Ксенофонтов Г. В

Дмитров — один из древнейших городов Подмосковья. Этот город для жизни выбрали многие известные люди России такие как русский революционер-анархист, географ и геолог П.А. Кропоткин; епископ Русской православной церкви, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Серафим (Звездинский); литераторы С.П. Подъячев, Л. Н. Толстой любил приезжать в усадьбу Олсуфьевых – Никольское-Обольяниново; художники братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы и многие другие.

В 1937 году в Дмитров приезжает выдающийся представитель якутской национальной интеллигенции, крупнейший ученый этнограф, юрист, общественный деятель Гавриил Васильевич Ксенофонтов. Именно в Дмитрове он работал над 2-м томом важного исследования «Ураангхай - сахалар».

Жизненный путь Гавриила Васильевича — это долгий путь странствий и испытаний одинокого путника, путь возвращения к себе.

Родился Гавриил Васильевич Ксенофонтов 16 января (4 января по старому стилю) 1888 г. в урочище Тиит Арыы 4-го Мальжагарского наслега Западно-Кангаласского улуса. Сразу после рождения родители отдали его на воспитание в семью якута Ионы Слепцова. Связано это было с тем, что у Ксенофонтовых новорожденные дети часто умирали и в этом случае, со-гласно якутским поверьям, необходимо было поменять местожительство ребенка, чтобы запутать злых духов — абасы, приносящих болезнь и смерть. Гавриил был старшим сыном в семье, после него у Ксенофонтовых родились еще пять сыновей и три дочери. Ученый в автобиографии писал о своих родителях: «Мои родители — якуты Западно-Кангаласского улуса 4-го Мальжегарского наслега, Василий Никифорович Ксенофонтов и Екатерина Максимовна. Отец был состоятельным и служил по выборам в улусном управлении на разных должностях. Но меня по рождении отдали на воспитание рядовому якуту середняку Ионе Слепцову, в семье которого я вырос и прожил до поступления в школу».

Начальное образование Гавриил Васильевич получил сначала в сельской школе грамоты, затем в Мариинском приюте в г. Якутске. В 1899 г. он поступил в Якутское реальное училище, где учился на «отлично» и особых успехов достиг в математике, за что одноклассники прозвали его «Архимедом».

С 1908 по 1912 гг. Гавриил Васильевич учился на юридическом факультете Томского университета. В то время это был единственный университет на всю огромную Сибирь, это обстоятельство делало Томск центром интеллектуальных и духовных сил, общественно-политической жизни Сибири. В университете Гавриил Васильевич участвовал в работе студенческого кружка «Сибиреведение», организованного учениками Г. Н. Потанина, известного сибирского этнографа, фольклориста и путешественника, идеолога сибирского областничества.

В 1912 г. Ксенофонтов получает диплом юриста второй степени и предложение Н. Н. Розина остаться на кафедре уголовного права для подготовки к профессуре. Гавриил Васильевич отказывается от предложения и поступает в адвокатуру в качестве помощника присяжного поверенного в Омском округе с местожительством в Томске. Год он занимается судебной практикой под руководством присяжного поверенного Б. М. Гана, а затем возвращается в Якутск. С этого времени начинается его блестящая карьера адвоката. Прекрасное владение двумя языками (якутским и русским), эмоциональная, образная речь, великолепное знание греческого, латыни и немецкого языков делали его выступления яркими и запоминающимися. Речь его на судебных процессах была строго выверена и логична, по свидетельствам очевидцев, он обладал незаурядным ораторским искусством. Вскоре он становится одним из самых известных юристов в Якутске. Многие уже специально едут из далеких сел, чтобы попасть на прием к справедливому адвокату «Гавриилу».

Прославился Гавриил Васильевич и как яркий публицист. Так, в 1914 г. в газете «Якутская окраина» появляется статья Ксенофонтова «Нужна ли якутам письменность?». Появление в массовой печати серии ярких публикаций о необходимости обучения родному языку и создания собственного якутского букваря стали заметным событием в общественной жизни Якутска. Позднее, в 1916 г., в продолжение этой темы он выступит на страницах печати с предложением об открытии университета. В статьях Ксенофонтова поднимались наиболее острые проблемы народного образования, просвещения и развития культуры, и в этом отношении они продолжали лучшие просветительские традиции интеллигенции.

В 1917 г. его избирают членом исполнительного бюро Якутского комитета общественной безопасности и председателем крестьянско-инородческой комиссии «ЯКОБ». Общественно-политическая деятельность увлекает Ксенофонтова. Однако в начале 1918 г. большевики разогнали учредительное собрание и ликвидировали Сибирскую думу, в работе которой Ксенофонтов принимал самое деятельное участие.

Именно тогда, в 30 лет, блестящий юрист резко меняет свою судьбу и становится этнографом, получает второе высшее образование. В 1920 г. новоиспечённый учёный устраивается на работу в Иркутский государственный университет и начинает собирать материалы для будущих исследований.

В 1921 г. Ксенофонтов в качестве члена экспедиции Петри едет в свою первую этнографическую экспедицию в Якутию для сбора материалов по религиозному фольклору. Здесь наряду с основной программой молодой исследователь изучает петроглифы на р. Лене. Лето 1922 г. проводит в Аларском аймаке Бурятии, знакомясь с шаманской верой бурят.

В 1925 г. он совершил самую продолжительную экспедицию по маршруту: Якутск — остров Тойон Арыы — таежные районы Западно-Кангаласского улуса и Средневилюйский улус — Вилюйск —Верхневилюйск — Марха — Нюрба Шея — Сунтар — Хочинский улус — Брангатский наслег — Чона — Эрбогаче — Ново-Туруханск — Красноярск. В 1926 г. ученый съездил в Хакасию. Так был собран обширный корпус источников по этнографии, фольклору, мифологии, ритуалу, верованиям и искусству якутов, эвенков, хакасов.

Это была его последняя экспедиция: по состоянию здоровья ученый вынужден был уехать из Якутии.

1927 год был очень тяжелым для Гавриила Васильевича Ксенофонтова. При родах умерла его жена, Н. Н. Кандинская, первая и самая сильная его любовь. По воспоминаниям, она была очень красивой женщиной.

В этот период Ксенофонтов был особенно загружен научной работой. Он занимался переводами собранных им образцов якутского фольклора и обрабатывал материал о шаманизме якутов, бурят и тунгусов. Полки в его скромно обставленной комнате от пола до потолка были забиты папками с рукописями, дневниками, зарисовками и другими этнографическими материалами, а также книгами по древней истории, мифологии, этнологии на разных языках.

В 1929 г. вышли из печати теоретические исследования, посвященные религиозным воззрениям Запада и Востока. В это же время Ксенофонтов встретил новую спутницу жизни — К. А. Рогову, которая стала его женой. В 1930 г. у Ксенофонтовых родился первенец Леонид, который оказался единственным ребенком. Жена разделяла с ним все тяготы жизни и была с ним до трагического конца.

В 1937 г. выходит первый том его монументального исследования «Ураангхай сахалар», ученый продолжает писать конспекты второго тома. Дальнейшая научная деятельность требовала работы в центральных архивах и библиотеках, и при личной поддержке Ойунского он добивается длительной научной командировки в Москву. Так вместе с семьей Ксенофонтов переезжает в столицу, а затем поселяется в подмосковном городе Дмитрове.

Несмотря на неважное самочувствие, продолжает интенсивно работать. Одна за одной выходят статьи: «Изображения на скалах реки Лены в пределах Якутского округа», «Происхождение якутов», «Кочевой быт и религия», а также две большие работы – «Эллэйада», сборник устных преданий, посвящённых героическому первопредку якутов Эллэю, и «Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов».

Эти труды Ксенофонтова получили всемирное признание и до сих пор актуальны для научного сообщества. Основная идея, прошедшая через все труды учёного, в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных событиях, следовательно, можно восстановить историю путём тщательного сопоставления и анализа народного творчества. Доказательством послужили древнерусские письменные источники, где Ксенофонтов нашёл отголоски якутских мифов и сказаний.

Однако в 1938 г. Ксенофонтов, как и многие представители интеллигенции разных национальностей, был арестован, обвинён в шпионаже, участии в заговоре против советской власти и расстрелян. Позднее сын Леонид вспоминал, как ночью за отцом пришли люди в черном, и его последние слова: «Теперь я уже не вернусь».

Долгое время не было известно о точном месте его захоронения. Лишь сравнительно недавно установили, что Гавриил Васильевич был похоронен в братской могиле на территории колхоза «Коммунар» в подмосковном поселке Бутово. Гавриил Васильевич Ксенофонтов был реабилитирован в 1957 г.

Количество неопубликованных рукописей учёного – более 12 000 листов, архив хранится в Якутском научном центре. А именем Ксенофонтова назван Хангаласский краеведческий музей в городе Покровске.

Ксенофонтов Г. В