Поселок Автополигон
Поселок Автополигон расположен на севере Московской области, в 16 км западнее г. Дмитрова. История строительства поселка непосредственно связана со строительством испытательного полигона Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Основными задачами автополигона являлось проведение полномасштабных испытаний и оценка автомототехники с позиций надежности, проходимости, безопасности, экологичности и других важных параметров и показателей.
Необходимость его создания возникла еще в годы первых пятилеток, после ввода в строй ряда автозаводов и широкого развертывания работ по созданию собственных типов и конструкций автомобилей, отвечающих условиям их эксплуатации в нашей стране. Еще более возросла потребность в исследованиях данного типа в послевоенный период.
Участок земель Гослесфонда при содействии Ново-Карцевского лесничества Дмитровского лесхоза под строительство автополигона НАМИ был выбран и утвержден решением исполкома Мособлсовета от 15 сентября 1956 г. Специалистами института НАМИ была проведена проработка «Технического задания на строительство автомобильно-дорожного испытательного полигона НАМИ». Оно включало план строительства главных сооружений, скоростной трек, динамометрическую, шумоизмерительную, грунтовую, комплексную дороги, подъемы и другие объекты. Предусматривались производственные и бытовые строения, склады, жилой дом на 250 семей, гостиница на 100 человек, клуб.
Однако впоследствии данное техническое задание несколько раз пересматривалось и дополнялось. При утверждении Госкомитетом Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению технического проекта полигона в 1960 г. наряду с комплексом инженерно-технических сооружений было запроектировано строительство четырех жилых домов по 48 квартир каждый и гостиница на 104 места.
Первым был построен и сдан в эксплуатацию четырехэтажный дом под номером 2, и молодым специалистам, распределенным сюда по окончании МВТУ им. Баумана в 1964 году, было предложено по желанию выбрать любую понравившуюся квартиру на любом этаже: однокомнатную, двухкомнатную, с окнами на восток или на запад… Поселок быстро заселялся молодыми специалистами, появлялись на свет дети, у которых в свидетельстве о рождении значилось: «место рождения – поселок Автополигон».
Одновременно со строительством жилых домов для сотрудников полигона в поселке был построен детский сад, магазин, а за зданием гостиницы высажены фруктовые деревья и плодовые кустарники. Для желающих в этом саду выделялись небольшие участки для садоводства и огородничества. Заборов не было, каждый владелец знал свой участок, ухаживал за ним и поливал из небольшого прудика. В годы перестройки этот сад стал излюбленным местом игр для местных мальчишек, особенно летом, когда созревали яблоки… Вдоль дорожки, ведущей от поселка к проходной Автополигона, были высажены вишневые деревья и кусты розы-ругозы. Со временем дорожки расширили, кусты убрали, а вот вишневые деревья кое-где сохранились, и яблони на месте бывшего сада плодоносят до сих пор…
Через несколько лет после начала эксплуатации Автополигона НАМИ, в связи с большим количеством приезжающих на испытания своей продукции заводских бригад и специалистов различных организаций, потребовалась сначала надстройка четвертого этажа гостиницы, а затем начато строительство нового девятиэтажного корпуса гостиницы «Старт». Увеличение численности сотрудников полигона по мере роста объема работ до 1200-1300 чел. потребовало возведения еще десяти многоквартирных домов: четырех – в п. Автополигон (два из них – «малосемейки» гостиничного типа), трех – в п. Ново-Синьково и трех – в п. Дуброво. В 1973 г. был построен второй детский сад, который функционирует и в настоящее время и носит название «Ёлочка».
Жизнь сотрудников этой высокотехнологичной научной организации не ограничивалась только работой, они вели активный образ жизни, находясь в центре культурных событий страны: посещали театры, музеи, концертные площадки, выставки и другие крупные мероприятия г. Москвы и других городов. Для этого в выходные дни выделялись автобусы предприятия. Доставку сотрудников на работу по будням осуществляли корпоративным транспортом из Дмитрова, Яхромы, Рогачева, Ново-Синькова. Также ежедневно по будням три автобуса доставляли полигоновских детей на учебу в Синьковские школы, а после уроков и группы продленного дня – домой, в поселок. Сначала дети сотрудников полигона «влились» в классы Синьковской школы (она была единственной в поселке), но вскоре места всем ученикам стало не хватать и подросших детей начальных классов разместили для учебы в «старой-старой школе» - бывшей богадельне известного предпринимателя-мецената М.Т. Соловьева, расположенной в Старом Синькове. Небольшие комнаты, парты Эрисмана, удобства на улице и травянистая поляна для прогулки на переменках – вот что запомнилось маленьким ученикам. Но совсем скоро, в 1975 г., завершилось строительство новой школы-десятилетки (Синьковской школы №1) и все ученики из близлежащих поселков стали обучаться в ней и в «старой» школе с восьмилетним обучением (Синьковская школа №2).
В 1975 г. в п. Автополигон завершилось строительство здания Дома культуры «Испытатель» с залом на 400 мест, был построен стадион и физкультурно-оздоровительный комплекс. В Доме культуры проводился регулярный показ кинофильмов, работал театральный и танцевальные кружки, изостудия, библиотека. На стадионе открыт тренажерный зал, секции аэробики и тяжелой атлетики, ребята серьезно и с увлечением занимались в секции картинга.
В лесном массиве недалеко от поселка была сооружена плотина и запружена речка Дятлинка, оборудован пляж для купания, запущена рыба для ловли по лицензии: карп, белый амур и т.п. Дорожки в лесу заасфальтировали, провели освещение, установили лавочки для отдыха.
В 80-е годы по инициативе энтузиастов рядом с комплексом горных дорог и подъемами большой крутизны была оборудована горнолыжная трасса и открыта секция горных лыж с бесплатным предоставлением оборудования. Так дмитровский автополигон стал одним из первых мест популяризации горнолыжного спорта в Подмосковье.
В конце 80-х г.г. в непосредственной близости от поселка на месте хоккейной площадки начались работы по сооружению крытого бассейна, который, к большому сожалению жителей, достроен не был.
Дальнейшие годы, годы перестройки, 90-е и начало 2000-х, стали трудными для всего предприятия и не лучшим образом отразились на жизни поселка. Но Автополигон выстоял, продолжая выполнять поставленные задачи, и сегодня есть надежда на дальнейшее масштабное развитие: в ближайшие годы Минпромторг РФ и Правительство Московской области планирует провести модернизацию испытательного полигона НАМИ и создать на его базе технопарк. Этот крупный проект позволит не только усовершенствовать испытательный полигон, но и инфраструктуру для работы, обучения и отдыха сотрудников организаций отрасли. Это значит, что и поселок Автополигон будет жить и развиваться.
Центр испытаний НАМИ: Страницы истории 50 лет [Текст]. – [Б.м.]: TAIGA , 2014. - 143 с. : фот. цв.
Лаптев С.А. Центральный автомобильный полигон НАМИ-Центральный автомобильный полигон НАМИ-НИЦИАМТ (Поиск оптимальных решений: документы, факты, хронология) // Автомобильная промышленность. – 1994. - №6. – С. 10-13
Плеханова, С. Предприятие – испытатель президентского автомобиля отмечает юбилей. / Светлана Плеханова // Дмитровский вестник. – 2019. – С. 2