Марков А.М.

Родился 11 июня 1917 года в д. Мельница Окуловского района Новгородской области в семье крестьян. В г. Дмитрове жил с 1934 года. В 1936 году окончил Дмитровскую среднюю школу №1 и поступил в авиационную школу. В Красной Армии – с 1936 года. Окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1938 году.

Участник советско-финской войны 1939–1940 годов. Старший летчик 42–го дальнебомбового авиационного полка (27–я дальнебомбовая авиационная бригада, 7–я армия, Северо–Западный фронт).

Младший лейтенант А.М. Марков отличился при выполнении боевого задания 25 февраля 1940 года. Самолет его был подбит и загорелся. Проявив исключительное самообладание, несмотря на сильные ожоги, сумел посадить самолет вместе с экипажем на своей территории. Звание Героя Советского Союза присвоено 7 апреля 1940 года.

На фронтах Великой Отечественной войны – с ноября 1941 года. Командовал авиационным полком. В 1951 году окончил военную академию им. М. В. Фрунзе. Полковник, награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2–ой степени, орденом Красной Звезды, медалями. Умер 8 октября 1953 года. Похоронен в Москве.

В г. Дмитрове его именем названа улица.

Ролик СМТ "Вечерний Дмитров" о Маркове А.М.

Орден Ленина и медаль Золотая звезда

Делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и социалистической родине предан. Выполнял боевое задание по разрушению Ж.Д. станции на 5-м боевом вылете, находился в строю и несмотря на сильный артиллерийский огонь противника точно соблюдал строй чем соблюден мощный круговой оборонный огонь в звене девятки от воздушного противника, благодаря мужеству и выдержки бомбы были сброшены точно в цель на что имеются фотоснимки, в момент отхода самолет был подбит прямым попаданием зенитного снаряда, снаряд попал в масляный бак левой плоскости, разорвался внутри плоскости оторвано элерона и другую часть заворотил к верху разворотил дыру полметра метров самолет загорелся и потерял управляемость на 50% в результате сильного повреждения не теряя самообладания и мужества оценив созданное критическое положение принимает решение спасти экипаж дотянув до своей территории, одновременно принимая все меры для ликвидации пожара в воздухе спокойным ровным голосом сообщил всему экипажу о принятом решении тянуть на свою территорию, требуя ежеминутной информации о распространении огня по самолету от радиста, борясь с огнем и плохо управляемым самолетом на одном моторе /левый от разрыва снаряда вышел из строя, не работал/ стал тянуть на свою территорию пламя стало распространяться под его сидением и обжигало ноги, дым слепил глаза, чтобы иметь видимость иметь возможность управлять, слабо управляемым самолетом открыл колпак в этот момент его охватило пламя и стало жечь лицо и руки, закрывая одной рукой глаза не теряя связи с экипажем, ведя наблюдение за распространением пламени продолжал лететь, экипаж наблюдая спокойствие командира экипажа и его мужественную борьбу с огнем и с самолетом, продолжал свою работу, пролетев на горящем самолете 75 километров по территории противника и увидев воронки от разрывов снаряда тем самым убедился пролетает линию фронта отдает приказание всему экипажу выброситься на парашютах, но экипаж не мог оставить самолет в виду того что в нем находится тяжелораненный товарищ и сам командир видя это, принимает решение быстро снизиться и посадить самолет, что и выполнено ОТЛИЧНО тем самым улучшил до крайности трудное положение экипажа дать возможность выскочить легко из горящего самолета производя посадку в расположении наших передовых позиций неся сильные ожоги стали обугливаться, щеки лопаться, не бросился в панику посадив самолет, выпрыгнул сам и упал потеряв сознание в 3-х шагах от горящего самолета, его примеру последовал экипаж выпрыгивая на снег и спасая тяжело раненого товарища, в результате экипаж жив и находится на излечении в госпитале.

За мужество и геройство проявленное при выполнении боевого задания, невзирая на сильные ожоги за спасение жизни экипажа достоин высшей награды присвоения звания «ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Марков А.М. на сайте "Подвиг народа"

Орден Отечественной войны II степени

Участие в Отечественной войне принимает с 22.6.41 г. За период с 21.1.42 г. по 4.2.42 г. произвел 8 успешно-выполненных боевых вылетов с боевым налетом 10 час. 45 мин. Из них 2 боевых вылета на разведку войск противника в сложных зимних условиях, остальные боевые вылеты в качестве ведущего группы. В результате успешных боевых вылетов им лично уничтожено: пехоты 85 солдат и офицеров, автомашин – 6, повозок с грузом – 12, создано 4 очага пожара. Отлично ориентируясь в воздухе, имея богатый боевой опыт, тов. МАРКОВ выполнял боевые задания в самых сложных зимних метеоусловиях, в метель, низкую облачность, летая одиночно и в группе, разыскивая себе цель, наносил смертельные удары по живой силе и технике противника. Так, 25 января 42 г., будучи ведущим пары, тов. МАРКОВ в метель при видимости менее 1 км. Атаковал скопление живой силы и техники противника в пунктах БРОДНИКОВО, ОСКОЛОВО, КОСТЫЛЕВО, при этом уничтожил до 30 солдат и офицеров, 12 повозок, создано 3 очага пожара. 27 января 42 г. одиночно выполняя задание на боевую разведку в р-не РЖЕВА в пунктах КОКОШКИНО, ЕФРЕМОВО, обнаружил скопление пехоты и техники противника – произвел атаку, в результате чего уничтожено пехоты до 15 солдат и офицеров, 3 автомашины и одно орудие на конной тяге. Тов. МАРКОВ, как верный патриот нашей Родины, не щадя сил и самой жизни, на грозном штурмовике уничтожал немецкие полчища в р-не РЖЕВ, о чем неоднократно писала наша фронтовая и центральная печать. Одновременно с выполнением боевых заданий, тов. МАРКОВ в короткий срок вылетел на самолете ЯК-3, где произвел еще несколько десятков боевых вылетов на уничтожение вражеских самолетов в воздухе.

Марков А.М. на сайте "Подвиг народа"

Марков А.М.

Годы жизни

1917 – 1953

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.