Токмаков И.Ф.

Иван Федорович Токмаков - писатель-археограф, библиограф, краевед, автор множества публикаций по истории городов, сёл и церквей России.

Интересно, что Иван Федорович, несмотря на все свои заслуги, себя называл скромно и подписывался просто «Библиотекарь Московскаго Главнаго Архива Министерства Иностранных Дел (на Воздвиженке)».

Токмаков – автор более 200 печатных работ, но сведения о нем очень скромны. В сборнике «Императорское Московское археологическое общество…» сообщается, что Иван Федорович Токмаков родился 27 августа (8 сентября) 1856 г. в Петербурге в дворянской семье. Отец его был инженером-технологом, с 1876 по 1894 г.г. служил в должности рязанского губернского механика.

Токмаков-младший в 1872 г. окончил московское учебное заведение второго разряда Э. В. Беркова. Выдержав экзамен, в 1874 г. был принят на должность помощника библиотекаря (сверх штата) Московского главного архива Министерства иностранных дел (МГАМИД). Работа в нем давала возможность многим «архивным юношам» перейти на дипломатическую службу. Заведующий архивом барон Ф.А. Бюлер считал, что «главным достоинством подчиненных ему чиновников должны быть знатность происхождения, безукоризненность манер и хорошее знание французского языка».

Молодой библиотекарь оказался человеком творческим, трудолюбивым и активным. Он начал печататься, когда ему не исполнилось еще 19 лет. Самая ранняя публикация Токмакова обнаружена в газете «Современные известия» за 1875 г., она посвящена способам сохранения рукописей и книг. Но известность Токмакову принесло издание составленных им тематических каталогов библиотеки МГАМИД.

Это была серия брошюр «Обозрение библиотеки Московского главного архива Министерства иностранных дел». «Обозрение...» явилось общим путеводителем по библиотеке, кратко описывавшим ее интересную историю, перечислявшим главнейшие редкости и замечательные издания по основным отделам. Автор «Обозрения...» как бы увлекает за собой любознательного читателя в путешествие по библиотеке.

Один за другим выходят из печати каталоги сокровищ различных отделов библиотеки, составленные Токмаковым, с историческими предисловиями и библиографическими примечаниями. Подавляющее большинство рукописей, перечисленных в каталогах, - извлечения из знаменитых портфелей Г. Ф. Миллера (Миллер Герард Фридрих - историк, географ, картограф, путешественник. Описал множество мест и территорий России, в т.ч. Дмитров в 1779 г. – пр.), а также – из бывшего Государственного Посольского приказа, из портфелей А.Ф. Малиновского, из библиотеки и бумаг М.А. Оболенского и других дарителей.

Обсуждая издания МГАМИД, историко-литературный журнал «Исторический вестник» писал, что «трудами молодого и многообещающего библиотекаря архива г-на Токмакова издано несколько библиографических трудов, составляющих богатый вклад в русскую библиографию и делающих, наконец, известными те сокровища, которые до сих пор оставались сокровенными для публики».

Продолжая эту работу, Токмаков отмечал насущную необходимость сбора, систематизации, описания и издания различных материалов о Москве, так как «история ее есть история всей России как исходного центра развития ее гражданской жизни. Хотя Москва, как свидетельница великих событий отечественной истории, более всех русских городов сохранила драгоценные памятники, могущие обогатить науку основательными исследованиями, но одна из трудностей изучения заключается здесь в том, что богатые исторические и статистические материалы или разбросаны в разных периодических изданиях и отдельных сочинениях, или до сих пор еще хранятся нетронутыми во многих архивах и библиотеках, для которых мы не имеем еще полных указателей и каталогов».

Желая внести свою посильную лепту в изучение истории великого города, И.Ф. Токмаков приступил к подготовке своего самого значительного библиографического труда - «Указатель материалов для изучения истории, археологии, этнографии и статистики Москвы с ее достопримечательностями (как то: монастырями, церквами урочищами и проч.), составленными Токмаковым (М 1880. Вып. I—VIII)».

Изданием «Указателя…» библиограф положил «начало такому общеполезному труду», как разыскание, систематизация, описание и публикация материалов, «относящихся к … истории Москвы, со всеми вспомогательными ее знаниями как-то: археологии, этнографии и статистики».

Плодотворная деятельность И.Ф. Токмакова была высоко оценена современниками, она свидетельствовала о том, что отношение «просвещенного» общества того времени к библиографии, которая «нередко была предметом колких насмешек», существенно изменилось. Это вдохновило молодого исследователя и убедило в правильности избранного пути. Иван Федорович глубоко уверовал в непреходящее значение библиографии для развития науки и пытался убедить в этом скептиков. Он писал, что «библиография оказывает науке величайшие услуги и должна служить светильником ученому в хаосе беспрерывно умножающегося числа книг. При том она требует громадного терпения, систематического ума и обширной памяти, а более всего тонкой разборчивости и строгой точности, так как одна ошибка библиографа может спутать и привести в беспорядок все материалы, служащие ученому, и тем повредить самой науке». Когда были опубликованы эти строки, автору исполнилось только 23 года.

Деятельность Токмакова с конца 1870-х г.г. не ограничивается рамками служебных обязанностей, библиографических поисков, изданием каталогов и тематических указателей литературы. Он публикует статьи и заметки в различных периодических изданиях в основном под псевдонимами: «Библиограф», «Один из посетителей», «И. Ф. Т-в», иногда под своей фамилией. Книги Токмаков псевдонимами не подписывал.

С 1879 г. выходит журнал «Российская библиография». С ним Токмаков сотрудничает все годы вплоть до прекращения его издания (вышло 103 номера) в 1882 г. Тематика публикаций довольно разнообразна. Например, одна из его статей посвящена практическому разбору новых методов восстановления старых рукописей, в другой – описание и впечатления от пушкинской выставки в Москве в июне 1880 г. Одна из статей - «Старинные буквари» - о первых русских печатных букварях XVII века.

Токмаков был убежден в том, что «хорошо организованная библиотека... определяет до известной степени ход и направление умственной цивилизации в стране». Он внимательно изучал опыт работы как отечественных, так и крупнейших зарубежных библиотек. Ряд его публикаций в «Российской библиографии» посвящен этой теме. Говоря о положении различных библиотек России, автор обеспокоен судьбой ценных книжных собраний и неопубликованных рукописей, заброшенных в старинных усадьбах. Он сообщает об интересных изданиях, о литературе, популяризирующей книгу. Токмаков призывает к организации при Московском обществе распространения технических знаний Публичной технической библиотеки, потребность в которой была очень велика, а в Москве такая библиотека тогда отсутствовала.

Иван Федорович был действительным членом Московского Общества распространения технических знаний, его учебного отдела. Учредители Общества считали, что распространение и совершенствование технических знаний возможно лишь в связи с общим развитием науки и искусства. Поэтому первостепенной задачей общества было открытие технических школ, учебных мастерских и классов технического рисования. Учебный отдел Общества начал работу с 1871 г., он решал вопросы устройства детской библиотеки, учебно-педагогического музея, организации дешевых лекций для «ремесленного класса», разработки методики учебной и воспитательной работы технических школ.

Распространению просвещения среди жителей города, не получивших образования, созданию для них библиотек, читален способствовала деятельность другой прогрессивной организации - Комиссии по устройству в Москве публичных народных чтений, членом которой Иван Федорович также состоял. Первое чтение было проведено Комиссией в народной столовой 21 ноября 1874 г. Вскоре для иллюстраций чтений стал использоваться «волшебный фонарь», и рост интереса к ним среди «московского простонародья» превзошел все ожидания. («Волшебный фонарь» - проектор, имеющий деревянный или металлический корпус. Предназначен для демонстрации изображений в темной комнате. Прототип диаскопа и кинопроектора - пр.). Постепенно для проведения чтений увеличилось число аудиторий. Пять чтений прошло, в частности, в большом зале Сухаревой башни. Так, 28 марта 1876 г. С. М. Соловьев (1820-1879), в то время ректор Московского университета, выступил с чтением отрывков из своей «Истории России с древнейших времен», а товарищ председателя Комиссии М. М. Дмитриенко «живо и занимательно» рассказал об истории Сухаревой башни. Когда началось строительство здания Политехнического музея, архитекторами была специально спроектирована аудитория для народных чтений, где они проводились с 1877 г. каждое воскресенье и в праздничные дни. Слушателей знакомили с произведениями классиков русской литературы, читались лекции, посвященные юбилеям писателей, поэтов, по медицине, истории, географии, общеобразовательные, антиалкогольные. Чтения проводили также в школах, приютах, училищах, больницах, богадельнях, чайных, столовых, казармах. Работа этой организации вполне соответствовала устремлениям молодого библиографа И.Ф. Токмакова.

В 1880 г. Токмаков состоял также членом Московского юридического общества и был корреспондентом знаменитой Археографической комиссии, учрежденной в 1834 г. для сбора и издания документов по истории России.

Занимаясь общественной деятельностью, Иван Федорович продолжает активно работать и в области библиографии, начинает публиковать исторические документы, обнаруженные в процессе исследований. Так, в течение шестнадцати лет он выпустил отдельными изданиями в виде кратких исторических, историко-археологических очерков, исторических или исторических и археологических описаний книги о всех (за исключением Зачатьевского) женских монастырях Москвы. Его отдельные труды посвящены также описанию мужских монастырей Москвы: Покровского миссионерского, Симонова, Сретенского.

Диапазон библиографических и исторических изысканий Токмакова постоянно расширяется. Совместно с В. Д. Левинским он составил и опубликовал «Указатель материалов по истории почт в России с 1582 года», а затем подготовил «Краткий исторический очерк постепенного развития сценического искусства в России с XVII до XIX столетия», выпустил «Библиографический указатель литературы о святых Кирилле и Мефодии, просветителях славянских с приложением перечня исторических материалов, хранящихся в правительственных и общественных архивах и библиотеках».

Много работает Иван Федорович в области отраслевой библиографии, которая в эти годы начинает интенсивно развиваться. Вышел в свет составленный им «Указатель материалов к истории промышленности и развития прикладных знаний в России», который явился одним из первых трудов в данной области.

Библиографический указатель литературы по шелководству за 1703-1882 г.г. с приложением перечня исторических материалов, хранящихся в правительственных и общественных архивах и библиотеках, был высоко оценен Комитетом шелководства Московского общества сельского хозяйства, который удостоил Токмакова серебряной медали за этот труд в 1883 г. Две работы исследователя посвящены обзору архивных материалов по истории пчеловодства и литературе по этому вопросу за период с 1703 по 1888 г., один сборник является кратким обзором архивных документов по истории лесоводства. Редакция журнала «Библиограф» опубликовала подготовленные исследователем «Материалы для истории русской и иностранной библиографии в связи с книжной торговлей». Только по различным отделам МГАМИД и его библиотеки ученый составил и издал «19 каталогов с библиографическими примечаниями».

Таким образом, тематика библиографических и исторических изысканий И.Ф. Токмакова в 1880-х годах была достаточно разнообразной и актуальной, а работоспособность - поразительной. Не прошло и десяти лет со времени поступления юного Ивана Токмакова на службу в библиотеку МГАМИД, а он уже издает первый перечень своих трудов - «Историко-археографические и библиографические работы И. Ф. Токмакова» (1883). Эта очень редкая брошюра (даже в РГБ она имеется в единственном экземпляре) содержит список из 42 наименований трудов Токмакова, которые «продаются во всех книжных магазинах России».

В брошюрах серии «Старая и новая Москва» (всего было издано 29 выпусков) отражены, в основном, описания храмов, но есть и интересные подробности из религиозной и светской жизни столицы. Например: «25 января - день чествования иконы Богоматери, именуемой «Утоли моя печали». Ни у кого из народов и народностей христианского мира лик Пресвятой Богородицы не имеет такого глубокого истинного и повсеместного почитания, как в России и по преимуществу в Москве».

А вот еще древняя традиция жителей первопрестольной, подмеченная Токмаковым: «У москвичей в обычае летом, в хорошую погоду, путешествовать из города по недалеким от него прекрасным и... священным местам ... для богомолья и вместе с тем для невинного удовольствия подышать чистым загородным воздухом и полюбоваться зеленеющею и цветущею загородною природою».

Очень лиричны краткое описание места расположения и общая характеристика маленькой подмосковной пустыни, основанной царем Алексеем Михайловичем: «В нескольких верстах от станции Бутово... среди прелестной березовой рощи, приютился небольшой и небогатый, мало кому известный и мало кем посещаемый монастырь, носящий название Екатерининской пустыни, что в Ермолинской роще». Эта скромная обитель по иронии судьбы была превращена после Октябрьской революции в «мало кому известный» сталинский застенок, один из самых зловещих (Сухановская тюрьма особого режима), из которого живым ни один узник, очевидно, не выходил. Монастырь сохранился, но вид имел удручающий. До недавнего времени в нем размещалась Областная школа милиции, а ныне - «возрождается обитель и... изгоняется недобрый дух... политической тюрьмы... Годы запустения оставили здесь груды мусора и горы земли, обветшавшие стены построек, засыпанные лестницы и проезды» (Злочевский Г.Д.).

Интересен и «Сборник исторических материалов о Китайской стене в Москве, в связи с обзором владений, примыкавших и примыкающих к стене Китай-города, а равно и находящихся в районе означенной местности». Пространное название сборника определяет его содержание. Автор, в частности, сообщает, что строения стены Китай-города, сооруженные из красных кирпичей, прежде назывались «красными, пишет об истории Китай-города и его сооружений, дает обзор казенных строений внутреннего посада, окруженного «Китайской стеной» (по архивным материалам), а в приложении — тексты купчих грамот, описание работ по ремонту стены и другие документы.

Одновременно с изданием выпусков из серии «Старая и новая Москва» Токмаков публикует и другие свои сочинения, среди которых встречаются работы оригинальные. Из них следует отметить «Список главных начальников Москвы со времени перенесения царского пребывания в С.-Петербург. С 1710-1895 год». В кратком предисловии автор сообщает, что «до сей поры еще нигде не был напечатан таковой полный список», в который внесены 46 имен от князя Федора Юрьевича Ромодановского «начальника Москвы и главного начальника Тайного Преображенского приказа» в 1710-1717 гг. до великого князя Сергея Александровича, который стал московским генерал-губернатором 26 февраля 1891 г. (4 февраля 1905 г. он был убит бомбой, брошенной эсером И. П. Каляевым).

Достоинством книги является наличие в ней сведений о годах пребывания каждого упомянутого «главного начальника Москвы» в должности, которая также названа; указаны годы жизни, место захоронения, дано описание памятника на могиле, приведены литературные источники, содержащие более подробную информацию о личностях, чьи фамилии включены в этот «Список...».

«Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц» (М., 1896) автор приурочил к коронации Николая II. Она хорошо иллюстрирована: содержит 26 портретов «царственных особ» и 16 рисунков. В конце книги приведены краткие сведения о российских государях.

Во второй половине 1890-х гг. среди опубликованных работ И.Ф. Токмакова почти не встречаются книги о достопримечательностях Москвы, хотя в городе оставалось в то время еще большое количество замечательных памятников прошлого, в том числе церквей, изучению и описанию которых Иван Федорович не уделил внимания (отдельно Токмаковым изданы описания немногим более 30 московских церквей). На смену им постепенно приходят «историко-статистические и археологические описания» подмосковных сел с храмами и приходами. Выбор объектов для изучения и описания был случайным и определялся наличием соответствующих заказов. Поэтому в книгах Ивана Федоровича и этого периода не следует искать какой-либо системы, направленной на описание сел одного или нескольких уездов губернии. Неравноценны по своему историческому значению как села, о которых писал Токмаков, так соответственно и сами книги о них. Но весь материал этот очень важен, так как в нем своевременно зафиксированы документы и живая (на время описания) информация о целом ряде подмосковных сел и усадеб, которые могли быть безвозвратно утрачены. И в этом большая заслуга историографа и неутомимого труженика.

Значительным трудом Ивана Федоровича Токмакова явилось «Историко-статистическое и археографическое описание города Дмитрова Московской губернии с уездом и святынями» (Ч. 1 и 2, 1893).

Заняться изучением прошлого Дмитрова его побудил тот факт, что, несмотря на свой почтенный возраст (Дмитров основан Юрием Долгоруким в 1154 г.), город к тому времени не имел написанной истории. Приступая к работе, Иван Федорович задался целью создать труд, который представил бы, «по возможности, не обособленную местную историю с ее мелочными интересами, но в связи с общерусскою историею». Он старался придать своему сочинению доступный характер, чтобы могли познакомиться с историей родного города жители Дмитрова, в том числе учащаяся молодежь. Кроме того, Токмаков надеялся «облегчить труд будущим исследователям местной истории».

В предисловии к первой части своего сочинения историограф писал, что для него «нет ничего интереснее как проследить историю известного города, объяснить причину, вызвавшую его зарождение, проследить постепенное развитие и те органические основания упадка или процветания, в зависимости от которых он принимает в известной местности направление жизненного потока».

В этой же части исследования автором «излагается преимущественно история политическая», начиная от древнего Дмитровского удельного княжества, а второй части «внутренняя история города Дмитрова… с его храмами, с постепенно вошедшими в него селениями, укреплениями, урочищами и улицами… изменения в составе народонаселения и все, относящееся до его занятий». Токмаков почти не касается темы искусства, а «ограничивается общими рассуждениями о «древности» тех или иных икон, украшений и зданий», что, впрочем, характерно и для историков искусства его времени.

В первой части приведены также исторические описания всех церквей Дмитрова, сведения о домовых церквах в Дмитровском уезде, изложено историко-статистическое описание всего уезда с 1860 г. Автор помещает краткие биографии всех дмитровских удельных князей. В качестве приложения первая часть исследования содержит «Историко-статистические сведения о производстве фарфоровых и фаянсовых изделий. С приложением чертежей изоляторов и других фарфоровых принадлежностей к телеграфным и телефонным проводам, вырабатываемым на фабриках высочайше утвержденного Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова».

Во второй части Токмаков поместил «Путешествие в город Дмитров историографа Г. Ф. Миллера» в 1779 г., извлеченное из его портфелей, которые хранились в библиотеке МГАМИД, приводит летописные сведения о городе (из портфеля А. Ф. Малиновского).

В конце сочинения - два приложения. В первом из них - сведения «для истории фамилий коренных дмитровских жителей», а во втором - впервые опубликованы некоторые документы по истории города и уезда в XV-XVII вв., помещен полный список населенных мест Дмитровского уезда с краткими справочными сведениями о них; указаны источники информации. Дополнения к тексту и комментарии к примечаниям первой и второй частей автор предполагал поместить в конце третьей части, в которой планировал завершить публикацию всех впервые обнаруженных им рукописных материалов по истории Дмитрова и уезда. Там же Токмаков собирался приложить азбучный указатель «имен личных, географических и предметных» ко всем трем частям. В особый альбом, который должен был выйти одновременно с третьей частью, автор хотел включить «чертежи и рисунки с кратким пояснительным текстом». Но, третья часть и альбом не были изданы.

В дальнейшем И.Ф. Токмаков посвятил подмосковным городам еще два своих труда: «Историко-статистическое и археологическое описание города Богородска Московской губернии с уездом и святынями», «Историко-статистическое и археологическое описание города Егорьевска Рязанской губернии с уездом».

Описания подмосковных сел - основная тема москвоведческих трудов Токмакова, с которой он вступил в ХХ век. В 1905 г. Иван Федорович опубликовал «Историко-статистическое и археологическое описание» Воскресенска (Истры) с уездом, а в 1906-м - Волоколамска и его уезда, поведав, в частности, о ярополецких усадьбах Чернышовых и Гончаровых, упомянул о пребывании А. С. Пушкина в Яропольце.

Несколько книг Токмакова о селах и усадьбах Подмосковья, изданных в 1901-1903 гг. (все они отпечатаны в Городской типографии), имеют одинаково оформленную обложку с затейливым геометрическим орнаментом.

К ним относятся исследования о Дарьине-Никольском и Назарьеве, Брынькове, Петровско-Разумовском, Слядневе, Колчеве, Гребневе, а также о Московском Александровском убежище «для увечных и престарелых воинов», которое размещалось около села Всехсвятского, близ Петровского дворца. Созданное в 1878 г. «общественной благотворительностью» для «призрения» увечных воинов, пострадавших во время русско-турецкой войны за освобождение Болгарии, убежище это, как писал Токмаков, «принадлежит к числу тех, которые делают честь Москве и... выражают собою наиболее разумное направление общественной благотворительности».

Аналогично перечисленным книгам оформлена обложка и у последнего (из опубликованных) труда Ивана Федоровича о Подмосковье «Благотворительная пастырская деятельность. Священник церкви села Всехсвятского, Московского уезда, отец Сергий Николаевич Лебедев, основатель Куркинского, Всехсвятского и Николо-Бутырского обществ трезвости. 1889-1911 гг.» (1912). В разделе «Приложения» этой книги есть исторические сведения о селах Братеево, Куркино и Всехсвятское, которое, некогда называлось «село Святые отцы на речке Ходынке».

Весьма своеобразно «Историко-статистическое и археологическое описание Петровско-Разумовского» (М., 1902). В этой работе Токмакова много личного, увиденного, прочувствованного и осмысленного. Автор длительное время жил в этих местах и хорошо изучил район своего обитания. Удалось установить, что в 1901-1906 гг. точно (а может быть, и дольше) Иван Федорович квартировал в доме Анны Андреевны Ярцевой, «за Зыковым, у Академического вала» (Петровско-Разумовского), близ депо Виндавской (ныне Рижской) железной дороги. Место было выбрано не случайно: район зеленый, тихий, свежий воздух. Эти условия были необходимы Токмакову, здоровье которого оказалось подорванным напряженным многолетним трудом, что и заставило его, очевидно, в 1902 г. выйти в отставку в возрасте 46 лет.

Книга о Петровско-Разумовском написана хорошим языком, содержит не только много поэтичного, но насыщена исторической информацией, в том числе о Московской сельскохозяйственной академии (тогда институте). Некоторые мысли автора и сегодня актуальны, например, следующая: «Живя зиму и лето близ Петровско-Разумовского и раздумывая не раз, таким образом, о Москве, мне пришла мысль в голову: что, если бы почаще мы останавливались с большим любопытством на загородных памятниках старины, рассеянных по окрестным дачам московским, если бы почаще мы справлялись с их историею, их преданиями, сколько бы случайно могли мы оказать услуг историческим изысканиям наших археологов».

Токмаков с восторгом пишет о том, что «в прекрасном институтском парке, окружающем центр лесной и сельскохозяйственной мудрости (имеется в виду Петровская Сельскохозяйственная академия, ныне – Тимирязевская, пр.), каждое деревцо, каждый кустик разумно сберегается от истребления. Я любитель естествознания, - продолжает он, - и готов приветствовать сохранение свежей прелести природы на дачах и в деревнях около Москвы, где то и дело она беспощадно приносится в жертву на алтарь наживы». Иван Федорович был влюблен в необыкновенно привлекательный для него зеленый наряд Петровско-Разумовского. Он призывал читателя внимательно и не спеша познакомиться с этим прелестным уголком природы и не сомневался, что тот будет в восторге: «Но войдите в сад исходите его весь от дома до пруда, от оранжереи до рощи, и вы залюбуетесь им надолго. Это не дикий, огромный сад Царицьна, - продолжает Токмаков, не живописный, из рощи образованный, сад Кунцева; нет подобного сада ни в Останкине, ни в Кускове, ни в Кузьминках, где искусство, кажется, превзошло само себя, а есть сад или два в России, очень на него похожие: в Москве дворцовый Лефортовский, да в С.-Петербурге - Летний, и нам что-то сдается, не был ли он образцом или, наконец, уже подражанием одному из них, потому, что все три устроены во вкусе голландском».

В конце XIX - начале ХХ в. парк Петровско-Разумовского сельскохозяйственного института был одним из любимых мест отдыха москвичей, остававшихся на лето в городе. «Два поезда парового трамвая, беспрерывно циркулирующие взад и вперед от московского Страстного монастыря, с Малой Дмитровки и от Бутырской заставы и до института, еле успевают привозить и увозить праздничную публику. В праздничные и воскресные дни институтская (бывшая академическая) железнодорожная платформа представляет собой необыкновенно пеструю и оживленную картину». С тех пор прошло 90 лет, но подобную картину мы по-прежнему наблюдаем летом, выезжая в выходные дни в «места массового отдыха» в Подмосковье. Токмаков красочно описывает гулянье различных компаний людей среднего достатка в парке, их скромное бражничанье.

Выйдя в отставку, Иван Федорович продолжал трудиться над подготовкой новых «описаний», и книги его по-прежнему издавались. Своим корреспондентам он адресовал следующее объявление, характеризующее диапазон интересов исследователя в последний период творчества: «И. Ф. Токмаков имеет честь уведомить, что для него интересно получать отчеты и сведения, касающиеся: 1) постройки и освящения новых храмов с фотографиями; 2) народного образования, учреждения школ вообще и в особенности церковноприходских, библиотек и т. п.; 3) археологических и исторических данных; 4) учреждения обществ трезвости, домов трудолюбия, а также вообще благотворительной деятельности; 5) случаев присоединения старообрядцев и сектантов к святой православной церкви; 6) деятельности православного духовенства на пользу церкви и 7) автобиографии с портретами духовных, военных и гражданских деятелей, а равно биографические сведения и некрологи современных деятелей». Все это необходимо было для работы, так как Иван Федорович постоянно расширял диапазон оказываемых им «платных услуг». К ранее приведенному их перечню в начале 1900-х гг. Токмаков добавил прием заказов на составление «истории полков, биографические сведения о замечательных духовных, военных и гражданских деятелях с XIV века, ... снятие... видов местностей». Далее он сообщал, что выдает «справки о титулованных и дворянских родах, внесенных до сего времени в общий гербовник Всероссийской империи, что совершается лишь по утверждении герба высочайшей властью», а также принимает «разборку древних рукописей, бумаг и целых фамильных архивов и библиотек».

Иван Федорович перечисляет в том же издании все свои почетные титулы, полученные за долгие годы творческой работы, как результат признания его многочисленных трудов. Здесь они приведены полностью, чтобы представить по ним и географию и, по возможности, направления, в которых работал неутомимый исследователь:

«почетный член Ставропольского и Тамбовского губернских комитетов; действительный член императорских обществ: Русского географического, любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при императорском Московском университете; обществ: любителей духовного просвещения, ученого отдела – распространения технических знаний; Архангельского, Астраханского, Владимирского, Вятского и Новгородского губернских статистических комитетов; член-корреспондент императорского Московского археологического общества; корреспондент Археографической комиссии министерства народного просвещения; действительный член: Комиссии по устройству в Москве публичных народных чтений, Комитета шелководства при императорском Московском обществе сельского хозяйства, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Таврической, Тамбовской, Тверской и Ярославской губернских ученых архивных комиссий и член-сотрудник императорского Вольного экономического общества и Ростовского музея церковных древностей; Officier d'Academie Francaise» (почетный член Французской академии).

В Российском государственном архиве древних актов хранится Личное дело надворного советника делопроизводителя VIII класса МГАМИД И. Ф. Токмакова. В нем содержатся сведения о том, что Иван Федорович был награжден: орденами Св. Анны III степени, Св. Станислава III степени, Черногорского князя Даниила IV степени, Румынской Короны III степени, серебряными нагрудными медалями в память царствования императора Александра III и в память Священного коронования государя императора Николая II, французским знаком Officier d'Academie Francaise.

Активная натура Токмакова постоянно искала и находила поле деятельности. Уже на следующий год после выхода в отставку Иван Федорович - председатель Общества взаимопомощи отставных пенсионеров в Москве, благородной целью которого являлось: «Представление членам его единовременных денежных пособий на воспитание детей, содействие к приисканию занятий и службы членам Общества и их взрослым членам семейства, содействие к погребению умерших; представление дешевых квартир, общественных столовых, временных помещений, поддержки при ведении судебных дел и прочее».

Токмаков подводит итоги своей 29-летней творческой работы, в результате которой он опубликовал «132 описания отдельных местностей», «58 книг и брошюр историко-статистического, археологического, библиографического и биографического характера».

Анализ каталогов ГПИБ и РГБ, а также сочинений различных авторов, в которых имеются ссылки на труды библиографа и историографа, показали, что книги его после 1906 г. почти не издавались. Последняя книга исследователя, имеющая отношение к подмосковной тематике, вышла в 1912 г., одна из них была переиздана в 1919 г. с тех пор труды И.Ф. Токмакова не издаются в нашем отечестве. Малые тиражи и мягкие обложки большинства его сочинений, изданных к тому же в разных городах, не способствовали их сохранности.

В 1914 г. отмечалось 50-летие императорского Московского Археологического общества. Иван Федорович принял активное участие в подготовке торжеств и юбилейного издания - «Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914)», которое вышло под редакцией П. С. Уваровой и И. Н. Бороздина. Сначала был издан второй том, но в связи с трудностями, вызванными первой мировой войной, он оказался единственным. В предисловии редакторы приносят «особенную благодарность» ряду лиц, оказавших им большую помощь при подготовке необходимых материалов. Среди них - Токмаков (инициалы Н. Ф. указаны с опечаткой). В том же издании сообщается, что по случаю юбилея Иван Федорович передал в дар Обществу «обширную коллекцию снимков с разных церквей и древних зданий». Больше никаких сведений о Токмакове обнаружить не удалось. Год смерти и место захоронения неизвестны. Предположительно, это С.-Петербург, 1922-23 г.

Труды исследователя Ивана Федоровича Токмакова оставили заметный след в отечественной библиографии, историографии и краеведении. Многие, несмотря на редкость практически всех изданий Токмакова в наше время, не затерялись и помогают исследователям восстанавливать историю разных городов, сел, храмов, монастырей на огромных просторах России, о которых писал этот неутомимый труженик культуры.

Библиография:

Злочевский, Г.Д. «…Послужить с пользой для любителей московской старины». Иван Федорович Токмаков. 1856 - ? / Г.Д. Злочевский – Текст : непосредственный // Краеведы Москвы : (Историки и знатоки Москвы). – Москва : Книжный сад, 1997. – С. 118-158.

Токмаков, И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова (Московской губернии) с уездом и святынями : Сост. по первоисточникам и главнейшим пособиям. Ч.1-2. / И. Токмаков. – Москва : Губерн.тип. – 1893. – 379 с. : табл., ил. – Текст : непосредственный.

Токмаков И.Ф.

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.