Купцы и меценаты Дмитровского уезда
Экономическую и общественную жизнь Дмитрова с конца XVIII века определял узкий круг промышленников и торговцев: Жеребины, Кузнецовы, Бакакины, Девяшины, Макаровы, Ушатины, Тугариновы, Толченовы и другие.
Мощный импульс своего развития предпринимательство получило при Петре I. Частные предприниматели для устройства фабрик и заводов получали ссуды без процентов; их снабжали инструментами и орудиями производства; освобождали от государственной службы; предоставляли временные льготы от податей и пошлин, беспошлинный привоз из-за границы машин и инструментов; обеспечивали гарантированными государственными заказами.
В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, все купцы были разделены на три гильдии. 1-я гильдия - купцы с капиталом не менее 10 тысяч рублей. Получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. 2-я гильдия - купцы с капиталом от 5 до 10 тысяч рублей. Получали право оптовой и розничной торговли в России. 3-я гильдия - купцы с капиталом от 1 до 5 тысяч рублей. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати, а также от личной рекрутской повинности.
По описанию Московской губернии 1787 г., Дмитров по размерам купеческих капиталов стоял на четвертом месте после Коломны, Серпухова и Вереи.
В этот период самыми богатыми дмитровскими купцами были Толченовы, крупнейшие оптовые хлеботорговцы, известные своей благотворительностью.
Традиции благотворительности или меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. Период XVIII-XIX вв. называют «золотым» веком меценатства в России.
В Дмитровском уезде благотворительность была распространенным явлением среди купеческого сословия, большую часть средств которых тратилось на храмоздательство. Так, дмитровские купцы Иван Алексеевич Толчёнов (1754 - после 1812 гг.) с отцом и тестем – купцом Ф. К. Макаровым – сделали пожертвования на строительство Введенской церкви в Заречье, которая была освящена в 1768 году.
В Дмитрове на средства купцов Г.И. Ложкина и А.С. Фуфаева в 1795 году была заложена церковь Живоначальной Троицы (Тихвинская). В 1814 году на средства купцов Ивана Большакова и Петра Короваева была построена церковь Сретения Господня.
Владелец Орудьевской ленто-ткацкой фабрики купец Пётр Иосифович Ижванов неоднократно делал крупные вклады на благоустройство Покровской церкви в селе Орудьево.
С конца XIX века частные пожертвования стали играть большую роль в развитии образования, медицины.
Меценатами и благотворителями были представители семейства фабрикантов Ляминых. Купец-миллионер, потомственный почетный гражданин и московский городской голова в 1871-73 гг., Иван Артемьевич Лямин (1822-1894), основал в 1868 г. бумагопрядильную и ткацкую фабрику, которая в 1876 году была переименована в Товарищество Покровской мануфактуры. Владелец фабрики много сделал для развития промышленности в Дмитровском уезде.
И.А. Лямин был членом попечительского совета Дмитровской женской гимназии, содержал больницу на 50 кроватей с проживающим при ней доктором, двумя фельдшерами и аптекарем.
5 июля 1892 г. на средства владельца при фабрике был заложен большой храм Святой Троицы, достроенный уже при вдове И. А. Лямина - Елизавете Семёновне (урождённой Лепёшкиной). Для рабочих были построены кирпичные 2-4-этажные казармы с удобствами, с широкими коридорами, а также бани, ясли для младенцев, пекарня.
В 1898 году Елизавета Семёновна Лямина строит в Дмитрове тюремную церковь во имя святой Елизаветы, делает вклады в другие дмитровские храмы. В 1902 г. на её средства построено здание Духовного правления в Дмитровском Борисоглебском монастыре, проводятся ремонтно-реставрационные работы в монастырских строениях. Она пожертвовала свою усадьбу в с. Подлипичье под богадельню для рабочих и служащих Покровской мануфактуры.
В феврале 1900 года Е.С. Лямина жертвует в пользу приюта Казанской церкви в Подлипичье билет на вечный вклад в 5000 рублей, строит дома для причта. В 1900 г., уже при наследниках Семёне Ивановиче и Сергее Ивановиче Ляминых, в Яхроме проводится электрическое освещение, строится новая больница, посёлок для рабочих высокой квали-фикации из 17 домов, начальная школа.
В память купцов И.В. и М.В. Тугариновых в Дмитрове строится каменное здание городской богадельни. «С радостью можно приветствовать постройку в Дмитрове каменного дома под городскую богадельню на 20 человек, учреждённую в память умерших потомственных почетных граждан И. В. и М. В. Тугариновых», - пишет И. Токмаков в книге «Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова Московской губернии» (М.,1893. – С.119-120). В дальнейшем богадельня содержалась на средства города, купцов братьев Немковых и Е.С. Ляминой.
В 1893 году наследниками купчихи М.В. Тугариновой были торжественно открыты бесплатная столовая и чайная. Тугариновы - старинный купеческий род. Жертвовали они также на строительство и украшение храмов и богоугодных заведений. В книге перечисляются дмитровские храмы и приводятся фамилии жертвователей - храмоздателей, старост и попечителей. Купец Василий Сергеевич Елизаров пожертвовал Благовещенской церкви 10000 р. (Церковь снесена в 30-е гг.).
Жертвователями Пятницкой церкви (часть здания сохранилась между Советской и Почтовой улицами) были жена подполковника Анисия Шишкова, купчиха Еликонида Андреевна Аркадьева, мещанка Евпраксия Шалимова, купцы Пётр Ильич Суходаев, Евлампий Новосёлов, Пётр Семёнович Новосёлов, Иван Константинович Санкин, Константин Платонович Скудин, Сергей Иванович Бекренев, Иван Константинович Трофимов, Василий Павлович Андреев, Евстафий Петрович Талаев.
По «Записной книге Успенского собора» (Архив МЗДК) вкладчиками Успенского собора были: дмитровский именитый гражданин Иван Артемьевич Тугаринов; его зять, московский купец Иван Иванович Бакакин; дмитровский купец Прокопий Семёнович Тюткин; именитый гражданин, купец, городской голова Иван Алексеевич Толчёнов.
О природе купеческой благотворительности исследователь московского купечества П. А. Бурышкин отозвался так: «На свой труд и доходы купцы смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» (Бурышкин, П.А. Москва купеческая. – М.,1990. – С.100.)
-
Библиография:Бурышкин, П.А. Москва купеческая. – М.,1990. – 352с.
Дмитровский край в его прошлом: историко-экономический очерк // Дмитровский уезд Московской губернии. – Дмитров, 1924. – С.55-98.
Историко-статистическое и археологическое описание города Дмитрова (Московской губернии) с уездом и святынями / сост. И. Токмаков. Ч.I. – М., 1893. – С.119-120.
Среда городского общественного управления русского провинциального города (XVIII век – 1917 год); Население города Дмитрова (историко-статистический обзор) // Российская провинция: среда, культура, социум. Очерки истории города Дмитрова конец XVIII-XX в. – М.,2006. – С.135-164; 415-456.
Табунова, Н. Меценаты и благотворители в Дмитрове. Возрождение традиций и раритетов // Северная жемчужина. – 2017. – №2. – С.6-13.