Икшанский проволочно-гвоздильный завод

Икшанский проволочно-гвоздильный Госзавод располагался в Деденевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, в 42 верстах от Москвы, в 19 верстах от г. Дмитрова и в 3/4 версты от ст. Икша Савеловской железной дороги, около проходящего из Москвы Дмитровского шоссе, на берегу небольшой речки Икши, от которой завод и ж.-д. станция и получили свое название.

Основные сведения приводим из книги «Дмитровский уезд Московской губернии», изданной в 1924 г. Дмитровским Уездным Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов. Интересные факты об истории завода, а также о его советском периоде содержатся в рукописных воспоминаниях В.В. Минина «История рабочего поселка Икша. Икшанский завод».

Завод основан в 1907 г. саксонским подданным Юлиусом Вильямом Пеге, который приспособил для гвоздильного производства находившуюся на месте завода водяную мельницу.

Исторически мельница принадлежала Борисоглебскому монастырю, но к 1907 году ее работа была приостановлена ввиду отсутствия арендаторов. Как пишет В.В. Минин, арендаторы не выдержали конкуренции с другой мельницей (Игнатовской), находившейся ниже поселка Икша (там, где теперь гидротехническое сооружение канала им. Москвы - шлюз № 5). Эта мельница принадлежала обществу крестьян села Игнатово, и сдавалась ими опытному мельнику Ивану Андреевичу Кубышкину.

Про мельника Кубышкина говорили, что он был незаурядным человеком. Будучи верующим, не исполнял церковных обрядов в то время обязательных для всех, чем вызывал недовольство попов и полиции. В 1910 году на Яхромской фабрике, ввиду аварии-прорыва нижней плотины, горизонт воды в реке, питающей паровые котлы, понизился и фабрика остановилась. Администрация завода во избежание убытков от простоя искала помощи от различных заграничных фирм в Москве, связанных с гидротехникой (английских, французских). Предлагаемые ими устройства или требовали очень продолжительного времени, или сложных и дорогих насосов. Тогда возникла мысль пригласить мельника Ивана Кубышкина, который простым, примитивным устройством, основанным на русской смекалке, к удивлению иностранных специалистов, в три дня поднял горизонт воды до необходимой высоты. В течении почти трёх лет, пока строилась бетонная нижняя плотина, фабрика работала при помощи этого Кубышкинского устройства.

Познакомившись во время охоты с мельником Кубышкиным, механик завода Пеге, при его содействии и при содействии владельца чугунно-литейного завода Галкина, а также при поддержке немецких фирм в Москве Гильманса и Эриксона, основал Икшанский проволочно-гвоздильный завод.

Данные о производстве детально описаны в книге «Дмитровский уезд», 1924 года издания.

Для работы первоначально установленных 5-ти тянульно-проволочных барабанов и 4 гвоздильных машин на заводе была поставлена водяная турбина 18// при 3-х рабочих. При дальнейшем расширении завода в 1909 году в помощь турбине было установлено на реке Икше водяное колесо, а в 1910 году - небольшой нефтяной двигатель на 25 л.сил системы Рустон Проктор. В 1910 году выстроена казарма для рабочих 26*15 аршин, в 1911 году - каменный корпус для гвоздильного отдела, в 1912 г. установлен паровой локомобиль системы Вольфа - 105 л. сил, в 1913 году возведен тянульный каменный корпус. К 1912 году завод принял приблизительно тот вид, который сохранялся в течение последующих десятилетий.

Все строения (заводские, служебные и жилые) имели общую кубатуру 1797,87 куб. саж., причем в жилых строениях на 1 чел. приходилось минимум 1,73 куб. саж. (в общежитиях для семейных, в которых дети составляют около 1/2 живущих), максимум 5,13, в среднем 2,58 к. с.

В наиболее обширном цехе главного корпуса (гвоздильный цех) отопление паровое; в прочих строениях и жилых помещениях отопление печами (голландские печи и утермарки), кроме семейной казармы, где установлено отопление водяное низкого давления.

В Главном корпусе вентиляция вытяжная искусственная: побудитель - электрический вентилятор. В прочих строениях завода и жилых помещениях вентиляция естественная. Увлажнения не имеется.

Имеется собственный водопровод (из пруда при р. Икше) и канализация, служащая для отвода сточных вод производственных и хозяйственных (15 смотровых колодцев, трубы общей протяженностью 150 саж.).

Пожарная охрана завода производится пожарной дружиной численностью в 20 человек. При пожарном обозе имеются все необходимые приспособления.

Производительность, на которую завод оборудован: 5000 пуд. железных гвоздей и 8600 пуд. проволоки в месяц. Фактически завод вырабатывает в месяц 4500 пуд. гвоздей и 4800 пуд. проволоки. Число суток действия завода в 1915-1923 г.г. колебалось между 270-287 в год.

С июля 1915 г. по декабрь 1917 г. выделывалась проволока для Военно-инженерного ведомства. В настоящее время 3/4 выработки сбывается в Центральное Торговое Акционерное Общество, 1/4 - в различные кооперативы Московской губернии.

Производственных рабочих на заводе:

Отделы Норма 1918 г. 1923 г.
Проволочно-тянульный 60 30 14
Гвоздильный 40 18 13
Механический 30 20 10
Столярный 8 8 5
Итого 138 76 42

Кроме того, на заводе работали: по заготовке топлива – 1, на лесопилке – 5, чернорабочие – 2, в паровой – 5, возчиков – 7, конюхов – 2, сторожей – 6, кладовщиков – 2, подростков – 4. Итого – 34 человека подсобных рабочих.

Из рабочих 50% были местные жители из окрестных селений, они работали на заводе по 7-8 лет, специализировались; остальные 50% - дальние крестьяне, приезжавшие из Тверской, Брянской, Владимирской, Рязанской губерний и специально рабочие-пролетарии, в большинстве бывшие рабочие с Московского завода Гужона.

Постепенно, арендуя землю у крестьян села Игнатово, завод расширялся, появились нефтяные и паровые двигатели, электрическое освещение.

Суточная продолжительность работ в 1913 г. составляла 10 часов, начиная с 1917 г. – 8 часов.

К началу империалистической войны на заводе работало уже более 100 человек. Во время войны завод был отнесен к военному ведомству и находился в управлении Штаба Инженерных войск Московского военного округа, изготовляя проволоку и снаряды для фронта. В качестве подсобных рабочих на завод были присланы военнопленные (чехи, мадьяры, австрийцы).

Заработной платы выплачено рабочим (приводится их численность):

Год Сумма Число подростков Число взрослых Общее число рабочих
1915 60.735 9 95 104
1916 140.212 7 92 99
1917 234.158 8 111 119
1918 370.000 10 96 108
1923
*завод 2,5 месяца стоял в ремонте
34.125 4 72 76

В 1923 году на жалование служащих, состоявших из управляющего заводом и его заместителя, механика, мастера и его помощника-кладовщика, заведующего транспортом и 5 конторщиков, итого 12 человек, расходовалось всего лишь 9925 руб. в год.

Максимум зарплаты в 1923 году составляла 96 руб. зол. в месяц, минимум – 17 руб. (ученикам и сторожам). С хозорганом заключен коллективный договор.

Выработка продукции составляла:

Год Человеко-дней в году Выработка продукции в год, пуд
1913 18914 76387
1921 17246 27123
1922 14910 37134
1923 9369 31624

Культурно-просветительное дело.

С 1918 года при заводе имелся рабочий клуб с 51 участником, и при нем: 1) кружки: драматический, хоровой, музыкальный, антирелигиозный, политграмоты, физкультуры и кружок детей; 2) уголки: Ленина, германского рабочего, Красной Армии, Чоп для военного обучения и безбожник.

В клубе ставились пьесы средним числом - раз в месяц; имелся также кинематограф, библиотека (1500 книг) и читальня. Раз в месяц выходила стенная газета. В 2 недели раз лектор Губполитпросвета читает лекцию о международном положении.

Медицинская помощь. При заводе имеется постоянный фельдшер и аптека. Врач приезжает из Деденева (7 верст по ж. д.) еженедельно. Стационарных больных отправляют в Деденевскую больницу.

Финансы предприятия. Стоимость недвижимого имущества завода выражается в следующих цифрах:

Год Общая стоимость, р. В том числе стоим.
Строений, р.
1915 226.000 96.000
1916 295.000 88.000
1917 252.000 80.000
1923 118.230 118.230

Движимость (машины и проч.) оценивается в настоящее время в 92.130 руб. зол.

Чистая прибыль за предыдущие годы была:

1915 г. . . . . . . 14.642 р.

1916 „ . . . . . . 28.890 „

1917 „ . . . . . . 32.755 „

1918 „ . . . . . . 135.000 „

В июле 1923 года завод перешел на хозрасчет и за время с 1 июля по 1 октября дал чистой прибыли 31.000 руб. золотом.

Задолженность завода в 1918 г. выражалась в сумме 514.267 р., из которой по закладной 15.000 рубл., по учету векселей 7.000 руб., пеуплочепных долгов 119.323 рубля. В 1923 году задолженности не было никакой. В настоящее время подписываются краткосрочные векселя на срок не более месяца и тотчас по истечении срока погашаются.

В дореволюционное время завод имел собственной земли 0,37 дес. и 6 дес. арендованной. В настоящее время по плану, утвержденному в 1921 году, в распоряжении завода имеется земли:

Под заводом 0,5 дес.
По предполагаемым рабочим поселком 16
Под предположенную желез.дор.ветку 8,25
3 отстойника для сточной воды (с примесью серной кисл.) с завода 1,5
Итого 26,25

Собственные перевозочные средства завода в 1918 году состояли из 12 ломовых лошадей, в настоящее время из 8, что вполне достаточно для нужд завода.

Сравнительная стоимость провоза 1 пуда гвоздей от завода до Москвы:

В 1913 г. - 10 коп.; в 1923 г. - 15 коп.

Техническая характеристика завода. Механическими двигателями обслуживаются тянульно-проволочное и гвоздильное отделения; травильное отделение ручное в зависимости от особых условий производства.

Завод имеет центральную силовую станцию и электрическую станцию, служащую и для освещения, и для передачи.

Электрическое освещение устроено в 1912 году. Имеющиеся две динамо, мощностью одна в 12, другая в 3 киловатта, приводятся в движение от локомобиля системы Вольфа. Напряжение тока - 120 вольт. Сила тока большей динамы - 108 амп., меньшей - 25 ампер; всех лампочек 160, от 16 до 100 свечей; для полного освещения всех этих лампочек сила тока должна быть доведена до 27 ампер.

Всех моторов - 7. Каждый мотор приводит в движение какую-либо рабочую машину. Мощность их следующая:

Номер моторов по порядку Мощность каждого мотора *) в индикаторных лошадиных силах Что именно приводит в движение мотор
1 5 Пилу лесопильного завода
2 4 Мельницу
3 3 Просорушку
4 4,3 Подъемный кран
5 1,1 Подъемный кран
6 1,5 Вентилятор
7 1 Наковочную машину

*) Примечание: Индикаторная лошадиная сила равняется 75 килограммометрам, т. е. силе, доста- чтобы поднять 75 килограммов в 1 секунду на высоту 1 метра, или поднять 1 ки- ч Б 1 секунду на высоту 75 метров.

Электричеством освещаются все мастерские.

Силовые установки. Травильное отделение до 1923 года обслуживалось водотрубным паровым котлом русской системы Шухова, с рабочим давлением в 8 атмосфер, с поверхностью нагрева - 58 кв. фут. В 1923 году котел этот отправлен па Пантелеевский гвоздильный завод, а отопление подается от локомобиля Вольфа непосредственно.

Тянульно-проволочное отделение обслуживается стационарным двухцилиндровым локомобилем «Тандем» германской системы Р. Вольфа с конденсацией, круглой выдвижной топкой, с поверхностью нагрева в 224 кв. фут., мощностью 105 индикаторных лош. сил.

Для гвоздильного отделения и освещения завода до последнего времени работали 4 нефтяных заграничных вертикальных двигателя внутреннего сгорания систем: 1 - Отто-Дейц - 30 лош. сил, два „Атлас" - 20 и 71/2 сил и 1 „Скандия" - 7 сил. В настоящее время эти 4 двигателя остановлены за ненадобностью вследствие того, что в начале 1923 года локомобиль Вольфа был подвергнут капитальному ремонту и стал давать все нужное для завода количество сил помимо работы этих двигателей. Из них двигатель Отто-Дейц может быть пущен в любой момент и теперь, остальные 3 требуют некоторого ремонта.

Столярное отделение обслуживается электромотором постоянного тока мощностью 5 лош. сил.

Вспомогательные машины и механизмы. На заводе имеются:

1. Мостовой кран с грузоподъемностью до 2,5 тонн с электрическим двигателем. Другой мостовой край до 3 тонн с ручным двигателем во время бывшего на заводе в 1921 году пожара сгорел и теперь заменен двумя подъемными блоками системы Людерса.

2. Два кузнечных горна - один на один огонь, другой на два огня и одна калильная печь. В ремонтных мастерских две самоточки, два сверлильных станка, один продольно-строгальный станок, одна круглая пила для дерева.

Кроме того, имеется переносный горн и пять слесарных тисков.

Производственные машины и аппараты. Проволочно-тянульное отделение имеет тянульные барабаны для проволоки диаметром 575, 600, 330 и 200 мм. Всего машин – 35, с суммарной выработкой – 99 пуд. в час.

Из второстепенных машин и аппаратов в тянульном отделении находятся: 5 обжигательных печей для проволоки; 12 котлов для проволоки; 2 квасильных чана для химической обработки проволоки.

В гвоздильном отделении находятся гвоздильные машины заграничные для производства проволоки диаметром от ¼ до 8 мм; формовочные машины; гвоздильные прессы заграничные. А также – машины для толевых гвоздей и 45 шпилечных машин, работающих сапожную шпильку.

Всего в работе 42 машины, с общим числом единиц учета 26,7 пуд. в час; 3 машины в ремонте.

Потребление сырых материалов. Сырье – Мартеновская черная проволока, так называемая «катанка», т.е. тонкое сортовое железо – получается с завода б. Гужона, Югостали и прочих Госорганов, смотря у кого ниже цены.

Годовая выработка изделий из своего и покупного сырья:

Изделия 1915 1916 1917 1918 (полгода) 1923
пуд руб пуд руб пуд руб пуд руб пуд руб
Проволока Железная 73280 367370 104246 44586 56796 138204 9643 58944 3420 30787
Гвозди железные 66188 256642 25398 381496 12242 269996 324758 - 17772 22216

Годовое количество проданных изделий и продажная стоимость:

Изделия 1915 1916 1917 1918 (полгода) 1923
пуд руб пуд руб пуд руб пуд руб пуд руб
Проволока Железная 73280 367370 104246 44586 56796 138204 9643 58944 3420 30787
Гвозди железные 66188 256642 26238 386311 12242 269996 5486 363943 19577 176390

Себестоимость пуда гвоздей равна 6 р.20 коп. золотом, продажная его стоимость – 9 р. золотом.

Потреблено топлива и смазочных материалов:

Изделия 1915 1916 1917 1918 (полгода) 1923
пуд руб пуд руб пуд руб пуд руб пуд руб
Торф и торфобрикеты - - - - 8997 2649 974 292 - -
Нефть сырая 643 514 782 1016 1090 3106 542 1901 - -
Нефть сырая 399 35940 371 44540 376 67680 138 26100 297 2975
Дрова 399 35940 371 44540 376 67680 138 26100 2975 2975
Дрова 399 35940 371 44540 376 67680 138 26100 2975 2975
Хворост и пни 613 4597 1153 8647 880 6600 116 870 - -
Минералы и масло 3021 3210 298 3576 338 4376 214 2941 95 252р.з.
Сало говяжье 22 176 24 432 25 1088 22 1262 25 30р.з.

В настоящее время (к концу 1923 г.) запаса топлива (дров) имеется на два года. Завод может быть переведен на жидкое и твердое минеральное топливо, на что пока еще не обращено достаточно внимания.

Организованная рабочими (па 40 десятинах) близ завода трудовая артель «Пчела», снабжавшая рабочих картофелем, капустой и другими овощами, с введением новой экономической политики распалась; земля перешла в ведение завода, обрабатывается его средствами и в 1923 г. дала до 500 руб. прибыли. Кроме того, с начала 17-го года, после целого ряда ходатайств и упорной борьбы с противодействием рабочей кооперации, при заводе устроена кооперативная лавка, которая обслуживает рабочих и служащих завода и в 1919 году совместно с упомянутой артелью «Пчела» в большой мере помогла рабочим перенести надвинувшийся в то время на Р. С. Ф. С. Р. голод.

Резюмируя все сказанное выше, следует отметить, что Икшанский завод имеет все данные для дальнейшего развития своей деятельности. Находясь при жел.-дор. станции, с которой в непродолжительном времени будет соединен специальной заводской веткой, в незначительном расстоянии от такого центра, как Москва, прекрасно оборудованный, с кадром постоянных, имеющих многолетний опыт рабочих, завод при умелом ведении дела не может не иметь прекрасного будущего.

Эту информацию дополняют воспоминания В.В. Минина:

Во время Февральской революции Икшанские большевики создали первую партийную организацию в районе (34 человека), первый в районе Красногвардейский отряд, первую комсомольскую организацию. Затем все рабочие завода вступили в Московский профессиональный союз металлистов. Среди активистов завода были В.В. Минин и А.Ф. Ловыгин.

Бывший хозяин завода, остававшийся до Октябрьской революции в роли технического директора, сбежал и скрылся, на заводе был организован рабочий контроль, который фактически руководил деятельностью завода до его национализации.

Лавки купцов Кашехлебовых были также национализированы: в их чайных организовали комитет бедноты, детскую столовую для кормления детей рабочих, крестьян, бедняков. В чайной Седова был организован рабочий клуб Икшанского завода. Афанасий Романов, имевший кирпичный завод и разработанные торфяные болота, комитетом бедноты был обложен налогом в 13 тыс. рублей в пользу государства. У мелкого фабриканта Сергея Логинова, имевшего в Спас-Каменке небольшое галунное производство, большевики национализировали продуктовый склад.

С момента национализации по 1918 год завод находился в ведении В.С.Н.Х, с 1918 по 1920 год – в ведении Главгвоздя, с 1920 по 1922 г. - в ведении Мосмета, с 1922 по 1923 год в ведении Проволочно-Гвоздильного Треста. В середине 1923 года завод вследствие концентрации подлежал закрытию, но ввиду доходности и обеспеченности топливом и сырьем был переведен на хозрасчет на правах треста.

С 1917 года для контроля над управлением заводом из среды рабочих начали выбираться трое лиц-управляющих; кроме того, был образован фабзавком из 5 человек. До 1917 года расходовалось 18000 рублей в год на жалование директора и его заместителя, прочие служащие в числе 6 человек получали в общей сумме до 16000 руб. в год.

В 1923 году на жалование служащих, состоявших из управляющего заводом и его заместителя, механика, мастера и его помощника-кладовщика, заведующего транспортом и 5 конторщиков, итого 12 человек, расходовалось всего лишь 9925 руб. в год.

Максимум зарплаты в 1923 году составляла 96 руб. зол. в месяц, минимум – 17 руб. (ученикам и сторожам). С хозорганом заключен коллективный договор.

На заводе были организованы новые цеха: лесопильный, мукомольная мельница и крупорушка, обслуживая значительную часть населения уезда, к заводу была подведена железнодорожная ветка, соединившая его со станцией Икша.

Лесопильный цех (завод) был оборудован в октябре 1923 года в деревянном помещении. Помещение для машин должно быть каменное и помещено в деревянном здании временно в 1/4 версты от завода. Сделана 1 лесопильная рама системы Лившиц и Пирвиц. Локомобиль английской системы Клейтон - 15 индикаторных сил, поверхность нагрева 10,64 кв. метра. Отапливается дровами, 1/4 куба в день. Производительность лесопилки - 70 кряжей в день. Обслуживает не только завод, по имеет и частных заказчиков. Вырабатывает доски, тёс, палубник, фанеру. Работает па заказчиков (местных крестьян) временно по 8 коп. за куб. фут пиленого материала. Будет работать только для отработки ящиков для завода. Рабочих 5, получающих 160 руб. в месяц.

В связи с расширением поселка и увеличением населения, Уездным Здравотделом был открыт при заводе медицинский приёмный покой - основоположник больницы в Икше. На Икше возле станции в 1911-1912 году купцом Седовым была построена чайная.

Еще в 1912 году при заводе было организовано подсобное хозяйство. Земельной площадью служила бывшая рядом с заводом земля помещика Гонсовского, около 40 десятин, имелся скот, коровы, свиньи. Сюда же входил заводской обоз в восемь лошадей. Трудности регулирования рабочей силы, необходимость получения семян и сельскохозяйственных орудий, вызвали в 1919 году образование при заводе сельскохозяйственной артели.

В эту артель входили некоторые рабочие завода, часть из крестьян села Игнатово и из населения посёлка Икша - вроде упоминаемого кузнеца Корнеева. Артель называлась «Пчелка». Артель вела довольно продуктивное хозяйство, снабжая членов и заводских рабочих продовольственными продуктами, но, приблизительно около 1923 года, с введением новой экономической политики, артель распалась. Те члены артели, которые не были связаны с заводом, по распоряжению Уездного земельного управления, были выделены в особое земельное общество и поселены на участке земли между селом Игнатово и Ростиславские Выселки.

Таким образом, появилась в Дмитровском уезде новая деревня «Пчелка». В 1930 году там вновь организовался колхоз под названием «Пчелка».

В последнее время существования завода, он в большинстве изготовлял, кроме прежнего строительного ассортимента, сапожную шпильку.

В 1932 году, ввиду прохождения трассы канала им. Москвы по территории завода, он был перевезен в Москву и включен в один из московских заводов, изготовляющих сапожную шпильку и прочие предметы сапожно-башмачного производства.

Заводские постройки были уничтожены и на месте завода построен шлюз №6. Река Икша была перегорожена длинной земляной плотиной, с донным водоспуском посередине. Подпор воды плотиной создал Икшанское водохранилище, затопившее всю низину, по которой раньше проходило шоссе. Ввиду затопления деревни Ростиславские выселки и Черная были перенесены на другой берег реки Икша, образовав единый колхоз.

Широкое зеркало водохранилища, окруженное молодым лесом, представляет собой очень живописную картину. Река Икша вместе с впадающей в нее речкой Базаровкой, пущена отдельным искусственным каналом близ полотна железной дороги, и проходит под канал им. Москвы закрытым туннелем-дюкером. На месте Игнатовской мельницы построен шлюз №5. Оба шлюза, с необходимыми близ них постройками, красиво вписаны в архитектурный ансамбль канала. Эта гигантская работа по сооружению такого сложного профиля была закончена к 1 мая 1937 года.


  • Библиография:

    Дмитровский уезд Московской губернии. – Дмитров : Изд. Дмитр. Уезд. Исполнит. Комитета, 1924. – 431 с. : с табл. – Текст : непосредственный.

    История Рабочего Поселка Икша Дмитровского района Московской области / Сост. В.В. Минин – Директор Дмитровского Краеведческого музея – [без изд.], апрель 1950. – Текст : непосредственный.