Роль канала Москва-Волга в обороне Москвы
В защите Москвы от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году важную роль сыграл канал Москва-Волга, ныне канал имени Москвы.
Подавая тогда около 80% питьевой воды для Москвы, канал имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности столицы. Гидроэлектростанции канала составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По каналу перевозились военные грузы.
Одновременно канал являлся важным оборонным рубежом. Значение канала понимало и гитлеровское командование. Немецкие войска рвались к каналу, чтобы перерезать эту жизненно необходимую для Москвы транспортную и водоэнергетическую артерию.
Большинство работников канала ушло на фронт. Оставшиеся труженики гидросооружений готовились дать отпор врагу. Саперные специалисты инженерных войск с участием работников канала превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий. На восточном берегу канала, внимательно присмотревшись, следы этих работ можно заметить и до сих пор. Чтобы сохранить гидроузлы от бомбежек, были применены светомаскировка и ложное макетирование. Например, чтобы скрыть местоположение важной для безопасности Москвы Химкинской плотины, перед ней на плотах были выстроены макеты деревянных домов.
Канал тогда ни на один день не прекращал своей деятельности. Москва бесперебойно получала воду и электроэнергию. Но часть оборудования канала (например, половина насосных агрегатов и один гидроагрегат Иваньковской ГЭС) были демонтированы и отвезены в тыловые районы.
Немцы рвались к Москве. После их неудач на Волоколамском направлении основным направлением удара стало северное. Во второй половине ноября 1941 года обстановка на северо-западной части фронта для войск Красной Армии сложилась неблагоприятно.
Тогда группой специалистов канала (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу, используя гидротехнические сооружения. Детальный план этой операции был разработан совместно с Инженерным управлением Западного фронта и утвержден командованием.
В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Выполняя указание командования Калининского фронта и руководства канала, работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.
В тот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин-Рогачево-Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. 28 ноября 1941 года работники канала под артобстрелом врага раскрыли водосбросы №51 и №52 и, используя также насосные станции, начали сбрасывать воду в реку Яхрому. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен и сброс воды из канала в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. Используя инженерную смекалку и проведя ряд работ по усилению, этот водосброс удалось заставить работать в другую сторону.
В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон. После кровопролитных боев, опираясь на водный рубеж самого канала, войска 1-й Ударной армии перешли в решительное наступление и совместно с другими войсками разгромили противника.
«Войска 1-й ударной армии под командованием генерал-лейтенанта Кузнецова в ноябре-декабре 1941 года, опираясь на водный рубеж, созданный на трассе канала Москва-Волга и долинам рек Сестра и Яхрома, остановили наступление немецких войск на северных подступах к столице. Водный рубеж был создан силами работников канала, правильно решивших задачу использования сооружений в военных целях» — такую оценку проведенной операции дал в 1942 году член Военного Совета 1-й Ударной армии генерал Колесов Я.С.
Кроме водных преград, созданных перед немецкими войсками, канал Москва-Волга оказал нашим войскам и другую помощь. Ряд военных командиров в своих воспоминаниях описывают события тех дней в зоне канала, в т.ч. в зоне Яхрома-Дмитров («В те грозные годы» Ф.Я. Лисицын и «1-я Ударная Армия на Дмитровской земле» В.И. Кузнецов) следующим образом.
«После известного прорыва Западного фронта в ноябре 1941 года Ставка Верховного Главнокомандования ввела в действие свои резервы из перебрасываемых с Дальнего Востока войск. Эти войска в конце ноября 1941 года начали прибывать на станцию Загорск, чтобы оттуда выдвинуться в сторону канала, прикрывая его от Икшинского водохранилища до поселка Татищево. Из этих войск Верховное Командование приказало создать 1-ю Ударную Армию, назначив во главе ее генерала В.И. Кузнецова». Из его воспоминаний следует, что «формирование 1-й Ударной Армии шло со значительным отставанием от заданных сроков. Прибывшие войска оказались без штаба армии, тылового обеспечения и частей связи. И в этот момент в преодолении возникших трудностей большую помощь войскам оказал канал Москва-Волга».
Управление рабочего снабжения (УРС) канала собрал со своих складов и магазинов все продукты и организовал питание подошедших к каналу войск. Сделать это было непросто, так как в запасах оказались в основном разные крупы и жиры, и их нужно было сначала сварить. Варить было не в чем. Походных кухонь из-за отставших интендантских тыловых частей не было. Работники УРСа канала собрали по всем объектам зоны Икша-Яхрома-Дмитров все котлы детских садов, пришлось брать часть котлов даже из бань населения. Почти неделю УРС канала кормил подошедшие войска. Ведь из эшелонов в Загорске солдат направляли в зону боя с сухим пайком всего на два дня.
Военные использовали телефонную связь канала, в т.ч. и с Москвой, работники гидросооружений участвовали также в наведении переправ через русло канала при наступлении наших войск.
Канал выполнил роль мощного оборонительного и опорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память о героической обороне Москвы на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Высоко, над водной гладью канала взметнулась фигура советского воина с автоматом в руке. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года.
В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали. В целях своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области, Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении канала и его пуске к навигации 1942 года.
Задача была трудная. Часть оборудования была повреждена, часть находилась в эвакуации. Благодаря самоотверженному руду эксплуатационного персонала канала первый этап этой сложной задачи был успешно решен. Сквозное движение по каналу было открыто 19 мая 1942 года. Коллектив Иваньковской ГЭС восстановил после эвакуации гидрогенератор №1 и к 1 мая 1942 года вел его в промышленную эксплуатацию. Частично разобранный, но не эвакуированный генератор №2 этой ГЭС был включен в работу по временной схеме еще в декабре 1941 года ввиду острой нехватки электроэнергии в системе Мосэнерго.
В годы Великой Отечественной войны коллективу этой гидроэлектростанции дважды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Полностью восстановление канала было завершено в 1943 году.
За успешное использование канала Москва-Волга в военных целях, а также за трудовые заслуги коллектива канала по его восстановлению большая группа его работников была награждена орденами и медалями Советского Союза. Особенно большой вклад в восстановление сооружений канала внесли инженеры Управления канала: А.И. Румянцев, Б.М. Фрадкин, В.С. Жданов, А.А. Ярустовский, М.Д. Звягинцев, В.Д. Балакирев; руководители дистанции и сооружений: С.П. Талишнев, А.М. Ларионов, Б.В. Егоров, С.И. Ильин, И.И. Колыхаев, И.Д. Мусиенко, Н.С. Смирнов, А.М. Аверьянов и другие.
В настоящее время канал, как и прежде, обеспечивает транспортные нужды города и области, снабжает водой столицу, вырабатывает электроэнергию, улучшает санитарный режим реки Москвы и ее притоков.
В.С. Барковский
Главный энергетик ОЭ ФГУП «Канал имени Москвы»
Библиография:
Барковский, В.С. Роль канала в обороне Москвы / В.С. Барковский. – Текст : непосредственный // Канал имени Москвы. 70 лет : сборник материалов. – [б. м.] : [б. и.], 2007. – С. 16.
Лисицын, Ф.Я. В те грозные годы / Ген.-лейт. Ф.Я. Лисицын. – Москва : Воениздат, 1978. – 373 с., 10 л. ил. – Текст : непосредственный.