Иеромонах Иероним

Иеромонах Иероним (Иоанн) родился в 1807 г. в Торжке в многодетной купеческой семье. В Николо-Пешношский монастырь Иоанн Суханов пришел в 1825 году по благословению родителей в возрасте 18 лет. В 1827 году Иоанн был принят в число пешношского братства. В 1839 году был произведен в иеродиакона, в 1850 году – посвящен в иеромонаха.

Дo 1858 года о. Иероним посетил более ста обителей и святых мест в 15 губерниях. 21 июля 1858 года он отправился в Одессу, а оттуда пароходом продолжил свое путешествие к берегам Святой Земли. Маршрут в Иерусалим прошел через Константинополь, Яффу. Затем о. Иероним в числе 60 человек русских паломников двинулся в путь к Иерусалиму. Здесь на Святой Земле о. Иероним встретит новый 1859 год, Святую Пасху, будет очевидцем визита в Иерусалим (30 апреля) высокого паломника – великого князя Константина Николаевича с супругою Александрою Иосифовною и сыном Николаем. Он покинет Святую Землю 11 мая, чтобы продолжить свое странствие к берегам острова Афон. 21 мая о. Иероним ступит на землю русского монастыря Руссика на Афоне, а 20 июня примет схиму с именем Иоанн. Через два дня о. Иероним простится с Афоном и в сентябре уже возвратится в Николо-Пешношский мужской монастырь.

После своих странствий на Святую Землю и Афон о. Иероним следит за событиями религиозного характера, которые происходили в Палестине, Афоне: строительстве русского монастыря и подворья в Иерусалиме, гонениях на христиан со стороны турецких фанатиков в Сирии и Бейруте, о восстании на о. Крит и т.д.

Последнюю запись он сделал в 1876 году, отметив начало Русско-турецкой войны (1876-1877гг.).

О. Иероним приводит имена 7 монахов Николо-Пешношской обители, которые побывали на Святой Земле, но не оставили «писаний о путешествии».

Интересна и его собственная оценка книги: «Сличая свое путешествие с прочими путешествиями новыми и древними… во всем находил сходство, кроме лиц владетельных там».

Помимо «Книги Странствий» иеромонах Иероним оставил после себя рукописные книги: Летопись Николо-Пешношского монастыря, Синодик Николо-Пешношского монастыря, Записки путешествий по России.

Сам Иероним — фигура заметная и характерная для обители в первой половине XIX столетия. Вот что говорит о нём «Историческое описание»:

«Родом он из г. Торжка, сын тамошних мещан Иоанна и Марии Сухановых; на 19 году своей жизни, именно в 1825 г., сентября 28 дня, он пришёл в Пешношскую обитель и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей 1877 года, декабря 14 дня. Не без пользы для обители и, упоминаем, не без пользы для души его протекли эти 52 года его иноческой жизни. От природы умный, с твёрдою волею, с пылким характером, он, придя в обитель, как сам говаривал, почти полуграмотным, посредством самообразования достиг того, что мог складно и довольно правильно писать; самоучкою выучился рисовать и вполне отчётливо снимать виды монастыря... верно делал снимки с древностей и даже довольно правильно рисовал портреты. Это-то знание своё он вполне и посвятил св. обители.

С самого начала поступления своего в монастырь, знакомясь с добрыми опытными старцами, он с удовольствием расспрашивал и выслушивал рассказы их о самих себе, о старцах почивших, о разных событиях, совершившихся когда-либо в Пешноше; придя в келлию, он всё то заносил на бумагу; записывал и то, чему сам был свидетелем; выписывал всё, что приходилось читать ему о Пешноше; и вот через 25 лет накопилось у него множество отрывочных записок. Показав их, как сам пишет, «настоятелю Сергию, старцу Максиму и иным благоразумным старцам», получив от них одобрение и благословение, он в 1850 году привёл всё то в порядок, и с этого года повёл подробную летопись монастыря. Не говоря уже о событиях важных и лицах более видных в монастыре, он занёс в свою летопись даже всех послушников, живших в его время в монастыре; записывал — когда тот или другой пришёл в монастырь, иль какого он звания, какое проходил послушание, когда вышел или когда скончался; если было что-либо замечательное в его жизни, записывал и то; таких книг у него составилось несколько. Кроме летописи он составил ещё «Цветник Пешношский», — это сказание о благочестивых лицах, подвизавшихся в Пешноше. В жизни своей он совершил три путешествия: а) в 1811 г. по северным русским монастырям; б) в 1853 г. по монастырям русским южным; в) в 1858 — 1859 гг. в Иерусалим и на гору Афонскую; каждое из этих путешествий он описал и украсил рисунками. Имея довольно большое знакомство, он со многими вёл переписку».

21 июля 1858 года отец Иероним отправился в Одессу, а оттуда пароходом продолжил свое путешествие к берегам Святой Земли. После Иерусалима он продолжил свое странствие на Святую Гору Афон. 21 мая 1859 г. отец Иероним ступил в пределы русского афонского монастыря Русик, а 20 июня принял здесь схиму с именем Иоанн.

Свою рукопись отец Иероним не показывал никому до своей смерти. После кончины книга хранилась в ризнице Николо-Пешношского монастыря. В ХХ веке рукописная «Книга странствий» была передана в научно-исследовательский отдел рукописей РГБ. Благодаря рисункам отца Иеронима сегодня мы знаем, каким видели Иерусалим, его окрестности, Палестину и Святую Гору Афонскую русские паломники полтора века назад.

Библиография автора

  • Книга странствий иеромонаха Николо-Пешношского монастыря Иеронима (Суханова) в 1858 и 1859 гг. в Иерусалим и гору Афонскую (с рисунками автора) под редакцией Ирины Пятилетовой / Автор адаптированного текста И. Пятилетова; консультанты игумен Григорий (Клименко), протоиерей Афанасий Чорногуз. – М.: 2014. – 448 с.: ил.
  • Иеромонах Иероним (Суханов). Летопись Пешношской (Песношския) обители отеческой, 1859 // Музей-заповедник Дмитровский кремль.
  • Синодик Николо-Пешношского монастыря, составленный иеромонахом Иеронимом (Сухановым). Рукопись. // Архив Николо-Пешношского монастыря.

Библиография об авторе

  • Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше. – М.: 2014. – 448 с.: ил.
Иеромонах Иероним

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.