Место захоронения узников Дмитлага
На протяжении всего канала им. Москвы есть места с невыносимо тяжёлым прошлым — места массового захоронения узников Дмитлага. По сути, это братские могилы, в которых нашли последний приют замученные рабским трудом, изнеможённые и несчастные заключённые.
Один из памятных знаков на захоронении узников Дмитлага появился в 2022 году в лесу посёлка Орево. Всю жизнь местные гуляют по светлым тропинкам солнечного леса, называя это место «Лесным кругом». Но мало кто знал, что именно здесь чуть меньше века назад было много горя и страданий.
Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг) был крупнейшим лагерным объединением ОГПУ–НКВД. Организация обеспечивала строительство канала Москва — Волга им. Иосифа Сталина. Объект нужен был для обеспечения водой Волги города Москвы, который стремительно разрастался и засыхал в те годы. Канал имени Москвы (его новое название с 1947 года) копали по разным оценкам от 200 до 700 тысяч заключённых на протяжении шести лет, с 1932 по 1938 год. В эти цифры нетрудно поверить, поскольку самым многочисленным лагерем был именно Дмитлаг — в нём содержалось 1 200 000 заключённых.
Официальная статистика гласит, что жертвами Дмитлага стали 22 482 человека. Цифры основаны на данных больниц санитарных городков, которые появились лишь год спустя после начала стройки. По данным главного энергетика канала имени Москвы Валентина Барковского, за период строительства погибло от 700 тыс. до 1,5 млн заключённых. Эти цифры он приводит в сборнике «Тайны Москва-Волгостроя».
Первыми на стройку отправили выходцев из Средней Азии, для которых климат оказался слишком суров. Считается, что они все погибли. Людей хоронили где придётся. На протяжении всех 128 километров прибрежной зоны можно найти явные свидетельства массовых захоронений — просевшие от времени длинные могилы, но мало где память о бывших зэках увековечена.
О том страшном времени остались лишь воспоминания, фрагментарно зафиксированные в книгах и летописях. Документация исправительно-трудового лагеря в 1941 году, когда немцы приблизились к Дмитрову, была списана и эвакуирована, а в позже потеряна в ходе бомбёжки под Рыбинском.
Сами заключённые писали записки, которые прятали в бутылках в телах погибших товарищей после вскрытия санхирургом. Одно их дошедших посланий узника-священнослужителя звучит так:
«Братья! Никогда нам отсюда живыми не выйти. Вы знаете это. Но правду о нас самих мы сами должны рассказать людям. Сейчас сделать это невозможно. Но донести до наших потомков правду мы сумеем. Места, куда сбрасывают тела наши после кончины, известны. Пройдёт полвека, целый век, но люди вспомнят о нас и непременно пожелают захоронить по-человечески. Отправим послание потомкам нашим!»
Главную стройку минувшего века называли «Смерть-Каналом» за нечеловеческие мучения его узников. Согласно воспоминаниям очевидцев, заключённые умирали от голода. Работникам в тяжёлом труде выдавали всего по 35 граммов хлеба, поэтому им приходилось искать пропитание в лесах. Многие ели траву и ягоды, умирая от отравлений и истощения. Согласно воспоминаниям местных жителей, все трассы каналов по берегам были буквально усеяны человеческими костями, которые обнажались в промоинах откосов каналов, при частых оползнях склонов.
Один из жителей поселка на берегу канала, С.И. Буров, поделился детскими воспоминаниями:
«Нам было в те годы по 11-13 лет. И мы, мальчишки, часто ходили смотреть, как строят канал. Тысячи грязных, измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшенные! И главное, что запомнилось: заключенные были истощены предельно и всегда голодны. Бывало, конвойный с винтовкой только отойдёт, а зэки, увидев нас, сразу начинают просить: «Хлебушка, деточки, принесите, хлебушка!» – «А как передать, – спрашиваем, – часовой увидит, отберет». – «А вы бросьте хлеб прямо в грязь, мы его потом выловим. Часовой и не заметит», – умоляют. Ну, сбегаем мы за хлебом и сбросим буханку в грязь, как договорились. Они потом в грязь опустятся на четвереньки, ищут хлеб, вылавливают, пока часовой отвернулся. Невыносимо все это было видеть…»
По его же словам, мальчуганы нередко становились свидетелями ночных похорон, когда целые караваны, груженые трупами, шли в леса, где тела как попало скидывали в вырытые заранее могилы. Ребятня, бродившая по лесам в поисках ягод и грибов, нередко натыкалась на торчащие из земли руки и ноги. Теперь, говорит Буров, тут излюбленные москвичами зоны отдыха.
Прошёл почти век, как и предсказывал священник — узник Дмитлага. Память о тех страшных временах бередит ни одну душу, о чём свидетельствуют появляющиеся памятные кресты погибшим заключённым лагеря. Светлая память узникам, чьими руками была воплощена одна из самых масштабных строек социализма и благодаря кому Москву питает водой великая Волга.