В. Петров – «По афганским дорогам»
Попков Валерий Филиппович - командир экипажа вертолета "Ми-6" 23-го отдельного авиационного полка Среднеазиатского пограничного округа Пограничных войск Комитета государственной безопасности СССР, капитан.
Родился 24 марта 1961 года в поселке Кильмезь Сюмсинского района Удмуртии в семье рабочего. Удмурт. Член КПСС с 1985 года. Окончил 10 классов.
В Советской Армии с 1978 года. В 1982 году после окончания Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков направлен на службу в 23-й отдельный авиационный полк Среднеазиатского пограничного округа Пограничных войск КГБ СССР. Был старшим лётчиком-штурманов, штурманом звена, с 1986 года - командиром вертолёта.
С 1982 по 1989 командир экипажа вертолёта "Ми-6" капитан Валерий Попков совершил 2590 боевых вылетов в Республику Афганистан.
19 января 1989 года при выполнении боевого задания был сбит вертолёт ведущего. Попков В.Ф. дважды произвёл посадку в расположении противника, взял на борт одного из членов экипажа сбитого вертолёта и содействовал эвакуации остальных членов экипажа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1989 года капитану Попкову Валерию Филипповичу за проявленные мужество и героизм при исполнении воинского долга присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
C 1989 года командовал вертолётным звеном в том же полку. В 1993 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, назначен командиром вертолётной эскадрильи отдельного Арктического авиационного полка Федеральной пограничной службы России. Затем служил начальником метеорологической службы штаба начальника авиации ФПС России.
С 1996 года - адъюнкт Академии Федеральной пограничной службы России. С 1999 года был помощником начальника этой академии, а с 2000 года - преподавателем кафедры тактики и оперативного искусства авиационных соединений и частей в той же академии.
С 2005 года полковник В. Ф. Попков - в запасе. Живёт в городе Дмитров Московской области.
Полковник (1996). Награждён орденами Ленина (21.04.1989), Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями, в том числе «За отвагу» и «За боевые заслуги».
...КАК УЧИЛИ
Один в небе не воин. В военном небе. Может, в мирном это правило и допускает исключения, но Валерию Попкову сравнивать небо Афганистана не с чем. Здесь он оказался сразу после Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков. Здесь вся его офицерская биография. Да и география тоже.
1982 - 1989. Больше двух с половиной тысяч боевых вылетов. Десантирование, воздушная разведка, доставка боеприпасов и продовольствия, эвакуация раненых, прикрытие транспортных колонн. . . Его «университеты» начинались в те годы, когда эта война была полна неизвестности не только для нас, но и для самих её участников. А закончились, когда тайн в афганском небе для него уже не осталось.
Среди множества боевых законов капитан Попков всегда выделял для себя один – закон боевого братства. Очевидный, как аксиома, но требующий доказательств. Каждый день - новых.
Как будто со стороны смотрел он на действия своего командира экипажа С. Болгова в августовский день 1986 года, когда тот, ни секунды не раздумывая (да и не было этих секунд в запасе), под ураганным огнём пошёл на посадку к подбитому из ДШК вертолёту, а потом взлетел с загоревшимся двигателем и прошитыми пулями топливными баками. Смотрел, хотя сам в это время занимал место лётчика-штурмана и отнюдь не бездействовал.
И все-таки своим тот подвиг не считает. То была учёба. И совсем незаметно, как, наверное, только на войне и бывает, она закончилась. Уже другие лётчики делятся с молодым пополнением «уроками Попкова».
А сам он, давно уже командир экипажа, никакой «школы» создавать и не думал. Ведь Афганистан всем преподает примерно одинаковые уроки. Только «неуды» пересдавать не даёт.
...19 января 1989 года они вылетели в паре с капитаном Шариповым. Низкая облачность над Ханабадом скрывала от них предгорья, а их, в свою очередь, от расположившихся внизу банд «непримиримых». И стоило появиться крохотному разрыву в облаках, как машина Шарипова круто пошла вниз, оставляя за собой огненно-дымный шлейф.
Потом он увидел раскрывшийся у самой земли парашют Шарипова и бегущих к нему вооруженных бандитов. НУРСы попковского вертолёта заставили их притормозить.
Валерий дважды сыграл с землей в одно «касание». Раз - из машины выскочили трое, прикрыли парашютиста автоматным огнем и бросились к пылающему вертолёту. Тут ожили и душманы. Но Попков, резко взмыв вверх, новым залпом напомнил им о себе. Бандиты переключили внимание на воздушную цель и упустили земную. Новое «касание» - и все трое со спасенным Шариповым снова на борту.
На аэродроме он насчитал двадцать одну пробоину в вертолёте и абсолютно не думал об уникальности совершенного. Выручить товарища надо было? Надо. Проверить сбитый вертолёт, чтобы не оставить в нем раненых, тоже надо. Значит, все сделано как учили. В который уже раз! И сколько еще предстоит?..
До вывода последних частей и подразделений из Афганистана оставалось двадцать шесть дней.
В. Петров. – см. «По афганским дорогам». Комплект открыток. – М.: Изд.
«Плакат», 1989