Колесников А.В
Колесников Анатолий Васильевич – конструктор, один из создателей «оружия Победы» - легендарного танка Т-34.
Родился в Туле, в семье потомственного оружейника. В 14 лет, прибавив себе два года, пошел работать на Тульский Оружейный завод, где трудились и его отец, и дед, и прадед, и пра-прадед… Выучился токарному делу и стал впоследствии токарем- лекальщиком 6-го разряда - высший класс!
Из личного листка по учету кадров: «В 1919 г. добровольно вступил в Красную Армию. Как специалист-оружейник был послан на оружейно-технические курсы, после окончания которых в 1920 г. командирован на Западный Фронт».
В 1922 году был демобилизован и поступил на работу на Тульский Оружейный завод. Когда в Туле организовали Рабфак, то парт.ячейка цеха рекомендовала отца на учебу. Он попал в первый набор. После окончания Рабфака в 1926 году отец поступил на учебу в Ленинградский Технологический институт.
С третьего курса института в 1929 году по указанию ЦК партии он был мобилизован в Красную Армию и послан на учебу во вновь организованную тогда в г. Ленинграде Военно-Техническую Академию Моторизации (в свидетельстве об окончании именуется как «Военная ордена Ленина Академия Бронетанковых и Механизированных войск Советской Армии им. Сталина»), которую с отличием окончил в 1931 году.
Приказом Реввоенсовета был переведен в резерв Армии в чине капитана с прикомандированием на конструкторскую работу по танкам на Харьковский паровозостроительный завод.
Первой серьезной работой, как вспоминает отец, была работа с группой конструкторов над установкой 45-мм пушки на танк БТ-3 (1931 г). После испытаний установки танку было дано наименование БТ-5. Затем была работа в конструкторском бюро по проектированию тяжелого танка Т-35, где в 1937-38 г.г., где отец был начальником конструкторского бюро.
В 1938 году после слияния двух КБ (одним из которых руководил отец, а другим - М.И. Кошкин) выпускались чертежи по танку Т-20 и параллельно Т-32. При испытаниях опытных образцов Т-32 показал лучшие результаты. И вот на его базе началось конструирование танка Т-34, ставшего основным танком в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.
Сейчас широко известно какими усилиями разработчикам танка Т-34 под руководством М.И. Кошкина удалось показать правительству и И.В.Сталину преимущества Т-34, совершив пробег из Харькова от завода до Москвы, до Кремля!
Из воспоминаний отца: «В танке Т-34 конструкторам удалось очень хорошо решить основные качества танка – это хорошую броневую защиту, мощное вооружение и маневренность танка. В это время дизельным КБ был сконструированы и изготовлены опытные образцы дизеля В-2. Дизель делался для авиации, но авиаторы не приняли его по причине большого удельного веса на лошадиную силу, а для танка Т-34 он очень хорошо подошел, и этим был решен еще один вопрос, что танк Т-34 не воспламенялся как танк с бензиновым двигателем».
После показа И.В.Сталину танки Т-34 утвердили в серийное производство. «…Но чтобы лучше и быстрее выявить надежность их в работе, было принято решение: первые три танка, изготовленные по серийным чертежам, испытать длительным пробегом на 3000 км. От конструкторского бюро в этот пробег был послан я, от технологов – т. Портной» (из воспоминаний отца).
Пробег проходил по маршруту: Харьков – Курск – Орел – Тула – Москва – Смоленск – Могилев – Гомель – Киев – Харьков.
Из воспоминаний отца: «Испытания проходили по обочинам дорог и по целине. Очень жесткие были испытания: подъемы, спуски, косогор, пахать, луг и были болота. Однажды в торфяном болоте, где–то около Чернигова, один танк увяз, но был благополучно вытянут двумя другими танками при помощи тросов, которые придаются к машинам, дополнительных приспособлений не потребовалось.
И эти 3000 км испытаний танки выдержали.
Над усовершенствованием танка Т-34 все время в Харькове и в Нижнем Тагиле (куда во время войны был эвакуирован завод) работали конструкторы, технологи и весь завод. Я вспоминаю, как завод, не останавливая производства и не уменьшая ежедневного количества выпускаемых танков, менял вооружение, башню и боеукладку – 76-мм пушка была заменена 85-мм пушкой.
Одновременно КБ работало над конструированием новых танков. Были выпущены и утверждены в серийное производство танки Т-44 и Т-54.
За работу по танкам Конструкторское Бюро было награждено орденом Ленина, большая группа конструкторов награждена орденами и медалями, присвоено звание Лауреатов Государственных премий.
Очень жаль, что М.И.Кошкин не дожил до этого. Он в 1940 году, когда совершал пробег с танками в Кремль, простудился, болел и умер.
За работу по танку Т-34 А.А.Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
За работу по танку Т-34 я был награжден медалью «За трудовую доблесть», за работу по танку Т-44 – награжден орденом «Трудового Красного Знамени», за работу по танку Т-54 мне присвоено звание Лауреата Государственной премии (ранее она именовалась Сталинской), в 1951 году Минтрансмашем мне присвоено звание «Лучший конструктор министерства» и выдан аттестат».
Отец вспоминал: Среди конструкторов, создавших танк Т-34 были:
- Кошкин М.И.;
- Морозов А.А.;
- Кучеренко Н.А.;
- Вихман – гл. конструктор по двигателю;
- Трашутин И.Я. – вед.конструктор по двигателю;
- Руководителями групп были:
- Матюхин В.Г. – по ходовой части;
- Баран Я.И. – по трансмиссии, потом Шпайхлер;
- Черняк Б.А. – по корпусу,
- Малоштанов А.А.– по башне;
- Хлопенко – по вооружению;
- Васильев – по управлению;
- Бондаренко – по боеукладкам;
- Байдаков – по оборудованию;
- Курасов В.Я. – по электро- и радиооборудованию.
В музейном комплексе «История танка Т-34», открытие которого состоялось 6 декабря 2001 года недалеко от станции Лобня, на Дмитровском шоссе возле деревни Шолохово, благодаря неимоверным усилиям Ларисы Николаевны Васильевой – дочери одного из главных разработчиков танка Т-34 – Кучеренко Николая Алексеевича, подробно освещены этапы рождения Т-34 и судьбы его создателей. В том числе здесь представлены документы, предметы и личные вещи, принадлежавшие конструктору Анатолию Васильевичу Колесникову.
Информация о трудовом пути А.В. Колесникова отражена также в Музее Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле, где он работал в качестве и.о. главного конструктора и зам.главного конструктора до 1958 года.
С 1965 по 1976 г.г. Анатолий Васильевич проживал в п. Автополигон Дмитровского района Московской области. Похоронен на Красной Горке, недалеко от г. Дмитрова. Символично, что именно в этом месте, перед въездом в город, установлен монумент «Дмитров – город воинской славы», центральным ядром которого является боевой танк Т-34, над созданием которого и работал Анатолий Васильевич Колесников.
Материал подготовила дочь Анатолия Васильевича Колесникова – Сталина Анатольевна Давиденко (Колесникова)