История создания и развития автоколонны №1784 города Дмитрова

Со дня основания до 1966 года До 192I года в Дмитровском уезде общественного гужевого и автомобильного транспорта не было. Гужевой транспорт начал работать в 1921-1922г.г. Вопросами транспорта ведал отдел коммунального хозяйства в распоряжении которого было 13 возчиков и 16 лошадей. Доходы по транспорту составляли 362 тыс. 862 руб. А расходы значительно больше, чем доходы - 653т.574 руб. Поэтому в 1924 году гужевой транспорт был ликвидирован как убыточный.

Автобусное движение в черте Дмитровского уезда впервые было начато весной 1927 года на маршруте Рогачево-Москва» сельскохозяйственной артелью с. Рогачево. По договоренности организацией г. Москвы был выделен один старый автобус иностранной марки "Лейчанг". Стоимость проезда от Рогачева до Москвы составляла 3 руб. Из Рогачево отправлялся автобус в 7 часов утра, а из Москвы в 4-5 часов вечера. Это был удобный для того времени вид сообщения из с. Рогачево в Москву и обратно. До установления движения автобуса Рогачево - Москва, пассажиры в Москву и обратно добирались гужевым транспортом до Дмитрова, на что тратилось 5-6 час. (плохая дорога), а затем до Москвы поездом. Но вскоре автобус прекратил свою работу на маршруте Рогачево - Москва Причиной этому послужило плохое техническое состояние автобуса, который часто выходил из строя, т.к не было ремонтной базы, а так же препятствия дорожной организации, которая в это время вела ремонтные работы на этом маршруте. Но вскоре по ходатайству Рогачевского волостного Исполкома была возобновлена перевозка пассажиров автомобильным транспортом по маршруту Рогачево - Москва. Московское коммунальное хозяйство переоборудовало для этой цели грузовой автомобиль (сделали в кузове сиденья и покрыли верх брезентовым тентом) и пустили его вместо автобуса.

Вскоре на этом маршруте был введен и автобус. Оба автомобиля выполняли в день по одному рейсу. Конечной остановкой в г. Москве была

площадь Свердлова. В первые годы работы автобуса, в связи с бездорожьем весной он прерывал свою работу до просыхания дороги. В последующие годы она была приведена в порядок, а грузовые автомобили, переоборудованные для перевозки пассажиров, были заменены автобусами Московского коммунального хозяйства. Увеличилось и количество рейсов на этом маршруте».

В селе Рогачево была построена предварительная касса для продажи пассажирам билетов на автобус. Работа автобусов была прервана в связи с началом Великой Отечественной войны.

После окончания войны, в связи с плохой дорогой, автобусы не сразу начали свою работу, Вначале работали маломестные автомобили - такси. Затем по мере проведения ремонта дороги, началось введение на маршруте и автобусов, В 50-ых годах на маршруте Рогачево - Москва работала уже 6 автобусов, которые выполняли в день 9 рейсов. Пассажиры с. Рогачево пользовались автобусами Рогачево - Москва только до того как было налажено автомобильное пассажирское движение на маршруте Рогачево- Дмитров. Этот новый маршрут для жителей Рогачево был вдвойне выгоднее: во-первых, почти в 2 раза меньше тратилось время на проезд, а во-вторых – была дешевле стоимость проезда (вместо 1руб. 15коп, - 93коп). В последующие годы автобусным движением на маршруте Рогачево - Москва стали пользоваться только пассажиры, проживающие ближе к Москве.

Население с. Рогачево стали пользоваться услугами автобусов, следующих на Дмитров, для поездки в Москву и обратно.

Создание общественного автомобильного транспорта в городе Дмитрове

Впервые автомобильный транспорт для общественного пользования в г. Дмитрове появился в конце 1947 года. Первая партия грузовых автомобилей марки ЗИС-5 в количестве 3 единиц поступила из капитального ремонта. Некоторое время спустя поступили еще 2 партии автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА, бывшие в употреблении, но прошедшие капитальный ремонт автомобили. Вначале 3 единицы, а затем 7. Всего в 1947 г- было 13 автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В последующие годы автопарк пополнялся грузовыми автомобилями, грузопассажирскими такси, автобусами и легковыми такси. Первыми водителями грузовых автомобилей конторы были 0гоян М.З., Гунько И., Курышкин А.В, Черкассов В.А., Варежкин Г.В.

Автотранспортная контора впервые организовала перевозку пассажиров на маршруте Дмитров - Рогачево с 1 Мая 1948 года. В связи с тем, что в Отечественную войну мост через канал на Рогачевском шоссе был взорван, автотранспорт отправлялся на Рогачево не от вокзала г. Дмитрова, а из Заречья.

Перевозка пассажиров осуществлялась на 2-х грузовых автомобилях ЗИС-5, в кузовах которых были сделаны лавочки для сиденья с открытым кузовом. В связи с плохой дорогой время езды до с. Рогачево в одном направлении составляло 2 часа, что в два раза больше, чем в настоящее время, на автобусе. Автомобили работали в две смены, продолжительность одной смены составляла 8 час, стоимость проезда составляла 10руб.75коп, в восьмидесятых годах стоимость проезда на этом маршруте в комфортабельном автобусе составляла всего 40 коп.

Впервые было получено 2 автобуса Дмитровской автотранспортной конторой в октябре 1948 года. Это были автобусы ЗИС-8 на базе шасси ЗИС-5, которые имели 19 мест для сиденья и 8 стоячих.

В честь 31 годовщины Октября было организовано автобусное сообщение на маршруте Дмитров - Яхрома, Дмитров-центр-Фрезерный завод. За день оба автобуса выполняли по 10 рейсов каждый. Первыми водителями автобусов 3ИС-8 были. Курышкин А.Б., Курышкин В.В., Морозов И.В., Петухов А.В.

С получением автотранспортной конторой 3-х грузопассажирских такси летом 1949 года была организована перевозка пассажиров по маршрутам: Дмитров – Орудьево, Дмитров - Запрудня. Первыми водителями этих такси были - Пыжов П.Е, Курышкин В.В.

В это же время был введен 3-й автобус на маршруте Дмитров-Яхрома, и получено 2 легковых автомобиля бывшие в эксплуатации ЗИС-101, которые работали как такси.

В 1950 году начали поступать новые таксомоторы M-20 (Победа). Первыми водителями такси были Башкиров K.H., Балаболин В.В, Боровков В.В.. К 1952 году в конторе уже было 5 легковых такси.

В 1950 году с получением 2 новых автобусов ЗИС-8 была открыта автобусная линия Дмитров - Подберезье (в настоящее время г. Дубна).

В 1952 году автохозяйство получает 4 автобуса новой марки ЗИС-155. Эти автобусы были более вместительными и более надежными в эксплуатации, чем ЗИС-8. Салон автобуса имел 28 мест для сиденья и 22 стоячих места. Полученное пополнение автобусов позволило открыть в августе 1952 года новый автобусный маршрут Дмитров-3арудня, а на маршруте Дмитров - Подберезье и Дмитров - Рогачево автобусы ЗИС-8 были заменены более совершенными автобусами ЗИС-155. В результате полученного пополнения и открытия новых автобусных маршрутов автотранспортная контора за август 1952 г, перевезла 70 800 пассажиров. Если сравнивать эти данные с перевозками пассажиров в 1965 году, то за 2 дня этого года перевозилось пассажиров больше чем за весь месяц 1952 года. Первыми водителями на новой марки автобусов ЗИС-155 были Черкасов В.А., Курышкин А.В., Варежкин Г.В., Морозов И.М.,

Осенью 1952 года с получением нового пополнения автобусов ЗИС-155 был открыт новый автобусный маршрут Дмитров - Талдом, где вначале работал один автобус, а затем - второй.

Весной 1953 года было получено 2 автобуса ЗИС-I55, из которых один автобус был использован для открытия нового маршрута Дмитров-Княжево, а другой для открытия автобусного маршрута Дмитров-Загорск, который выполнял за 2 смены 4 рейса в день. В последующие годы, наряду с поступлением автобусов ЗИС-155;поступали автобусы марки ПАЗ-652 - 18-ти местный, и ПАЗ-652 – 23-местный. Эти автобусы в основном использовались там, где по состоянию дороги нельзя было использовать более многоместные автобусы. В связи со слабой мощностью двигателей этих автобусов и недостаточной надежностью в эксплуатации, они не получили распространения в работе на маршрутах по перевозке пассажиров.

Всего в 1955 году в г. Дмитрове и районе было 9 автобусных линий общей протяженностью около 300 километров, в день перевозилось 10 тыс. пассажиров.

Вначале 1954 года был открыт автобусный маршрут Дмитров-Ковригино. Несколько позже открылось автобусное движение на маршруте Дмитров - Икша. Через несколько месяцев этот маршрут продлевается до с. Белый Раст, а затем до с. Никольское. В это же самое время от ст. Икша налаживается автобусное движение до Гришино В результате, к маю 1955 года образуется автобусный маршрут Гришино – Икша – Никольское.

В 1956 году был открыт новый автобусный маршрут Дмитров-Вербилки. Вначале автобус следовал по маршруту Дмитров - 0рудьево-Вербилки, с введением в эксплуатацию новой автострады Дмитров-Жестылево – Талдом с I96I года было налажено автобусное движение до Вербилок по новому маршруту Дмитров – Жестылево - Вербилки.

В мае месяце 1956 года был открыт новый маршрут Дмитров - Очево, В апреле месяце 1956 г. Дмитровская автотранспортная контора разделилась на 2 самостоятельных автомобильных хозяйства - пассажирское и грузовое. Начальником пассажирского автохозяйства был назначен Мягков Т.Г, грузовым Березин А.К. Тогда в пассажирским автохозяйстве было 23 автобуса, 5 грузовых и 12 легковых такси, а грузовое хозяйство имело 123 автомобилей.

Летом 1957 года в пассажирское автохозяйство начали поступать автобусы новой марки ЗИЛ-158, которые обладали рядом преимуществ по сравнению со всеми другими марками автобусов, имеющихся тогда в автохозяйстве. ЗИЛ-158 имел более просторный и лучшее освещение в нем было 32 сидячих и 28 стоячих мест, мотор обладал повышенной мощностью, и в целом автобус был более надежен в эксплуатации, чем все предыдущие ,

В числе первых водителей автобусов этой марки были Медведев С.H., Курышкин А.В., Воронков Н.П., Буряков Г.В.

В мае 1957 г открывается автобусный маршрут Рогачево-Куликово. а с 25 июня 1957 г. был открыт городской автобусный маршрут - Вокзал-завод МЖБК. В честь 40-й годовщины Советской Власти 7 ноября 1957 года был открыт новый городской автобусный маршрут Вокзал - Детский дом. К лету 1957 г. пассажирское автохозяйство располагало 20 легковыми такси. В большинстве своим это были автомобили марки М-20 "Победа".

С 1958 г. впервые в пассажирское автохозяйство начали поступать новые марки легковых такси M-21 (Волга), в числе первых водителей на этих машинах работали Прокофьев JI.A., Худяков М.И., Чижов А.Н. В последующие годы поступали в эксплуатацию таксомоторы только новой марки Волга М-21.

1959 год был годом наиболее массового поступления автобусов новой марки ЗИЛ-158, что дало возможность автохозяйству за один год открыть шесть новых автобусных маршрутов. Так в феврале 1959 г. открывается маршрут Дмитров - Подьячево. К международному празднику 1 Мая открыт городской маршрут Вокзал-PTС (финский поселок). Через непродолжительное время вводится еще 2 городских автобусных маршрута: Вокзал – ул. Большевистская, затем до ул. Космонавтов и Вокзал -Домостроителъный комбинат.

К Октябрьским праздникам 1959 г. открывается межобластной маршрут Дмитров - Кимры и пригородный маршрут Дмитров - Костино. В последующие годы был проведен капитальный ремонт этих дорог, что позволило ввести на линию более вместимые и более надежные в эксплуатации автобусы ЗИЛ-155 и ЗИЛ-158. Это значительно улучшило обслуживание населения автобусными перевозками. В 1961 году поступило 10 автомобилей для работы на «прокат».

В марте 1962 года было организована новое автобусное движение на маршруте Дмитров – Синьково - Насадкино, а с 1962 года и на маршруте Рогачево - Усть-Пристань, По этим местам, где совсем недавно невозможно было проехать на лошади, теперь стали ходить автобус большой вместимости.

К маю 1963 года был открыт маршрут станция Катуар - д/о им. Куйбышева. Летом 1963 года, по ходу ввода в эксплуатацию дороги Ковригино – Старово продлевается маршрут автобуса Дмитров - Ковригино до Лифаново, а затем до Ольявидово и до Сихнево и Кикино. Автобусное движение продлевалось по направлениям, где позволяла проходимость дороги и были пассажиры.

Во второй половине 1964 г. пассажирское автохозяйство получило 3 автобуса новой марки ЛАЗ-695. Эти автобусы обладали рядом преимуществ. Хотя количество мест в салоне не изменилось, но салон стал более просторным и имел много света, за счет наличия более мощного двигателя, автобус развивал большую скорость, чем другие марки автобусов, более красиво была выполнена и конфигурация кузова. Первыми водителями этих автобусов были т.т. Воронков _НЛ., Тарасов С.С., Афанасьев Ю., Науменко М.М., Лисицын Н.Г., Патрикеев И.М.

В октябре 1964 г. были открыты новые городские маршруты в г. Дмитрове: Каналстрой - центр города - ул. Космонавтов и вокзал - пос. Шпилево. В этом году были усилены автобусами маршруты Татищево -Яхрома, Дмитров - Рогачево, Дмитров - Кикино, Дмитров - Костино.

Первое мая 1965 года население поселка Рыбное и Автополигона отмечало открытие новых автобусных маршрутов Дмитров - Рыбное и Дмитров-Автополигон. На маршруте Дмитров - Очево введен второй автобус и продлен до Княжево. Маршрут Дмитров - Лавровский з-д продлен до ст. Костино. Продлены так же городские маршруты Вокзал - дет.дом до р. Яхрома, вокзал - РТС до с. Внуково. Поступающее новое пополнение автобусов в течение 1966 г. использовано для увеличения количества рейсов на маршрутах: Гришино - Никольское, Вокзал – ул. Космонавтов, Татищево - Яхрома, Дмитров - Рогачево.

Так, в течение дня от улицы Космонавтов выполнялось 100 рейсов от Каналстроя в сторону Яхромы более 80-ти рейсов от вокзала в Рогачевском направлении около 70 рейсов. Увеличилось число рейсов и на других маршрутах.

Всего Дмитровское пассажирское автохозяйство в 1966 году обслуживало 31 автобусный маршрут, среди которых есть междугородние межобластные, пригородные и городские маршруты. За день автобусы выполняли более 500 оборотных рейсов и совершали пробег около 17900 километров. Дневная продолжительность работы всех автобусов на маршрутах составляла более 850 часов За день в среднем перевозилось более 42 тыс. пассажиров. а в выходные и праздничные дни более 50 тыс.

За август месяц 1966 г. было перевезено 1 351 684 пассажиров. Сбор выручки за проезд в автобусах в отдельные дни составлял до 8 тыс. руб.

Общая протяженность автобусных маршрутов в одном направлении в черте Дмитровского района и за его пределами составляла более 830 километров. На них установлено около 800 автобусных остановов и построено около 100 автопавильонов. Обьем перевозок пассажиров за год в увеличился с 4 млн. 549 тыс, до 14 млн 233 тыс. человек. За это же время увеличился автобусный парк в 3 раза, а количество автомобилей такси в 3,7 раза.

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.