Переулок Луговой, улица Луговая

Луговой переулок находится между каналом им. Москвы и спрямленным руслом Старой Яхромы, отделен от центра города железной дорогой.

В древние времена на месте переулка Лугового располагалась слобода, жители которой промышляли заготовкой сена для царских конюшен на заливных лугах реки Яхромы. Поэтому переулок носил также название – Конюшенный.

По западному берегу Старой Яхромы располагался Луговой переулок, по – восточному – более широкая улица Луговая, именовавшаяся также Никитской по располагавшемуся в северной ее части Никитскому монастырю.

Луговой переулок представлял собой оставшийся участок бывшей Благовещенской улицы, которая была проложена по плану 1784 г. от Благовещенской (Васильевской) до Троицкой (Тихвинской) церкви.

В 1768 году при впадении реки Березовец в Старую Яхрому, на месте древнего Никитского монастыря и храма Великомученика Никиты, была возведена церковь Преображения Господня. В храме находились Никольский (в честь Николая Чудотворца) и Никитский (в честь Никиты Мученика) приделы.

В 1900 г. улицу Луговую пересекла линия Савёловской железной дороги, перерезавшая несколько городских улиц и переулков и изменившая контуры старого русла реки Яхромы. Была засыпана петля Старой Яхромы, Нетёка, почти вплотную подходившая к земляному валу, началось осушение заболоченной некогда городской площади.

Грандиозно изменило облик Дмитрова строительство канала Москва-Волга в 1932 - 1937 годах, когда были снесены целые кварталы вокруг бывшей Васильевской улицы, а их жители перенесли свои дома во вновь застраиваемый Горьковский посёлок и Заречье. Трасса канала Москва-Волга разделила город на две половины. Изолированным оказалось Заречье, почти исключенное из хозяйственной жизни города. В связи со строительством канала исчезли целые кварталы между Яхромой и ее старым руслом, появились новые районы за восточной границей Дмитрова, возле Борисоглебского монастыря и села Подлипичье, вошедшего в городскую черту.

В 1934 г. были снесены Васильевская и Преображенская церкви, а восточная часть улицы переименована в 1-ю Огородную, ставшую в 1970-х годах проездом микрорайона им. Маркова. На улице сохранились два дома, являющиеся интересными памятниками деревянного зодчества 70-х годов XIX века, известные как «дом Бутыховых» и «дом Кикинских». В эпоху борьбы с церковными названиями улица была переименована из Никитской в «нейтральную» Луговую.

Сегодня переулок Луговой пересекается с Рогачевской улицей и Мельничным переулком, получившим название по стоявшей у слияния Старой и Новой Яхромы городской мельнице.

Исторически место расположения улицы Луговой и Лугового переулка на Старой Яхроме знаменито тем, что именно здесь, согласно преданию, в 1291 году в реке Яхроме явился Животворящий Крест.

«В лето 1291, …, в пятницу перед пятидесятницею, слепая от роду девица, купаясь в реке Яхроме, внезапно прозрела; пораженная дневным светом и совершившимся над нею чудом, она закричала; на крик ее собрался народ и монахи из бывшего Никитского монастыря, находившегося в нескольких саженях от места происшествия; собравшееся видят - невдалеке от места совершившегося чуда, против течения реки Яхромы, плывет Животворящий Крест Господень, который и был взят в Никитский монастырь…»

Впоследствии Животворящий Крест был передан в Успенский собор Дмитрова.

Первым печатным изданием, посвященным истории Дмитровской святыни, стала книга протоиерея Дмитровского Успенского собора Димитрия Касаткина «Сказание о древнем чудотворном кресте Господнем, находящемся в Успенском соборе города Дмитрова, Московской губернии», изданная автором в 1895 г. В ней отец Димитрий указывал на письменные свидетельства явления креста, относящиеся к XVII в.

На это сказание ссылались многие исследователи истории Дмитрова, оно упоминается в работах дмитровских исследователей Д.Касаткина и Н.Былова, архивиста М.Померанцева.

Как выглядел Крест? Это семиконечный сосновый крест с изображением на нем Распятого Христа. Каталог Древнерусской живописи под ред. Т.Антоновой, выпущенный Третьяковской галереей, относит сам Дмитровский крест к концу XIII в., а поновленную живопись к первой трети XVI в., ко времени правления в Дмитровском уезде князя Юрия Ивановича (1503–1533), дяди Ивана Грозного.

Описание Креста читаем у протоиерея Димитрия Касаткина:

«Лицо Спасителя мертвенно бледное, брови почти прямые, глаза и уста слегка полуоткрыты, голова немного наклонена и почти лежит на правом плече, руки распростерты прямо, длани открыты во всю длину.

Все краски на кресте так темны, что черты лица можно хорошо рассмотреть только при сильном солнечном или огненном освещении, и то снявши слюду, которою Он весь покрыт. Возобновить же и оживить несколько краски не решаются по совету блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета, и потому крест святой сохраняется в том первобытном виде, в каком он явился. (Святитель Филарет (Дроздов) посетил Успенский собор Дмитрова 22 сентября 1858 г.). Из исторических памятников, свидетельствующих о глубокой древности чудотворного креста, можно указать только на соборный храм, на Южной и Северной лицевых сторонах которого, под самым верхним карнизом, вделаны в стенах из изразцовых облицованных кирпичей выпуклые изображения креста, совершенного одинакового вида и формы с чудотворным; а семиконечная форма сего Креста, с усеченными углами срединной поперечины, едва ли не единственная в своем роде, и о подражании какому-либо другому кресту в сем случае не может быть и речи».

В 1764 г. в знак особого почитания дмитровской святыни – Чудотворного креста – в Успенском соборе на первом этаже был устроен и освящен придел Воздвижения Креста Господня.

В 1777 г. дмитровчане обложили Крест серебряным с позолотой окладом весом 75 фунтов.

Благоговейное усердие и великую веру в чудотворную силу Креста имели не только жители города Дмитрова, но и жители всех селений как Дмитровского уезда, так и других уездов, и все те, кто знал о существовании такого чудотворного Креста.

Однако Никитский монастырь находился за городом и пути к нему были до того грязны и неудобны, что временами сообщение города с ним вовсе прекращалось, особенно во время разлива рек. С тем, чтобы больше людей могли поклониться кресту, при участии всего городского духовенства и множества богомольцев, ежегодно, в седьмую пятницу после Пасхи, совершался торжественный крестный ход с Чудотворным Крестом в Преображенскую церковь, стоящую на месте упраздненного монастыря, откуда по совершении Литургии возвращается через город обратно в собор.

Круг хождения с каждым годом настолько стал увеличиваться и расширяться, что недоставало уже времени и возможности удовлетворять всех просителей, и хождение со святым Крестом начиналось всегда после третьего дня Пасхи и непрерывно продолжалось до глубокой осени. В первой половине XIX в. с крестом ходили еще и в день Покрова Пресвятой Богородицы, а во второй половине столетия Дмитровскую святыню переносили для поклонения в Сергиев Посад, в Лавру».

Вот что пишет писатель-краевед Ирина Пятилетова:

«Если сравнить планы Дмитрова тех лет и современную карту, можно с большой вероятностью предположить, что место явления не скрылось водами построенного в 1937 г. канала им. Москвы. Оно находится на территории промзоны на окраине Дмитрова, а значит возможно для установления памятного знака.

В 1921 г. епископ Дмитровский священномученик Серафим (Звездинский) организовал в Дмитрове братство «Честнаго Животворящего Креста». В протоколе его допроса от 14 декабря 1922 г. записаны следующие слова:

«Цель братства: воспитание членов братства в христианском настроении, привлечение в братство других, путем освещения положительных сторон христианства, и благотворительность. Подпись: Звездинский (Е. Серафим)».

То, что крест был украшен серебряным вызолоченным окладом, послужило поводом для лихих людей, которые в 1924 г. выкрали из собора святыню, причинив ей существенный вред. Воры пропилили решетку в нижнем этаже Успенского собора и, проникнув внутрь храма, попробовали протащить крест в окно, но из-за больших его размеров им это сделать не удалось. Тогда они переломили его пополам, верхнюю часть бросили в соборе, а нижнюю, обложенную серебром, унесли.

Работники тогда уже существовавшего краеведческого музея перенесли оставшиеся части Креста в древнехранилище и при тщательном осмотре обнаружили, что Лик Христа был написан на полотне, вокруг лика – медное основание, на котором держался венец. Именно эту живопись сотрудники Третьяковской галереи позже датировали концом XIII в., с поновлением в XVI в.

Вскоре была найдена и похищенная часть креста, разломанная на три фрагмента. Ее обнаружили местные жители на южной окраине Дмитрова рядом с речкой Хомиловкой. Дмитровчане сбежались к находке и рыдали от горя, жалея поруганную святыню, оберегавшую город более полутысячи лет.

Все обломки креста были увезены в Кремль в реставрационные мастерские. Архивист М.С. Померанцев в своих воспоминаниях записал:

«С помощью одного молодого человека, жившего по соседству от Успенского собора, мы, тщательно запаковав крест, сдали его в багаж большой скорости, и в Москве на извозчике повезли его к Троицким воротам Кремля, в котором помещались тогда реставрационные мастерские, и сдали крест вышедшему из ворот художнику-реставратору Чирикову. Я сам по особому пропуску получил доступ в Кремль».

Почти что сразу, как только стало известно, что святыня найдена и отреставрирована, жители Дмитрова и его окрестностей стали обращаться к властям с просьбами о возвращении креста в Успенский собор города. Но из реставрационных мастерских Крест в 1930 г. поступил в фонды Государственной Третьяковской галереи.

В настоящее время Святой Чудотворный Дмитровский Крест находится в Храме-музее Святителя Николая в Толмачах, расположенном в районе Замоскворечья Москвы. Храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее.

Библиография:

Аркадьева, А. Улицы Дмитрова / Алла Аркадьева // Дмитровские известия. – 2008. - №2 (27), февраль. – С. 8-9. – Текст : непосредственный.

Пятилетова, И. Сказания о древнем чудотворном Кресте Господнем из Дмитрова / И. Пятилетова // Московские Епархиальные ведомости. – 2016. – №5. – Текст : непосредственный.

Переулок Луговой, улица Луговая

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.