Дмитров, Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первое упоминание о Введенском храме встречается в дозорной грамоте 1625 г., которая гласит, что «храм Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе, стоит пуст из-за сильного обветшания. Здание было деревянным, о чем свидетельствует документ 1707 г. Каменный храм был возведен "тщанием прихожан" во второй половине XVIII века. Известны крупные пожертвования на строительство храма от Ф.М. Макарова и семьи Толченовых.

Установить более точную дату постройки не представляется возможным, большинство документов указывают 1766 г., но в храмозданной грамоте сказано, что она выдана 4 июня 1762 г. Преосвященным Сильвестром, епископом Переяславским и Дмитровским. Такое расхождение объясняет клировая ведомость от 1887 г., которая сообщает, что грамота была выдана прежде окончания строительства храма. В 1768 г. 10 сентября епископ Переяславский и Дмитровский Геннадий освятил главный Введенский престол храма. В документах тех лет указывается, что церковь "состоит во всяком благолепии, утварью достаточна", количество дворов в приходе в разные годы колеблется от 89 до 94, число прихожан около 350-ти, "дворянских, приказных и раскольников не имеется, а причта положено по штату издавна: священник – 1, диакон – 1, и два причетника". Церковь владела 2650 кв. саженями земли. К тому времени при храме уже имелось деревянное здание, в котором размещалось приходское училище. В 1786 г. священник Симеон Наумов и "все тоя церкви прихожане" подали прошение, чтобы "при оной церкви вместо деревянной колокольни построить каменную". Колокольня была отстроена трехярусная, по проекту Н.П. Осипова, но за куполом храма звон был плохо слышен в округе, поэтому в 1832г. надстроили 4-й ярус. Имелось 8 колоколов, из которых самый большой был весом в 213 пудов (3400 кг).

Введенская церковь имеет необычайно пышное для сельской церкви убранство. Более всего поражает центральный иконостас – шестиярусный, золоченый, с объемной барочной резьбой. Царские врата вырезаны из цельного куска дерева (нет ни одной накладной детали). Одним из самых старых и почитаемых храмовых образов является образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. На его обороте имеется надпись "1748 г. ноября месяца...купец Михайло Иванов Попов...дал вклад в церковь Божий сей образ". Имеющаяся в храме настенная роспись принадлежит "свободному художнику П.В. Кузяеву", который работал в храме в 1872 и 1879г.г. Из утвари прежде всего обращает на себя внимание семиярусное паникадило в центре храма, украшенное фигурами ангелов, райскими цветами, ветвями райских деревьев, а также трехметровый крест, являющийся наиболее точной копией Яхромского чудотворного креста. В храме имеются три точных списка с чудотворных икон Божией Матери: Казанской, Тихвинской, Феодоровской. Интерес представляет кафельная плитка, которая образует великолепную "ковровую дорожку" от дверей до амвона. Имеется "клеймо производителя" – испанская фирма "Косе и Дюрр", Мясницкая 13.

Советское время началось для Введенской церкви с изъятия ценностей – из храма вынесли всю драгоценную утварь, с некоторых икон были сорваны венцы и оклады, похищены кресты-мощевики. Под слоями извести исчезла роспись на фасаде здания. В 1937 г. власти согнали всех жителей к храму и объявили, что сейчас будут "по просьбе трудящихся" сбрасывать колокола. В тот день было уничтожено три самых больших колокола. Тем не менее, храм никогда не закрывался. Во время Великой Отечественной войны всего в километре от храма на горе Волдынская остановились немецкие войска. Артобстрелы велись регулярно, жители Заречья (современное название Конюшенной слободы) бежали в храм. На колокольне находился дозорный пункт. 3 декабря 1941г. один снаряд влетел в храм, пробив стену трапезной и разорвался в приделе св. Николая. Во время взрыва погибло 11 человек. Погибшие были похоронены на территории храма в двух братских могилах.

О священнослужителях советского периода известно немного. 24 года настоятелем храма был Константин Михайлович Пятикрестовский. Он родился 31 мая 1877г. в Москве в семье священника. 18 октября 1913 г. был направлен настоятелем в Введенскую церковь Дмитрова. 12 мая 1932г. возведен в сан протоиерея. Арестован в ночь на 26 ноября 1937г., 5 декабря того же года осужден на 10 лет исправительных лагерей, без права переписки, за «антисоветскую деятельность и агитацию». Местом заключения определили Мариинские лагеря, где он и скончался 6 июля 1938 г. Реабилитирован 15 мая 1959 г. Причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе 2000 г.

На протяжении 20 лег алтарницей в Введенском храме была схимонахиня Иоанна (Патрикеева), келейница и духовная дочь сщмч. Серафима (Звездинского), сопровождавшая его во всех ссылках до его мученического конца. Владыка называл ее "моя овечка", доверял ей свой архив. В храме как святыни хранятся некоторые личные вещи сщмч. Серафима. В марте 1999 г. настоятелем храма назначен иерей Павел Козлов. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. При храме действует воскресная школа, проводятся встречи с православной молодежью, есть библиотека. Проезд из Москвы с Савеловского вокзала до ост. г. Дмитров, далее автобусы по направлениям: Ново-Синьково, Рогачево. Автополигон Мельчевка до ост. Заречье.

Дмитров, Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Поселение

г. Дмитров

Населённый пункт

Дмитров, ул. Старо-Рогачевская, 47

Дата основания:

XVIII в.

Обиходные названия:

Введенская церковь, Богородицкая церковь

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.