Владимир Николаевич Махалин. Парта героя
Владимир Николаевич Махалин. Парта героя.
1 февраля 2021 года исполнилось 104 года со дня рождения летчика-испытателя, Героя Советского Союза В.Н. Махалина, первым в отечественной авиации преодолевшего две скорости звука.
Владимир Николаевич родился 2 февраля 1921 года в с. Дядьково Дмитровского района Московской области в семье рабочего. Учился в Дмитровской средней школе №1. Благодаря его безусловным и великим заслугам при жизни в его честь поставлена Парта Героя имени Владимира Махалина, которую открыли в лицее №4 Дмитровского округа.
Парта героя — это обычная школьная парта, на столешнице которой размещён портрет героя и информация о нем:
- годы жизни;
- описание жизненного пути;
- награды;
- описание подвига или достижения;
- qr-код, который ведёт на страницу с более подробной информацией.
Право сидеть за такой партой получают ученики, имеющие успехи в учебе, принимающие активное участие в жизни школы. Каждый школьник считает за честь посидеть за ней.
Владимир был одаренным ребенком. Окончил два курса Московского гидрометеорологического техникума. Одновременно занимался в Реутовском, а затем Дмитровском аэроклубах.
Началась война. Родине нужны были военные летчики, и Владимир Николаевич готовил их. Махалин, конечно, рвался в бой, был не робкого десятка, писал начальству бесконечные рапорты с просьбой направить его в действующую армию, но получал в ответ постоянные отказы. Пришлось продолжать заниматься тем, чем и раньше, тем что приносило Родине наибольшую пользу - учить, готовить новых и новых пилотов. И только на третьем году войны Махалину удалось попасть на фронт. Его радости не было предела. Наконец он сможет показать все свои навыки полета в деле.
Осенью 1943 года лейтенанта Владимира Махалина командировали в действующую армию для прохождения боевой стажировки. Ему пришлось воевать на 2-м Украинском фронте в составе 427 -го истребительного авиационного полка. Ко времени окончания стажировки в летной книжке Владимира значилось 26 боевых вылетов и три сбитых вражеских самолета, что характеризует его как храброго летчика и отличного специалиста в летном деле. Он мог легко ориентироваться в ситуации в борьбе с противником и принимать верные решения для победы в схватке.
В 1945 году Владимиру Махалину вручили орден Красного Знамени. В наградном листе отмечались трудовая доблесть лейтенанта Махалина, отличная работа по подготовке 78 летчиков для фронта и героизм, проявленный на фронтах Отечественной войны.
Небо всегда манило Махалина, стремление к подвигам и доблести было присуще ему всегда.
С 1953 года – летчик-испытатель. Конечно новые самолеты, стремление быть полезным людям, вот что двигало Махалиным. С 1955 года он шеф-пилот конструктора П.О.Сухого. Владимир Махалин первым в СССР преодолел двойной сверхзвуковой барьер скорости, дал путевку в небо знаковым машинам П.О. Сухого: фронтовому истребителю Су-7 и перехватчику Су-9.
Самолеты, выпущенные из конструкторского бюро Павла Сухого, известны во всем мире. Их ласково называют «сушками», «сухарями», «сухими». Это была техника будущего, опережающая свое время. И здесь от испытателей требовалось необыкновенное мужество —поднять в воздух опытную, созданную в единственном экземпляре машину, установить на ней рекорд и вернуть в целостности на землю. Конструктор вверял в руки испытателя свое детище - машину, а испытатель доверял конструктору свою жизнь. В этой уникальной связке рекорды являются результатом каждодневного обыденного труда. Потому что в такой сложной отрасли, как авиация, только рекорд может доказать, кто есть, кто, только рекорд может показать, на что способна машина, а значит, и ее конструктор, и ее летчик-испытатель. Только рекорд дает самолету право на жизнь - на то, чтобы пойти в серию (в производство).
Осенью 1956-го, выйдя на службу после возвращения из отпуска, Махалин сразу же получил направление на очередное медицинское освидетельствование, в ходе которого у него обнаружили лейкемию. Подполковник Махалин был отстранен от летной работы и уволен из рядов Вооруженных Сил по болезни. Доблесть и сила духа, профессионализм и героизм были заметны всем вокруг. Его ценили друзья и коллеги. И в этот момент на помощь пришел Павел Осипович Сухой, который предложил Махалину работу в конструкторском бюро в должности заместителя начальника летно-испытательной станции по летной части. Дела предстояли серьезные. К испытаниям уже были подготовлены сразу две модернизированные машины на базе прототипов, испытанных Махалиным: С-2 (Су-7) и Т-43 (Су-9). Какой силой духа нужно было обладать, чтобы не уйти в уныние после постановки страшного диагноза, не поддаться панике, собрать все силы и продолжить труд всей его жизни.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Владимир Махалин за высокое летное мастерство, мужество и героизм, проявленные при испытании новой сверхзвуковой авиационной техники, был награжден орденом Ленина. А 16 сентября 1957 года подписан еще один указ, которым ему за высокое летное мастерство, отвагу и героизм, проявленные при испытании самолетов-истребителей со сверхзвуковыми скоростями и новых видов вооружения, было присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина.
30 октября 1983 года изнурительная, длившаяся четверть века схватка со смертельным недугом закончилась. Владимира Махалина не стало. Похоронен в д. Очево Дмитровского района.
Решением Исполкома Дмитровского городского Совета народных депутатов Московской области от 17.06.1988 № 1345/13 в целях увековечивания памяти Героя Советского Союза, летчика-испытателя сверхзвуковых самолетов Владимира Николаевича, было присвоено микрорайону № 4 города Дмитрова имя Героя Советского Союза Владимира Махалина.
Герой Махалин В. Н. совершил воинский подвиг. Воинский подвиг — это не только честь и слава, но и проявление самых глубоких человеческих чувств и идеалов, которые продолжают вдохновлять нас на протяжении веков. Им движет чувство любви к Родине, к своему народу, своей семье и просто к ближним и окружающим людям.
Я бы хотела быть похожей по своим качествам на летчика-испытателя Махалина. В современном мире подвиги тоже совершаются, хотя и не так часто, как в прошлом. Многие люди готовы пожертвовать своей жизнью или здоровьем ради спасения других, и это говорит о том, что подвиг не утратил своего значения в наше время.