Икшанский проволочно-гвоздильный завод
Икшанский проволочно-гвоздильный Госзавод располагался в Деденевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, в 42 верстах от Москвы, в 19 верстах от г. Дмитрова и в 3/4 версты от ст. Икша Савеловской железной дороги, около проходящего из Москвы Дмитровского шоссе, на берегу небольшой речки Икши, от которой завод и ж.-д. станция и получили свое название.
Основные сведения приводим из книги «Дмитровский уезд Московской губернии», изданной в 1924 г. Дмитровским Уездным Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов. Интересные факты об истории завода, а также о его советском периоде содержатся в рукописных воспоминаниях В.В. Минина «История рабочего поселка Икша. Икшанский завод».
Завод основан в 1907 г. саксонским подданным Юлиусом Вильямом Пеге, который приспособил для гвоздильного производства находившуюся на месте завода водяную мельницу.
Исторически мельница принадлежала Борисоглебскому монастырю, но к 1907 году ее работа была приостановлена ввиду отсутствия арендаторов. Как пишет В.В. Минин, арендаторы не выдержали конкуренции с другой мельницей (Игнатовской), находившейся ниже поселка Икша (там, где теперь гидротехническое сооружение канала им. Москвы - шлюз № 5). Эта мельница принадлежала обществу крестьян села Игнатово, и сдавалась ими опытному мельнику Ивану Андреевичу Кубышкину.
Про мельника Кубышкина говорили, что он был незаурядным человеком. Будучи верующим, не исполнял церковных обрядов в то время обязательных для всех, чем вызывал недовольство попов и полиции. В 1910 году на Яхромской фабрике, ввиду аварии-прорыва нижней плотины, горизонт воды в реке, питающей паровые котлы, понизился и фабрика остановилась. Администрация завода во избежание убытков от простоя искала помощи от различных заграничных фирм в Москве, связанных с гидротехникой (английских, французских). Предлагаемые ими устройства или требовали очень продолжительного времени, или сложных и дорогих насосов. Тогда возникла мысль пригласить мельника Ивана Кубышкина, который простым, примитивным устройством, основанным на русской смекалке, к удивлению иностранных специалистов, в три дня поднял горизонт воды до необходимой высоты. В течении почти трёх лет, пока строилась бетонная нижняя плотина, фабрика работала при помощи этого Кубышкинского устройства.
Познакомившись во время охоты с мельником Кубышкиным, механик завода Пеге, при его содействии и при содействии владельца чугунно-литейного завода Галкина, а также при поддержке немецких фирм в Москве Гильманса и Эриксона, основал Икшанский проволочно-гвоздильный завод.
Данные о производстве детально описаны в книге «Дмитровский уезд», 1924 года издания.
Для работы первоначально установленных 5-ти тянульно-проволочных барабанов и 4 гвоздильных машин на заводе была поставлена водяная турбина 18// при 3-х рабочих. При дальнейшем расширении завода в 1909 году в помощь турбине было установлено на реке Икше водяное колесо, а в 1910 году - небольшой нефтяной двигатель на 25 л.сил системы Рустон Проктор. В 1910 году выстроена казарма для рабочих 26*15 аршин, в 1911 году - каменный корпус для гвоздильного отдела, в 1912 г. установлен паровой локомобиль системы Вольфа - 105 л. сил, в 1913 году возведен тянульный каменный корпус. К 1912 году завод принял приблизительно тот вид, который сохранялся в течение последующих десятилетий.
Все строения (заводские, служебные и жилые) имели общую кубатуру 1797,87 куб. саж., причем в жилых строениях на 1 чел. приходилось минимум 1,73 куб. саж. (в общежитиях для семейных, в которых дети составляют около 1/2 живущих), максимум 5,13, в среднем 2,58 к. с.
В наиболее обширном цехе главного корпуса (гвоздильный цех) отопление паровое; в прочих строениях и жилых помещениях отопление печами (голландские печи и утермарки), кроме семейной казармы, где установлено отопление водяное низкого давления.
В Главном корпусе вентиляция вытяжная искусственная: побудитель - электрический вентилятор. В прочих строениях завода и жилых помещениях вентиляция естественная. Увлажнения не имеется.
Имеется собственный водопровод (из пруда при р. Икше) и канализация, служащая для отвода сточных вод производственных и хозяйственных (15 смотровых колодцев, трубы общей протяженностью 150 саж.).
Пожарная охрана завода производится пожарной дружиной численностью в 20 человек. При пожарном обозе имеются все необходимые приспособления.
Производительность, на которую завод оборудован: 5000 пуд. железных гвоздей и 8600 пуд. проволоки в месяц. Фактически завод вырабатывает в месяц 4500 пуд. гвоздей и 4800 пуд. проволоки. Число суток действия завода в 1915-1923 г.г. колебалось между 270-287 в год.
С июля 1915 г. по декабрь 1917 г. выделывалась проволока для Военно-инженерного ведомства. В настоящее время 3/4 выработки сбывается в Центральное Торговое Акционерное Общество, 1/4 - в различные кооперативы Московской губернии.
Производственных рабочих на заводе:
Отделы | Норма | 1918 г. | 1923 г. |
---|---|---|---|
Проволочно-тянульный | 60 | 30 | 14 |
Гвоздильный | 40 | 18 | 13 |
Механический | 30 | 20 | 10 |
Столярный | 8 | 8 | 5 |
Итого | 138 | 76 | 42 |
Кроме того, на заводе работали: по заготовке топлива – 1, на лесопилке – 5, чернорабочие – 2, в паровой – 5, возчиков – 7, конюхов – 2, сторожей – 6, кладовщиков – 2, подростков – 4. Итого – 34 человека подсобных рабочих.
Из рабочих 50% были местные жители из окрестных селений, они работали на заводе по 7-8 лет, специализировались; остальные 50% - дальние крестьяне, приезжавшие из Тверской, Брянской, Владимирской, Рязанской губерний и специально рабочие-пролетарии, в большинстве бывшие рабочие с Московского завода Гужона.
Постепенно, арендуя землю у крестьян села Игнатово, завод расширялся, появились нефтяные и паровые двигатели, электрическое освещение.
Суточная продолжительность работ в 1913 г. составляла 10 часов, начиная с 1917 г. – 8 часов.
К началу империалистической войны на заводе работало уже более 100 человек. Во время войны завод был отнесен к военному ведомству и находился в управлении Штаба Инженерных войск Московского военного округа, изготовляя проволоку и снаряды для фронта. В качестве подсобных рабочих на завод были присланы военнопленные (чехи, мадьяры, австрийцы).
Заработной платы выплачено рабочим (приводится их численность):
Год | Сумма | Число подростков | Число взрослых | Общее число рабочих |
---|---|---|---|---|
1915 | 60.735 | 9 | 95 | 104 |
1916 | 140.212 | 7 | 92 | 99 |
1917 | 234.158 | 8 | 111 | 119 |
1918 | 370.000 | 10 | 96 | 108 |
1923 *завод 2,5 месяца стоял в ремонте |
34.125 | 4 | 72 | 76 |
В 1923 году на жалование служащих, состоявших из управляющего заводом и его заместителя, механика, мастера и его помощника-кладовщика, заведующего транспортом и 5 конторщиков, итого 12 человек, расходовалось всего лишь 9925 руб. в год.
Максимум зарплаты в 1923 году составляла 96 руб. зол. в месяц, минимум – 17 руб. (ученикам и сторожам). С хозорганом заключен коллективный договор.
Выработка продукции составляла:
Год | Человеко-дней в году | Выработка продукции в год, пуд |
---|---|---|
1913 | 18914 | 76387 |
1921 | 17246 | 27123 |
1922 | 14910 | 37134 |
1923 | 9369 | 31624 |
Культурно-просветительное дело.
С 1918 года при заводе имелся рабочий клуб с 51 участником, и при нем: 1) кружки: драматический, хоровой, музыкальный, антирелигиозный, политграмоты, физкультуры и кружок детей; 2) уголки: Ленина, германского рабочего, Красной Армии, Чоп для военного обучения и безбожник.
В клубе ставились пьесы средним числом - раз в месяц; имелся также кинематограф, библиотека (1500 книг) и читальня. Раз в месяц выходила стенная газета. В 2 недели раз лектор Губполитпросвета читает лекцию о международном положении.
Медицинская помощь. При заводе имеется постоянный фельдшер и аптека. Врач приезжает из Деденева (7 верст по ж. д.) еженедельно. Стационарных больных отправляют в Деденевскую больницу.
Финансы предприятия. Стоимость недвижимого имущества завода выражается в следующих цифрах:
Год | Общая стоимость, р. | В том числе стоим. Строений, р. |
---|---|---|
1915 | 226.000 | 96.000 |
1916 | 295.000 | 88.000 |
1917 | 252.000 | 80.000 |
1923 | 118.230 | 118.230 |
Движимость (машины и проч.) оценивается в настоящее время в 92.130 руб. зол.
Чистая прибыль за предыдущие годы была:
1915 г. . . . . . . 14.642 р.
1916 „ . . . . . . 28.890 „
1917 „ . . . . . . 32.755 „
1918 „ . . . . . . 135.000 „
В июле 1923 года завод перешел на хозрасчет и за время с 1 июля по 1 октября дал чистой прибыли 31.000 руб. золотом.
Задолженность завода в 1918 г. выражалась в сумме 514.267 р., из которой по закладной 15.000 рубл., по учету векселей 7.000 руб., пеуплочепных долгов 119.323 рубля. В 1923 году задолженности не было никакой. В настоящее время подписываются краткосрочные векселя на срок не более месяца и тотчас по истечении срока погашаются.
В дореволюционное время завод имел собственной земли 0,37 дес. и 6 дес. арендованной. В настоящее время по плану, утвержденному в 1921 году, в распоряжении завода имеется земли:
Под заводом | 0,5 дес. |
---|---|
По предполагаемым рабочим поселком | 16 |
Под предположенную желез.дор.ветку | 8,25 |
3 отстойника для сточной воды (с примесью серной кисл.) с завода | 1,5 |
Итого | 26,25 |
Собственные перевозочные средства завода в 1918 году состояли из 12 ломовых лошадей, в настоящее время из 8, что вполне достаточно для нужд завода.
Сравнительная стоимость провоза 1 пуда гвоздей от завода до Москвы:
В 1913 г. - 10 коп.; в 1923 г. - 15 коп.
Техническая характеристика завода. Механическими двигателями обслуживаются тянульно-проволочное и гвоздильное отделения; травильное отделение ручное в зависимости от особых условий производства.
Завод имеет центральную силовую станцию и электрическую станцию, служащую и для освещения, и для передачи.
Электрическое освещение устроено в 1912 году. Имеющиеся две динамо, мощностью одна в 12, другая в 3 киловатта, приводятся в движение от локомобиля системы Вольфа. Напряжение тока - 120 вольт. Сила тока большей динамы - 108 амп., меньшей - 25 ампер; всех лампочек 160, от 16 до 100 свечей; для полного освещения всех этих лампочек сила тока должна быть доведена до 27 ампер.
Всех моторов - 7. Каждый мотор приводит в движение какую-либо рабочую машину. Мощность их следующая:
Номер моторов по порядку | Мощность каждого мотора *) в индикаторных лошадиных силах | Что именно приводит в движение мотор |
---|---|---|
1 | 5 | Пилу лесопильного завода |
2 | 4 | Мельницу |
3 | 3 | Просорушку |
4 | 4,3 | Подъемный кран |
5 | 1,1 | Подъемный кран |
6 | 1,5 | Вентилятор |
7 | 1 | Наковочную машину |
*) Примечание: Индикаторная лошадиная сила равняется 75 килограммометрам, т. е. силе, доста- чтобы поднять 75 килограммов в 1 секунду на высоту 1 метра, или поднять 1 ки- ч Б 1 секунду на высоту 75 метров.
Электричеством освещаются все мастерские.
Силовые установки. Травильное отделение до 1923 года обслуживалось водотрубным паровым котлом русской системы Шухова, с рабочим давлением в 8 атмосфер, с поверхностью нагрева - 58 кв. фут. В 1923 году котел этот отправлен па Пантелеевский гвоздильный завод, а отопление подается от локомобиля Вольфа непосредственно.
Тянульно-проволочное отделение обслуживается стационарным двухцилиндровым локомобилем «Тандем» германской системы Р. Вольфа с конденсацией, круглой выдвижной топкой, с поверхностью нагрева в 224 кв. фут., мощностью 105 индикаторных лош. сил.
Для гвоздильного отделения и освещения завода до последнего времени работали 4 нефтяных заграничных вертикальных двигателя внутреннего сгорания систем: 1 - Отто-Дейц - 30 лош. сил, два „Атлас" - 20 и 71/2 сил и 1 „Скандия" - 7 сил. В настоящее время эти 4 двигателя остановлены за ненадобностью вследствие того, что в начале 1923 года локомобиль Вольфа был подвергнут капитальному ремонту и стал давать все нужное для завода количество сил помимо работы этих двигателей. Из них двигатель Отто-Дейц может быть пущен в любой момент и теперь, остальные 3 требуют некоторого ремонта.
Столярное отделение обслуживается электромотором постоянного тока мощностью 5 лош. сил.
Вспомогательные машины и механизмы. На заводе имеются:
1. Мостовой кран с грузоподъемностью до 2,5 тонн с электрическим двигателем. Другой мостовой край до 3 тонн с ручным двигателем во время бывшего на заводе в 1921 году пожара сгорел и теперь заменен двумя подъемными блоками системы Людерса.
2. Два кузнечных горна - один на один огонь, другой на два огня и одна калильная печь. В ремонтных мастерских две самоточки, два сверлильных станка, один продольно-строгальный станок, одна круглая пила для дерева.
Кроме того, имеется переносный горн и пять слесарных тисков.
Производственные машины и аппараты. Проволочно-тянульное отделение имеет тянульные барабаны для проволоки диаметром 575, 600, 330 и 200 мм. Всего машин – 35, с суммарной выработкой – 99 пуд. в час.
Из второстепенных машин и аппаратов в тянульном отделении находятся: 5 обжигательных печей для проволоки; 12 котлов для проволоки; 2 квасильных чана для химической обработки проволоки.
В гвоздильном отделении находятся гвоздильные машины заграничные для производства проволоки диаметром от ¼ до 8 мм; формовочные машины; гвоздильные прессы заграничные. А также – машины для толевых гвоздей и 45 шпилечных машин, работающих сапожную шпильку.
Всего в работе 42 машины, с общим числом единиц учета 26,7 пуд. в час; 3 машины в ремонте.
Потребление сырых материалов. Сырье – Мартеновская черная проволока, так называемая «катанка», т.е. тонкое сортовое железо – получается с завода б. Гужона, Югостали и прочих Госорганов, смотря у кого ниже цены.
Годовая выработка изделий из своего и покупного сырья:
Изделия | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 (полгода) | 1923 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | |
Проволока Железная | 73280 | 367370 | 104246 | 44586 | 56796 | 138204 | 9643 | 58944 | 3420 | 30787 |
Гвозди железные | 66188 | 256642 | 25398 | 381496 | 12242 | 269996 | 324758 | - | 17772 | 22216 |
Годовое количество проданных изделий и продажная стоимость:
Изделия | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 (полгода) | 1923 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | |
Проволока Железная | 73280 | 367370 | 104246 | 44586 | 56796 | 138204 | 9643 | 58944 | 3420 | 30787 |
Гвозди железные | 66188 | 256642 | 26238 | 386311 | 12242 | 269996 | 5486 | 363943 | 19577 | 176390 |
Себестоимость пуда гвоздей равна 6 р.20 коп. золотом, продажная его стоимость – 9 р. золотом.
Потреблено топлива и смазочных материалов:
Изделия | 1915 | 1916 | 1917 | 1918 (полгода) | 1923 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | пуд | руб | |
Торф и торфобрикеты | - | - | - | - | 8997 | 2649 | 974 | 292 | - | - |
Нефть сырая | 643 | 514 | 782 | 1016 | 1090 | 3106 | 542 | 1901 | - | - |
Нефть сырая | 399 | 35940 | 371 | 44540 | 376 | 67680 | 138 | 26100 | 297 | 2975 |
Дрова | 399 | 35940 | 371 | 44540 | 376 | 67680 | 138 | 26100 | 2975 | 2975 |
Дрова | 399 | 35940 | 371 | 44540 | 376 | 67680 | 138 | 26100 | 2975 | 2975 |
Хворост и пни | 613 | 4597 | 1153 | 8647 | 880 | 6600 | 116 | 870 | - | - |
Минералы и масло | 3021 | 3210 | 298 | 3576 | 338 | 4376 | 214 | 2941 | 95 | 252р.з. |
Сало говяжье | 22 | 176 | 24 | 432 | 25 | 1088 | 22 | 1262 | 25 | 30р.з. |
В настоящее время (к концу 1923 г.) запаса топлива (дров) имеется на два года. Завод может быть переведен на жидкое и твердое минеральное топливо, на что пока еще не обращено достаточно внимания.
Организованная рабочими (па 40 десятинах) близ завода трудовая артель «Пчела», снабжавшая рабочих картофелем, капустой и другими овощами, с введением новой экономической политики распалась; земля перешла в ведение завода, обрабатывается его средствами и в 1923 г. дала до 500 руб. прибыли. Кроме того, с начала 17-го года, после целого ряда ходатайств и упорной борьбы с противодействием рабочей кооперации, при заводе устроена кооперативная лавка, которая обслуживает рабочих и служащих завода и в 1919 году совместно с упомянутой артелью «Пчела» в большой мере помогла рабочим перенести надвинувшийся в то время на Р. С. Ф. С. Р. голод.
Резюмируя все сказанное выше, следует отметить, что Икшанский завод имеет все данные для дальнейшего развития своей деятельности. Находясь при жел.-дор. станции, с которой в непродолжительном времени будет соединен специальной заводской веткой, в незначительном расстоянии от такого центра, как Москва, прекрасно оборудованный, с кадром постоянных, имеющих многолетний опыт рабочих, завод при умелом ведении дела не может не иметь прекрасного будущего.
Эту информацию дополняют воспоминания В.В. Минина:
Во время Февральской революции Икшанские большевики создали первую партийную организацию в районе (34 человека), первый в районе Красногвардейский отряд, первую комсомольскую организацию. Затем все рабочие завода вступили в Московский профессиональный союз металлистов. Среди активистов завода были В.В. Минин и А.Ф. Ловыгин.
Бывший хозяин завода, остававшийся до Октябрьской революции в роли технического директора, сбежал и скрылся, на заводе был организован рабочий контроль, который фактически руководил деятельностью завода до его национализации.
Лавки купцов Кашехлебовых были также национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В чайной Седова был организован рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота, комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тыс. рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.
С момента национализации по 1918 год завод находился в ведении В.С.Н.Х, с 1918 по 1920 год – в ведении Главгвоздя, с 1920 по 1922 г. - в ведении Мосмета, с 1922 по 1923 год в ведении Проволочно-Гвоздильного Треста. В середине 1923 года завод вследствие концентрации подлежал закрытию, но ввиду доходности и обеспеченности топливом и сырьем был переведен на хозрасчет на правах треста.
С 1917 года для контроля над управлением заводом из среды рабочих начали выбираться трое лиц-управляющих; кроме того, был образован фабзавком из 5 человек. До 1917 года расходовалось 18000 рублей в год на жалование директора и его заместителя, прочие служащие в числе 6 человек получали в общей сумме до 16000 руб. в год.
В 1923 году на жалование служащих, состоявших из управляющего заводом и его заместителя, механика, мастера и его помощника-кладовщика, заведующего транспортом и 5 конторщиков, итого 12 человек, расходовалось всего лишь 9925 руб. в год.
Максимум зарплаты в 1923 году составляла 96 руб. зол. в месяц, минимум – 17 руб. (ученикам и сторожам). С хозорганом заключен коллективный договор.
На заводе были организованы новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, обслуживая значительную часть населения уезда, к заводу была подведена железнодорожная ветка, соединившая его со станцией Икша.
Лесопильный цех (завод) был оборудован в октябре 1923 года в деревянном помещении. Помещение для машин должно быть каменное и помещено в деревянном здании временно в 1/4 версты от завода. Сделана 1 лесопильная рама системы Лившиц и Пирвиц. Локомобиль английской системы Клейтон - 15 индикаторных сил, поверхность нагрева 10,64 кв. метра. Отапливается дровами, 1/4 куба в день. Производительность лесопилки - 70 кряжей в день. Обслуживает не только завод, по имеет и частных заказчиков. Вырабатывает доски, тёс, палубник, фанеру. Работает па заказчиков (местных крестьян) временно по 8 коп. за куб. фут пиленого материала. Будет работать только для отработки ящиков для завода. Рабочих 5, получающих 160 руб. в месяц.
В связи с расширением поселка и увеличением населения, Уездным Здравотделом был открыт при заводе медицинский приёмный покой - основоположник больницы в Икше. На Икше возле станции в 1911-1912 году купцом Седовым была построена чайная.
Еще в 1912 году при заводе было организовано подсобное хозяйство. Земельной площадью служила бывшая рядом с заводом земля помещика Гонсовского, около 40 десятин, имелся скот, коровы, свиньи. Сюда же входил заводской обоз в восемь лошадей. Трудности регулирования рабочей силы, необходимость получения семян и сельскохозяйственных орудий, вызвали в 1919 году образование при заводе сельскохозяйственной артели.
В эту артель входили некоторые рабочие завода, часть из крестьян села Игнатово и из населения посёлка Икша - вроде упоминаемого кузнеца Корнеева. Артель называлась «Пчелка». Артель вела довольно продуктивное хозяйство, снабжая членов и заводских рабочих продовольственными продуктами, но, приблизительно около 1923 года, с введением новой экономической политики, артель распалась. Те члены артели, которые не были связаны с заводом, по распоряжению Уездного земельного управления, были выделены в особое земельное общество и поселены на участке земли между селом Игнатово и Ростиславские Выселки.
Таким образом, появилась в Дмитровском уезде новая деревня «Пчелка». В 1930 году там вновь организовался колхоз под названием «Пчелка».
В последнее время существования завода, он в большинстве изготовлял, кроме прежнего строительного ассортимента, сапожную шпильку.
В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории завода, он был перевезен в Москву и включен в один из московских заводов, изготовляющих сапожную шпильку и прочие предметы сапожно-башмачного производства.
Заводские постройки были уничтожены и на месте завода построен шлюз №6. Река Икша была перегорожена длинной земляной плотиной, с донным водоспуском посередине. Подпор воды плотиной создал Икшанское водохранилище, затопившее всю низину, по которой раньше проходило шоссе. Ввиду затопления деревни Ростиславские выселки и Черная были перенесены на другой берег реки Икша, образовав единый колхоз.
Широкое зеркало водохранилища, окруженное молодым лесом, представляет собой очень живописную картину. Река Икша вместе с впадающей в нее речкой Базаровкой, пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы закрытым туннелем-дюкером. На месте Игнатовской мельницы построен шлюз №5. Оба шлюза, с необходимыми близ них постройками, красиво вписаны в архитектурный ансамбль канала. Эта гигантская работа по сооружению такого сложного профиля была закончена к 1 мая 1937 года.
-
Библиография:Дмитровский уезд Московской губернии. – Дмитров : Изд. Дмитр. Уезд. Исполнит. Комитета, 1924. – 431 с. : с табл. – Текст : непосредственный.
История Рабочего Поселка Икша Дмитровского района Московской области / Сост. В.В. Минин – Директор Дмитровского Краеведческого музея – [без изд.], апрель 1950. – Текст : непосредственный.