Статья "Судьба храма в Селевкино"
Судьба храма в Селевкино
Работа Ксении Тяпкиной посвящена истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Селёвкино сельского поселения Костинское. Учитывая, что ранее эта тема практически в краеведческой литературе не публиковалась и сведения о церкви весьма скудны, стоит с удовлетворением отметить, что Ксении удалось обобщить многие факты, приведенные в различных исторических, в т.ч. и архивных источниках, а также воспоминания старожилов села.
Она проявила интерес к судьбе храма еще в начальной школе и самостоятельно вела поисковую работу несколько лет – так прокомментировала доклад научный руководитель работы Алла Валериевна Аркадьева, заслуженный учитель РФ, преподаватель авторского историко-православного класса Дмитровской средней школы № 1.
– Моя бабушка живет в Селёвкино. Каникулы я провожу у нее, и она много рассказывала мне о сельской церкви, история которой меня заинтересовала,– сообщила нашей газете К. Тяпкина. – Сегодня в Дмитровском районе восстановлены почти все православные храмы, и жаль, что внимание к Богородицерождественской церкви до сих пор не привлечено.
В моей работе я попыталась приподнять завесу малоизвестной истории старинного сельского храма с целью обратить на него внимание общественности, местных властей и, возможно, поиска меценатов для его восстановления.
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА. Селёвкино-Юрьево до революции принадлежало Дмитровскому уезду Ильинской волости, а после приняло прежнее название Селёвкино и стало принадлежать Деденевской волости.
Впервые село упоминается в писцовой книге Дмитровского уезда с начала XVII века. До 1617 года оно было казенным, позднее его владельцем становится князь Владимир Тимофеевич Долгорукий (село стало его приданной вотчиной, подарком от самой императрицы).
Первая деревянная церковь в Селевкино была построена в 1617 г. на деньги жены Владимира Тимофеевича – княгини Долгорукой. По писцовым книгам, полностью село и церковь принадлежали этому семейству относительно недолго, до 1717 года. Затем половина селения была продана Ивану Петровичу Строеву, по жене князьям Барятинским. Относительно строительства каменной церкви на месте деревянной мне удалось установить два мнения. Первое – что церковь была построена в 1714 г. на деньги Ивана Семёновича Барятинского, т. е. еще в то время, как все село принадлежало Долгоруким.
Но дальнейших подтверждений этой теории нет, она очень спорная. По другой же версии, деревянная церковь потерпела пожар в 1719 г., а в следущем году вовсе сгорела. В архиве сохранились материалы о том, что 19 июля 1720 г. напечатан указ в исходящей книги Синодального Казенного Приказа о строительстве каменной церкви вместо деревянной. Удалось найти и документ, относившийся к Ивану Семеновичу Барятинскому: «Велено в вотчине тестя его Ивана Петрова Строева перевезти из села Нового вотчины Петра Алексеевича Толстого ветхую Покровскую церковь и построить в селе Селевкино вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Из того же источника узнаю, что в селе Новое, которое принадлежало жене Петра Алексеевича Толстого, в 1716 году имелась недостроенная каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, материал которой, вероятно, и использовался для постройки церкви в Селевкино.
Опираясь на эту гипотезу, можно предположить, что строительство новой церкви началось именно в 1720 г. (О дате конца строительства я узнала из Клировых ведомостей. Строительство окончилось в 1740 г. (спустя 20 лет) на деньги ктитора.
Рождественской церкви – Анастасии Федоровны Барятинской). В 1742 г. был пристроен зимний храм с колокольней, освященный в честь великомученика Модеста. (Ныне он не сохранился, а на колокольне нет колокола).
В 1809 г. владелицей села стала Павла Матвеевна Ртищева: «Бывшая вотчина коллежского асессора А. П. Юшкова, затем Е. К. Тихменеевой и с 1809 г. за помещицей П. М. Ртищевой», – гласит один из исторических документов. Ее вклад в развитие и историю церкви бесценен. На её средства были заменены иконостас, иконное писание, обновлены фрески на внутреннем куполе церкви. 16 февраля 1810 г. был дан приказ Московской Духовной Консистории о перестройке колокольни.
По Исповедальной ведомости 1831 г., Селевкино принадлежит коллежскому асессору Стефану Александровичу Юрьеву. В 1852 г. – подполковнику Андрею Николаевичу Юрьеву. Впоследствии село стало именоваться Селёвкино-Юрьево. В период с 1830 по 1917 год церковь является приходской для многих соседних деревень.
ВМЕСТО ЦЕРКВИ – СКЛАД УДОБРЕНИЙ. С 1918 г. церковь терпит притеснение со стороны новых властей: Дмитровский район, как и остальную Россию, не минуют послереволюционные атеистические гонения. Тем не менее, в Селевкинской церкви продолжаются богослужения.
В 1937 г. из храма изъяли все ценности, в том числе золотой крест, и церковь была закрыта. В здании разместили склад для хранения удобрений и различных химических препаратов, в результате чего оно сильно пострадало, обветшало, а зимний храм святого мученика Модеста был разрушен и разобран на кирпичи.
Последний настоятель Михаил Вознесенский и его семья – жена и двое детей – по закрытии церкви были арестованы.
Полагают, что его, как и всех священнослужителей того времени, расстреляли. Пытаясь найти его след в истории храма, я посетила местные церковные архивы, но нигде пока не удалось отыскать сведения об этом человеке.
Подвал храма, где хранились документы, которые могли пролить свет на историю церкви и жителей села, был завален, а впоследствии и затоплен. А те, которые сохранились, находятся в архивах других церквей Дмитровского, а также соседних районов.
Еще я узнала, что в 50-х годах прошлого века в уцелевшей части здания некоторое время была школа, которая впоследствии была закрыта навсегда.
Первые попытки возрождения храма произошли в восьмидесятых годах. В селе внезапно появилась дама, которая заявила, что приходится дальней родственницей князьям Барятинским и хочет на собственные средства восстановить церковь. Её имя мне не удалось установить (об этом я узнала из рассказов местных жителей). Очевидцы утверждают, что на церковь денег она не жалела. Жила она, по сведениям, в Америке или Англии, откуда и присылала средства. Церковь снаружи была полностью отреставрирована, купол обделан дорогими материалами, установлен золотой крест, восстановлена колокольня. В процессе ремонтновосстановительных работ, начатых в 80-х гг. под руководством И. А. Левакова, венчающим элементам здания возвращен изначальный силуэт. Об этом утверждают многие очевидцы (А. Б. Зеленцов, Л. В. Калиничева, П. В. Елизарова). Но спонсирование внезапно прекратилось, реставрационные работы остановились. Это часть истории Селёвкинской церкви загадочна, и многое до сих пор неизвестно. Во времена перестройки и кризиса 90-х годов церковь вновь была разворована, в том числе и строителями, крест снят, а на его место установлен обычный железный.
В ХРАМ ПРИШЛА МОЛИТВА. Богослужения здесь не проводились до 2001 года. Затем власти Дмитровского района выделили деньги на восстановление церкви. Регулярные службы теперь совершаются только по большим праздникам.
Ныне храм и внутри, и снаружи сильно разрушен, многие фрески и иконостас не сохранены – сказались последствия размещения химического склада. На стенахи сводах остались лишь немногие фрагменты темперной живописи конца XIX века. Состояние церкви и колокольни в данный момент плачевно. Но здесь усердиями духовенства Дмитровского благочиния уже проходят субботники по благоустройству.
История села тесно связана с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Я документально проследила её от возникновения храма до наших дней. Но многое в истории мне не удалось узнать, и многое неизвестно ныне никому. Моей дальнейшей задачей является поиск новой информации. Кто знает, какие тайны хранит эта древняя церковь и что скрывает заваленный в сороковых годах подвал?
Вполне возможно провести там раскопки, хотя бы силами местной администрации, ведь храм нуждается в скорейшей и профессиональной реставрации. Найденные материалы могут стать первой страницей в раскрытии «белого пятна» на исторической карте Дмитровского края.
Надеюсь, что после этой публикации моя основная задача по поиску жертвователей для восстановления храма станет осуществимее.
По материалам исследовательской работы «История храма в Селёвкино» Ксении Тяпкиной, ученицы школы №1 им. Кузнецова, лауреата научно-практической конференции «Православие – основа нравственного и культурного возрождение народа».
Научный руководитель работы Алла Валериевна Аркадьева