Худов П.Д.

Родился 23 декабря 1918 года в с. Перемилово Дмитровского района Московской области в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал помощником мастера на прядильно-ткацкой фабрике г.Яхромы.

С 1937 года занимался в Дмитровском аэроклубе. В Красной Армии – с 1940 года. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны – с сентября 1942 года. Зам. командира эскадрильи 867–го истребительного авиационного полка (207–я истребительная авиационная дивизия, 3–й смешанный авиационный корпус, 17–я воздушная армия, Юго–Западный фронт).

Младший лейтенант П.Д. Худов к июлю 1943 года совершил 71 боевой вылет, в 59 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 1 самолет противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 года.

После Великой Отечественной войны продолжил службу в Военно–Воздушных Силах. С 1950 года майор П.Д. Худов – в запасе. Живет в г. Дмитрове.

Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Красной Звезды, медалями.

В 1999 году П.Д. Худову присвоено звание «Почетный гражданин города Дмитрова». Умер 4 июня 2009 г.

Орден Красного Знамени (19/н от 09.06.1943)

На фронте Отечественной войны участвует с сентября 1942 г. За это время показал себя смелым летчиком в бою, храбрый волевой командир. Личным примером в бою он увлекает за собой молодых летчиков на подвиги. На боевые задания летает с большим желанием. За время боевой работы на Юго-Западном фронте сделал 48 боевых вылета, провел 42 воздушных боя, в которых лично сбил 8 немецких самолетов, из них 5 бомбардировщиков и 3 истребителя МЕ-109. С численно превосходящим противником.

16.1.43 г. четыре наших истребителя, среди которых был и ХУДОВ встретили в воздухе 9 немецких истребителей МЕ-109, пытавшихся бомбить и штурмовать наши наступающие части. Несмотря на их численное превосходство, наша отважная четверка пошла в лобовую атаку на фашистских стервятников.

В результате воздушного боя наша четверка сбила 5 фашистских стервятника, остальные были обращены в бегство. В этом бою ХУДОВ лично сбил 2 самолета противника МЕ-109.

28.2.43 г. два наших истребителя, лейтенант Соколов и младший лейтенант Худов, возвращаясь с боевого задания встретили до 30 фашистских бомбардировщиков Ю-87 и несмотря на то, что соотношение было 2 к 30, смело атаковали их и сбили 2 самолета противника, тем самым не дали им возможности прицельно бомбить боевые порядки наших войск. В этом бою ХУДОВ сбил один фашистский самолет.

Архивные документы о награждении Худова П.Д. на сайте "Подвиг народа"

Орден Отечественной войны II степени (9/н от 28.06.1943)

На фронте Отечественной войны с августа 1942 года на Юго-западном фронте с 11.12.42 года. За это время сделал 67 боевых вылетов, из них: Сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков 21 вылет, разведка – 14 вылетов, провел 6 штурмовок аэродромов и наземных войск противника.

Провел 49 воздушных боев.

За 3 сбитых самолета противника приказом по 3 САК № 05 от 20.2.43 г. был награжден орденом «Красная Звезда».

После этой награды ХУДОВ сбил еще 8 вражеских солдат. Только в последних боях с 21 мая 1943 г., сбил 2 ФВ-190 и 1 ХЕ-111.

В бою смелый и решительный. Смело вступает в бой с превосходящими силами противника.

Так 21 мая 1943 г. прикрывая наземные войска в паре с Долговым в районе Привольное, встретили 2 ФВ-190. Смело вступив с ними в бой и после двух атак сбил 1 ФВ-190, который упал южнее Рубежной между железной дорогой и р. Северный Донец. Подтверждает летчик Долгов, который летал в паре с ХУДОВЫМ.

31.5.43 во время выполнения Барвенковской операции ХУДОВ входил в группу непосредственного прикрытия.

Во время штурмовки аэродрома Илами ХУДОВ не только отбивал атаки вражеских истребителей, но и обстреливал на земле вражеские самолеты, не отрываясь от ИЛ-2, несмотря на сильный зенитный огонь.

После штурмовки на ИЛ-2 набросились вражеские истребители. ХУДОВ со свойственной ему смелостью отбивал атаки вражеских истребителей, не допускал их до штурмовиков, при этом лично сбил одного ФВ-190, который упал в районе Новодмитровка, т.е. в 5-7 км. Северо-Восточнее Барвенково. Сбитие самолета подтверждает летчик Долгов, который сопровождал горящий ФВ-190 до тех пор, пока он не врезался в землю.

Архивные документы о награждении Худова П.Д. на сайте "Подвиг народа"

Орден Красного Знамени (268/н от 05.10.1944)

Звание Героя Советского союза тов. ХУДОВУ присвоено за 70 боевых вылетов и 14 лично сбитых самолетов противника. После присвоения звания Героя Советского Союза тов. ХУДОВ произвел 39 успешных боевых вылетов, из них: на сопровождение штурмовиков 28, штурмовики потерь от истребителей противника не имели, 11 вылетов на прикрытие наземных войск. Провел 7 воздушных боев, в результате которых сбил 2 самолета противника.

6.9.1943 г. сбил ФВ-189, который упал в районе ТАРАНОВКА, подтверждает приказ 11 ГИАДД № 0265.

9.9.1943 г. сбил МЕ-109, который упал в районе ТАРАНОВКА-ПЕСКИ, подтверждают наземные части 46 Армии.

Так, например, сопровождая штурмовиков, 6 раз вместе с ними штурмовал войска противника.

26.7.1944 года при штурмовке войск противника уничтожил 2 автомашины.

Особенно штурмовые действия войск противника отмечались при ликвидации окруженной группировки в районе «БЕЛЫЙ КАМЕНЬ» и при овладении плацдармом на левом берегу реки ВИСЛА.

Архивные документы о награждении Худова П.Д. на сайте "Подвиг народа"

Орден Красного Знамени (301/н от 29.05.1945)

На Фронтах Отечественной войны участвует с 11.12.1942 г. За это время показал себя смелым воздушным бойцом, храбрым, волевым командиром. В воздушном бою высоко ценит взаимную выручку, решительность, наступательный порыв. Смело вступает в бой с превосходящими силами противника. Личным примером в бою, он увлекает за собой молодых летчиков на подвиги. После получения последней правительственной награды – ордена КРАСНОГО ЗНАМЕНИ – 5.10.44 г. тов. ХУДОВ произвел 50 успешных боевых вылетов, из них: на сопровождение ИЛ-2 – 40 боевых вылетов, на свободную охоту – 6 боевых вылетов и на разведку – 4 боевых вылета, из них 1 боевой вылет на разведку в район БЕРЛИНА. При разведке доставлял ценные данные о сосредоточении живой силы и техники противника. При сопровождении ИЛ-2 последние потерь от ИА противника не имели. Совместно со штурмовиками активно штурмовал скопление живой силы и техники противника. Провел 2 воздушных боя. За период командования его авиаэскадрильей, последняя произвела 549 успешных боевых вылетов, из них: на сопровождение ИЛ-2 – 479 боевых вылетов, на свободную охоту – 62 боевых вылета и на разведку – 8 боевых вылетов. В результате штурмовых действий уничтожено: 2 склада с боеприпасами, сожжено до 46 вагонов, 16 автомашин, из них 2 бензоцистерны. Проведено 10 групповых воздушных боев, из них 42 индивидуальных, сбито 6 самолетов противника и 1 подбит. Сам тов. ХУДОВ имеет богатый боевой опыт, который настойчиво передавал молодому летному составу.

Архивные документы о награждении Худов П.Д. на сайте "Подвиг народа"

Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль Золотая звезда)

На Юго-Западном Фронте участвует с II-го декабря 1942 года. За это время ХУДОВ показал себя отважным, смелым бойцом, храбрым волевым командиром. В воздушном бою высоко ценит взаимную выручку, решительность, наступательный порыв. Всегда смело вступает в бой с превосходящими силами противника. Личным примером в бою он увлекает за собой молодых летчиков на подвиги. За время боевой работы на Юго-Западном фронте сделал 71 боевой вылет, провел 59 воздушных боев, в которых лично сбил 14 самолетов и в группе – один самолет. На все сбитые самолеты имеется подтверждение наземных войск и экипажей, участвующих в бою.

Так 15.1.43 года при прикрытии боевых порядков наземных войск 4 «ЯК-1» встретили 9 МЕ-109, которые имея бомбовой груз шли бомбить наши боевые порядки наземных войск. Завязался жаркий воздушный бой с превосходящими силами противника. В результате боя было сбито 7 МЕ-109. Наша четверка потерь не имела. Сам тов. ХУДОВ в этом бою, показывая пример храбрости, лично сбил два МЕ-109. Самолеты упали южнее поселка РУДОВА и подтверждены наземными войсками.

31.5.43 года при штурмовке аэродрома БАРВЕНКОВО, ХУДОВ входил в группу непосредственного прикрытия штурмовиков ИЛ-2. Во время штурмовки аэродрома ХУДОВ не только отбивал атаки вражеских истребителей, но и штурмовал на земле вражеские самолеты и зенитные точки. После штурмовки аэродрома на ИЛ-2 набросились вражеские истребители, тов. ХУДОВ со свойственной ему смелостью отбивал все атаки вражеских истребителей и не допустил их к штурмовикам, при этом лично сбил один ФВ-190. Самолет упал между левым берегом Северный ДОНЕЦ и железной дорогой в районе РУБЕЖНАЯ. Падение самолета подтверждают наземные войска.

6.6.43 года выполнив боевое задание по разведке дорог ХАРЬКОВ-БЕЛГОРОД, группа 4 ЯК-1, под командованием ХУДОВА, возвращаясь домой встретила два Ю-87, буксирующих планера с людьми. Тов. ХУДОВ дает команду ведомым в атаку и сам первый бросается на врага. С первой же атаки тов. ХУДОВ сбил одного Ю-87, планер отцепился и пошел на посадку, который также был расстрелян в воздухе. Сбитый Ю-87 и планер упали в районе ДУДКОВКА. Подтверждают участвующие экипажи – младший лейтенант КОНОВАЛОВ и старший сержант – ДОЛГОВ. Второй Ю-87 с планером был уничтожен группой.

Архивные документы о награждении Худов П.Д. на сайте "Подвиг народа"

Орден Красной Звезды

Работая старшим пилотом 3 АЭ показал себя как работоспособным, любит свое дело, хорошо знает матчасть, грамотно ее эксплуатирует. ДО убытия на фронт много уделял внимания подготовке к боевой работе, все его внимание, которое он уделял сказались на фронте. За период боевой работы, провел 17 воздушных боевых вылетов на боевое задание имеет 41.

В одном из вылетов на сопровождении ИЛ-2, ЗА противника открыла огонь, заметив ЗА противника с первой атаки уничтожил огневую точку с ее прислугой. Сопровождая бомбардировщиков над районом цели, ЗА противника открыла интенсивный огонь. Смелой атакой заставил замолчать ее, чем обеспечил безопасный полет бомбардировщиков.

15.1.43 г. в 14.45 – 15.45 на М. 1500 – 2000 прикрывая 4 самолетов действие наших войск, встретили 9 МЕ-109, с которыми смело вступили в бой. В результате боя сбито 5 МЕ-109, два из них сбил старшина ХУДОВА.

28.1.43 г. во время перелета в районе СТАРОБЕЛЬСК парой встретили двух МЕ-109. Смелой атакой сбит самолет противника.

Во время прикрытия своих войск вступал в бой с численно превосходящим появлявшимся противником над районом прикрытия.

Так, 1.2.43 г. встретив в районе прикрытия 10 самолетов ХЕ-111 смело со своим ведомым вступил в бой, чем не дал возможности бомбардировщикам противника сбросить прицельно бомбы.

В одном из вылетов на прикрытие наших войск 4-й, встретились с 8-ю ХЕ-11, вступили в бой и разогнали бомбардировщиков одного ХЕ-111 сбили группой.

В этом бою от огня самолета противника была повреждена водосистема, несмотря на повреждение привел самолет на свой аэродром.

За личный пример и отвагу, проявленную в борьбе с врагом, достоин правительственной награды.

Архивные документы о награждении Худов П.Д. на сайте "Подвиг народа"

ЯХРОМА – СТАЛИНГРАД – БЕРЛИН - ПРАГА

Петр Худов. Имя этого летчика, героя Великой Отечественной войны, значится в списке пятидесяти лучших советских асов той поры. По некоторым данным с сентября 1942 по май 1945 гг. он совершил свыше 160 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил 17 самолетов противника лично и 1 - в составе группы. Возможно, общее число побед Петра Худова и больше 17. Согласно другим источникам на его боевом счету числится восемнадцать личных и шесть групповых побед. Есть также свидетельства о том, что за годы войны летчик-истребитель П.Д. Худов сбил лично 24 вражеских самолета и 6 - в группе.

Яхрома – Сталинград – Берлин - Прага. Именно таким маршрутом пролег летный и боевой путь Петра Худова.

В 1935 году в Дмитрове открывается Дмитровская летная школа спортивного общества «Динамо» Дмитлага НКВД. Обучение в школе было организовано в трех группах: пилотов, планеристов и парашютистов. Петр Худов записался на планерное отделение одним из первых. Произошло событие, которое определило всю его будущую жизнь.

Впервые летящий самолет он увидел в середине 20-х. Тогда в небе над Москвой стали регулярно проводить воздушные парады, и над Яхромой часто пролетали крылатые машины, направляющиеся в сторону столицы. С тех пор мечта подняться в небо стала самой главной в его жизни. И вот она начала сбываться.

Можно уже было не просто увидеть, а своими руками потрогать крылатую машину. Хотя назвать таковой безмоторный планер УС-4 конструкции Олега Антонова (в будущем - прославленного конструктора пассажирских и транспортных самолетов) было некоторой натяжкой. Главное – начались занятия, тренировки, первые полеты на отлогих спусках Ковшинской горы. Тогда-то Петр впервые оторвался от земли. И остановить его в стремлении стать летчиком стало уже невозможно.

Учеба в школе, что называется, без отрыва от производства, давалась нелегко. И не из-за того, что у Худова что-то не получалось. Просто катастрофически не хватало времени. Поэтому через год занятия в аэроклубе пришлось на некоторое время прервать. Вернуться к ним, уже на отделение пилотов, возможность появилась только в начале 1939 года, когда Дмитровская летная школа для улучшения подготовки летчиков была преобразована уже в филиал Московского областного аэроклуба имени А.В. Ляпидевского.

В одну летную группу, кроме Петра Худова, начальник аэроклуба Александр Николаевич Моложаев определил также Андрея Ефименко, Николая Жемаева, Михаила Рыбакова, Сергея Башилова, Ивана Вострухина и Ивана Николаева. Их инструктором стал Дмитрий Назаров. Он и назначил Петра как самого старшего по возрасту и авторитетного своим заместителем и старшим летной группы. Вскоре к группе присоединился и Владимир Махалин.

Быстро сдружились. Жемаева и Башилова Худов знал и раньше, так как жили в Яхроме по соседству, и родители их работали на одной фабрике. Однако и дмитровчане Махалин, Ефименко, Рыбаков и другие вскоре также стали хорошими приятелями Петра Худова.

В другой группе учлетов, инструктором которой первые несколько месяцев был Михаил Никишин, среди других учился Константин Аверьянов. Все вышеперечисленные парни стали, в итоге, военными летчиками, а Худов, Никишин, Аверьянов и Махалин - еще и Героями Советского Союза.

В феврале 1940 года Петр сдал все предусмотренные программой итоговые зачеты и экзамены и получил свидетельство об окончании аэроклуба.

Потом была летная учеба Качинской Краснознаменной военной авиационной школе пилотов имени А. Ф. Мясникова. Вместе с ним, правда, на другом потоке учились все те же Владимир Махалин, Сергей Башилов, Андрей Ефименко.

В марте 1941 года пришло время выпуска. Получив звание сержанта, 17 марта 1941 года Худов был оставлен в летной школе и назначен инструктором-пилотом. Именно в этой должности он и встретил начало Великой Отечественной войны.

28 июня объявили приказ об эвакуации Качинской летной школы. Эвакуироваться предстояло в Красный Кут, городок, точнее, рабочий поселок неподалеку от Саратова. Все это грузилось на машины и отправлялось на железнодорожную станцию Альма, где затем перегружалось в вагоны. На платформы грузили разобранные самолеты. Сформированные эшелоны один за другим сразу же отправлялись в путь. Уже 12 июля последняя, 4-я эскадрилья эвакуировалась в тыл.

Худов прибыл на Альму для погрузки в первых числах июля. Эшелон состоял из трех десятков грузовых вагонов и платформ. В нескольких двухосных вагонах-теплушках разместили, вернее сказать, утрамбовали личный состав: на двухэтажных дощатых нарах располагались по семь человек и так тесно, что лежать можно было только на боку. Через маленькие окошки под самым потолком ни свет, ни воздух практически не проникали. Первые трое суток пути личный состав кормили на станциях один или два раза в день. Потом перешли на консервы и хлеб. Вместо чая - кипяток, за которым бегали во время остановок.

До Саратова тряслись почти неделю. Сутки простояли в тупике. На утро эшелон, наконец-то, притащили на станцию разгрузки. Закончив под нестерпимо ярким солнцем и обжигающим степным суховеем разгрузку, отправились в новое расположение летной школы, находившееся на аэродроме на окраине городка Красный Кут, неподалеку от государственной селекционной станции.

Первое, что сделал тогда уже старший сержант Петр Худов после того, как окончательно обосновались в Красном Куте, подал рапорт командиру эскадрильи с просьбой отправить его в действующую армию. Однако получил не просто отказ, а красноречивое указание больше с такими просьбами не соваться.

В ноябре 1941 года в Качинской школе из числа инструкторов и выпускников началось формирование 627-го истребительного авиаполка. Худов, как, впрочем, и Махалин, в очередной раз подал рапорт об отправке на фронт. Но, как водится, в очередной раз получил отказ.

В начале августа 42-го с целью противодействия налетам на железную дорогу Астрахань - Саратов и строившуюся магистраль Иловля - Петров Вал распоряжением командующего ВВС Приволжского округа в Качинской авиашколе была создана истребительная группа ПВО из числа пилотов-инструкторов на самолетах Як-1. Худов немедленно обратился к начальству с рапортом зачислить его в этот полк, но ему опять отказали.

Через неделю в школу прилетел сын руководителя СССР И.В. Сталина - Василий Сталин для того. чтобы отобрать летчиков в 434-й истребительный авиаполк для ведения боевых действий под Сталинградом. Выждав момент, когда Василий Сталин оказался один без начальства, Худов, решив, что двум смертям не бывать, а одной не миновать, подошел к нему и обратился с просьбой отправить его на фронт. Василий Сталин обещал помочь и свое слово сдержал: уже через три дня Худов получил предписание убыть в действующую армию, в 867-й истребительный авиационный полк на аэродром близ поселка Баланда Саратовской области.

Приняв новые самолеты Як-1, 867-й авиаполк 28 августа 42-го года перелетел на аэродром Малая Грибановка в Воронежской области. Полк вошел в состав 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Сталинградского фронта.

В сентябре 42-го Худов, будучи уже командиром звена. выполнил более десятка боевых вылетов, в основном, на сопровождение бомбардировщиков. Правда, столкнуться с гитлеровцами в воздухе ему пока еще не пришлось.

15 января 1943 года звено старшины Худова, обеспечивая налет нашей авиации на аэродром Старобельск, патрулировало в районе Кантемировка - Ново Марковка. Ведомым у Петра был Иван Кузнецов. Во второй паре - старший сержант Константин Поздняков с ведомым Федором Червоткиным.

Густые облака висели на высоте 1500 - 2000 метров. Шли под ними.

Неожиданно на четверку Яков вывалилось сразу четырнадцать Ме-109. Несмотря на подавляющее численное превосходство врага, наши летчики приняли бой. Закрутилась огненная карусель, то скрываясь в облаках, то опускаясь до самой земли. Отчаянно маневрируя, Яки вывернулись из-под первого удара и немедленно сами устремились в атаку.

Нырнув в облака от атаковавшей его пары «мессеров», Худов заложил крутой вираж и, через несколько секунд выскочив оттуда, зашел противнику в хвост. Поймал «худого» в прицел и метров с двухсот выпустил в него длинную очередь. Вражеская машина задымила и, покрутившись в штопоре, врезалась в землю. С набором высоты развернулся, осмотрелся. Внизу Петр увидел, как на пару Позднякова навалились сразу четыре «мессершмитта». Не раздумывая, Худов дал полный газ и стремительно спикировал навстречу ведущему пары противника. Несколько мгновений, и «мессер» - в прицеле. Первой короткой очередью Худов ударил по мотору, второй – успел пройтись по кабине. Вражеская машина в облаке из собственных обломков перевернулась через крыло и, беспорядочно кувыркаясь, пошла к земле. Оставшиеся «мессеры» сразу же отвязались от Позднякова с Червоткиным.

Воспрянув духом, Поздняков со своим ведомым развернулись и атаковали оказавшуюся ниже пару «худых». Несколько секунд, и горящие «мессершмитты» также парой рухнули на землю. Потеряв в течение нескольких минут сразу пять машин, гитлеровцы поспешили ретироваться. А старшина Худов открыл свой боевой счет сразу двумя сбитыми вражескими самолетами.

Потом были бои в небе над Донбассом, в 1944 году над западной Украиной и Сандомирским плацдармом и Вислой. За это время Петр Худов довел свой боевой счет до 16 самолетов противника. 8 сентября 1943 года ему было присвоено звание Герой Советского Союза.

В январе 1945 года войска 1 Украинского фронта маршала Ивана Конева, в составе которого воевал петр Худов, освободив весь Силезский промышленный район, в том числе, Краков, концлагерь Освенцим, вышли к Одеру.

С начала января и до конца марта 1945 года гвардии капитан Петр Худов выполнил 35 боевых вылетов, из них 31 – на сопровождение штурмовиков и по два - на разведку и свободную охоту. И как всегда сопровождаемые им и его подчиненными Илы потерь от ударов истребительной авиации противника не имели. Если учесть, что за все время проведения Висло-Одерской, Нижне-Силезской и Верхне-Силезской операций летных дней выдалось чуть более дюжины, получается, что в каждый из них Худов выполнял по 2-3 боевых вылета.

С началом апреля войска сразу же нескольких советских фронтов начали подготовку к последнему сражению Великой Отечественной войны - Берлинской наступательной операции.

Берлинская операция продолжалась 23 дня, с 16 апреля по 8 мая 1945 года.

30 апреля две четверки истребителей Як-9У капитана Худова и старшего лейтенанта Кузнецова вылетели на штурмовку вражеских войск в районе Ерешке. После выполнения первого захода наши летчики получили по радио сообщение о том, что в их районе находится немецкий реактивный истребитель Ме-262.

- Ваня, уходи со своей четверкой вверх в облака на 4000 метров, - передал Худов Кузнецову. - И смотрите в оба. Я буду со своими вертеться внизу. Как только увидите, пикируйте с разных сторон. Иначе его не взять. Понял?

- Принято, - отозвался Кузнецов.

И в следующий миг Яки двумя парами устремились круто вверх к облакам.

Хищный силуэт 262-го на фоне облаков успели заметить вовремя. Принялись маневрировать, пытаясь предугадать направление атаки реактивного фрица.

Вот он, набирая скорость, перешел в пике. Но разогнаться для атаки так и не успел - в этот момент, набрав максимальную скорость, незамеченными из облаков выскочили пары Кузнецова и лейтенанта Трофимова. Сумев приблизиться к «мессершмитту», они поочередно обстреляли его длинными пушечно-пулеметными очередями.

Подбитый фриц попытался уйти, но, потеряв скорость, попал под второй заход Кузнецова и его ведомого. После чего, вспыхнув ярким факелом, рухнул на землю. Это был первый реактивный самолет противника, сбитый советскими летчиками.

Утром 2 мая четверка истребителей Як-9У 107-го гвардейского истребительного авиаполка под командованием Петра Худова прикрывала штурмовики 6-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии. В районе Тиргартена их попытались атаковать шесть «фокке-вульфов-190». Попытка оказалась плачевной. Штурмовики при этом не пострадали, а три «фоккера» отправились на землю. Сколько из них было сбито лично Худовым - один или все три – точно неизвестно. Документально подтвержден один сбитый Петром истребитель. Хотя в своей книге «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» дважды Герой Советского Союза генерал армии Д.Д. Лелюшенко написал следующее: «В первой половине дня 2 мая 1945 года враг, прорвавшийся к штабу армии, был полностью разгромлен, но боевой накал в полосе действий армии не угас... С воздуха надежно обеспечивали нас бесстрашные летчики истребительной дивизии во главе с трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным. В этот же день летчик П. Д. Худов сбил 3 гитлеровских стервятника». По всей видимости, две машины Худов попросту переписал на счет своих менее опытных и удачливых товарищей.

К исходу 2 мая Берлин был полностью занят советскими войсками. Так завершилась Берлинская операция.

1-го мая маршал И. С. Конев получил приказ до 4-го мая передать рубеж по реке Эльбе 1-му Белорусскому фронту, а высвобожденные силы перебросить на Пражское направление. Началась перегруппировка сил и подготовка к удару. С воздуха фронт поддерживала 2-я воздушная армия.

Удар планировали на 7 мая, но 5 мая в Праге началось народное восстание. Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Ф. Шернер приказал подавить восстание, которое перерезало основной путь отхода его войскам на запад.

6 мая немецкие войска, применив против восставших танки, артиллерию и авиацию, вступили в Прагу и овладели значительной частью города. Повстанцы, понеся большие потери, обратились по радио к союзникам за помощью.

События в Праге заставили ударить раньше, не закончив перегруппировку сил. В этой связи маршал И. С. Конев отдал приказ войскам своей ударной группировки начать наступление утром 6 мая. 1-й Украинский фронт наносил удар на Прагу с севера через Рудные горы.

Положение же восставших в Праге тем временем только ухудшалось. Вермахт беспощадно подавлял сопротивление, продвинулся к центру города, часть восставших, запаниковав, бросила оборонительные сооружения. Восставшие испытывали нехватку оружия и боеприпасов. Во второй половине дня 7-го мая Шернер получил приказ о капитуляции, но до войск его не довел, наоборот, приказал ужесточить боевые действия.

8 и 9 мая стали решающими днями наступления советских войск на Прагу.

В этот день на штурмовку вражеских войск гвардии капитан Худов совершил два своих заключительных боевых вылета в этой войне.

В ночь на 9 мая советские танковые части совершили 90-километровый бросок, и утром первые танки вступили в Прагу.

12 мая по итогам боев зимы и весны 1945 года, а также за проявленные при этом героизм и боевое мастерство Герой Советского Союза командир 3-й эскадрильи 107-го гвардейского истребительного авиационного полка Петр Худов был представлен к третьему ордену Красного Знамени.

Архивные документы о награждении Худов П.Д. на сайте "Подвиг народа"

Худов П.Д.

Годы жизни

1918-2009

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.