Белый Раст

Белый Раст

Село Белый Раст расположено примерно в 22 км юго-западнее Дмитрова, у истоков малой речки Саморядовки (левый приток реки Учи). Возле северной окраины села проходит автодорога А107 (Московское малое кольцо) и большое железнодорожное кольцо (участок Икша - Поварово).

Село имеет древние исторические корни. Велика его роль и в период Великой Отечественной войны, именно здесь проходили кровопролитные бои в ходе Московской битвы в декабре 1941 года.

О происхождении названия села существует несколько версий.

Одна из них обозначена в топонимическом словаре Е.М. Поспелова «Географические названия Московской области»:

«Село Белый Раст впервые упоминается в 1572 г. в духовной грамоте царя Ивана IV. Названием служит некалендарное личное имя Раст, (ср. помещик Раст Пилюгин, конец XVI в.), использованное без какого-либо изменения. Подобное образование ойконимов является архаичным и указывает на древность названия.

Менее вероятно использование слова Раст как элемента русской народной ботанической номенклатуры. В разных местных говорах под наименованием раст подразумевают примулу лекарственную, первоцвет, тюльпан садовый, подснежник, бобовый корень и змеевик, а на Украине известно даже растение Белый раст, или алоцветка. Однако, непосредственное использование названия травянистого растения в качестве ойконима сомнительно. Определение белый применено в названии не в цветовом значении, а лишь указывает, что когда-то, еще в феодальное время, это селение было «обелено», т.е. освобождено от повинностей».

Еще одна версия происхождения села и его названия связана со славянскими именами поселенцев и с историческим прохождением здесь княжеских войск, описанная в современных исторических хрониках.

Поселение находится на одной из возвышенностей в нескольких километрах от озера Нерского, на древней дороге, по которой еще Юрий Долгорукий водил свою дружину из Ростова, через Дмитров и Москву, в Киевскую Русь. Ростов Великий на берегу озера Неро, по словам летописцев, в 862 г. принадлежал Рюрику, знаменитому представителю германской группы языков. И если слова Неро и Нерское на языке племен меря, населявших в те давние времена прибрежные территории обоих озер, означают «вода, озеро», то слово Rast во многих древних германских языках означает «привал, отдых, стоянка».

С другой стороны, название населенных пунктов с корнем рост традиционно связывают со славянскими именами Рост (Ростислав, Ратислав, Растиц). А в межевой грамоте Ивана III неподалеку от Ермолинской земли и селом Хлябово находилось село Ратиславское (Ростиславское), из которого позже, по неизвестным причинам, часть жителей была переселена, и образовались Ростиславские выселки. А про село в писцовых книгах за 1627 г. указано: «В Вышегородском стане на пустоши, что было село Ротиславль, принадлежавшей к патриаршей домовой вотчине», церковное место церкви Николая чудотворца».

В «Исторических заметках поселения Белый Раст» читаем еще об одной версии:

«Археологические обследования говорят, что берега озера Нерского и вытекающей из него речки Волгуша были издавна заселены людьми. Возможно, что еще в те времена, когда слово Россия писалось с одной буквой «С», возвышенности с заливными лугами на северо-восток от озера Нерское люди дали название Белые Росы.

В конце XVI века поселение на территории урочища «Белые Росы», в котором была построена деревянная часовня, считалось приселком села Озерецкое. Лесные угодья озера Круглое, Долгое и Нерское, луга и пахотные земли в округе села принадлежали дворцовому ведомству царя Федора Ивановича и входили в Московский уезд.

Со времен обретения самостоятельности Русской Церкви 1589 г. и в особенности после изгнания польско-литовского нашествия 1610-1612 года, в Подмосковье стали восстанавливаться и вновь строиться православные храмы, в народе ощущался духовный подъем.

Местные жители в начале XVII века на месте обветшавшей часовни построили деревянный храм во имя Казанской Божьей Матери, и приселок с этого времени стал самостоятельным селом.

В 1654 году царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы».

Во второй половине XVII века церковь сгорела от молнии, ударившей в колокольню. В 1686 г. на месте сгоревшей была выстроена новая, тоже деревянная церковь. Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому.

В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, то есть «Белый Раст»».

Таким образом, мы видим, что происхождение названия поселения Белый Раст является очень интересным в топонимическом отношении и, вероятно, ждет еще своего обоснования.

Историческое развитие села напрямую связано с событиями, происходящими на этих землях.

Как уже говорилось ранее, почти 70 лет село Белый Раст было патриаршим (при Петре I институт патриаршества в России был упразднен). В 1722 г. бывшее патриаршее село Белый Раст было пожаловано преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому.

Феофан (Прокопович), будучи студентом и перейдя из православной веры в католическую, пешком обошел всю Европу, учился в разных странах разным наукам. Разочаровавшись в католичестве, Феофан вернулся в Киев и снова обратился в православие. Своими глубокими познаниями в философии и богословии, уникальным проповедническим даром снискал признание среди влиятельнейших людей того времени, а потому был вызван в 1716 г. Петром I в. Петербург, а в 1721 г. назначен первым вице-президентом Святейшего Синода. Когда в 1736 г. архиепископ Новгородский Феофан скончался, то переданное ему в дар Петром I село Белый Раст было возвращено в казну.

По данным на 1766 г. в селе Белый Раст Московского уезда проживали 179 жителей.

За последующий век село значительно выросло.

По данным на 1859 г., в селе насчитывался 661 житель, и было сельское правление. В 1899 г. — 483 жителя, и работало земское училище. Есть интересные сведения за 1904 г., рассказывающие о том, как крестьяне Белого Раста пытаясь заработать на несельскохозяйственном труде, решили открыть небольшое медное производство и приобрели ручные прессы, потратились, но дело пошло плохо. Кто-то из крестьян, оставив в поисках лучшей жизни сельскую жизнь, отправился на заработки в Москву и там, работая медниками, получали чистого дохода до 13 рублей в месяц. А девушки в Белом Расте заняты были на деликатном перчаточном промысле. Но и в перчаточном производстве ручной труд вскоре был вытеснен машинами.

В 1926 г. село Белый Раст административно относился к Трудовой волости Московского уезда. В нем было 128 крестьянских дворов и еще 12 прочих, в селе проживали 640 жителей, работала школа и сельсовет. То есть, несмотря на все революционные ситуации, жители Белого Раста занимались в большинстве своем сельским хозяйством, может, потому и смогли собрать хлеба на каменные иконостасы из храма Христа Спасителя. Об этой истории читаем в «Исторических заметках поселения Белый Раст».

«Деревянная Архангельская церковь служила православным до 1812 года. Известно, что в сентябре 1812 года, когда часть наполеоновских войск направлялась из Москвы для пополнения продовольствия в Дмитров, церковь сгорела. (При этом достоверно неизвестно, кто учинил этот поджог…был обычай на пути французов все сжигать…). Впоследствии, при расчистке погорелого храма, среди пепелища была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда Архистратига Михаила в Хонех. И это было Чудо.

После наполеоновского нашествия, ослабленные материально, но бодрые духом, местные жители не осмелились больше строить деревянную церковь, а длительное время собирали средства, изготавливали и обжигали на месте кирпич и иные стройматериалы. Из истории известно, что в первые века Христианства при отсутствии храмов Литургию совершали на гробах мучеников и исповедников Христовой веры. Новый храм прихожане решили построить не на месте старого, а в стороне на мест акрополя или, как называют в народе, погоста, где были похоронены местные священники и жители села.

В 1880 году по проекту В. И. Соколова на средства прихожан и жителей села была построена церковь, отделка и роспись заняла еще 2 года. Церковь была освящена в 1883 году. За неимением средств в церкви был временно установлен иконостас из неизвестного нам ветхого деревянного храма, он простоял до 30-х годов ХХ века.

История установленного вместо него нового, каменного иконостаса невероятно интересна.

В Москве в 1930-е годы во время разрушения Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое местных жителей, прихожан храма, которые сообщили церковному совету в селе о возможности приобретения иконостаса. Жители села (представить себе только, в голодные годы) собрали, кто сколько мог зерна, отвезли его в Москву, продали, а за вырученные деньги (под видом камня) выкупили два боковых мраморных иконостаса из Храма Христа Спасителя, на телегах перевезли его в Белый Раст, из них изготовили один целый иконостас на 3 придела храма, который стоит и поныне, напоминая нам о важности ценностей духовных и о тех героях войны с Наполеоном, ради подвига которых он был первоначально создан.

Перед началом Великой Отечественной войны храм хотели закрыть и требовали у старосты отдать ключи от церкви, но пожилая женщина, даже под страхом смерти, ключи не отдала, и храм в советское время не закрывался.

Сегодня храм восстановлен, его центральный престол посвящен Михаилу Архангелу, правый — апостолам Петру и Павлу, левый — Владимирской Божией Матери.

В церкви Архангела Михаила совершается богослужение по воскресным и праздничным дням - почти 120 дней в году.

В Великую Отечественную войну возле села Белый Раст проходила крупная военная операция в ходе обороны Москвы в ноябре-декабре 1941 года. Все село и церковь были заняты немецкими войсками. Несколько раз село переходило из рук в руки, большое число бойцов, в том числе – военных моряков, сражавшихся здесь, осталось навечно на этой земле. Но, Белый Раст стал отправной точкой, от которой наши войска погнали немцев, оставивших обоз с парадной формой и наградами для «победителей над СССР», от Москвы в обратном направлении.

Храм получил повреждения от разорвавшихся снарядов и пуль, о чем свидетельствуют застрявшие осколки и пули в Царских Вратах, иконах и стенах.

Местные жители в течение нескольких месяцев собирали тела погибших и захоронили их в три кольца диаметром 50 м вокруг храма и часть отдельно в братскую могилу при входе в церковный двор. Здесь официально был построен первый памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне. В середине 1950-х сюда же, в братскую могилу были перезахоронены останки воинов из территории храма и построен новый памятник».

О боевых действиях Красной Армии в районе села Белый Раст есть довольно много публикаций. Среди них – глубокое и скурпулезное исследование дмитровского писателя-краеведа Василия Карасёва «Белый Раст». В ней на основании отечественных и немецких источников описано начало боевого пути 64-й отдельной стрелковой бригады: ее действия под Москвой на правом фланге 20-й армии в ходе наступательных боев в районе станций Лобня, Луговая и с. Белый Раст.

Исторические заметки «Действия героической группы генерала Захарова на Дмитровской земле» и «Крах операции «Тайфун» содержат в себе хронологические данные и воспоминания земляков.

В селе Белый Раст, в месте, где 6 декабря ценой невероятных усилий и героизма были остановлены немецко-фашистские войска, установлен памятный пилон, а возле церкви расположено Боевое захоронение. В память о подвиге моряков и всех, кто сложил свои головы в ходе Московской битвы под Белым Растом, ежегодно проводятся митинги и торжественные мероприятия, а в 2010 г. состоялось важное для всех сельчан событие — на месте захоронения павших героев был открыт мемориальный комплекс.

Сегодня в благоустроенном и ухоженном селе Белый Раст постоянно проживает 152 человека, работает почтовое отделение, действует фельдшерско-акушерский пункт.

Несколько лет назад недалеко от села было выделено место под развитие крупной промышленной площадки, которая уже сегодня выросла до статуса «индустриальный парк» и продолжает развиваться.

Индустриальный парк «Белый Раст» включает несколько логистических центров, промышленных производств и Транспортно-логистический комплекс, имеющий связи крупных российских компаний (в т.ч. РЖД) с зарубежными партнерами. Строительство ТЛЦ идет полным ходом и находится под прямым контролем правительств РФ и КНР. Строятся грузовые фронты длиной 1050 м, крупнейший контейнерный терминал.

В силу уникальности проекта и его непосредственной связи с РЖД, ТЛЦ «Белый Раст» в скором будущем станет мощнейшим, если не основным оператором товаропотоков Московского региона. Планируется, что многофункциональный комплекс также станет центром притяжения большого числа объектов промышленной переработки.

Расположение и строительство таких крупных промышленных объектов рядом с селом, безусловно, окажут влияние на его развитие и повлияют на его, теперь уже новейшую, историю.

Библиография:

Исторические заметки поселения Белый Раст // Родники. – 2007. - №2. – С.3.

Карасев, В.С. Белый Раст. Непридуманный подвиг. Начало боевого пути 64-й отдельной стрелковой бригады. Ноябрь-декабрь 1941 года. / Василий Степанович Карасев. – Дмитров, 2016. – 208 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Поспелов, Е.М. Географические названия Московской области : топонимический словарь : более 3500 единиц / Е.М. Поспелов. – Москва: АСТ:Астрель, 2008. – 600,[8] с. – Текст : непосредственный.

Белый Раст / [Электронный ресурс] : https://iksha-town.ru/istoriya/belyj-rast - Текст : электронный. – (Дата обращения : 24.12.2020).

Белый Раст