Катуар
Название станции «Катуар» связано с меценатом Львом Ивановичем Катуаром, который отдал свои земли и инвестировал в строительство железной дороги от Москвы до Савёлово. За каждым названием скрывается своя неповторимая история деревни, села, города. В 19 веке русские промышленники и купцы настойчиво пробивались на мировой рынок. Основным средством перевозки были реки летом и гужевой транспорт зимой. В 1851 году было открыто регулярное пассажирское и грузовое движение по первой железной дороге из Петербурга в Москву. В 1900 году открылось движение по железной дороге Москва-Дмитров. В то время было всего 9 станций. Одной из первых сдана в эксплуатацию железнодорожная платформа Катуар. Она была построена в 1901 году на средства потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии француза Льва Ивановича Катуара. Купец первой гильдии Лев Иванович Катуар в начале 20 века владевший фарфоровым и керамическим заводам активно жертвовал личные средства, а также сам принимал участие в проектировании и строительстве Савёловской железной дороги. Савеловский вокзал появился в Москве последним 10 марта 1902 года.
Откуда же у русской станции французская фамилия Катуар?
Жан-Батист Мари Август Катуар де Бионкур родился в 1789 году во Франции, в семье старинного аристократического рода из Лотарингии, а его жена Анна Ивановна в Великобритании, в семье известного московского виноторговца Леве.
Спасаясь от революционного террора Французской революции 1789 г. семейство Катуаров бежит в Москву, где Жан Батист проводит детство и юношество. В 1821 году он женился на Анне Юлии Леве, принял Российское подданство и распрощался с аристократической частью своего имени, став Иваном Николаевичем Катуаром, а его супруга стала именоваться на русский манер Анной Ивановной.
Через 4 года он перешел в торговое сословие со званием московского купца l-й гильдии. И.Н. Катуар занимается торговлей вином, чаем, сахаром, «заграничным товаром». К 1829 году, когда оборот с торговли составил 100 тысяч рублей, в его семье было уже З сына — Константин, Лев и Андрей. Все они носили отчество Ивановичи. Жан-Батист умер рано, в 42 года, но Анна Ивановна выдержала удар судьбы и продолжила дело мужа, стала купчихой 1-й гильдии.
В 1869 году был учрежден торговый дом «Вдова А.И. Катуар с сыновьями». Она вела банковские операции, владела акциями нескольких свеклосахарных заводов в Подольской губернии и зданиями в центре Москвы, стала потомственной почетной гражданкой, инвестировала капитал в промышленное производство. Катуарами был куплен кирпичный завод в селе Верхние Котлы. Из произведенного на нем кирпича выстроены Верхние торговые ряды, всем известный ГУМ, здание Музея изящных искусств им. Пушкина, Политехнический музей.
Анна Ивановна дала прекрасное образование детям, вырастила их своими компаньонами. Сыновья стали незаурядными предпринимателями, общественными деятелями, благотворителями. Все Катуары трудились на Россию честно и славно. Анна Ивановна прожила 90 лет и оставила семейство в полном расцвете. К концу 19 века род Катуаров стал одним из влиятельнейших в России. И сегодня о славном семействе Катуаров напоминает станция «Катуар» (Савеловское направление). Когда-то недалеко от этого места было имение жены Льва Львовича, сына Льва Ивановича и внука Жана-Батиста. Имение Катуаров находилось в деревне Саморядово, где и до настоящего времени сохранились остатки усадебного парка (эта деревня входит в городское поселение Некрасовский).
За заслуги на поприще торговой и промышленной деятельности Л.И. Катуар в 1887 г. получил звание Советника Коммерции. Занимался он и широкой общественной деятельностью. Несколько лет был Гласным Московской городской думы, выборным Московского купеческого сословия и Московского Биржевого Комитета, членом Учетного и Ссудного банков. В Москве Катуары жили на Петровском бульваре и в Крапивенском переулке, где им принадлежали несколько домов. После революции 1917 года Катуары возвращаются во Францию, их имущество, фабрики и заводы национализируются. Имение в Саморядово передается под детский санаторий.