Историческая площадь

Историческая площадь обрела свое название в 1924 году. Оно оказалось одним из самых удачных из тех, которые были предложены комиссией по переименованию улиц и утверждено горисполкомом.

Долгое время эта площадь (территория древнего кремля) называлась просто Городом. Правда, в конце XIX - начале XX веков бытовало название – Соборная площадь, данное этому месту по главной архитектурной доминанте – древнему Успенскому собору, построенному здесь в самом начале XVI века.

Дмитров, один из древнейших городов России, был заложен в 1154 году Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким в среднем течении реки Яхромы, откуда проходил очень удобный водный путь по рекам Сестре и Дубне к многоводной Волге.

Помимо торговли Дмитров изначально выполнял и оборонительные функции, для чего с XII века был создан замкнутый кольцом земляной вал с деревянными укреплениями по верхней его части. Крепость имела до десяти башен, две из которых были проездными – Никольские и Егорьевские. Сдерживая нападения врагов, Дмитров пережил не одно нашествие и разорение: только ордынцами с 1238 по 1408 год он сжигался дотла четыре раза. После последнего, седьмого разорения и пожара, учиненного в городе во время Смуты отступавшими польскими войсками Сапеги и Лисовского в 1610 году, деревянная оборонительная крепость с башнями больше не восстанавливалась. С тех времен и до сегодняшнего дня об этом напоминает уникальный памятник оборонного зодчества – земляной вал, сохранившийся по всей его длине – 980 метров. Средняя высота вала в настоящее время составляет 10-12 метров, в прежние времена - была несколько выше. Земляной вал был опоясан рвом, который заполнялся водой из старого русла Яхромы (называемого Нетёка), находившегося поблизости от кремля (в районе Торговой площади) и соединявшейся с топким болотом (в районе современного микрорайона им. А.М. Маркова).

На месте древних ворот в проездных башнях сейчас находятся два прохода в земляном валу – Никольский, выходящий на Торговую площадь, и Егорьевский (Юрьевский) – напротив, выходящий на старую дорогу к Троице-Сергиеву монастырю, где в конце XVIII века была проложена Дворянская (с 1924 года – Кропоткинская) улица. В середине XIX века появился третий, Пятницкий, проход в валу (называемый «проломом») со стороны московской дороги. Он был устроен для удобства прохода горожан с Верхней Торговой площади (позже она стала называться Советской) к собору и открывшейся в валу гимназии. Название пролома было связано с Пятницкой улицей (ныне Почтовая), которая, в свою очередь, получила это название от Пятницкой церкви, стоявшей недалеко от городской управы. От этой церкви сегодня остался фундамент и нижняя часть первого этажа.

В валу располагается несколько зданий, но главным архитектурным объектом является, безусловно, собор Успения Пресвятой Богородицы.

По мнению большинства исследователей, Успенский собор был построен в период княжения в Дмитрове второго сына Ивана III – Юрия Ивановича (1504-1533 г.г.). Вполне возможно, что дмитровский Успенский собор имеет своим прототипом Архангельский собор Московского кремля (1508 г.) и строил его тот же итальянский зодчий – Алевиз Новый. Об этом могут свидетельствовать такие архитектурные детали как круглые окна-люкарны, расположенные погруппно в сводах закомар. Шестнадцать круглых окон-люкарн пропускают дневной свет в основной объём четверика. Их проёмы сохранили подлинные решетки XVI века. Расстояние между люкарнами от 10 до 13 см. Мастерское исполнение этой сложной работы свидетельствует о высокой квалификации каменщиков, возводивших собор. Своеобразны также и граненые апсиды алтарной части собора.

Основу сложной объемной композиции архитектурного памятника составляет кирпичный девятиглавый четырехстолпный храм, четверик, крестово-купольного типа на высоком подклете, с белокаменными подвалами. Храм перекрыт коробовыми сводами, алтари отделены каменной преградой. Нижние ярусы собора – подвал и подклет изначально имели хозяйственное назначение, по всей видимости, связанное с княжеским двором. Не случайно первый придел собора в южной апсиде носит имя великомученика Георгия (Гюргия, Юрия), покровителя Дмитровского удельного князя – строителя собора. Его дворец располагался, вероятно, рядом. Самой церкви отдан только верхний ярус, что изначально относит собор к храмам-дворцам многокомплектного назначения. Это решение многократно оправдывало себя, когда во время наступления врага, в том числе в период Великой Отечественной войны, подвалы храма служили надежным укрытием.

Фундамент четверика сложен из крупных валунов, пролитых сверху известковым раствором, глубина фундамента – 2 метра. Под подошвой фундамента обнаружены фрагменты дубовых свай.

Уникальной архитектурной особенностью Успенского собора является наличие на внешних стенах двух изразцовых икон «Распятия с предстоящими», предположительно, датируемых серединой XVI века.

Иконы вставлены в специально вытесанные в кладке ниши закомар северного и южного фасадов, покрыты прозрачными свинцовыми глазурями. Примерные размеры распятий – 3 м на 1,70 м. Все иконы обрамлены изразцами из светло-розовой глины. Эти иконы уникальны по своей сохранности и размерам. Кроме того, внутри собора, на стене Сергиевского придела сохранилась еще одна изразцовая икона – «Чудо Георгия о Змие». Она также уникальна – икона выполнена в виде круга диаметром 3 метра.

На протяжении своей истории собор постепенно менял облик, дополняясь крытыми галереями, меняя позакомарное покрытие крыши на сплошное, осуществляя постройку колокольни и т.д. Но, несмотря на эти изменения, собор всегда был удивительно строен и прекрасен в любое время года и остается, пожалуй, главной визитной карточкой города.

С 1933 года, в течение почти 70-ти лет, в соборе располагался Дмитровский краеведческий музей. Может быть, именно этот факт способствовал сохранению уникального резного пятиярусного иконостаса XVII-XVIII вв., с иконами XV-XIX вв. На стенах и сводах также частично сохранилась декоративная и сюжетная роспись конца XVIII в. с позднейшими поновлениями. Древнейшее произведение живописи - икона Дмитрия Солунского конца XII в., написанная в великокняжеских владимирских мастерских, вероятно, находилась в деревянной церкви Дмитрия Солунского на территории кремля, затем – в Успенском соборе. В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской Галерее, там же, где хранится ещё одна святыня собора – Животворящий Крест.

На трехъярусной колокольне в XIX веке были установлены часы, которые и сегодня приятным благородным звоном отмечают течение времени.

Что касается остальной застройки Исторической площади, дошедшей до наших дней, то она относится, в основном, ко второй половине XIX века. Здания удачно располагаются по обеим сторонам дороги (существовавшей и в древности), соединяющей проходы на месте древних ворот кремля – от Никольских до Юрьевских. По правую сторону от дороги расположена большая часть этой застройки, центром которой является здания Присутственных мест. В первом из них долгое время располагалась уездная полицейская часть (на первом этаже) и казначейство (на втором). За этим зданием расположено двухэтажное здание бывшей уездной тюрьмы. Этот комплекс, дополненный по бокам одноэтажными длинными зданиями для размещения тюремной стражи и тюремной кухни, образовывал почти замкнутый двор.

В послереволюционные годы назначение зданий Присутственных мест и размещавшихся в них учреждений и организаций довольно часто менялось, если не считать тюрьмы, функционировавшей в таковом качестве до 1948 года. Чуть дальше находится двухэтажное здание Дворянского собрания. В настоящее время в этих зданиях располагаются экспозиции и фонды музея-заповедника «Дмитровский кремль».

Напротив Присутственных мест, по другую сторону дороги, ведущей от Пятницкого пролома в валу к Успенскому собору, мы видим здание бывшей женской прогимназии. В то время таких учебных заведений было на всю страну не больше десятка. Основанное еще в 1876 году, это учебное заведение и до сих пор не изменило своего основного предназначения. В 1908 году оно было преобразовано в полную гимназию, а в 1914-1916 годах здание было перестроено в стиле классицизма по проекту архитектора С.К. Родионова, при этом существенно расширилось. В советское время здесь была средняя городская школа №1. В 1988 г. для школы было построено новое здание на улице Школьной. В апреле того же года школа переехала вместе со своими учителями и традициями, а здесь открылась одна из престижных гимназий «Логос».

Вероятно, одновременно с прогимназией, ближе к Егорьевскому проходу, было построено и одноэтажное кирпичное здание начальной соборной школы, в которой в советское время располагалась городская стоматологическая поликлиника. Здание сохранилось и в нынешнее время – сегодня это центр дополнительного образования «Русский дом».

Рядом с «Русским домом» и входом в Успенский собор в 2008 году был установлен и освящен памятник священномученику Серафиму Звездинскому, епископу Дмитровскому.

Отец Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский (1883 — 1937) служил в Успенском Соборе в 1920-1923 годах. Пользовался большим авторитетом и уважением среди прихожан. Основал в городе Дмитров братство Животворящего Креста Господня. Регулярно проводил богослужения. Проповедовал. Жил в доме на Подлипичье, построенным Е.С. Ляминой. С 2014 года здесь открыт дом-музей его имени (отдел музея-заповедника «Дмитровский кремль») и устроена домовая церковь, в которой проводятся богослужения.

За зданием бывшей тюрьмы возвышается нарядный купол церкви праведной Елисаветы. Она была построена архитектором С.К. Родионовым в 1898 году для «духовного окормления» заключенных. Кирпичный однопрестольный храм псевдорусского стиля со звонницей, завершен двумя шатрами. Его декор представляет собой пышное узорочье неорусского стиля. В интерьере и вдоль стен на уровне второго яруса, помещался балкон для конвоя и хора с входом на паперть. Окна закрыты коваными решетками.

Средства на постройку храма пожертвовала Елизавета Семеновна Лямина, вдова основателя Товарищества Покровской мануфактуры (Яхромской прядильно-ткацкой фабрики) Ивана Артемьевича Лямина – представителя известной фамилии предпринимателей, купцов Ляминых. Высокий спрос на текстильные изделия позволил И.А. Лямину расширять производство и получать крупные доходы, которые использовались для приобретения новейшего оборудования в Европе и улучшения условий труда рабочих, число которых к 1890 г. достигло пяти тысяч человек. Для рабочих фабрики и жителей Яхромы Ляминым был построен храм Живоначальной Троицы, по мнению современников «один и самых величественных храмов Подмосковья». Иван Артемьевич надеялся, что храм этот «принесет пользу рабочему люду», чье нравственное сознание было ему не безразлично.

И.А.Лямин приобрел большой авторитет в предпринимательских кругах Москвы. В 1871 году был избран в Москве городским головой.

Елизавета Семеновна Лямина также была отзывчива к людским нуждам, постоянно жертвуя имеющиеся средства на благотворительность. Однако построенный на ее деньги тюремный храм в Дмитрове был действующим всего четверть века. В 1925 году он был закрыт и приспособлен под клуб. Позднее в помещении храма размещался склад торга, что привело к полной утрате интерьера. Но ровно через 100 лет, в 1998 году, Елисаветинский храм был передан Православной Церкви, постепенно отреставрирован и освящен. В настоящее время является действующим.

Интересным местом недалеко от храма и Никольских ворот является небольшой пруд. Считается, что он вполне может быть ровесником самого вала, вырыт здесь для обеспечения жителей водой и выполнения противопожарных функций. Питался родниками. Но уже в советское время, во время строительства фабрики «Юность» в непосредственной близости от исторического земляного вала, вероятно, из-за нарушения гидрологического режима пруд обмелел, а затем и вовсе высох. В это же время исчез и родник, который открылся у Александровской часовни вскоре после ее строительства.

Для того, чтобы воссоздать исторический облик этой самой древней части города было принято решение регулярно заполнять пруд водой, укрепив его дно специальными гидроупорными материалами. Рядом с прудом установлен архитектурный объект - памятный Камень с высеченной на нем легендой об историческом нахождении князя Юрия в этом месте. Прибитая к нему подкова «На счастье» позволяет, как считают гости города, называть этот камень – камнем Желаний.

Недалеко от стен Успенского собора в 2004 году был установлен памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Установку памятника, созданного скульптором А.И. Рукавишниковым, приурочили к 850-летию со дня основания города в 1154 году.

Братья-просветители родились в византийском городе Фессалоники и получили блестящее для своего времени образование. Рвение к науке Кирилл и Мефодий совмещали с деятельностью христианских проповедников. Идея о создании славянской азбуки сплотила вокруг братьев группу единомышленников и стала переломным моментом в истории славян. Символично, что из Фессалоников также родом и покровитель нашего города Дмитрий Солунский. А здесь, возле памятника, горожане и учащиеся гимназии «Логос», расположенной всего в нескольких метрах отсюда, ежегодно отмечают государственный праздник — день славянской письменности.

В черте города, ограниченной историческим валом, находятся также и одноэтажные деревянные дома, в которых еще в XIX веке жили семьи церковного причта. Дома эти, несмотря на более, чем 100-летнюю историю, и в наши дни являются жилыми.

Историческая площадь является также и своеобразным зеленым «островом», где с XIX века по просьбе горожан был заложен парк. В настоящее время в части парка, расположенной ближе к деревянным домам, устроен розарий, цветущие и благоухающие растения в котором делают эту часть города излюбленным местом прогулок горожан и гостей города.

Организация внутрикрепостной застройки дмитровского кремля

Организация внутрикрепостной застройки дмитровского кремля

При создании укреплений прежде всего выбирали такую площадку, которая была бы со всех сторон защищена естественными препятствиями - реками, крутыми склонами, болотом. Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота.

Островная схема обороны поселка требовала минимальных затрат труда для его укрепления. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Правда, у таких укреплений имелись и очень существенные изъяны. Прежде всего в повседневной жизни очень неудобной была связь такого поселения с окружающей местностью. Кроме того, размер поселения здесь целиком зависел от естественных размеров островка; увеличить его площадь было невозможно. А самое главное, далеко не всегда и не везде можно найти такой остров с площадкой, защищенной естественными преградами со всех сторон. Поэтому укрепления островного типа применялись, как правило, только в болотистых местностях. Все это сделало мысовой тип обороны наиболее распространенным у славян, начиная с древнейшего периода, т. е. с VIII — IX вв.

Тактика захвата укреплений в XI в. заключалась в следующем: прежде всего пытались напасть на город врасплох, захватить его внезапным набегом. Тогда это называлось изгоном или изъездом. Если такой захват не удавался, приступали к систематической осаде: войско окружало укрепленное поселение и становилось здесь лагерем. Такая осада обычно называлась облежанием. Оно имело задачей прервать связь осажденного поселения с внешним миром и не допустить подхода подкрепления, а также доставки воды и продовольствия. Через некоторое время жители поселения должны были сдаться из-за голода и жажды.

Прежде всего укрепленное поселение старались расположить так, чтобы местность вокруг хорошо просматривалась, и противник не мог внезапно подойти к городским стенам и особенно к воротам. Для этого поселение строили либо на высоком месте, откуда имелся широкий обзор, либо, наоборот, в низменной, заболоченной и ровной местности, где на большом протяжении не было никаких лесов, оврагов или других укрытий для врагов.

Основным средством обороны стали мощные земляные валы с деревянными стенами на них, которые строились так, чтобы с них можно было вести обстрел по всему периметру укрепления. Именно стрельба с городских стен не позволяла осаждавшим штурмовать укрепления и заставляла их ограничиваться пассивной блокадой. Стрельба в этот период применялась исключительно фронтальная, т. е. направленная прямо вперед от крепостных стен, а не вдоль них.

В XII в. никаких существенных изменений в организации обороны укреплений не произошло. Русские крепости этого времени отличаются в ряде случаев большей продуманностью плановой схемы, большей ее геометрической правильностью, но по существу относятся к тем же типам, которые уже существовали в XI в.

Характерно широкое распространение в XII в. круглых крепостей. Примерами круглых укреплений в Суздальской земле могут служить города Мстиславль, Микулин, Дмитров и Юрьев-Польской. В XII в. круглые в плане крепости широко применяются уже на всей древнерусской территории. По такому же принципу построены полукруглые крепости, примыкающие одной стороной к естественному оборонительному рубежу - берегу речки или крутому склону. Таковы, например, Перемышль-Московский, Кидекша, Городец на Волге.

Широкое распространение круглых в плане укреплений в XII в, объясняется тем, что крепость такого типа наиболее точно отвечала тактическим требованиям своего времени. Действительно, расположение укреплений на плоской и ровной местности разрешало вести наблюдение за всей округой и тем самым затрудняло неожиданный захват крепости. Кроме того, это позволяло устраивать внутри укрепления колодцы, что было крайне важно в условиях господства тактики пассивной длительной осады. Таким образом, отказываясь от защитных свойств холмистого рельефа и крутых склонов, строители укреплений в XII в. использовали другие свойства местности, дававшие не меньшую, а быть может, даже большую выгоду. И, наконец, важнейшим достоинством круглых крепостей было удобство вести фронтальную стрельбу с городских стен во всех направлениях, не опасаясь, что конфигурация рельефа может создать где-либо «мертвые», непростреливаемые участки.

Детинец часто строили так же, как обычные укрепления, т. е. почти всегда по мысовой схеме, а с напольной стороны защищали его мощным валом и рвом. Земляные части оборонительных сооружений - естественные склоны, эскарпы, искусственные валы и рвы - были основой устройства русских крепостей XI — XII вв. Особенно большое значение имели земляные валы. Их насыпали из грунта, который имелся поблизости (чаще всего из земли, полученной при отрывании рвов), из глины, чернозема, лёсса и т. д., а в районах, где преобладал песок, — даже из песка. Правда, в таких случаях ядро вала защищали от осыпания деревянной опалубкой, как это обнаружено, например, при исследовании валов середины XII в.

Рвы в русских крепостях XI - XII вв. обычно имели симметричный профиль. Уклон их стенок был равен примерно 30 - 45° к горизонту; стенки рвов делали прямыми, а дно - большей частью слегка скругленным. Глубина рвов обычно была примерно равна высоте валов, хотя во многих случаях для устройства рвов использовали естественные овраги, и тогда рвы, конечно, превосходили по размерам валы и имели очень большую величину. В тех случаях, когда укрепленные поселения возводили в низменной или заболоченной местности, рвы старались отрывать так, чтобы они были заполнены водой.

Стены всех русских укреплений XI — XII вв. были, как сказано, деревянными. Они стояли на вершине вала и представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «в обло». Такие срубные стены, по-видимому, впервые стали применяться в русском военном зодчестве со второй половины Х в. Они были уже значительно более прочными, чем примитивные ограждения VIII — IX вв.

Стены достигали в высоту примерно 3 - 5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером. В древней Руси такие защитные устройства назывались забралами. Здесь во время боевых действий находились защитники, которые через бойницы в бруствере обстреливали противника.

Важнейшим участком обороны крепости были ворота. В небольших укреплениях ворота, возможно, делались по типу обычных хозяйственных ворот. Однако в подавляющем большинстве крепостей ворота сооружались в виде башни с проездом в ее нижней части. Проезд ворот обычно располагался на уровне площадки, т. е. на уровне основания валов. Над проездом поднималась деревянная башня, к которой с боковых сторон примыкали валы и стены. Помимо чисто военных функций, они служили торжественной аркой, выражавшей богатство и величие города. Над воротами стояли надвратные церкви, либо церкви располагались сразу же за воротами, как правило, по правую руку. В тех случаях, когда перед воротами проходил ров, через него строили преимущественно деревянный, довольно узкий мост. В моменты опасности защитники города иногда сами уничтожали мосты, чтобы затруднить противнику подход к воротам. Специальные подъемные мосты на Руси в XI — XII вв. почти не применяли. В русских крепостях XI - XII вв., как правило, не было башен. В каждом городе существовала, конечно, воротная башня, но ее рассматривали именно как ворота, и так она всегда называется в древнерусских письменных источниках. Отдельные же, не надвратные, башни строили очень редко, исключительно как сторожевые вышки, располагая их на самом высоком месте и предназначая для обзора окрестностей, чтобы обезопасить крепость от неожиданного подхода врагов и внезапного захвата.

Уже со второй половины XII в. письменные источники все чаще сообщают о «взятии копьем» русских городов, т. е. с помощью прямого штурма. Постепенно этот прием получает все большее распространение и в XIII в. почти полностью вытесняет тактику пассивной осады. При штурме начинают применять вспомогательные приспособления - рвы заваливают вязанками хвороста (примет), на стены взбираются с помощью приставных лестниц. С самого начала XIII в. начинают употреблять также камнеметные машины для разрушения городских стен. К середине XIII в. эти новые тактические приемы постепенно слагаются в целую систему новой тактики штурма крепостей. Монголы принесли с собой на Русь детально разработанную тактику осады крепостей, подкрепленную широким применением камнеметов (по древнерусской терминологии - пороков). Камнеметные машины метали камни такой величины, «якоже можаху четыре человеки силнии подъяти», причем устанавливали эти машины перед стенами осажденного города на расстоянии не далее 100 — 150 м, примерно на дальности полета стрелы из лука. Только на таком или еще более близком расстоянии камни, бросаемые пороками, могли причинить ущерб деревянным стенам. Кроме того, начиная осаду города, монголы окружали его частоколом, чтобы прервать связь города с внешним миром, прикрыть своих стрелков, а главное, предотвратить вылазки защитников, стремившихся разрушить пороки. После этого начинали систематически бить камнями из камнеметов по городским стенам, чтобы разбить какой-либо их участок или хотя бы сбить их деревянные брустверы, забрала. Когда это удавалось, массированным обстрелом из луков осыпали данный участок стены тучей стрел; «стрелами яко же дождем пущаху». Лишенные брустверов защитники не могли вести ответную стрельбу: «не дадущим им выникнути из заборол». И именно сюда, на участок, где была подавлена активная стрелковая оборона, нападающие бросали основные силы штурма. Таким способом монголы успешно брали даже наиболее крупные и защищенные русские города.

Северо-восточная Русь более всех пострадала от монгольского. Поэтому во второй половине XIII в. здесь не могли вести строительство новых крепостей, ограничиваясь лишь восстановлением разоренных монголами старых укреплений. Но уже с середины XIV в. здесь начинается и строительство новых крепостей, особенно в Московском и Тверском княжествах.

Эти новые крепости коренным образом отличаются от крепостей домонгольского времени, приспособленных к сопротивлению пассивной осаде. Крепости XIV в. построены так, чтобы успешно отражать штурм, поддерживаемый камнеметами. Крепости, построенные в соответствии с этой системой, были организованы так, что большая часть их периметра прикрывалась естественными преградами — реками, болотами, широкими оврагами, крутыми склонами. С этих сторон противнику не удавалось установить камнеметные машины, и здесь можно было не опасаться штурма. Ту сторону, где такие естественные препятствия отсутствовали, защищали мощными валами, рвами и деревянными стенами. С напольной стороны ставились и башни. Эти башни были рассчитаны не на круговой обстрел, а на косоприцельную стрельбу вдоль прилегающих участков крепостных стен, т. е. служили для их фланкирования. Участки стен между башнями (прясла) стали делать по возможности прямолинейными, чтобы фланкирующий обстрел мог быть наиболее успешным.

Таким образом, крепости Северо-восточной Руси второй половины XIV и первой половины XV в. имеют «односторонний» характер: одна их сторона защищена мощными укреплениями и снабжена башнями для фланкирования стен, а остальные — более слабыми укреплениями, приспособленными только к фронтальной стрельбе, но прикрытыми естественными.

Такие крепости полностью соответствовали применявшейся в это время тактике осады. Во-первых, они обеспечивали фланкирующий обстрел напольных участков стен, который являлся наиболее действенным средством отражения штурма. Во-вторых, сооружение таких укреплений требовало меньших затрат, было более экономичным. Сам въезд часто размещали не в напольной стене крепости, а в одной из ее боковых сторон. Сторона, подверженная штурму, ворот не имела. Наиболее выгодным было расположение крепости на таком мысу, где напольная сторона попадала бы на узкий перешеек и, следовательно, имела бы очень небольшое протяжение. Таковыми кроме Дмитрова были, например, города Радонеж и Вышегород на Яхроме. Именно по такому принципу организована «односторонняя» многобашенная схема укреплений Дмитровского кремля, приведенная М.Н. Тихомировым в его книге «Город Дмитров. От основания до половины XIX века». Описанный вид укрепления кремля приняли, по всей видимости, в конце XIII – начале XIV вв.

Наиболее важные постройки внутри крепости (княжеские палаты, складские, административные и наиболее важные жилые постройки, источники водоснабжения) располагались в наименее уязвимых при осаде местах. Именно таким местом является северная часть от Никольских ворот до Никоновской башни. Данная часть вала, окруженная болотом, имела всего лишь две башни и деревянный бык, предназначенный, по всей видимости, для предохранения вала и частокола от повреждения грунтовыми и талыми водами в половодье. В то время как южная часть вала с напольной стороны от Никольских до Егорьевских ворот была окружено рвом и имела шесть башен вместе с надвратными. Кроме того, с внутренней стороны вала в этом месте находились инженерные сооружения, обслуживавшие башни (галереи, лестницы и т.п.). Да и при лучном обстреле крепости навесным огнем зажженными стрелами эта часть кремля была наиболее подвержена пожарам. Поэтому вблизи них жилых и иных сколь-нибудь значимых зданий быть не могло. Исходя из этого и тогдашней системы внутрикрепостной застройки, можно предположить, что княжеские палаты, дома причта и важных горожан размещались именно в северной части крепости.

Известно также, что в юго-западной части кремля неподалеку от Дмитриевской церкви находилось кладбище. Из этих соображений княжеская резиденция должна была находиться на почтительном расстоянии от него, что опять-таки дает возможность предположить, что княжеские палаты в Дмитровском кремле располагались, скорее всего, к северо-западу от нынешнего месторасположения Успенского собора.

Библиография:

Носов, К.С. Русские средневековые крепости : Эксмо, 2013 – 352 с. : ил.

Тихомиров, М.Н. Город Дмитров от основания города до половины XIX века. С планами, картами и диаграммами, 2-е изд., перераб. : Вести», 2006 – 92 с. : ил.

Библиография:

Аркадьева, А.В. Наша земля святая / Аркадьева, А. В. – Дмитров : ИД «Вести», 2009. – 30 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Аркадьева, А.В. Лямины в Дмитрове. Из истории Яхромской фабрики : краеведческое исследование-монография / Аркадьева А.В. – Дмитров : Север Подмосковья, 2003. – 32 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Хохлов, Р. Историческая площадь / Р. Хохлов // Дмитровский вестник. Специальный выпуск. –1992. – сентябрь-октябрь. – С. 1-2. – Текст : непосредственный

.
Историческая площадь