22 Авг2024

Староверчество в Дмитровском уезде в XIX – начале XX вв.

Старообрядчество (староверие, древлеправославие) - ветвь русской православной традиции, сформированная в середине 17 в. частью православного населения, отвергавшего предпринятую московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Московской церкви с Греческой церковью и, прежде всего, с Константинопольской церковью.

Противники реформы были преданы анафеме как еретики на соборах 1656 и 1666—1667 гг. Реформа вызвала раскол в Русской церкви. В результате появились различные группы раскольников, разделившиеся впоследствии на многочисленные согласия.

Страна оказалась на грани религиозной войны. Восстание Соловецкого монастыря в 1676 году окончилось его разорением стрельцами. Собор 1681 года призвал к решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. В 1682 г. состоялась массовая казнь старообрядцев: в срубе были сожжены протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор и соловецкий инок Епифаний. В 1685 году царевна Софья издала «Двенадцать статей», на основании которых были в дальнейшем преданы изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям тысячи старообрядцев.

В ход против старого обряда шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Для борьбы со старым обрядом в 1677 году была даже проведена деканонизация святой благоверной Анны Кашинской.

Пётр I, проводивший политику веротерпимости в отношении иностранных конфессий, к расколу относился с подозрением, что, однако, не помешало ему отменить в 1716 г. «Двенадцать статей» царевны Софьи и предоставить старообрядцам возможность полулегального существования при условии уплаты «за оный раскол» двойного налога. Хотя за «совращение в раскол» (любое старообрядческое богослужение или совершение треб), как и прежде, полагалась смертная казнь. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, либо изменниками православию и сурово их наказывали. Дошло до того, что с 1722 года власти запретили ссылать расколоучителей и тайных староверов в Сибирь ввиду чрезмерного их числа в тех краях.

Император Александр I терпимо относился к староверам. В период его правления старообрядцем было разрешено жить по своим обрядам. Гонениям раскольники не подвергались, наказывались лишь распространители раскола. Однако 14 марта 1825 г. в Александр I создал первый Секретный совещательный комитет по делам раскольников. Он не подчинялся МВД, но тесно взаимодействовал с ним. Именно МВД предоставляло в Петербургский комитет все секретные сведения о старообрядцах, а рассмотрением занимался непосредственно Комитет. Однако уже 11 августа 1825 года все приговоры по делам раскольников были переданы в ведение Министерства внутренних дел.

Конфессиональная политика Николая I была направлена на утверждение религиозной монолитности страны. Более того, он следил за численностью раскольников. По его повелению губернские начальники должны были постоянно доставлять министерству внутренних дел ведомости о числе старообрядцев и раскольников, а также осуществлять надзор за молитвенными зданиями, собирать сведения обо всех церквях и часовнях.

10 мая 1827 года, управляющий Министерством внутренних дел внес записку в Комитет министров по которой, раскольническим священникам было запрещено переезжать из одного уезда в другой. В соответствии с Величайшим повелением от 13 февраля 1837 наиболее вредные члены сект не имели права на общественные отличия.

Старообрядцам было запрещено строить церкви, заводить скиты, а также издавать какие-либо книги, по которым совершались их обряды. Ограничения при занятии общественных должностей только были отменены только в 1883 году. До 1874 года религиозный брак старообрядцев не признавался государством, все их дети считались незаконнорождёнными. Тогда же для старообрядцев введён гражданский брак.

В зависимости от отношения к священству старообрядцев принято делить на две группы — поповцев и беспоповцев.

Поповцы приемлют все таинства Православного христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.

Беспоповство возникло в XVII веке после смерти священников старого, дониконовского рукоположения. Часть старообрядцев, не признавшая каноничности священников, поставленных в свои должности по новым, реформированным, книгам, совершенно без священников, стали проводить богослужение т. н. мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем. Поэтому их стали называть беспоповцами.

Крупнейшая старообрядческая организация в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам.

Относительно точное количество старообрядцев в Российской империи определить невозможно. Это связано как со стремлением официальных властей Российской империи занизить число старообрядцев в своих отчётах, так и отсутствием полноценных научных исследований по этой теме.

В настоящее время старообрядческие общины имеются в России, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, на Украине и в ряде стран Северной Америки и Южной Америки, а также в Австралии. По приблизительной оценке, общая численность старообрядцев в России, составляет свыше 2 млн чел.

Начиная с XVII века и по начало XX века, Московская губерния являлась одним из важных старообрядческих центров. В XIX – начале XX века старообрядцы проживали во всех уездах Московской губернии.

Согласно статистическим данным наибольшее их количество проживало в Богородском уезде. Юго-восток этого уезда являлся частью знаменитого старообрядческого региона Гуслицы, включавшего в себя многие сёла и деревни, а также такие города, как Егорьевск и Воскресенск, населённые, в основном, старообрядцами-поповцами. Здесь сформировались уникальные художественные школы иконописания и книжного оформления, существовали центры медного литья. В настоящее время памятники Гуслицкой художественной школы – рукописные книги, иконы, лубки, меднолитые иконы хранятся во многих крупнейших музеях России – Государственном Историческом музее, Музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории религии и других.

Московский уезд (в настоящее время территория уезда вошла в состав Москвы) занимал третье место по количеству старообрядцев в Московской губернии. Наибольшее количество старообрядцев проживало на юге уезда, в Нагатинской волости, на территории и в окрестностях села Коломенского, Борисово, в деревнях Новинки и Нагатино, а также в Царицынской волости. В своем рапорте московский уездный исправник отмечал, что «главные промыслы и занятия раскольников в Московском уезде – земледелие, огородничество и садоводство ... занятия их ничуть не отличаются от занятий живущих подле них православных, раскольники, однако, живут исправнее православных крестьян, почти не пьют водки, трудолюбивые и нравственные».

Наибольшее количество старообрядцев в Клинском уезде проживало в Петровской волости, здесь старообрядцы проживали в селе Петровском, деревнях Бакланово, Рыково, Захарово и других. Наиболее крупными старообрядческими деревнями Петровской волости и уезда являлись Некрасино и Кузнечково. Основным занятием местных старообрядцев, помимо ведения сельскохозяйственных работ, было надомное ткачество.

Старообрядческие общины существовали не только в уездах, но также в уездных городах, таких как Бронницы, Коломна, Верея. На северо-западе губернии достаточно крупные старообрядческие общины существовали в Волоколамском, Клинском и Можайском уездах.

Сравнительно небольшое количество старообрядцев проживало в Можайском, Серпуховском, Подольском, Дмитровском, Звенигородском и Рузском уездах Московской губернии.

22 марта 1782 года в ходе проведения губернской реформы Российской империи Екатерина II подписала указ, согласно которому из сёл и слобод около Троице-Сергиевой лавры был учреждён Сергиевский посад, названного в честь Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры.

Указом Павла I 1796 года количество губерний и уездов было уменьшено, а Сергиев Посад как особая административная единица был упразднен и до 1919 г. входил в качестве заштатного города в состав Дмитровского уезда Московской губернии.

Когда здесь впервые появились старообрядцы - не известно. Может показаться удивительным сам факт существования сообщества старообрядцев под стенами крупного центра официального православия.

Скорее всего, оно обязано своим появлением инокам Троице-Сергиева монастыря, которые явно или тайно встали в оппозицию реформе патриарха Никона.

Старообрядцы-поповцы впервые упоминаются в архивных материалах конца 1820-х гг. В хранящихся в фонде канцелярии московского гражданского губернатора ведомостях о старообрядцах за 1829 г. по Сергиеву Посаду значатся 45 человек (21 мужского пола и 24 женского). За 1832 г. - 59 человек (30 мужского пола и 29 женского).

Общественное молитвенное здание старообрядцев-поповцев упоминается в Сергиевом Посаде далее вплоть до начала XX в. Оно находилось в городе в приходе Вознесенского храма, где собственно и было сосредоточено основное старообрядческое население. После закрытия и опечатывания моленной Кудряшовой, посадскими старообрядцами-поповцами была создана новая моленная, находившаяся при доме Матрены Карповой Агаповой. Моленную эту власти обнаружили в 1857 г.

Как отмечалось выше, старообрядцы всегда находились под жёстким контролем светских и духовных властей Российской империи, являлись объектом политического сыска.

Так, документы местных жандармских учреждений, сохранившиеся в фонде Департамента полиции в Государственном архиве Российской Федерации, содержат сведения по широкому кругу вопросов

Старообрядцам посвящён сравнительно крупный раздел политического обзора помощника начальника Московского губернского жандармского управления (МГЖУ) в Богородском и Дмитровском уездах ротмистра Н.В. Васильева от 10 февраля 1885 г. Ротмистр вступил в должность, по его сообщению, 1 октября 1884 г. Таким образом, документ является его первым обобщающим описанием ситуации на подведомственной территории. Часть документа, касающаяся положения рабочих, была уже опубликована.

В связи с оценкой духовенства официальной церкви в Богородском уезде Васильев писал, что «влияние старообрядцев и раскольников замечается на каждом шагу». Всех старообрядцев Васильев характеризует как «общество трезвых и трудолюбивых работников», которые живут чище, питаются лучше и работают «спорее». Поэтому из такой среды, по мнению автора документа, вышло множество торговцев, кустарей и, наконец, капиталистов-фабрикантов, владеющих лучшими предприятиями уезда. Распространение старообрядчества объяснил тем, что, «не имея легального и научно подготовленного духовенства, обходясь по большей части начётчиками сомнительного происхождения», оно привлекало «новых адептов» не путём «теологических доказательств», а личным примером. Последнее Васильев считал важным, «так как с подобной пропагандой трудно бороться и убеждённому миссионеру и уже совсем невозможно — уездным представителям господствующей церкви, которые или относятся к делам веры вполне индифферентно или же своим образом действий и личным примером могут привести к последствиям совершенно противуположным тем, которые были бы желательны».

Духовенству Дмитровского уезда Васильев дал более благоприятную оценку, поскольку, как он считал, здесь сказывалось влияние Троице-Сергиевой лавры и Духовной академии.

Видимо поэтому, даже несмотря на то, что Дмитровский уезд был расположен недалеко от крупных районов расселения старообрядцев, большого староверческого населения не имел. Об этом можно судить по выпущенной в 1871 г. «Карте раскольничьих селений Московской губернии».

Как упоминалось ранее, до 1874 года религиозный брак старообрядцев не признавался государством, все их дети считались незаконнорождёнными. Именно на эту особенность российской статистики обратил внимание санитарный врач и статистик К.И. Шидловский в своём труде «Дмитровский уезд. Очерк движения населения за десятилетие с 1885 г. по 1894 г.»: «Далее, мы должны констатировать несомненную связь, существующую между незаконными рождениями и числом раскольников в приходах.

Отсюда ясно, что среди раскольников % незаконных рождений является повышенным, что происходить, вероятно, не вследствие большого числа внебрачных рождений, а вследствие непризнания православною церковью законными раскольничьих браков. Этою причиною приходится объяснить значительный % незаконных рождений в приходах Иевлева, Сабурова, Воронова и Богословского. В этих приходах численность незаконнорожденных колеблется от 33,3 до 72,8 pro mille.

Довольно много внебрачных рождений (от 38,3—54,0 % встречаем мы также в дачных местностях (Хотькова, Воздвиженского) и в приходах, прилегающих к промышленному Богородскому уезду и Орловскому посаду (Подсосенья и Торбеева).

Повышенный % незаконнорожденных в приходах Подлипичья и Кончинина, может быть, объясняется близостью этих приходов к городу Дмитрову».

После Высочайшего объявления в России вероисповедных свобод в 1906 г., члены белокриницкого старообрядческого общества г. Сергиева Посада довольно быстро воспользовались ситуацией и уже 25 июля (по старому стилю) следующего 1907 г. Московское Губернское Правление зарегистрировало «Сергиевскую старообрядческую общину».

Сергиево-Посадский Белокриницкий старообрядческий приход после своей регистрации официально функционировал три десятка лег вплоть до разгара советской борьбы с религией.

Литература:

Государственный архив Российской федерации (ГА РФ). Ф. 102. 3-е делопроизводство. 1885 г. Д.59. 4.45. Л. 12— 19об.

Ершова, О. П. Старообрядчество и власть: научная и учебная литература. — М., 1999.

Катунский А. Е. Старообрядчество. — М.: Политиздат, 1972.

Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. 2-е изд. — СПб., 1895.

Шахов М. О. Старообрядчество, общество, государство. — М.: СИМС, 1998.

Шидловский, К. И. Вып. 1 : Дмитровский уезд : Очерк движения населения за десятилетие с 1885 г. по 1894 г. : С 25 диаграммами и 13 картограммами / [Соч.] сан. врача К. И. Шидловского. - 1899. - V, 164 с. ; 20 л. ил. : табл., диагр. / Сборник статистических сведений по Московской губернии. Отдел санитарной статистики. - М. : Моск. губ. земство, 1877-1903. - Подзаг. части изд. : Отдел санитарный. / Т. 6 : Материалы по определению санитарного состояния Московской губернии : [В 9-ти вып.]. - 1899-1903.