Краткая история завода ОАО Дмитровский экспериментальный механический завод

ОАО «Дмитровский экспериментальный механический завод» по видам своей основной деятельности относится к отрасли народного хозяйства, связанной с металлообработкой: резанием, прессованием, созданием металлических конструкций различной сложности, сборкой, производством электротехнической и машиностроительной продукции. В настоящее время не имеет собственного производства, на производственных площадях размещены несколько производств арендаторов.

Краткая история завода ОАО «Дмитровский экспериментальный механический завод»

Завод «Стройдеталь» Главстроя министерства станкостроения был основан 1 марта 1944 года. Размещался на территории ДЗФС, в де-ревянных помещениях бывшего кроватного цеха. По своей малой произ-водственной мощности он не мог удовлетворить потребности строек главка, в связи, с чем и возникло решение о строительстве в городе Дмитрове нового, на новом месте, завода.

Место под будущий завод было найдено в северном направлении, на расположенном за чертой города (в те времена) пустыре, служившим во время строительства канала разгрузочной площадкой одной из баз строительства. База была давно ликвидирована, исчезли и временные по-стройки, но осталась полуразрушенная, никем не используемая желез-нодорожная ветка от станции Каналстрой Савеловского направления Московской железной дороги.

Место было выбрано удачно – рядом автострада Москва-Волга, вблизи – нефтебаза, сравнительно недалеко высоковольтная электро¬линия.

В июне 1950 года на пустыре появились первые строители Дмитровского строительно-монтажного управления Минстанкопрома.

В конце октября 1953 года строители сдали завод «Стройдеталь» в эксплуатацию. Завод не являлся гигантом, но был с кирпичными кор-пусами, котельной, вспомогательными помещениями. Отведенная под завод территория позволяла в перспективе дальнейшее значительное расширение завода.

Хотя завод и был сдан в эксплуатацию, нормально функциониро¬вать он не мог: не была подведена электроэнергия, не было воды.

Наступала зима, а на заводе не было ни тонны топлива, ни фон¬дов на топливо, на металл и другие материалы. Не было нового обору¬дования.

Со старой площадки были перевезены три токарно-винторезных станка выпуска 1940 года, два вертикально-сверлильных станка 1939 и 1940 года выпуска, кривошипный пресс усилием 100т выпуска 1939 го¬да.

Новый завод переходил по подчиненности из одного главка в дру-гой, что не способствовало решению жизненно важных для завода во-просов.

Завод, борясь за «выживаемость» выпущен был «побираться» – брали все, кто, что мог дать: уголь, торф, или – все, что могло гореть. Поделились углем экскаваторный и завод фрезерных станков, помогли и артели, разбросанные по всему Дмитровскому району. Зиму завод пе-режил.

Медленно, но настойчиво, коллектив завода устранял стоявшие на пути препятствия: не было электроэнергии – подключились временно к сетям нефтебазы, потом достали передвижную электростанцию; не было воды – подвозили в бочках; раздобыли компрессор – заработал пневмоинструмент.

Собственными силами для производственных цехов изготовили кран балки, для литейного цеха недостающие узлы для вагранки.

Праздником для коллектива было освоение каждого агрегата, ввод каждого станка. В мае 1954 года в литейном цехе, возглавляемым начальником цеха Юмашевым Б.В. была пущена вагранка, получены первые отливки из серого чугуна. Это позволило заводу снизить заказ отливок по кооперации на ДЗФС, принимать заказы на литье от пред-приятий министерства.

Продукция завода шла для нужд строек. Это были бетономешал¬ки, растворные узлы, строительные краны «Пионер», стотонные пресса для испытания прочности строительных материалов, строительные ле¬са, металлические тачки, центробежные вентиляторы типа ЭВР-2 и ЭВР-3. И конечно чугунное литье, в том числе люки с крышками для ко¬лодцев подземных коммуникаций.

Но путь завода не был спокойным. Еще в марте 1953 года, до сдачи завода в эксплуатацию, было опубликовано совместное поста¬новление Пленума ЦК КПСС, Совета Министров и Президиума Верхов¬ного Совета СССР об укреплении ряда министерств. В новом Министер¬стве машиностроения, среди прочих, оказалось и министерство станко-строения.

В апреле 1954 года Министерство машиностроения было разук-рупнено, из него выделилось снова Министерство станкостроительной и инструментальной промышленности. Завод «Стройдеталь» был передан маломощному главку министерства.

Перед заводом реально встала перспектива превращения в под-собные мастерские при полигоне производства железобетонных изде¬лий для новостроек минстанкопрома.

В результате энергичных мер, решение о переводе завода в ве¬дение полигона было отменено, программу завода Министерство изме¬нило и нацелило на подготовление технологического оборудования для станкостроения.

Продукция завода становилась сложнее. В 1955 году завод изго-товил несколько самомонтирующихся козловых кранов грузоподъемно-стью 5т, поворотные краны велосипедного типа грузоподъемностью 3 и 5т, тележечные конвейера для Московского завода «Станколит» и др. из-делия.

Парк оборудования постепенно стал обновляться.

Завод сменил вывеску – в связи с изменением подчиненности стал именоваться завод «Стройдеталь» управления капитального строи¬тельства МС и МП СССР.

В феврале 1956 года состоялся XX съезд КПСС. Съезд указал на неотложную необходимость широкого развертывания научно- исследовательских, конструкторских и опытных работ по созданию в ко-роткое время конструкций высокопроизводительных машин.

Эти решения съезда имели прямое отношение к дальнейшей судьбе маленького, в масштабах отрасли и страны, коллектива завода «Стройдеталь».

В 1956 году, по приказу № 229 от 27 апреля Министра станко-строительной и инструментальной промышленности Костоусова А.И., завод «Стройдеталь» из ГУКС был передан в подчинение Государствен-ному проектно-технологическому и экспериментальному институту «Оргстанкинпром» (реорганизованного в июне 1950 года из Государственной Всесоюзной конторы «Станкинпром»). Завод изменил название: стал Государственным экспериментальным механическим заводом института «Оргстанкинпром». Приказом Министра. Вменялось институту «Оргстанкинпром» специализировать завод на изготовление средств механиза¬ции технологических процессов литейных и механосборочных цехов и подъемных средств, на проведение и изготовление опытных образцов оснастки для механообработки.

Выполнив ранее принятые заказы, завод прекратил выпуск старой номенклатуры изделий и с 1958 года перешел на выпуск продукции для станкостроительных и инструментальных предприятий министерства по технической документации института «Оргстанкинпром».

В 1977 году ЭМЗ вошел в состав научно-производственнного объединения по комплексному технологическому проектированию станко¬строительных и инструментальных предприятий (НПО «Оргстанкин¬пром» и стал опытной базой головного Московского института «Оргстан¬кинпром» и его трех филиалов – Рязанского, Минского, Новосибирского.)

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 23.06.1966 году, завод был намечен к реконструкции.

В феврале 1975 года Московское спец РСУ ВПО «Союзтяжстанкопром» начало строительные работы. Реконструкция закончена в 1983 го¬ду. После реконструкции завод получил мощный энергоблок, способный обеспечить дальнейшее развитие завода, просторные цеха, обширные вспомогательные и бытовые помещения. Парк пополнился новым тех¬нологическим оборудованием.

В силу своей специфики завод выпускал продукцию, в основном, единичного изготовления – для конкретного заказчика. Ряд изделий вы-пускался малыми партиями и сериями.

Перечислить, хотя бы кратко, что сделано заводом за последние сорок лет – не хватит нескольких листов. Достаточно сказать, что с 1958 года по 1990 г. продукцией завода были оснащены ведущие станкозаво¬ды страны.

Ряд изделий был поставлен на экспорт – на Кубу, в ЧССР, СФРЮ, HP Бангладеш.

С 1965 года завод был активным участником различных темати-ческих и межотраслевых выставок, проводившихся на ВДНХ, в Соколь-никах и др. местах. Принимал участие в международных выставках в г. Лейпциге, Броно (ЧССР), Париже.

Завод неоднократно награждался дипломами и грамотами ВДНХ, Минстанкопрома, Мособлисполкома, Мособлсовпрофа, Дмитровского ГК КПСС и исполкома.

Завод выпускал и товары народного потребления, как простые, так и сложные, – например бытовые деревообрабатывающие станки не¬скольких моделей, бытовые сверлильные станки и многое другое.

В 1990 году, испытав на себе первые «шаги перестройки» – массо¬вые отказы прежних заказчиков от заключенных договоров по причинам отсутствия финансирования, практически отсутствие помощи от «Оргстанкинпром» завод был вынужден выйти из состава НПО, и превратил¬ся в акционерное общество «Дмитровский экспериментальный механи¬ческий завод».

До 2014 года ОАО «ДЭМЗ» выпускает оборудование по производству монолитного пенобетона, дефектоскопное оборудование (для магнитного контроля осей колесных пар вагона и магнитной дефекто-скопии свободных колец подшипников)

.

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.