Пристань в Дмитрове

Со строительством канала Москва-Волга Дмитров стал городом, имеющим выход на судоходный водный путь.

Постановлением СНК СССР № 590 от 9 апреля 1937 года Наркомводу СССР было поручено сдать в Дмитрове в эксплуатацию павильон со служебными помещениями на пристани канала Москва-Волга, закончив его постройку и оборудование к 1 июня 1937 года.

Следует отметить, что в город от пристани ведет улица Рогачевская, на которой сохранились старинные дома городских жителей, в т. ч. Дом Рыбакова, украшенный башенками и отделанный «под камень» и дом купца Возничихина, который 12 августа 1858 г. посетил Император Александр II и отведал пряников хозяйского производства.

По воспоминаниям старожилов, пристань представляла собою одноэтажное здание, деревянное (обшитое тесом), на каменном фундаменте, выкрашено в белый и голубой цвет, с двумя фасадами. Павильон вмещал два зала для пассажиров: малый, где были кассы, и большой – с выходом на причал. На стене большого зала висела копия картины «Охотники на привале», справа - ресторан-буфет со столиками и стойками, водная милиция, медпункт, красный уголок с редким по тем временам телевизором. Слева – бухгалтерия, служебные помещения начальника пристани. Причалы были для грузовых и для пассажирских судов. На выходе к ним из павильона был портик с колоннами, вазоны с цветами. Слева от причала располагались склады – длинные деревянные строения. Справа возвышалась скульптура, создающая образ женщины за штурвалом.

Статуя «Женщина у штурвала» была создана скульптором В.Г. Ищенко в 1937 году и установлена перед фасадом пристани со стороны канала. Но уже весной 1938 года скульптура была перенесена и установлена перед противоположным фасадом на маленькую площадь так, чтобы с проходящих пароходов ее не было видно.

История создания и «жизни» «Женщины у штурвала» подробно описана в книге Р.А. Володина «Скульптор Ищенко Василий Григорьевич. Биография».

У пристани (справа) работала и лодочная переправа.

Дорожка по берегу канала, «набережная», по которой гуляли прибывшие пассажиры и местные жители, от пристани до моста граничила с парком. Парк состоял из нескольких рядов посадок. Первый ряд деревьев – голубые ели, за ними ряд лип, а затем туи. Дополнительно – розы, шиповник, сирень – традиционный набор растений городского парка. По центру парка шла центральная дорожка, вдоль которой стояли скамейки, разделенная по центральной оси цветочными клумбами (круглыми и прямоугольными). С другой стороны аллеи так же рядами шли насаждения. Парк граничил с домами и огородами местных жителей.

В парке была установлена скульптура «Девушка с веслом». К северу аллея завершалась лестницей, ведущей на насыпь, к дороге через мост. Там располагались волейбольная и баскетбольная площадки, небольшая площадка для игры в футбол. В этой части парка находилась скульптура «Футболист». Периодически в парке, по выходным дням, проходили соревнования по разным видам спорта, праздники, народные гуляния. В такие дни в парке играл оркестр, торговали выездные лотки - сладостями, газированной водой, пивом, мороженым.

В годы Великой Отечественной войны Дмитровская пристань также вносила свой вклад в восстановление работы города и канала Москва-Волга в целом.

В газете «Ударник» (№84 за 1942 г.) отмечено:

«Пристанские склады уже готовы к приему грузов, заканчивается ремонт причальных брусьев.

В помещении вокзала будут оборудованы комната материи и ребенка, медпункт, буфет, необходимые удобства для пассажиров.

Как и в прошлом году, по каналу будет открыто местное пассажирское движение, которое будет обслуживать теплоход «Ляпидевский». Ежесуточно теплоход будет делать 4 рейса Дмитров - Яхрома, 2 рейса Дмитров – Ударная и 1 рейс Дмитров – Темпы».

В июне этого же года («Ударник», № 126, 7 июня 1942 г.) начальник пристани «Дмитров» И. Куксин отмечает:

«В ближайшие дни ожидается прибытие на Дмитровскую пристань большого количества сырьевых материалов и продовольственных продуктов для завода фрезерных станков, трикотажной фабрики, Мосторга и Райпотребсоюза.

…В текущем году расширено и пассажирское обслуживание на канале. Пароходы курсируют ежедневно и не только на линии Москва-Калинин, но и до ряда других городов. Пассажиры могут без пересадки ехать на пароходе до Горького, а также в другие города, расположенные на Волге, Каме, Белой, Вятке.

Лучше, чем в прошлом году, обслуживание и на пригородной линии. Количество отправлений увеличено.

Оперативный аппарат пристани обучен на специальных курсах, проинструктирован. Наш коллектив горит желанием работать не покладая рук и тем самым помочь Красной Армии в завоевании полной победы над врагом».

Позже, в послевоенные годы объем пассажирских перевозок стал снижаться и дмитровская пристань выполняла обслуживание только грузовых судов.

В настоящее время есть проект восстановления пассажирской пристани, в том числе в рамках строительства жилого комплекса «Гавань».

Библиография:

Володин Р.А. Скульптор Ищенко Василий Григорьевич : биография / сост. Р.А. Володин. – Дмитров : [б.и.], 2019. – 77 с: ил. – Текст : непосредственный.

Салуцкий, А. Каналу Москва-Волга 80 лет. Правда о Дмитлаге НКВД из первых рук. – М.: Книжный клуб Книговек, 2017. – 160 с. Ил. – Текст : непосредственный

Набережная в Дмитрове // Дмитровский вестник. – 2013. – 9 ноября. – С. 2-3. – Текст : непосредственный.

Табунова, Н.В. Пристань Канала имени Москвы в Дмитрове / Н.В. Табунова. – Текст : электронный // Энциклопедия Дмитровского края. – URL: (дата обращения: 04.05.2020)

Федоров, Н. А. Была ли тачка у министра?.. : очерки о строителях канала Москва-Волга / Н.А.Федоров. – Дмитров : СПАС, 1997. – 224 с. – С.95-114. – Текст : непосредственный.

Пристань в Дмитрове

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.