Штурман эскадрильи
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве 1943 г.
В семье Жемаевых из Перемилово было семеро детей. Один из них – Николай увлекался спортом и, как все мальчишки, мечтал стать летчиком. А в это время в Яхроме была организована планерная школа. Радости не было предела. На занятия туда он бегал с земляком – Петром Худовым. Потом – Дмитровский аэроклуб, где Николай Жемаев сдружился с Константином Аверьяновым.
Многие годы спустя Николай Иванович вспоминал: «По два месяца мы жили в палатках. Учились летать, прыгали с парашютом. Костя Аверьянов по летному делу был одним из лучших, его ставили в пример другим.
Тренировки к концу лета закончились, отборочная комиссия рекомендовала Костю и меня в Родзиховскую школу военных летчиков. Было радостно на душе, нам, друзьям-одногодкам, просто повезло».
Потом началась война. А мальчишек направили в военное училище в Энгельс, после его окончания – под Пензу осваивать ИЛ-2. Здесь пути-дороги друзей и разошлись. Николай отправился защищать Сталинград, а Константин – на Куйбышевский авиационный завод перегонять самолеты на фронт.
На Сталинградском фронте 20-летний Николай Жемаев очень скоро стал заместителем командира эскадрильи и штурманом эскадрильи, водил группы штурмовиков в бои за Дон, Ворошиловград и был награжден орденом красной Звезды.
В июле 1943 года в составе 93 гвардейского авиационного полка его направили на Курскую дугу, где летчики должны были мощными ударами с воздуха значительно ослабить натиск врага.
«Наш аэродром располагался на южной оконечности Курской дуги, - вспоминал Николай Иванович. – Моя задача – дважды в день с полной бомбовой нагрузкой на своем штурмовике вылетать на продвигающиеся немецкие колонны. Плотность войск была настолько велика, что выбирать какую-то цель не было надобности. Враг был всюду».
Их самолеты загружались небольшими противотанковыми бомбами, упакованными в специальные кассеты. Каждый брал до 500 килограммов такого груза. Сбрасывали их серийно, накрывая большую площадь. И там, внизу, от этих термитных бомб горело все.
Прикрывая свои войска, повсюду кружились немецкие истребители. Летчикам приходилось штурмовать вражеские колонны и одновременно вести бой с истребителями. Часто бывало так, что Николай вел огонь из пушек и пулеметов по немецким войскам, а его ИЛ-2 атаковал истребитель с крестом на фюзеляже, с которым вел бой воздушный стрелок.
«Огонь на земле, огонь в воздухе, огонь всюду, пожарище и дым над полем битвы. Поистине огненная Курская битва» - писал Николай Жемаев, выполнивший там 10 боевых вылетов.
После Курской дуги наш земляк освобождал Донбасс, Запорожье. В небе над Днепром у города Никополь при удержании плацдарма, его самолет был окружен немецкими истребителями и весь изрешечен, едва дотянул до линии фронта и рухнул на землю.
После госпиталя Николаю Ивановичу летать на Илах не разрешили. А его грудь украсил еще один орден – Красного Знамени.
Уйдя в запас в 1946 году, он закончил юридический институт, его избирали народным судьей, много лет проработал юрисконсультом Яхромского совхоза-техникума. А семьи Жемаевых и Аверьяновых дружат до сих пор – крепко и беззаветно, как дружили когда-то Николай и Константин – мальчишки огненной поры.
Т. Шолохова
Шолохова, Т. Штурман эскадрильи / Таисия Шолохова // «Дмитровский вестник». - 2003. – № 81. – С. 3.