Соединив опыт поколений
На улице Профессиональной, 169 среди других предприятий города на Яхроме расположилось ОАО «Дмитровский экспериментальный механический завод». Неподалеку находится прародитель ДЭМЗа – Завод фрезерных станков, в одном из помещений которого в марте 1944 года организовали выпуск оборудования для производства строительных материалов.
– Решение о создании нашего предприятия было продиктовано войной, – говорит исполнительный директор экспериментального мехзавода Владимир Марков. – Страна лежала в руинах. Нужно было восстанавливать жилье, школы, заводы и фабрики. Но для начала - иметь технику, способную создавать производственную базу для строителей. Вот почему наше предприятие тогда называлось «Стройдеталь». Выпускали бетономешалки, кран-балки, растворные узлы, строительные леса и многое другое.
От завода фрезерных станков, где нынешний «ДЭМЗ» занимал деревянное строение бывшего ...кроватного цеха, пришлось перебираться на новое место – пустынное и заброшенное, служившее ранее одной из разгрузочных площадок строительства канала имени Москвы. Как известно, он почти целиком проходит по территории нынешнего Дмитровского района.
Когда два года назад отмечалось 60-летие предприятия, о его нелегкой судьбе писалось немало. Хотя завод «Стройдеталь» и был официально сдан в эксплуатацию в конце октября 1953 года (точнее об этом отрапортовали «наверх»), о нормальной работе приходилось только мечтать. К цехам не были подведены ни электроэнергия, ни вода... Люди мерзли в неотапливаемых помещениях. Не было фондов на топливо, металл, новое оборудование. Зато разного рода планы спускались из «Центра» исправно. Пришлось новому предприятию пойти по миру. «Прародители» из фрезерного и экскаваторный завод поделились углем, брали и торф, т.е. все, что горело. Но и в этих условиях они не простаивали – работали. Сказалась суровая закалка, полученная в военное лихолетье. Сначала подключились к электросетям нефтебазы, затем раздобыли передвижную электростанцию, компрессор. Воду подвозили в бочках. Ввод каждого мало мальски значимого агрегата или станка был праздником. Особенно, когда своими силами сумели изготовить недостающие узлы для вагранки, - и в литейном цехе получили первые отливки серого чугуна. Пытались в тех условиях завязывать «рыночные отношения» – принимать заказы на литье от предприятий Минстанкопрома. Уже в 1955 году стали выпускать сложную в техническом отношении продукцию – самомонтирующиеся козловые краны, тележечные конвейеры для московского завода «Станколит».
А через год у предприятия появилось новое название – «Государственный экспериментальный механический завод института «Оргстанкинпром». По технической документации этого института в Дмитрове выпускали продукцию для станкостроительных и инструментальных предприятий. Ряд изделий поставляли за рубеж – в Чехословакию, Югославию...
Я спросил Владимира Васильевича, в недавнем прошлом главного инженера фрезерного завода, чему научила история нынешнее поколение рабочих и инженеров ДЭМЗа?
– Прежде всего, – ответил он, – находчивости и предприимчивости. «Предки» были очень изобретательны. Мы, собственно, тоже оказались в тяжелом положении. Минстанкопром буквально рухнул, повсюду его заводы стали банкротить в первую очередь. И нашему предприятию подобная судьба реально угрожала. Но администрация Дмитровского района была против закрытия любого производства. Все сумели сохранить. Мы же поначалу начали обслуживать частников. Выпускали для них небольшие станки – токарные по дереву, сверлильные. Даже совочки приходилось делать. А литейщики наладили производство колосников, печек для дач и даже скамеек. Это пользовалось спросом.
– Правда, не все смогли перестроиться - особенно инженеры типично советской школы (не путать с теми, военных лет людьми). Пришлось обновлять кадры. Главный инженер у нас, возможно, самый молодой в отрасли: Саше Моисееву всего 25 лет. Он только в прошлом году с отличием окончил Московский автомеханический институт, работал в области диагностики аварийных ситуаций...
Теперь молено сказать, что «ДЭМЗ» не только выжил, но и нашел свою нишу. Сейчас здесь заняты 150 человек. Средняя зарплата составляет 10 500 рублей. Совершив виток протяженностью в несколько десятилетий, на заводе вернулись к выпуску строительной техники, предназначенной, в частности, для производства пенобетона.
Другая «ниша» – диагностическое оборудование для железнодорожного транспорта. Это приборы для контроля состояния подшипников, опорных поверхностей колесных пар. Самые небольшие изделия в ассортименте - дефектоскопы с намагничивающим устройством.
И, наконец, в прошлом году наладили выпуск оборудования для нефтяников. Избавившись от опеки всякого рода министерств, НПО и НИИ, завод отважно пустился самостоятельное плавание в стихии рынка - и, похоже, нашел в ней свой верный курс.
Интервью с исполнительным директором экспериментально-механического завода записал Владимир Шмыгановский