Никишин М.Д.

Никишин Михаил Дмитриевич

Родился 12 (25) октября 1907 года в деревне Воропино Архангельской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Пышлицкого сельского поселения Шатурского района Московской области). Русский. В 1917 году окончил 3 класса школы в селе Архангельское (ныне село Пышлицы Шатурского района). Работал в сельском хозяйстве. С 1924 года жил в Москве. Работал плотником на стройках и цементно-известковом заводе. В 1933 году окончил 3 курса Московского строительно-конструкторского техникума.

В армии с июня 1933 года. В 1935 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. С декабря 1935 года старшина М.Д.Никишин – в запасе.

В 1936-1938 – лётчик-инструктор Дмитровского аэроклуба, с 1939 года – лётчик управления строительства Северо-Печорской железной дороги (Республика Коми). Вновь в армии с сентября 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: с сентября 1941 года – лётчик 68-го района авиационного базирования, в сентябре 1942 – марте 1943 – лётчик-инструктор 16-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка (Волховский фронт). Совершил 214 вылетов на самолётах по специальным заданиям. В марте 1943 – мае 1945 – лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 448-го штурмового авиационного полка (Волховский, 3-й Прибалтийский и Ленинградский фронты). Совершил более 87 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника. Участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, Новгородско-Лужской, Выборгской, Нарвской, Таллинской и Моонзундской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Никишину Михаилу Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал командовать авиаэскадрильей в ВВС (в Ленинградском военном округе). С апреля 1946 года капитан М.Д.Никишин – в запасе.

В 1948 году окончил Школу высшей лётной подготовки ГВФ. До 1953 года работал пилотом и лётчиком-инспектором по технике пилотирования в авиации Дальлага, затем – экспедитором и инженером по транспорту в Московской конторе Норильского комбината.

Жил в Москве. Умер 29 декабря 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Майор (1949). 2 орденами Красного Знамени (30.08.1943; 25.07.1944), орденами Отечественной войны 1-й (24.05.1944) и 2-й (17.06.1944) степеней, Красной Звезды (6.08.1949), медалями. Почётный гражданин Шатурского района.

В селе Пышлицы Шатурского района Московской области установлен памятник, а в городе Шатура – памятная доска М.Д.Никишину.

Ролик СМТ "Вечерний Дмитров" о Никишине М.Д.

Орден Красного Знамени (102 от 30.08.1943)

В Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками на Волховском фронте за период с 23.4 по 12.8.43 г. на самолетах ИЛ-2 совершил 22 успешных боевых вылетов.

Из 22 успешных боевых вылетов – 18 вылетов совершил в качестве ведущего звеньев и групп самолетов. В бою настойчив, над полем боя действует мужественно и отважно.

10 мая 1943 г. группа в составе 4 ИЛ-2 по вызову наземного Командования уничтожала артиллерию и живую силу противника на участке в районе ГОНТВАЯ ЛИПКА. Будучи ведомым, лейтенант НИКИШИН задание выполнил отлично. В присланной телеграмме начальника авиаотдела 2-й Ударной Армии было сказано:

«Наземники отмечают отличную работу 4 ИЛ-2 10.5.43 г. утром на участке ГОНТОВАЯ ЛИПКА. Внезапным налетом был нанесен мощный удар по огневым точкам противника. Противник был ошеломлен, совершенно не ожидая их появления, в грохоте артиллерийского огня обнаружил Илы тогда, когда стали взлетать на воздух его разбитые минометы и пушки. Этот мастерский удар, который командование 2-й Ударной Армии наблюдало впервые. Наземники восхищены и благодарят».

В этом полете лейтенант НИКИШИН проявил исключительное упорство, мужество и летное мастерство. Несмотря на то, что верхний узел сервонасоса правой ноги шасси лопнул и правая нога шасси в полете вываливалась, лейтенант НИКИШИН пошел на цель, выполнил задание, возвратился на свой аэродром и мастерски произвел посадку сохранив самолет ИЛ-2.

24 мая 1943 г. в качестве ведомого пары «Охотников» методом выискивания уничтожал ж.д. эшелоны по дорогам ТОСНО-ЧУДОВО, НОВГОРОД-ЛИСИНО. Задание группа выполнила отлично, 2 км. Южнее ГЛУХАЯ КЕРЕСТЬ был атакован 4 заходами ж.д. эшелон в движении на ФИНЕВ ЛУГ. Пулеметно-пушечным огнем эшелон был остановлен, в результате атаки загорелись 4 хвостовых вагона эшелона. Результат работы был отлично сфотографирован.

22 июля 1943 г. в качестве ведущего звена в составе 6 ИЛ-2 без прикрытия истребителей подавлял артиллерию на ОП 1-2 км. южнее ПОС. 1-й ЭСТОНСКИЙ. Задание группа выполнила отлично. В результате атаки артиллерийских позиций был взорван 1 склад с боеприпасами, подавлен огонь 2-х артиллерийских батарей. Кроме того в этот же день лейтенант НИКИШИН совершил еще 2 успешных боевых вылетов.

Всего в боях по ликвидации Синявинского плацдарма противника лейтенант НИКИШИН совершил 20 успешных боевых вылетов за период с 22.7 по 12.8.1943 г.

Орден Красного Знамени (114 от 25.07.1944)

В Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует: Волховский фронт с 11.1941 г. по 2.1944 г., Ленинградский фронт с 2.1944 г. по 4.1944 г., 3-й Прибалтийский фронт с 4.1944 г. по 6.1944 г., Ленинградский фронт с 6.1944 г.

За период пребывания на фронтах Отечественной войны старший лейтенант НИКИШИН совершил 78 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2. Является мастером вождения групп самолетов на боевые задания. Боевые задания выполняет хорошо и отлично, над целью действует решительно, инициативно, проявляя при этом мужество и отвагу.

За то, что в Отечественной войне совершил 56 успешных боевых вылетов старший лейтенант НИКИШИН был награжден Орденами «КРАСНОЕ ЗНАМЯ», Медалью «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА».

После награждения совершил 22 успешных боевых вылета, все вылеты совершил в качестве ведущего групп самолетов в боях по прорыву сильно укрепленной, долговременной оборонительной полосы противника на Карельском перешейке. Всего в боях на Карельском перешейке старший лейтенант НИКИШИН совершил 29 успешных боевых вылетов.

12.6.1944 г. в качестве ведущего 6 ИЛ-2 методом выискивания уничтожал ж.д. эшелоны отступающих белофиннов. На станции ПЕРКЯРВИ группа атаковала с 4 заходов 3 ж.д. эшелона до 60 ж.д. вагонов с паровозами. Задание выполнила отлично, по подтверждению фотоснимков в результате бомбардировочно-штурмового удара группой было разбито 2 автомашины, 8 ж.д. вагонов, взорван склад горючего.

16.6.1944 г. в качестве ведущего 4 ИЛ-2 бомбардировочно-штурмовыми действиями разрушал ж.д. полотно и станцию КУОЛЕМАЯРВИ. Задание группа выполнила хорошо. По подтверждению фотоснимков бомбометание группой было отличное, в результате действий штурмовиков было разрушено до 200 метров ж.д. полотна. На станции КУОЛЕМАЯРВИ прямым попаданием разрушен 1 дом превращенный немцами в опорный пункт.

2.7.1944 г. в качестве ведущего 2-й группы под общим командованием четырежды орденоносца старшего лейтенанта БАШКИРЦЕВА участвовал в массированном бомбардировочно-штурмовом налете на аэродром противника ЛАППЕНРАНТА. Задание группа выполнила хорошо, в результате бомбардировочно-штурмовых действий было разбито и повреждено на южной окраине аэродрома 11 самолетов противника, взорван склад с горючим. В воздушном бою штурмовики сбили 4 истребителя противника, один из них сбит воздушным стрелком экипажа старшего лейтенанта НИКИШИНА.

Орден Отечественной войны I степени (23 от 24.05.1944)

В Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками участвует с 15.11.1941 г. и за период пребывания в полку с 20.3.43 г. по 20.4.1944 г. совершил 49 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2. Все вылеты совершил в качестве ведущего пар и групп самолетов, является мастером вождения групп на боевые задания. Боевые задания выполняет хорошо и отлично. Над целью работает хладнокровно, настойчиво, проявляя при этом мужество и отвагу.

За то, что в Отечественной войне совершил 24 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2 старший лейтенант НИКИШИН приказом Командующего № 0102/н в 1943 г. был награжден Орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».

После награждения старший лейтенант НИКИШИН совершил еще 25 эффективных боевых вылетов и общее количество боевых вылетов имеет 49.

3.9.1943 г. в качестве заместителя ведущего в составе 6 ИЛ-2 под командованием Героя Советского Союза капитана ЗИНЧЕНКО уничтожал огневые средства, живую силу и разрушал оборонительные сооружения в опорном пункте противника СПАССКАЯ ПОЛИСТЬ. Задание группа выполнила отлично. На цель было произведено 6 заходов, в результате штурмовых действий в районе цели возник 1 очаг пожара и 1 взрыв большой силы /предположительно был взорван склад с боеприпасами. В полученной телеграмме от Командующего 14 ВА было сказано:

«Зам. Командующего войсками фронта объявляет благодарность всему летному составу действовавшему на участке 59 Армии 3.9.43 г.»

1.2.1944 г. в качестве ведущего 4 ИЛ-2 уничтожал автотранспорт и живую силу противника по дороге СОЛЬЦЫ, УГОЩА. Задание группа выполнила отлично. На цель было произведено 4 захода. В результате штурмовых действий было уничтожено 1 бензозаправщик, 4 автомашины с грузом и до 25 повозок с грузом.

14.4.1944 г. в качестве ведущего 5 ИЛ-2 уничтожал огневые средства и живую силу противника в районе Юго-западнее НАРВЫ. Задание группа выполнила отлично. По подтверждению наземного командования штурмовиками в опорном пункте БАРБАШИ возникло 3 очага пожара и 1 взрыв большой силы.

Орден Отечественной войны II степени (81/н от 17.06.1944)

В Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует: Волховский фронт 11.1941 г. по 2.1944 г., Ленинградский фронт с 2.1944 г. по 4.1944 г., з-й Прибалтийский фронт с 4.1944 г. по 6.1944 г., Ленинградский фронт с 6.1944 г.

За период пребывания на фронтах совершил 56 успешных боевых вылетов, из них 5 успешных боевых вылетов совершил в боях на Карельском перешейке. Все 5 вылетов совершены в качестве ведущего групп самолетов. За период лидирования групп самолетов в боях на Карельском перешейке не имеет ни одного случая боевой или небоевой потери.

После награждения совершил 20 успешных боевых вылетов, является мастером вождения групп самолетов на боевые задания. Над целью действует хладнокровно, решительно, проявляя при этом мужество и отвагу.

9.6.1944 г. в качестве ведущего 4 ИЛ-2 в колонне старшего лейтенанта СУХИНЕНКО уничтожал ж.д. эшелон до 20 крытых вагонов на станции ИНОН-НИЕМИ. Задание группа выполнила отлично. В результате действий в ж.д. эшелоне возник пожар, а на станции возник 1 взрыв большой силы и один очаг пожара.

10.6.1944 г. совершил 3 успешных боевых вылета, из них в период 15.30 – 15.33 в качестве ведущего группы 4 ИЛ-2 уничтожал ж.д. эшелон до 17 крытых вагонов с паровозом под парами на станции КАННЕЛЯРВЕ. Боевое задание группа выполняла в сложных метеоусловиях. Задание выполнила хорошо, в результате действий штурмовиков было отмечено прямое попадание бомб в среднюю часть ж.д. эшелона, разбито 2 крытых ж.д. вагона, подавлен огонь 2 точек МЗА.

За успешную боевую работу на Карельском перешейке имеет 4 поощрения, лично ввел в строй 2 молодых летчика.

Никишин М.Д. на сайте "Подвиг народа"

Никишин М.Д.

Годы жизни

1907–1982

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.