купцы, дворяне, молодая учительница и старик-паломник, спешащий в соседний монастырь … Все они как-будто только что вышли из своих домов и направляются по своим текущим ежедневным делам.

Появились «Горожане» на улице в 2003 году, накануне 850-летнего юбилея города. Авторами уникальной скульптурной композиции являются архитектор Галина Гуляева и скульптор Алексей Караулов.

Проект скульптур на Кропоткинской улице был разработан авторами еще в 2001 году, когда шла большая работа по благоустройству и реконструкции. Авторы стремились отразить стремительный бег времени и запечатлеть уходящую старину. Так появились образы горожан, связанные с прежним названием улицы – Дворянская, Миллионная, и с окрестными достопримечательностями – гимназией, Борисоглебским монастырем, Торговой площадью, плодородными землями, где исстари у горожан были богатые огороды и луговые покосы (сегодня это улицы Оборонная, Луговая, Борок, Старо-Рогачевская)

- Эскизы я сначала рисовала, вписывая сюжеты в конкретные виды, предварительно отсняв на фотопленку всю улицу, - рассказывает Галина Гуляева. – Постепенно уточнялись образы городских жителей.

Галина считает, что на создание этих образов ее вдохновил сам город, ведь она родилась в нем. Затем, закончив Строгановку, жила в Москве, но такие места, как Дмитров, по ее мнению, соединяют историю, культуру и современность и располагают к творчеству. Каждая деталь здесь дает тему для развития художественных идей.

В утвержденных образах фигур отразились все городские сословия.

Вот «Дворяне». В полураспахнутом пальто, в шляпе-цилиндре, с длинной тростью в левой руке шагает знатный господин. Элегантная спутница опирается на его руку, делая грациозный шаг вдоль по мостовой. Она одета в легкое пальто, отороченное мехом, на голове – модная шляпа-капор, открывающая милое, доброжелательное лицо. Прогуливающаяся пара будто смотрит на вас, проходящих мимо, и готова засвидетельствовать вам свое почтение.

Чуть поодаль, у трактира, стоят «Купцы». Дородная фигура главы купеческого дела всем своим видом утверждает, что оно весьма прибыльно. Недаром в левой руке он держит хоть и небольшой, но увесистый сундучок. В правой руке – раскрытые часы, знак того, что каждая минута предприимчивого человека должна быть употреблена с пользой. А жена его, купчиха, тоже, видно, не промах – всей статью своей показывает, что «дом вести - не головой трясти, все надо припасти».

С Огородной да Милионной улиц на Торговую площадь идет крестьянка-огородница. Собрала свой нехитрый урожай: капусту, морковь и другую снедь, идет продавать. За ней увязался пушистый кот, трется о ноги, мурлычет… Бронзовый нос его блестит – считается, что потерев его, обретешь удачу.

К Егорьевскому входу в крепостной вал, на Историческую площадь города направляется учительница гимназии. Молодая, но, видно, строгая, да как иначе? Дмитровская гимназия (ставшая впоследствии школой №1, затем – гимназией «Логос») всегда была на хорошем счету, с самого момента ее основания в 1876 году выпускала самых лучших учеников. Вот и в классном журнале учительницы, скорее всего, только хорошие отметки. (На всякий случай можно прикоснуться к линейке – накопленная поколениями энергия знаний, возможно, передастся и вам). Символом оперившихся птенцов, возросших в школе и получивших здесь разнообразные знания, являются несколько птиц, вылетающих из-под заботливой учительской руки.

Навстречу ей от Успенского собора выходит старичок-паломник. Опираясь на посох, он собирается пройти еще немного по этой улице, затем свернуть на 2-ю Борисоглебскую (сегодня - улица Лиры Никольской) и попасть в старинный монастырь XV века, носящий имя Бориса и Глеба, известный своей историей и святынями. Далек путь странника, истерлись лапти, сгорблена спина, но цель близка и движет им вера.

По плану реконструкции и развития улицы архитектурный ансамбль не ограничивался только этим местом, а должен был продолжаться и дальше, вплоть до микрорайона им. Махалина. Возможно, так и будет в перспективе. Сегодня мы можем видеть еще одну небольшую скульптурную группу по этому направлению.

На перекрестке улицы Кропоткинской с улицей Семенюка (бывшей 1-й Борисоглебской) на высоких постаментах перед пешеходным переходом установлены фигурки детей. Со стороны улицы Маркова – девочка с игрушечным мишкой, и уточка с утятами, следующими строго за ней, не нарушая правил дорожного движения. Со стороны Кропоткинской – мальчик на трехколесном велосипеде. По мнению автора можно считать, что это аллегория села с его разнообразными промыслами, а также аллегория движения, зарождающейся промышленности и приближающегося нового века. Ветер с севера раздувает ленточки на матроской бескозырке – каким будет новый век?

Скульптурные композиции горожан по мнению всех жителей Дмитрова и его гостей являются настоящим украшением города, деликатно вписавшимся в существующий архитектурный ансамбль и историческую летопись.

Библиография:

Махрин, Ю. Персонажи минувших веков на улице в Дмитрове / Юрий Махрин // Российская Федерация сегодня. – 2009. - №1. – С. 65. – Текст : непосредственный.

Табунова, П. Вдоль по Кропоткинской / Полина Табунова // Дмитровский вестник. – 2013. – 29 ноября. – С.2-3. – Текст : непосредственный.

Скульптурная композиция «Городские жители»
г. Дмитров