Усадебный театр Апраксиных в Ольгово
Усадьба Ольгово (до начала XIX в. - Льгово) располагалась в юго-западной части современного Дмитровского края, одного из самых живописных уголков Подмосковья, который некогда был местом скопления «дворянских гнезд».
Первые упоминания о селе Льгово относятся ко второй половине XVI столетия. Однако, своего расцвета усадьба достигла, когда ею владел Степан Степанович Апраксин (1756-1827) – генерал от кавалерии в отставке, военный губернатор Смоленска, московский губернский предводитель дворянства, один из учредителей Московского императорского сельскохозяйственного общества, а в усадебной жизни – знаменитый хлебосол и, что называлось, «душа общества».
Ольгово как нельзя лучше подходило для веселого и удобного времяпрепровождения. Большой дом с прекрасным видом на холмы Клинско-Дмитровской гряды, красивейший парк с множеством прудов и тенистыми аллеями, многочисленная прислуга… В то время Апраксины регулярно принимали в усадьбе очень много гостей, для которых устраивались различные развлечения: охоты, карусели, театральные представления. По проекту итальянского архитектора Франческо Компорези, занимавшегося перестройкой усадебного дома, был построен северный флигель, предназначенный специально для театра.
Театр, пожалуй, был одним из наиважнейших видов искусств, которые по-настоящему умели любить и ценить Апраксины в те времена.
В Москве, в доме на Знаменке, у Апраксиных был устроен великолепный театр. Степан Степанович не жалел расходов. Современники вспоминали, что, когда ставили оперу «Диана и Эндимион», зрители слышали звуки охотничьих рогов, раздавался лай собак и на сцену выбегали живые олени. Наряду с крепостными крестьянами в апраксинском театре выступали известные вольные актеры: буфф Малахов, певец-тенор П.А. Булахов (отец композитора П.П. Булахова), в 1817 г. на сцене апраксинского театра дебютировал П.С. Мочалов, а в 1818 г. здесь выступала знаменитая французская актриса Жорж.
«Подмосковное Льгово, - писал П.А. Вяземский, - была достойною пристройкою к городскому дому, и тут посетители следовали за посетителями, спектакли за спектаклями». Янькова Елизавета Петровна, владелица имения Горки, в своих воспоминаниях так характеризовала своих соседей: «…они имели все, чего человек мог только пожелать: оба были молоды, хороши собою, знатные, богатые, любимы и уважаемы. Вся их жизнь проходила в постоянном веселии и была продолжительным пиршеством. Когда они проживали в Ольгове, куда приходилось из Москвы ехать мимо нас, то не проходило дня, чтобы не проехало двух-трех экипажей туда и обратно… Чего только не бывало в Ольгове: был отдельный театр, свои актеры и музыканты, балы, фейерверки, охоты».
В Ольгове, в отличие от московского театра Апраксиных, устраивали преимущественно любительские спектакли. Представлялись комедии Мольера, Бомарше, Реньяра и другие пьесы, «приличные для благородного театра», как переведенные с французского, так и ставившиеся на языке подлинника. Нередко ставили не только легкие комедии и водевили, но и более серьезные пятиактные комедии вроде «Исправленной кокетки».
Здесь на сцене появлялись такие завзятые театралы, как Федор Федорович Кокошкин (драматург, переводчик, управляющий московскими театрами), Пушкин Алексей Михайлович (дальний родственник А.С. Пушкина, преподаватель военных наук, поэт-переводчик), Василий Львович Пушкин (дядя великого поэта, поэт, автор поэмы «Опасный сосед» и сборника «Стихотворения»), Петр Андреевич Вяземский (поэт, журналист и литературный критик), Александр Михайлович Гедеонов (директор императорских театров), Алексей Семенович Яковлев (известный петербургский актер), а также сама хозяйка усадьбы Екатерина Владимировна Апраксина.
Так, Петр Вяземский вспоминает, как однажды в Ольгове были представлены сельские картины, авторы которых сами являлись и исполнителями. В шуточных куплетах, исполненных А.М. Пушкиным, упоминались роли, в которых он в разное время выступал на подмостках ольговского театра, и, конечно, содержались как это было принято, комплименты гостеприимной хозяйке Ольгова – Екатерине Владимировне Апраксиной:
«Был я щеголем французским,
Был обманщиком слугой,
Я теперь красавец русский,
При усах и с бородой.
Малой я во всем послушной
И с другими на подхват,
Для хозяйки добродушной
Я в огонь и в воду рад».
Нередко устраивались в Ольгове и музыкальные вечера, а Екатерина Владимировна даже была почетным членом Санкт-Петербургского филармонического общества.
С 1918 г. «главный дом бывших владельцев взят на хранение Отделом по делам Музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению», а здание театра находилось в аренде «Клуба крестьян села Ольгово» на условиях ремонта арендаторами.
К настоящему времени помещение театра не сохранилось.
Библиография: