Сочинение о Харитонов П.Т

Будаковская Дарья Константиновна, г. Дмитров

Пётр Тимофеевич Харитонов

158-й истребительный полк считался одним из наиболее эффективных истребительных подразделений Второй мировой войны. Он был создан в 1940 году и воевал на Восточном фронте против нацистской Германии. Полк принимал участие в решающих боях, таких как битва за Курскую дугу, одну из самых крупных танковых сражений в истории. Здесь истребители 158-го полка сражались в жесткой воздушной борьбе за воздушное превосходство, оказывая поддержку советским наземным войскам. Они также участвовали в защите Москвы от немецких налетов и в сражениях на Сталинградском фронте, где их мастерство в воздушном бою было особенно важно для поддержания обороны. Кроме того, 158-й истребительный полк принимал участие в наступательных операциях, помогая советским войскам в разгроме вражеских сил и подавлении немецкой авиации. Заслуги 158-го полка во Второй мировой войне были значительными, и он участвовал в множестве боевых действий, оставаясь одним из ведущих истребительных подразделений Советской армии.

В первые дни войны фашисты имели в воздухе численное превосходство. Псковщина преграждала захватчикам путь на Ленинград. Здесь сражались летчики 158 истребительного авиационного полка. Одним из них был Пётр Тимофеевич Харитонов. Он родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево, которое сегодня находится в Моршанском районе Тамбовской области. Его родители, Тимофей и Анна, были простыми крестьянами. С детства Пётр проявлял активный интерес к авиации и мечтал стать летчиком. После окончания средней школы Харитонов поступил на педагогические курсы и стал учителем в начальной школе № 12 в городе Улан-Удэ. Однако его мечта о полётах не угасла, и в 1940 году он решил поступить в Батайскую военно-авиационную школу лётчиков. Во время обучения в авиационной школе Пётр Харитонов проявил себя как талантливый и преданный курсант. Он успешно освоил навыки пилотирования и воздушного боя, получив высокие оценки от инструкторов. В 1940 году он успешно окончил школу и был назначен на службу в состав 158-го истребительного авиационного полка.

Начало Великой Отечественной войны в июне 1941 года застало Харитонова в рядах Вооружённых Сил. Он стал участником военных действий с самого начала войны. В составе 158-го истребительного полка он совершил множество боевых вылетов, защищая небо Родины от вражеских налётов. Первый серьёзный боевой вылет Харитонов совершил 28 июня 1941 года. Его эскадрилья вылетела на отражение налёта бомбардировщиков Ju-88 на город Остров в Псковской области. В ходе боя Харитонов продемонстрировал выдающиеся навыки пилотирования и мужество, сбив один из вражеских самолётов. Однако бой закончился для него неудачно: его самолёт получил серьёзные повреждения, включая повреждение маслосистемы. Несмотря на это, Харитонов не покинул бой и продолжал атаковать вражеские самолёты. Он добил один из бомбардировщиков, а затем смог благополучно приземлиться на своей территории. За этот подвиг Харитонову было присвоено звание Героя Советского Союза и вручено высшее воинское звание. Это было одним из первых присвоений этого звания в ходе Великой Отечественной войны. Пётр Харитонов стал настоящим героем своего времени, символом мужества и преданности своей стране.

25 августа 1941 года он снова совершил таран. В том воздушном поединке Харитонов уничтожил самолет противника, но и его машина пострадала. Он был вынужден выброситься с парашютом. «В тот день, помню, шёл дождь, — рассказывал позже Харитонов. — Я и лейтенант Иозица (странная фамилия у него была, чешская, кажется) сидели на поле в готовности № 1. К самолётам привезли обед. Но поесть нам так и не удалось: было приказано срочно вылететь на перехват фашистских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду. Поднявшись в воздух, мы сразу же обнаружили самолёты противника и, подойдя к ним поближе, завязали бой. Фашисты не ожидали столь стремительного нападения и на какое-то мгновение замешкались. Это решило исход боя. Через несколько минут оба бомбардировщика были сбиты, а третий, тоже изрядно изрешечённый, лёг на обратный курс. Я лечу над ним и веду огонь с возможно более близкой дистанции. Противник, естественно, огрызается, и мне приходится постоянно маневрировать. Но вот боезапас израсходован. Что делать?.. Кружусь над этим проклятым «Хейнкелем», размышлять особенно некогда, чувствую, ещё немного — и уйдёт. Принимаю решение: таранить. Падаю вниз, выжимая из «ишачка» всю возможную скорость, рублю плоскостью по хвостовому оперению бомбардировщика. Конечно, обе машины потеряли управление. Я еле выбрался из кабины. Плыву под куполом парашюта, слышу, пули свистят. Поднял голову: весь экипаж «Хейнкеля» надо мной, четверо их, гадов. Подтянул стропы, чтоб ускорить падение, и так ударился ногами о твёрдый грунт, что голенища сапог лопнули! Сгоряча и боли не почувствовал. Постепенно освободился от парашюта, перезарядил пистолет и стал наблюдать, маскируясь в кустах. Господи! Неужели я, лётчик, на земле погибну! И вдруг — тра-та-та-та! Это Виктор Иозица меня сверху прикрывает. «Ну, — думаю, — вдвоём-то мы ещё повоюем». Летает мой лейтенант и поливает их свинцом на бреющем, чуть ли не к самой земле прижимается. Самого прыткого фашиста он уложил, остальных взяли в плен наши солдаты, прибежавшие на выстрелы.

Только после этого осмотрел я себя, ощупал. Гляжу, пробит пулей левый рукав и левый карман гимнастёрки. Обрадовался: рядом была смертяшка и пролетела, значит, счастливчик я. А посмотрел на ноги — ахнул. Распухли как колоды, не слушаются, не идут...» Больше года лечился в госпитале.

За этот бой Герой Советского Союза Харитонов был представлен ко второму ордену Ленина. Тогда же фамилия Харитонова вновь попала в сводки Совинформбюро, которое сообщило: «За последние 2 дня лётчики, охраняющие подступы к Ленинграду, сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах противника 101 вражеский самолёт. За эти дни особенно отличился Герой Советского Союза младший лейтенант П. Т. Харитонов». Корреспондент ленинградского радио смог взять у летчика интервью. В радиоэфире прозвучали его слова: «Смысл жизни мы, советские лётчики, видим в смертельной битве с фашизмом, в его полном истреблении... Мне уже дважды довелось таранить самолёты врага. Надо будет, пойду и на третий».

В следующие месяцы Харитонов продолжал совершать боевые вылеты и участвовать в воздушных боях. Он сбил ещё несколько вражеских самолётов и продолжал служить примером для своих товарищей. Однако в сентябре 1941 года он был тяжело ранен в ходе воздушного боя и вынужден был находиться в отпуске до 1944 года.

После окончания войны Харитонов продолжил свою службу в Военно-воздушных силах Советского Союза. Он успешно окончил Военно-воздушную академию и получил звание полковника. Затем он работал заместителем командира дивизии и активно участвовал в подготовке новых поколений лётчиков.

В 1955 году Пётр Харитонов ушёл в запас и переехал в город Донецк, где работал в штабе Гражданской обороны. Он продолжал оставаться активным участником общественной жизни и внёс значительный вклад в развитие своего города.

Харитонов скончался 1 февраля 1987 года, оставив после себя яркое воспоминание о своих подвигах и служении Родине. Его имя останется в сердцах и памяти людей как символ мужества и отваги.

Сочинение о Харитонов П.Т

Пётр Тимофеевич Харитонов

Автор сочинения

Будаковская
Дарья Константиновна