Вербицкая А.А.
Вербицкая (урожденная Зяблова) Анастасия Алексеевна (23.2.1861, Воронеж — 16.1.1928, Москва) – прозаик, драматург, мемуаристка.
Вербицкая родилась 23 февраля 1861 года в Воронеже, в семье майора А.А.Зяблова, по матери происходила из артистической среды, была родственницей артиста П. Мочалова. После окончания Московского Елизаветинского женского института (1870-77) служила гувернанткой. Обладая прекрасным голосом, в 1879-81 училась в Московской консерватории по классу вокала, прервала обучение из-за недостатка средств. Преподавала музыку и пение в Елизаветинском институте, но была вынуждена оставить службу по уставу учебного заведения, так как в 1882 вышла замуж за небогатого межевого инженера А.В.Вербицкого. Имела троих сыновей, но продолжала работать преподавательницей музыки в женской гимназии, корректором, журналисткой. Служба была для Вербицкой не только источником существования, но и способом борьбы за женское равноправие.
Первое художественное произведение – повесть «Разлад» (1887) – посвящено теме женской эмансипации, ставшей одной из центральных тем всего творчества Вербицкой. В главной героине – писательнице Каменевой обозначен излюбленный тип героини Вербицкая – женщина, борющаяся за свое счастье и равноправие.
Постоянная литературная деятельность Вербицкая началась в 1894. Она печаталась в журналах «Образование», «Жизнь», «Мир Божий», «Начало» и др. Ранние рассказы Вербицкой, объединенные в книге «Сны жизни» (1899), написаны в традициях реалистической прозы конца XIX в. Их герои — «серенькие», «хмурые» интеллигенты, влачащие существование под гнетом среды и обстоятельств. Вербицкая талантливо изображала катастрофический ужас одинокого существования человека в большом городе.
С 1899 Вербицкая сама выступала как издатель своих произведений, а также помогала женщинам-переводчицам, публикуя переводные романы о женской эмансипации. Героини ее прозы 1890-х – начала 1900-х стремились вырваться из косной мещанской среды, порвать путы фальшивой семейной морали: романы «Вавочка» (1898), «Освободилась» (1899), повесть «История одной жизни» (1903) и др. Много сил отдавала Вербицкая работе в различных обществах, способствующих улучшению положения женщин и учащейся молодежи.
Вербицкая восторженно встретила революцию 1905. 7 дек. 1905 писательница предоставила свою квартиру для заседания комитета РСДРП(б), что было актом гражданского мужества. Впечатления от «Кровавого воскресенья» повлияли на повести «Светает» (1906) и «Крылья взмахнули» (1907). События московского вооруженного восстания – историческая канва романа «Дух времени» (1905-07). Это произведение стало выражением не только революционных идей, но и нового стиля Вербицкой.
В поисках художественных средств, адекватных времени, Вербицкая обратилась к аккумуляции эстетических принципов модерна и к романтическим традициям, которые к началу XX в. стали достоянием «массовой» литературы. В «Духе времени» Вербицкая произвела реабилитацию формы бульварного или сенсационного романа, основанного на поэтике исключительного и атипического. Точность в изображении революционных событий явилась основой для создания «творимой легенды» о революции. Главный герой романа – артист, потомок богатого купеческого семейства Андрей Тобольцев, увлеченный вихрем революции, являлся воплощением ницшеанского типа «человека-артиста», разрушителя старой морали. Постоянная для Вербицкой тема женской эмансипации теперь была истолкована как требование сексуальной революции, разрушения «исконно женских» моральных догм, сковывающих совр женщину. «Дух времени» имел оглушительный успех у читателей, за 4 года выдержал 3 изданий общим тиражом 51 тысяч экземпляров, что было рекордным для начала века. Рецензенты подвергли роман резкой критике, обвиняя Вербицкую в легкомысленной трактовке «серьезных» проблем и порнографии. Однако за границей «Дух времени» был воспринят как талантливое отражение революционных событий в России и сразу же переведен на несколько европейских языков.
Не меньший успех имел и роман «Ключи счастья» (1908-13), созданный в той же художественной манере. В нем Вербицкая рассказывала «сказку о Золушке» – бедной девушке Мане Ельцовой, встретившей миллионера Штейнбаха, полюбившего ее и помогшего стать знаменитой балериной. Поставив в центр повествования судьбу актрисы, Вербицкая уделила много места изображению панорамы художественной жизни России 1910-х. И в «Ключах счастья» авторские симпатии принадлежали революционным силам. Но теперь в центре внимания оказались не социал-демократы, как в «Духе времени», а представители наиболее «эффектных» революционных партий –эсеры и анархисты. И все же революционный «антураж» являлся лишь частью бытового фона, на котором разворачивалась драма любви героини и двух ее возлюбленных – Штейнбаха и аристократа Нелидова. В образе Мани Ельцовой Вербицкая стремилась смоделировать образ «новой женщины», которую безуспешно искал в обликах своих возлюбленных Андрей Тобольцев. Один из идейных учителей героини так говорил о сути новой морали, заключенной в этом женском типе: «Не поступайтесь своей мечтой и желанием ни из страха, ни из долга, ни из сострадания... Пусть камни летят в вашу голову за то, что вы имеете слабость говорить, чувствовать и поступать вне шаблона! Если вы утром целовали мужа, а вечером желание толкнет вас в объятия другого, повинуйтесь вашему желанию... В этом вся правда жизни. Помните главное: нет судьи в этих вопросах, ваше тело, ваши чувства, ваша жизнь принадлежат вам!.. Вам одной!» Трагический финал романа свидетельствовал о том, что писательница осталась верна художественной правде. «Новая женщина», ницшеанка, легко переступающая через чужие жизни, осталась лишь теоретической фантазией героев романа.
«Ключи счастья» также стали романом-бестселлером.
В 1913 режиссеры В. Рардин и Я. Протазанов осуществили его экранизацию, ставшую самой кассовой лентой дореволюционного русского кинематографа. Большинство критиков негативно оценили роман, отметив усиливающуюся писательскую небрежность Вербицкой. Ее отступление от реалистической манеры письма, попытки соединить социальную и нравственную проблематику с авантюрным сюжетом они сочли отказом от традиций «высокой» литературы и скатыванием до уровня «бульварного чтива». К.Чуковский увидел в романах В. «сочетание Рокамболя и Дарвина, Пинкертона и Маркса». Критик Тан (В.Г.Богораз) назвал героиню «Ключей счастья» «Саниным в юбке». Единственными, кто оценили общественную роль произведений Вербицкой, хотя и не замалчивали их художественные недочеты, были критики-марксисты. «При всей наивности форм – писал А.Луначарский – Вербицкая, несомненно, является идеалисткой в положительном смысле этого слова. Именно жажда красивой, более прямой, более героической жизни заставила потянуться к ней читателя, сбитого с толку, может быть, очень художественными, но мрачными, лишенными всякого живого чувства произведениями корифеев тогдашней литературы».
После 1914 Вербицкая вступила в полосу творческого кризиса. Художественный метод, с успехом примененный в «Духе времени» и «Ключах счастья», уже исчерпал себя. Во второй половине 1910-х Вербицкая работала над историческим романом «Иго любви» (ч.1-2: «Актриса», «Огни заката». 1914-16), посвященном романтической версии судьбы ее бабушки – известной провинциальной актиры А.Н.Мочаловой (Бушуйкиной). 3-я часть романа –«Спешите жить» (1920) – осталась неопубликованной.
После 1917 литературная карьера Вербицкой прервалась. Сложенная еще в дореволюционные годы легенда о порнографичности ее книг повлекла за собой постановления о запрещении дальнейшего издания произведений Вербицкой и изъятии из библиотек имеющихся там изданий. Вербицкая очень бедствовала, работала в детской литературе под псевдонимами А. Алексеева, Румшевич, Ольгович, тщетно стараясь приспособиться к новой социальной проблематике.
Вербицкая скончалась 16 января 1928 года от болезни сердца и была похоронена на Новодевичьем кладбище.