Орудьевское торфобрикетное предприятие

Орудьевская торфобрикетная фабрика (предприятие) была построена недалеко от села Орудьево в 30-е годы ХХ века.

Строительство фабрики было начато с целью освоения и разработки торфяников в долине речки Кухолки и продолжения разработки торфяника на границе с Талдомским районом (позже - Торфоучасток №7). Основной причиной основания новой фабрики послужило строительство канала Москва-Волга (позже Канала им. Москвы), из-за которого была прервана доставка торфа с торфяников Дядьковского торфопредприятия на большую торфобрикетную фабрику в Мельчевке. Сооружение мостов или тоннелей было дороже чем строительство новой фабрики по переработке торфа, тем более, что расположение новой фабрики рядом с железной дорогой широкой колеи значительно облегчало задачу транспортировки переработанного торфа.

При фабрике был организован рабочий посёлок, получивший название согласно первому разрабатываемому здесь участку, носившему название Торфоучасток № 2. Сейчас название сокращено до «Участок №2″. Те строения, которые видно с платформы Орудьево по обе стороны железной дороги относятся, в основном, к посёлку, включая бани и магазины.

На торфяных полях работали как жители поселка, так и жители окрестных деревень. Например, на очевских карьерах работали некоторые жители деревни Очево и посёлка Облётово.

Для транспортировки торфа со столь дальних участков как Торфоучасток №7 или №3 одновременно со строительством фабрики была проложена железная дорога узкой колеи (750 мм). Начальным пунктом узкоколейной железной дороги были окрестности нынешней станции Каналстрой и остановочного пункта «75 километр» (прежнее название – Ударный). В нынешнее время платформа «75 километр» переименована. «Приказом генерального директора ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова от 17 мая 2019 года остановочный пункт «75 километр» был переименован в честь ветерана Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красной Звезды, почётного жителя Дмитровского района Марии Тимофеевны Барсученко». Имя отважной стрелочницы Маши было увековечено в названии этой станции Савеловской железной дороги в дань признания значимости ее подвига в тяжелые ноябрьские дни 1941 года - дни обороны Москвы и нашего родного города Дмитрова.

Узкоколейная железная дорога вела в посёлок Орево (позднее там был построен подъездной путь широкой колеи), далее в северном направлении - параллельно каналу Москва-Волга. Позднее начальным пунктом стала станция Орудьево. На пике развития (1970-е годы) протяжённость линий узкоколейной железной дороги составляла не менее 20 километров.

Торфопредприятие в 1935 году не имело ни производственных, ни административных зданий. Управление предприятия находилось в доме Федотова Н.Я в Орудьево и арендовало сарай, находящийся на месте расположения магазина Орудьевского сельпо. Это был материальный и продовольственный склад. Рабочие и служащие жили в домах колхозников в с. Орудьево, в деревнях Михали, Княжево. Руководство предприятием в то время осуществлялось директором Михайловым Петром Трофимовичем, главным инженером Шумихиным Дмитрием Алексеевичем и помощником директора Выборовым Иваном Михайловичем.

Завод начал работать с весны 1935 года. Начали производиться болотные работы, корчевали пни, рыли канавы. На всей территории 2-го участка были лес, болото. Позднее, примерно через год, предприятие получило от Управления канала Москва-Волга 3-ий участок, принадлежащий Дядьковского-Петраковским торфоразработкам, и несколько зданий 2-го поселка. Началось строительство жилищно-коммунальных и производственных зданий.

Труд на полях применялся исключительно ручной, о механизации в условиях предприятия в то время не могло быть и речи. Добыча кускового торфа в то время требовала большого количества рабочей силы. Рабочие вербовались из районов Рязанской и Воронежской областей по 1000-1200 человек в год.

Только в 1940 году предприятие получило элеваторные машины по добыче торфа.

С целью улучшения качества конечного продукта было принято решение о строительстве торфобрикетного завода. Торфяной брикет представляет собой относительно прочные куски торфа одинаковой формы. Его получают из фрезерного торфа путём механической переработки (размельчения и рассева), сушки подрешётного продукта в сушилках и прессования высушенной крошки в торфяных прессах. Торфяные брикеты широко применялись как топливо для отопительных печей, каминов, котельных зданий, в том числе коммунально-бытового назначения (детских учреждений, школ и др.).

На базе существовавшей фабрики в 1945 году был построен такой завод мощностью 10 тысяч тонн брикета в год.

Во второй половине 1954 года началась реконструкция брикетного завода с целью увеличения мощности. В июне 1956 года завод опять был запущен, а в третьем квартале 1957 года стал работать на полную проектную мощность - 24 тысячи тонн торфяного брикета.

В 1966 году предприятие закончило вторую реконструкцию завода, что создало возможность увеличить мощность завода в 2 раза и выпускать уже 47 тысяч тонн брикета. Впервые в Советском Союзе здесь был установлен брикетный пресс отечественного производства. После реконструкции процесс добычи торфа был полностью механизирован.

На предприятии в это время работало 300 человек. В поселке Торфопредприятия имелись механические и столярные мастерские, гараж. Хорошо налаженное водоснабжение было во многих квартирах. Имелись три клуба, летний сад, магазины, парк. Для рабочих завода был установлен аппарат газированной воды. Ежедневно действовал душ.

    Механизмы, которые использовались в процессе производства:
  • ворошилка торфяная - для ворошения слоя фрезерного торфа в расстиле с целью ускорения сушки;
  • профилировочная машина ТПШ;
  • тракторный погрузчик - для загрузки торфа в полевых условиях;
  • торфоуборочная машина УМПФ-4;
  • валкователь торфяной - использовался как прицепное устройство для сбора высушенного фрезерного торфа из расстила в валки;
  • саморазгружающая повозка ГПС;
  • фрезерный барабан;
  • зимой была востребована машина по очистке торфяных караванов от мерзлоты и снега.

Территория фабрики была около 50 тысяч кв.м при общей площади заводских и складских помещений менее трёх тысяч. Производственные цеха находились все в одном здании, соединённом с торфоперегрузной горкой конвейерной галереей. Также было хранилище и перегруз, соединённые с основным зданием. Южнее располагалось депо, трансформаторная будка, водонапорная башня (кирпичная, построена в 1957 году) и прочие сопутствующие строения.

Фабрика просуществовала до 1991 года включительно. Снизился спрос на торф как источник топлива и многие предприятия по его добыче и переработке закрылись. То же произошло с Орудьевским и прочими окрестными торфопредприятиями (Мельчевка, Воргаш…). Всё оборудование, технику и рельсы сдали в металлолом, а здания были частично или полностью разрушены.

На сегодняшний день фабрика восстановлению не подлежит. Всё оборудование из основного здания вынесено. Торфоперегрузочные галереи и механизмы полностью демонтированы, остались лишь их подземные части. Однако, хорошо сохранилась Вышка, трансформаторная будка, бывшее здание депо и складские помещения. В здании депо сейчас располагаются склады местных строительных фирм. Узкоколейная станция и подъездные пути широкой колеи полностью разобраны. Переезд через железную дорогу у северной горловины станции закрыт.

Библиография:

Воробьева, И. Живая история села Орудьево / Ирина Воробьева // Дмитровский вестник. – 2015. – 29 декабря. – С.10.

Торфобрикетное предприятие в селе Орудьево. [Презентацию подготовили ученики Орудьевской СОШ: Герасимова Александра, Закарян Тигран, Анисимова Кристина. Руководитель: Фадеева Ирина Васильевна]. – Дмитров, 2011. – 2 с. – Текст : непосредственный.

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.