Кропоткин
Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) широко известен как ученый, путешественник, видный революционер-народник, крупнейший идеолог анархизма конца XIX — начала XX вв.
Кропоткин с полным основанием может быть отнесен к ученым-энциклопедистам. Как географ и геолог, изучавший Сибирь, Финляндию и Швецию, он внес весомый вклад в разработку теории ледникового периода. Кропоткин участвовал в подготовке монументального труда Элизе Реклю по географии планеты. Был автором географических статей о России в трех изданиях Британской энциклопедии (1882—1911 гг.). Избирался членом Британской научной ассоциации (1893 г.). С именем Кропоткина связано одно из направлений развития эволюционной теории в биологии после Ч. Дарвина. Эти проблемы рассматриваются им и в труде «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». Вопросам истории русской литературы посвящена книга Кропоткина «Идеалы и действительность в русской литературе». Широко известен он и как историк Великой Французской революции. Большой научный интерес представляет его двухтомное исследование по истории и теории этики (опубликован лишь первый том).
Географ, геолог, биолог, историк, литературовед, философ — этими областями не исчерпывается творчество Кропоткина. Значительная часть его произведений посвящена политическим вопросам — теории анархизма, политической публицистике, революционной пропаганде.
Как политический мыслитель Кропоткин занимает видное место в истории политико-правовой мысли. Его политико-правовое учение неоднозначно. В нем содержатся как прогрессивные, так и консервативные идеи; черты крайнего анархистского радикализма порой переплетаются с буржуазным либерализмом, ставятся ш не только узкоклассовые, но и общечеловеческие проблемы. Продолжая традиции анархизма XIX века, Кропоткин создал самостоятельную теорию, во многом отличную от учения его ближайшего предшественника М. А. Бакунина.
Как крупного мыслителя и революционера, талантливого и беспощадного критика эксплуататорского общества Кропоткина высоко ценили в русском революционном движении, в том числе и те, кто расходился с ним по политическим убеждениям. В числе приглашенных, например, Кропоткин присутствовал на V Лондонском съезде РСДРП (б) в 1907 году, после Великой Октябрьской социалистической революции встречался с В. И. Лениным.
Кропоткин прожил нелегкую жизнь революционера. Его не сломили ни тюрьмы, ни трудности и лишения сорокалетней эмиграции. До конца дней своих он остался верен идеалам молодости, борьбе против эксплуатации человека человеком. Сохранил он и свои анархистские убеждения, хотя его взгляды несколько уточнялись, видоизменялись в течение жизни.
Теория анархизма Кропоткина – связующее звено между классическим анархизмом XIX века и анархизмом XX века. Без учения о государстве и праве Кропоткина (как и учений Штирнера, Прудона, Бакунина) невозможно достаточно полно представить сильные и слабые стороны анархизма в целом, его критической и позитивной проблематики.
Анархизм Кропоткина имел свои особенности. Как ученый Кропоткин стремился по-своему соединить науку и анархизм; в его революционной теории особое место занимают идеи взаимопомощи, творческой созидательной деятельности масс в мирное время. Кропоткин критически анализировал идеи некоторых теоретиков анархизма. В своем учении он отразил опыт развития анархизма и пытался осмыслить новые исторические явления конца XIX — начала XX вв.
Несмотря на заметный след, оставленный учением Кропоткина в истории мысли, его политико-правовые идеи в нашей специальной литературе изучены пока недостаточно.
Настоящая книга призвана в определенной степени восполнить этот пробел.
Книга Кропоткин