У истоков канала

Предыстория строительства канала им. Москвы

Еще задолго до нашей эры люди начали сооружать искусственные водоемы. Это были, в основном, оросительные каналы в засушливых районах древних государств, таких как Китай, Индия, Египет. Но уже в средние века люди стали смотреть на сооружение каналов как на необходимость в развитии транспортного судоходства, так как водные пути являлись основными и наиболее экономичными транспортными артериями. И на территории Руси строительство каналов развивалось главным образом в целях улучшения речного судоходства. Следует отметить, что большинство русских городов строились по берегам рек. К таким городам, конечно, относятся Москва и Дмитров, местоположение которых являлось очень выгодным географически.

Если проанализировать речную систему, на которой расположены Москва и Дмитров, то можно четко увидеть их связь со многими землями Руси. Так, Москва-река, на которой расположена Москва, посредством реки Оки связана с реками Десна, Дон и др. Дмитров же был основан Юрием Долгоруким на реке Яхроме. Яхрома впадает в реку Сестру, Сестра - в Дубну, Дубна - в Волгу, что послужило в дальнейшем возникновению на этом месте крупного торгового центра. Как видно из таможенной грамоты первой четверти XVI века «Указная память стряпчего…», сюда съезжались торговые люди «изо всех городов и волостей в Московские земли, и новгородец, и псковитин, и тверитин, и казанец, и рязанец, и иноземец всякой …».

Описание данного торгового пути находим у Гербенштейна в «Записках о Московии»: «Через Дмитров протекает реку Яхрома, которая впадает в Сестру. Кроме того, Сестра принимает (…) Дубну и сама вливается в Волгу. Такое удобное расположение рек представляет большие выгоды купцам, которые без большого труда ввозят товары из Каспийского моря по Волге в различные страны и даже в самую Москву».

Но уже к XVIII веку река Яхрома обмелела и торговый порт пришлось перенести в село Рогачево Дмитровского уезда. Тем не менее, в начале 60-х годов ХХ столетия во время строительства в центре Дмитрова универмага (там, где Советская площадь соединяется с площадью Торговой) рабочими при рытье котлована были обнаружены два больших якоря, что, на наш взгляд, свидетельствует о том, что и в XVIII веке в Дмитров заходили большие торговые суда. Но, скорее всего, это были единичные случаи и попасть сюда они могли, вероятно, волоком. А торговые пути уже тогда шли мимо города.

Ранее уже отмечалось чрезвычайно выгодное географическое положение Дубно-Сестринской водной системы. На это не мог не обратить внимание Петр I, при правлении которого особенно интенсивно развернулось в России строительство каналов. Именно в тот период был построен Ивановский канал, хотя он и не имел большого практического значения. Более успешным оказался проект по созданию Вышневолоцкой судоходной системы, соединившей Каспийское море с Балтийским морем через Волгу и Неву по рекам Тверце, Цне, Мсте, озеру Ильмень, реке Волхов. Строительство этой системы было осуществлено в 1719 -1722 г.г. по проекту и при непосредственном участии известного русского гидротехника Михаила Ивановича Сердюкова*.

Чувствуя экономическую необходимость соединения двух рек - Москвы и Волги, Петр I в апреле 1722 года дал поручение изучить Дубно-Сестринскую водную систему полковнику Виллиму Геннину**, который должен был не только осмотреть места, по которым было бы удобно проложить соединительные каналы, но и составить чертежи прохождения водного пути до Рогачевской пристани. В результате указанных действий Геннином были разработаны и предложены четыре варианта трассы. Однако, строительство канала тогда было отложено, так как по мнению самого проектировщика данная работа требовала слишком больших затрат и вряд ли могла себя оправдать.

К идее соединения реки Москвы и Волги возвращаются в 1824 году, однако осуществить ее смогли лишь в 1932-1937 годах. Так сбылась мечта Петра Великого, который, по словам В.О. Ключевского, очень внимательно изучал уникальную водную сеть, созданную природой в бассейне русских рек. И уже в самом начале XVIII века он строил планы соединения этих бассейнов для создания более выгодных условий экономического развития развивающейся России. В музее-заповеднике «Дмитровский кремль» хранится документ, свидетельствующий о прохождении Петром I водным путем от Волги до Яхромы и о состоянии данного водного пути. Это «Указная память стряпчего Сытного Дворца Андрея Петрова сына Подлесова слуге Дмитровского Борисоглебского монастыря Даниле Игнатьеву о высылке монастырских крестьян с подводами и инструментами на р.р. Тверцу, Волгу, Дубну, Сестру и Яхрому для расчистки пути следования царя Петра Алексеевича». До того, как документ попал в музей, он хранился в архиве Борисоглебского монастыря. После того, как монастырь был закрыт, «Указная память …», в составе прочих документов оказался в фонде музея Дмитровского края.

Мы предлагаем данный документ Вашему вниманию.

Указная память

стряпчего Сытного Дворца Андрея Петрова сына Подлесова

слуге Дмитровского Борисоглебского монастыря Даниле Игнатьеву

о высылке монастырских крестьян с подводами и инструментами на р.р. Тверцу, Волгу, Дубну, Сестру и Яхрому

для расчистки пути следования царя Петра Алексеевича.

28 сентября 1701 год.

Лета 1701 сентября в 28 день по указу Великого Государя, Царя и Великогокнязя Петра Алексеевича Всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца и по приказу Сытного Дворца стряпчего Андрея Петрова сына Подлесова памят Борисоглебского монастыря слуге Даниле Игнатеву.

Ехать ему в Дмитровской уезд в вотчину Борисоглебского монастыря, что в Дмитрове на посаде в село Кутач з деревнями для того в нынешнем 1701 году сентября в 28 день по указу Великого Государя послан из Нова Города Преображенского полку бонбордерской роты Иван Синяев. И велено ему от Вышнего Волочка по реке Тверце, и по Волге, и по Дубне, и по Сестре и по Яхроме воеводам и бурмистрам Дмитросвским уездом про ево Государево шествие по тем рекам судами. Не было б ево, Государева, шествия издержания. И по берегу чтоб те суды тянут лошадми. По тем рекам пороги, и заломы, и карги и лес ичистить. И по берегу зделат дорогу, чтоб мочно лошадми тянут. А где есть речки и топи построить мосты. И учинить безо всякого мотчания, чтоб ево Великого Государя шествия не было никакой остановки. И по тем речкам до пристани поставит по берегу на дватцати верстах по десяти лошадей, а от пристани до Москвы на дватцати верстах по пятидесят лошадей. И по указу Великого Государя ему, слуге, слуге, села Кутач з деревнями выслат з двора подводы с колесы, с топорами, с ухищи (?), з заступы, с лопоты на те вышеписанные реки безо всякого мотчания тотчас. А будет кто ево, Великого Государя указ того часу не поедут 1701 года сентября в 29 деньна пристань не будут. и им быть в жестоком наказании. А того села прикащик с выборным быть с теми работниками самим.

Андрей Полесов.

Примечание:

*Сердюков Михаил Иванович (1677-1754) – русский гидротехник, служил приказчиком у одного из купцов. Способности М.И. Сердюков привлекли внимание Петра Великого, по приказу которого он был записан в Новгородские купцы. В 1719 году Сердюков предложил проект улучшения условий судоходства по Вышневолоцкой водной системе, был назначен управляющим. За период управления Вышневолоцкими каналами (1722- 1754 г.г.) много сделал для дальнейшего технического развития водной системы.

**Геннин Виллим Иванович - военный инженер и гидротехник, основатель русских горных заводов, родился в Голландии. Во время пребывания там Петра I знакомится с царем, который привез Геннина в Москву (1698 г.) и назначил фейерверкером. В 1710 году в чине подполковника участвует во взятии Кексгольма и строит Гангутские укрепления. В 1720 году строит в Петрозаводске плотины, в 1721 году - в Сестрорецке. В апреле - июле 1722 года проводит исследования Дубно-Сестринской водной системы. Был направлен в Сибирь для строительства заводов. С 1734 года - член Военной коллегии, строит в Туле медный военный завод. В 1735 году составляет труд «Абрисы», в котором описывает технологию сооружения заводских плотин в России. Умер в 1750 году.

Черныш Татьяна Петровна,

зав. архивом, с.н.с. МЗДК

Библиография:

Указная память стряпчего Сытного Дворца Андрея Петрова сына Подлесова слуге Дмитровского Борисоглебского монастыря Даниле Игнатову о высылке монастырских крестьян с подводами и инструментами на р.р. Тверцу, Волгу, Дубну, Сестру и Яхрому для расчистки пути следования царя Петра Алексеевича со свитой. 1701год, 28 сентября. - Архив МЗДК, коллекция столбцов, д. № 337.

Гербенштейн, С. Записки о Московии / барон С. Гербенштейн; пер. с лат.

Анонимова. - СПб, 1866.

Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. - Казань, 1909.

Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государств / В.О. Ключевский. – СПб.,1918.

Нестерук, Ф.Я. Гидротехническое прошлое великого города / Ф.Я. Нестерук; под ред. А.М. Румянцева. –М., 1947 (Опыт эксплуатации сооружений канала Москва - Волга, вып. VII).

Тихомиров, М.Н. Город Дмитров от основания города до половины М) века. С планами, картами и диаграммами / М.Н. Тихомиров. – Дмитров: издание Дмитровского отделения Союза работников просвещения, 1925 (Труды музея Дмитровского края).

Черныш, Т.П. У истоков канала. Предыстория строительства канала им. Москвы / Татьяна Петровна Черныш. – Текст : непосредственный // Канал Москва-Волга: к 80-летию со дня начала строительства : (Материалы и исследования) / Администрация Дмитров. муницип. р-на Моск. обл., МБУ МЗДК. – Дмитров, 2012. – С. 110-113.

У истоков канала

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.