Святогорово

Деревня Святогорово расположена примерно в 20 километрах северо-восточнее Дмитрова, в живописной долине реки Веля. Здесь издавна селились люди, о чем свидетельствуют остатки древних городищ и курганов. Святогорово – часть Радонежья, которое неразрывно связано с житием Преподобного Сергия Радонежского. Здесь он искал места для скитов и монастыря, а после основания Лавры ходил по долине реки Веля паломнической тропой в Дмитров. Здесь, по преданию, по его молитве забил источник. Вся территория окружающих мест уникальна своей первозданной чистотой и гармонией.

Долина р. Веля изрезана многочисленными оврагами, лесные участки перемежаются пойменными луговинами и обрывистыми склонами. Труднодоступность и пересеченность рельефа объясняют богатое разнообразие флоры и фауны здешних мест. В июле-августе 2018 г. в окрестностях д. Святогорово Природоохранным фондом "Верховье" проведено экологическое обследование. Территория оценена как уникальная по сохранности и обилию редких видов флоры и фауны. Отмечено 39 видов растений, животных и грибов, занесенных в Красную Книгу Московской области и ее Приложения. Два из них входят в список видов Красной книги России и Международной Красной книги.

Населенность деревни со временем изменялась. Так, в XIX в. деревня Святогорово насчитывала более 40 дворов, но к концу XX века в ней осталось всего три дома, она была заброшена и обезлюдела. О том, как жила деревня в советское время, писал ее житель П. Савин в рубрике «Энциклопедия Дмитровского края» газеты «Дмитровский вестник». Однако исключительная красота местности и девственность природы привлекла сюда энтузиастов, и деревня стала постепенно возрождаться. «Заповедником русского пейзажа» назвал Святогорово Е.И. Востоков - художник, заслуженный деятель искусств России, профессор и генерал, приложивший много сил к возрождению деревни. Сегодня в деревне Святогорово воссоздан уникальный комплекс, построенный с соблюдением национальных русских традиций XII—XIII века, рядом с деревней расположено подворье Борисоглебского мужского монастыря.

Недалеко от деревни, на роднике, в 1999 г. была сооружена и освящена Часовня Святителя Николая. Здесь стали регулярно проводиться молебны и отмечаться церковные праздники.

В 2009 г. был сооружен и освящен Поклонный Крест у трех источников и камня Пр. Сергия Радонежского, где, по преданию, он отдыхал во время своих поисков места для скита. «…Остановись и ты, добрый человек и помолись о спасении души своей и Земли Русской».

Восстановление деревни продолжается и сегодня. В 2018 г. была сооружена и освящена Часовня в честь Пр. Сергия Радонежского. В это же время на главенствующей высоте 220 метров над уровнем моря, на месте древней паломнической тропы, возведен Крест в память о преподобном Сергии Радонежском. На кресте славянской вязью вырезан текст «Поклонись древней Земле предков наших, помяни их в молитвах своих». Высота креста более 11 метров, вес деревянной части более 1,5 тонн.

Интересным объектом деревни является Школа Экодизайна, где проходит обучение «безотходному» ведению хозяйства и практикам здорового образа жизни. Здания Школы выполнены из экологических материалов: дерева и соломенных блоков, оштукатуренных глиной. Кровля здания – земляная, задерненная. Благоустройство участка при Школе представляет собой пример творчески выполненного ландшафтного дизайна.

На территории деревни построены здания Приютов Туристско-спортивного Союза. Они используются для проведения туристических слетов, соревнований, конференций, занятий с детьми и людей с ограниченными возможностями, а также для оздоровительного отдыха.

Для развития деревни планируется создание природного парка с разветвленной сетью экологических троп и туристических маршрутов, уже сегодня работает Культурно-просветительский и православный центр «Деревня Святогорово».

Савин, П. Святогорово

Святогорово

Деревня Святогорово находится в 20 километрах северо-восточнее Дмитрова. Река Веля от села Горошково до деревни Лебедево с двух сторон отделяет Святогорово от Сергиево-Посадского района. Ручей Тирдовка, впадающий в Велю, отделяет его с третьей.

Святогорово, расположенное среди холмов, полей, глубоких оврагов и лесов, состояло из 43 дворов. Общинная земля находилась в распоряжении деревенского схода, который решал важные вопросы: весной наделял семьи участками «по едокам» и по категориям плодородия земли. Здесь решился вопрос и о строительстве мельницы. …Решение схода считалось законом.

После революции 1917 г. в Святогорове ничего не произошло. А в соседнем Сколепове жители изгнали помещика, разорили имение, за водку продавали лес, на чем хорошо нажились святогоровцы. И в коллективизацию деревня внешне не изменилась, только место старосты занял председатель колхоза, а общинная земля стала называться колхозной. Жителям оставили на своем дворе по корове, остальных коров и лошадей сдали в колхоз. Богатые семьи перевезли свои дома в Дмитров, Хотьково и Загорск, так что раскулачивать оказалось некого.

Думинский сельсовет национализировал мельницу, а мельника сослали. Мельницу поручили комсомольцам. Они не справились с заданием, и в паводок ее смыло. На этом месте построили сруб для охлаждения и хранения колхозного молока, амбары, сенные сараи, разобрали под колхозные фермы, конюшни и зернохранилище, а жителям оставили только дома и дворы.

До войны в Святогорово жило много молодежи. Свое свободное время она проводила на поляне в лесу. Она становилась местом знакомства, местом рождения будущих семей. Вместе с родителями мы, дети, пережили войну. Помним, как провожали на фронт председателя колхоза Ивана Казакова. Он нес на руке младшего сына Анатолия, рядом в красных платьицах шли дочки Тамара и Галя. (Первая всю жизнь стремилась к знаниям, сверстникам рассказывала о прочитанном. Впоследствии она долгие годы работала мастером на трикотажной фабрике).

Вслед за отцами уходили на фронт старшие сыновья. Провожая, устраивали вечеринки, где под гармошку пели частушки: «Стелит мать постельничек, последний постельничек», «Рою, рою под горою черную земелюшку, остается погулять последнюю неделюшку».

В первый год войны погибли Иван Казаков, Дмитрий Игнатьев, Виктор Бодунов и другие. Деревня осиротела. В колхозе теперь работали женщины и подростки. Матери ежедневно ломали головы, чем накормить детей. Только русские женщины могли приготовить еду из ничего! Пекли лепешки из листьев липы, делали свекольники, пулятки, а мы выживали за счет даров природы, огорода и колхозного поля.

В поле землю пахали на лошадях. Мы, мальчишки, очень любили бывать на риге. Нам поручалось погонять лошадей по кругу, чтобы вращался барабан. После уборки урожая проходило колхозное собрание, где подводились итоги, а в заключение устраивалось гуляние.

После войны жизнь стала улучшаться. На трудодни выдавали зерно, солому, овощи. На самодельных жерновах мы мололи муку, хлеб пекли на противнях, н листьями капусты. Вкус его зависел от качества закваски: ее в деревне хранили, как зеницу ока.

Во время чаепития принято было смотреть в окно. Наш дом находился на горе, и отсюда были видны всё Святогорово, Веля, цветущие луга, липы барской усадьбы в Соснине, церковь в Горошкове. Весна приносила в окно запах растущей вдоль Тирдовки черемухи, крики грачей. Вечерний шум ручья о камни дополнялся трелями соловья. Природа и чай у самовара ключевой воды успокаивающе влияли на душу человека.

А ключи! До революции рядом с ними стояли желоба с глиняными горшочками, из которых молодожены пили воду после венчания.

А какое раздолье детям! Летом они купались в омутах Вели, собирали малину, орехи и грибы. Зимой катались на санках, лыжах, деревянных щитах с коньками и рулем – таратайках. Весной Веля выходила из берегов и заливала луга. Вечерами молодежь любила смотреть как, ударяясь друг о друга, плывут льдины, покататься на которых находились смельчаки.

В Петров день и на Покров, казалось, солнце светило особыми красками. Возможно, в это были «виноваты» гости из окрестных деревень, Москвы, Дмитрова, Загорска и Хотькова. После праздничного застолья все собирались на пятачке.

Этот круг, где стоят взявшись за руки девчата, а в середине сидит гармонист. Девчата заказывают «Елецкого», «Русского» или «Семеновну», а иногда и «страдания». Они по очереди парами выходят на середину круга и пляшут с частушками. Иногда выходят и ребята. Затем пятачок «сворачивался». Девчата идут парами, сзади ребята. И снова частушки: сначала их исполняют девчата, за ними - ребята. В конце деревни снова создается пятачок.

Все проходило так до возникновения драки. С дмитровской стороны в ней участвовали ребята из Плетнева, Пыхина, Думина, с загорской – Соснина, Горошкова. Местные держали нейтралитет. Но бывали случаи, когда святогоровские девчата защищали своих, отказывались от дружбы с забияками.

Весь следующий день разговоры шли только о драке. Если ее не было, считалось, что праздник прошел плохо. На второй день гости расходились, а на третий женщины собирали общедеревенский стол. К ним присоединялись мужики. Они отдыхали после праздника.

В Святогорове красиво проводились свадьбы. У Баскаковых в переднем углу под иконами сидели новобрачные Шура и Федя. Женщины пели венчальные песни «Лебедин мой, лебедин», «О княгинюшке и мужественном князе».

Торжественно провожали и в армию. Утром призывники совершали обход деревни. Женщины и мужчины, встречавшие у домов, напутствовали их, девчата дарили вышитые носовые платки. Если парень не отслужил свой срок, за него не выйдет замуж ни одна девушка.

Деревня жила единой семьей. Наши предки заложили здесь традиции духовной близости, доброты и взаимопомощи. Наблюдал как-то, как работал в информационном отделе администрации района Николай Андреевич Бодунов. Он внимательно выслушал пришедшую женщину и детально объяснил, как решить ее проблему. Культура общения заложена у нас с детства. Я не помню ни одной ссоры между жителями деревни.

Жаль, что после отмены запрета на уход из колхоза, молодежь из-за низкого уровня жизни уехала в город мы, последние ушедшие из колхоза, в выходные и праздники приезжали в деревню, помогали родителям, а летом устраивали «пятачки».

Впоследствии Святогорово и Лебедево объединили в колхоз «Новый путь», затем он вошел в состав совхоза «Буденновец». Часть жителей переехала на центральную усадьбу, другие либо перевезли дома в Дмитров, либо продали их москвичам. Таким образом, от Святогорова осталось лишь название на карте…

Савин, П. Святогорово / П.Савин // Дмитровский вестник. – 1997. – 9 октября. – С. 3

Деревня Святогорово и ее окрестности . – [Б. м.] : [Б. и.], 2018. – 64 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный

Встречай рассветы в Святогорово . – [Б. м.] : [Б. и.], 2018. – 16 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный

Культурно-просветительский и православный центр «Деревня Святогорово» . – Москва : [Б. и.], 2018. – 27 с. : цв. ил. – Текст : непосредственный

Святогорово

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.