Орудьевское торфобрикетное предприятие
Орудьевская торфобрикетная фабрика (предприятие) была построена недалеко от села Орудьево в 30-е годы ХХ века.
Строительство фабрики было начато с целью освоения и разработки торфяников в долине речки Кухолки и продолжения разработки торфяника на границе с Талдомским районом (позже - Торфоучасток №7). Основной причиной основания новой фабрики послужило строительство канала Москва-Волга (позже Канала им. Москвы), из-за которого была прервана доставка торфа с торфяников Дядьковского торфопредприятия на большую торфобрикетную фабрику в Мельчевке. Сооружение мостов или тоннелей было дороже чем строительство новой фабрики по переработке торфа, тем более, что расположение новой фабрики рядом с железной дорогой широкой колеи значительно облегчало задачу транспортировки переработанного торфа.
При фабрике был организован рабочий посёлок, получивший название согласно первому разрабатываемому здесь участку, носившему название Торфоучасток № 2. Сейчас название сокращено до «Участок №2″. Те строения, которые видно с платформы Орудьево по обе стороны железной дороги относятся, в основном, к посёлку, включая бани и магазины.
На торфяных полях работали как жители поселка, так и жители окрестных деревень. Например, на очевских карьерах работали некоторые жители деревни Очево и посёлка Облётово.
Для транспортировки торфа со столь дальних участков как Торфоучасток №7 или №3 одновременно со строительством фабрики была проложена железная дорога узкой колеи (750 мм). Начальным пунктом узкоколейной железной дороги были окрестности нынешней станции Каналстрой и остановочного пункта «75 километр» (прежнее название – Ударный). В нынешнее время платформа «75 километр» переименована. «Приказом генерального директора ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова от 17 мая 2019 года остановочный пункт «75 километр» был переименован в честь ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красной Звезды, почётного жителя Дмитровского района Марии Тимофеевны Барсученко». Имя отважной стрелочницы Маши было увековечено в названии этой станции Савеловской железной дороги в дань признания значимости ее подвига в тяжелые ноябрьские дни 1941 года - дни обороны Москвы и нашего родного города Дмитрова.
Узкоколейная железная дорога вела в посёлок Орево (позднее там был построен подъездной путь широкой колеи), далее в северном направлении - параллельно каналу Москва-Волга. Позднее начальным пунктом стала станция Орудьево. На пике развития (1970-е годы) протяжённость линий узкоколейной железной дороги составляла не менее 20 километров.
Торфопредприятие в 1935 году не имело ни производственных, ни административных зданий. Управление предприятия находилось в доме Федотова Н.Я в Орудьево и арендовало сарай, находящийся на месте расположения магазина Орудьевского сельпо. Это был материальный и продовольственный склад. Рабочие и служащие жили в домах колхозников в с. Орудьево, в деревнях Михали, Княжево. Руководство предприятием в то время осуществлялось директором Михайловым Петром Трофимовичем, главным инженером Шумихиным Дмитрием Алексеевичем и помощником директора Выборовым Иваном Михайловичем.
Завод начал работать с весны 1935 года. Начали производиться болотные работы, корчевали пни, рыли канавы. На всей территории 2-го участка были лес, болото. Позднее, примерно через год, предприятие получило от Управления канала Москва-Волга 3-ий участок, принадлежащий Дядьковского-Петраковским торфоразработкам, и несколько зданий 2-го поселка. Началось строительство жилищно-коммунальных и производственных зданий.
Труд на полях применялся исключительно ручной, о механизации в условиях предприятия в то время не могло быть и речи. Добыча кускового торфа в то время требовала большого количества рабочей силы. Рабочие вербовались из районов Рязанской и Воронежской областей по 1000-1200 человек в год.
Только в 1940 году предприятие получило элеваторные машины по добыче торфа.
С целью улучшения качества конечного продукта было принято решение о строительстве торфобрикетного завода. Торфяной брикет представляет собой относительно прочные куски торфа одинаковой формы. Его получают из фрезерного торфа путём механической переработки (размельчения и рассева), сушки подрешётного продукта в сушилках и прессования высушенной крошки в торфяных прессах. Торфяные брикеты широко применялись как топливо для отопительных печей, каминов, котельных зданий, в том числе коммунально-бытового назначения (детских учреждений, школ и др.).
На базе существовавшей фабрики в 1945 году был построен такой завод мощностью 10 тысяч тонн брикета в год.
Во второй половине 1954 года началась реконструкция брикетного завода с целью увеличения мощности. В июне 1956 года завод опять был запущен, а в третьем квартале 1957 года стал работать на полную проектную мощность - 24 тысячи тонн торфяного брикета.
В 1966 году предприятие закончило вторую реконструкцию завода, что создало возможность увеличить мощность завода в 2 раза и выпускать уже 47 тысяч тонн брикета. Впервые в Советском Союзе здесь был установлен брикетный пресс отечественного производства. После реконструкции процесс добычи торфа был полностью механизирован.
На предприятии в это время работало 300 человек. В поселке Торфопредприятия имелись механические и столярные мастерские, гараж. Хорошо налаженное водоснабжение было во многих квартирах. Имелись три клуба, летний сад, магазины, парк. Для рабочих завода был установлен аппарат газированной воды. Ежедневно действовал душ.
- Механизмы, которые использовались в процессе производства:
- ворошилка торфяная - для ворошения слоя фрезерного торфа в расстиле с целью ускорения сушки;
- профилировочная машина ТПШ;
- тракторный погрузчик - для загрузки торфа в полевых условиях;
- торфоуборочная машина УМПФ-4;
- валкователь торфяной - использовался как прицепное устройство для сбора высушенного фрезерного торфа из расстила в валки;
- саморазгружающая повозка ГПС;
- фрезерный барабан;
- зимой была востребована машина по очистке торфяных караванов от мерзлоты и снега.
Территория фабрики была около 50 тысяч кв.м при общей площади заводских и складских помещений менее трёх тысяч. Производственные цеха находились все в одном здании, соединённом с торфоперегрузной горкой конвейерной галереей. Также было хранилище и перегруз, соединённые с основным зданием. Южнее располагалось депо, трансформаторная будка, водонапорная башня (кирпичная, построена в 1957 году) и прочие сопутствующие строения.
Фабрика просуществовала до 1991 года включительно. Снизился спрос на торф как источник топлива и многие предприятия по его добыче и переработке закрылись. То же произошло с Орудьевским и прочими окрестными торфопредприятиями (Мельчевка, Воргаш…). Всё оборудование, технику и рельсы сдали в металлолом, а здания были частично или полностью разрушены.
На сегодняшний день фабрика восстановлению не подлежит. Всё оборудование из основного здания вынесено. Торфоперегрузочные галереи и механизмы полностью демонтированы, остались лишь их подземные части. Однако, хорошо сохранилась Вышка, трансформаторная будка, бывшее здание депо и складские помещения. В здании депо сейчас располагаются склады местных строительных фирм. Узкоколейная станция и подъездные пути широкой колеи полностью разобраны. Переезд через железную дорогу у северной горловины станции закрыт.
Библиография:Воробьева, И. Живая история села Орудьево / Ирина Воробьева // Дмитровский вестник. – 2015. – 29 декабря. – С.10.
Торфобрикетное предприятие в селе Орудьево. [Презентацию подготовили ученики Орудьевской СОШ: Герасимова Александра, Закарян Тигран, Анисимова Кристина. Руководитель: Фадеева Ирина Васильевна]. – Дмитров, 2011. – 2 с. – Текст : непосредственный.