Деденевская СОШ

230 лет с 1687 года по 1917 год Деденево принадлежало старинному роду Головиных, потомкам греческих императоров Комниных, занимавших некогда важные посты в пределах России и за границей. Занимались Головины и попечительской деятельностью. Так в 1884 году они открывают Земское училище. Оно помещалось в деревянном пятистенном доме. Все три класса находились в одной классной комнате с одним учителем. В другой комнате жила учительница и рядом, в отгороженной комнате, - уборщица, она же истопник и сторож, а часто и повар. Это историческое здание можно увидеть и сегодня — это дом 29 по Советской улице.

Открытие земского училища было звеном проводимой после отмены крепостного права реформы общеобразовательной школы. Преобразования шли очень медленно. Так, еще в 1864 году было принято «положение о начальных училищах», согласно которому к начальным народным училищам относились училища различных наименований, содержавшиеся как на государственные средства, так и на средства местных обществ и частных лиц. Они подчинялись либо министерству народного просвещения, либо Священному Синоду. Главная цель училищ определялась так: «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». Курс обучения для всех начальных училищ был единым и включал в себя: закон божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики, церковное пение. Вопрос о платности за обучение решался теми органами, на средства которых содержалось училище. Для управления училищами в уездах были созданы уездные училищные комитеты.

В Дмитровском уезде в 1884 году было 27 земских школ, в 1906 – 1998; только 8 школ располагались в каменных зданиях, остальные – и Деденевская – в деревянных. Учителя были женщины 83 из 117 человек; в основном из духовного сословия (45 человек). Другие сословия были представлены так: из дворян – 12 учителей, мещан – 17, крестьян – 22, чиновников – 3, купеческого сословия – 2, цеховые мастера – 2, почетные граждане – 7, питомцы – 6, прапорщик запаса – 1.

Первой учительницей в Деденевской школе была Попова Евдокия Федоровна, проработавшая в ней 25 лет. В начале 1900-х годов открылся четвертый класс, школа стала двухкомплектной, с двумя классами одновременно теперь работают два учителя. В эти годы учителями стали работать племянница Поповой Вера Ивановна Виноградова и приехавший из Белоруссии молодой учитель Иосиф Юльевич Мицкевич. Позже они поженились и проработали в деденевской школе всю жизнь.

Попова Евдокия Федоровна, первая учительница Деденевской школы

В 1887 году в деденевском начальном земском училище было 102 ученика (80 мальчиков и 22 девочки) и три учителя: законоучитель П. С. Преображенский и учительницы Попова Е. Ф. и Виноградова В. И. Попечительницей была Вера Федоровна Головина – Костарева, а в 1897 году – Е. В. Головина. В 1912 году при деденевском земском училище открывается в Медведках бесплатная народная библиотека, заведует которой учительница Александра Васильевна Крутикова.

В 1914 году в Деденеве на средства Земства было построено типовое кирпичное здание школы из 2-х классных комнат и коридора на 60 – 70 человек. Отопление печное, без водопровода и канализации, с холодным выносным туалетом, керосиновым освещением. Но это здание было уже специальным и оно долгое время, вплоть до постройки новой школы в 60-е годы, было лучшим. Здесь размешались в отдельных классных комнатах 4 класса при 4-х учителях, работавших в две смены, каждый учитель вел один класс.

Во время первой мировой войны школа не закрылась. В архивных документах того времени она именуется школой, а не училищем. Сохранившаяся переписка училищного отдела Дмитровской земской управы с деденевской школой дает некоторое представление о школьной жизни военных лет. Перед началом учебного года, в конце августа 1914 года в училищном отделе решаются вопросы о партах. Просьба учителя И. Ю. Мицкевича «Прошу через подателя сей записки выслать парт 5, № 3» - решена положительно. 2 ноября 1914 года училищным советом положительно решена просьба законоучителя П. Преображенского «о назначении диакона Спасо-Влахернского монастыря Павла Любимова вторым законоучителем». Училищным советом оплачена окраска «2 шкафов в Деденеской школе подрядчиком Степаковым». 8 ноября 1916 года «преподавателем пения в Деденевской земской школе назначен диакон Спасо-Влахернского монастыря Н. Крылов».

По сведениям 1917 года в Деденевской школе состояло 89 учеников (43 мальчика и 46 девочек), учительствовали муж и жена Мицкевичи – Иосиф Юльевич и Вера Ивановна. Они работали в деденевской школе всю жизнь и пользовались большим уважением у местных жителей.

В Деденево до революции была одна начальная школа и один частный детский приют писательницы Екатерины Решетовой. В 1917 году школа расширилась за счет второго этажа монастырской гостиницы.

В 1921 году школьная аудитория расширяется: за парты садятся взрослые. В декабре 1920 года ВИК проводит собрание с повесткой дня: «О ликвидации безграмотности». Компанию по ликвидации неграмотности возглавил Дмитровский уездный отдел народного образования. Ликвидация неграмотности в прямом смысле слова была возложена на школьных учителей. Доклад сделал А.П. Стеблев. Он сообщил, что «Присланы списки селений с указанием лиц, подлежащих ликвидации безграмотности и что эти селения должны относиться к тем школам, в районе которых они состоят». Стеблев предлагает в каждом селении провести опрос – кто желает учиться – и из них составить первые группы; причем школьные работники должны записывать часы занятий со взрослыми. Попутно встает вопрос о керосине и лампах – оказывается, во многих школах нет ламп. Лектором по Деденевской волости единогласно был избран А. П. Стеблев; им были предложены темы: «Рабочая песня», «Чехов», «Некрасов», «Последний и решительный», «Деденевские сценки».

Следующий важный вопрос – самообразование учителей. Из Дмитрова последовал совет: создать общую библиотеку из личных книг. Это предложение было отвергнуто: «не многие из нас согласятся расстаться с книгой, которая в настоящее время очень дорого ценится». Тогда предлагается при волости организовать библиотеку из книг, ранее бывших в районных библиотеках. На это И. Ю. Мицкевич заявляет, что таких библиотек в Деденево не было. На собрании было принято решение «устроить районную библиотеку при волости и просить Отдел Народного Образования пополнить эту библиотеку».

С упрочением позиций советской власти происходят изменения и в сфере образования: оно переходит с бюджета ВИКа в систему УОНО. В начале учебного года (27/IX – 1924 г.) на родительском собрании Деденевской школы 1-й ступени И. Ю. Мицкевич делает доклад. Особый акцент сделан на «разнице между новой и старой школой, которые являются диаметрально противоположными в своих стремлениях одна другой…».

Однако основными оказываются вопросы хозяйственные. Учебники на сумму 124 рубля получены бесплатно, а на «бумагу, карандаши, ручки постановили собрать с каждого ученика по 30 копеек». За отсутствием средств у УОНО была уволена техническая служащая; постановили – техническую служащую оставить при школе с оплатой 15 руб. в месяц: «нужную сумму собрать с учеников, что приходится по 20 копеек в месяц с каждого». По вопросу об отоплении школы: «Порешили: доставку дров принять на себя, разверстав ее по числу учеников. С безлошадных взимать плату в размере стоимости той повозки, которая падает на их долю». Решение подписали члены родительского комитета: Каплин Николай Андреевич, Соснин Илья Никитич, Савельева Параскева, Гришунин Василий Федорович, Рататаев и Сергеев Петр Петрович.

После 1917 года образование в России переживало трудные времена, школы не финансировались. В 1922 году открывается новое учебное учреждение, необычное для сельской местности – школа 2-ой ступени. Директором школы был Алексей Петрович Стеблев. Поскольку в Деденево была только начальная школа, то курс за старшие классы детям пришлось проходить дома, точнее в землеустроительной конторе В. Л. Андриевского. Тогда группа учителей во главе с директором Стеблевым Алексеем Петровичем организовали занятия с оставшимися без школы учениками бесплатно. Преподавали так же и родители учеников, имевшие высшее образование. В школе вместе с детьми местной интеллигенции учились и крестьянские дети (всего в ней было около 50 учеников). Тогда же у нескольких родителей возникает идея создания средней школы в Деденево. Необычная частная школа числилась в системе Наркомпроса, но на бюджете УОНО она не состояла, и учителя не получали зарплаты.

Директор Деденевской средней школы им. Н.К. Крупской Алексей Петрович Стеблев

Школу было приказано закрыть. Учащиеся должны были или бросить учебу, или переводиться в другие школы, что по тем временам было очень трудно, так как транспорт работал очень плохо.

Учителя стали хлопотать, чтобы были выделены деньги на содержание этой маленькой школы. Не добившись ничего в Дмитрове, учителя во главе с А.П.Стеблевым поехали в Московский Отдел Народного Образования на прием к Надежде Константиновне Крупской. В этот период Н.К.Крупская занимает ответственные посты в Наркомате просвещения, является председателем Главполитпросвета. Крупская похвалила учителей за инициативу и настойчивость. Московский Отдел Народного Образования выделил средства для работы школы.

Так в Деденево открылась школа 2 ступени. По архивным данным школьного краеведческого музея, Дмитровского городского и Московского областного Госархивов с того дня завязалась дружеская связь (возможно, и переписка) учителей и учеников Деденевской школы с Н. К. Крупской. А позднее Крупская дала согласие на просьбу учителей и учеников о том, чтобы школа носила ее имя. Произошло это в 1921 – 1923 годах.

Алексей Петрович Стеблев – энциклопедически образованный историк и филолог, педагог-подвижник, последние двадцать семь лет своей жизни был постоянным жителем Деденева, а также организатором и первым директором деденевской средней школы.

Талантливый преподаватель-методист, инициатор многих творческих коллективов и педагогических начинаний, он за пятнадцать предреволюционных лет написал лично или в соавторстве более двадцати пяти учебных книг для средней и начальной школы. Известные изменения, последовавшие за Октябрем семнадцатого года, насильственно прервали его педагогическое творчество и наполнили драматизмом выживания деденевский период его жизни.

Положение Алексея Петровича в советское время как старорежимного преподавателя, безразличное отношение нас, родственников к его памяти и, наконец, время привели к утрате практически всей документальной основы его биографии. Поэтому столь ценным было упоминание деденевского краеведа Л.К. Меркуловой, приведенное в книге «Чтоб не распалась связь времен…» о том, что «Местный житель Стеблев открыл школу, переименованную в школу крестьянской молодежи». Это явилось добрым знаком к поиску биографических сведений об А.П. Стеблеве.

Обнаружилось, что в архиве другого деденевского краеведа, ныне покойного, И.Е. Соина, которым любезно разрешил пользоваться его нынешний владелец Г.А. Волков, есть много свидетельств о деятельности А.П. Стеблева в период организации в Деденеве средней школы. Неожиданно продуктивной оказалась работа с каталогами Российского государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки и Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского. Там было найдено множество книг, написанных А.П. Стеблевым, которые позволили представить масштабы и широту его педагогической деятельности в дореволюционный период и первые послереволюционные годы.

В предлагаемом материале были также использованы сохранившиеся документы, остатки рукописей, отрывочные воспоминания родственников Алексея Петровича и результаты поездки в г. Рязань, в Рязанский педагогический университет.

А.П. Стеблев родился 12 февраля 1875 года в селе Конобееве Московской губернии в семье священника. В 1895 году он окончил Московскую духовную семинарию и, вопреки воле родителей, желавших видеть его священником, продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского университета, который закончил где-то в 1900 году.

Начало педагогической службы Алексея Петровича связано с Москвой, о чем свидетельствует сохранившаяся рукопись на тринадцати листах большого формата, исписанных с двух сторон убористым почерком: «Чтения об Японии». Листы рукописи были сшиты, прошнурованы и скреплены сургучной печатью. Рукопись имеет регистрационный номер 7234 и одобрена для публичного прочтения попечителем Московского Учебного Округа в апреле 1904 года.

В рукописи дан всесторонний обзор Японии, посвященный ее военному потенциалу и его сопоставлению с потенциалом России. Содержание рукописи и время написания позволяют предположить, что этот материал готовился для прочтения перед военными в связи с начавшейся русско-японской войной.

С 1904 года (или ранее) А.П. Стеблев жил в г. Ливны Орловской губернии, где работал преподавателем в реальном училище. Здесь в 1907 году в издательстве В.Н. Некрасова вышла первая из его книг «Чтения из Русской истории», предназначавшаяся для гимназий и реальных училищ.

В ней Алексей Петрович формулирует основной принцип в подходе к среднему образованию, которым он станет руководствоваться во всей дальнейшей работе. Преподавание в средней школе, по его мнению, необходимо вести также как и в высшей, т.е. на научной основе. Это позволит, как говорит он, преодолеть отмеченное им «явление глубокой розни между духом университетского преподавания истории и гимназического».

Нельзя не обратить внимания на уведомление на титульном листе книги, что «сбор с издания поступает в пользу недостаточных учеников Ливенского реального училища». И это делает по существу начинающий автор. Такой адресовки «сбора» от продажи книги в море современных изданий пока не встречается.

В 1908 году А.П. Стеблев переехал в Москву, где поступил на службу в Московское I-е реальное училище, Екатерининский институт и частную мужскую гимназию С.И. Ростовцева. В этих учебных заведениях он работал вплоть до их ликвидации в 1918-1919 годах. Наряду с непосредственной преподавательской работой он много пишет, издает в 1910 году книгу «Очерки культурной истории России с древнейших времен». Следуя научному подходу, автор ставит задачу ввести учащихся в лабораторию исторической мысли, стремится показать, как при наличии известных данных, сложилась та или иная историческая теория.

Издательством гимназии С.И. Ростовцева в 1910 году выпускается написанное Алексеем Петровичем «Руководство к изучению латинского языка сравнительно с русским и французским», в 1911 году выходят его «Очерки всемирной культуры», в 1912 году в сотрудничестве с издательством В.М. Саблина вышла в свет книга «Исторический обзор Русской литературы XVIII и первой четверти XIX века. Пушкин и его предшественники».

Большое количество работ А.П. Стеблева вышло в издательстве И.Д. Сытина. Это прежде всего двухтомная «Русская история. Учебник для младших классов средних учебных заведений, для городских училищ, торговых укол и вечерне-воскресных классов», написанная Алексеем Петровичем совместно с В.О. Дудиным и А.С. Толстовым. Первое издание книги вышло в 1909 году; четвертое, последнее – в 1916-ом. «Русская история» создавалась авторами из убеждения, что чем обстоятельнее изложен тот или другой факт, тем более глубокий след оставляет он в памяти учеников, и поэтому в предлагаемом учебнике особое внимании было обращено на полноту и живость изложения.

В 1914 году или ранее при активном участии А.П. Стеблева организован «Кружок московских преподавателей», под его редакцией в издательстве И.Д. Сытина вышел до 1919 года ряд учебников и пособий для начальной школы. Среди них вышедший в 9-ом издании «Новый наглядный букварь «Детский мир». Естественный метод обучения. Новая орфография». Букварь сопровождался художественно раскрашенными картинками, рисунками, прописями, систематическим рисованием и «рукописным чтением». Продолжением букваря были три последовательные книги «Детский мир в рассказах и картинах. Первая (вторая, третья) после букваря книга для чтения в начальных классах». Завершающим эту серию был «Наглядный практический курс русского правописания в связи с развитием живой речи» в двух выпусках.

В сытинском же издательстве в 1913 году вышла двухтомная «Русская литература в источниках. Курс средних учебных заведений», в создании которой Алексей Петрович участвовал совместно с И.М. Владимирским, В.О. Дудиным, М.И. Струженским и А.С. Толстовым. Ряд книг с его авторским, соавторским и редакторским участием были напечатаны в издательствах В.Д. Карчагина и Н.А. Хорошкевича.

Столь напряженный и плодотворный труд Алексея Петровича на педагогической службе был отмечен несколькими орденами и получением к 1916 году чина статского советника. Вместе с тем появилась и устойчивая материальная обеспеченность.

С 1913 года он арендовал на лето у Дмитровского мещанина А.А. Попова дачу в его имении в селе Деденеве, а в 1916 году купил это имение, которое включало в себя участок земли площадью 2527,5 квадратных сажень и два дома на нем. Сегодняшний адрес этих домов – Советская улица, дома 62 и 64.

События февраля 1917 года Алексей Петрович, как и большинство граждан России, встретил с надеждой на положительное разрешение давно назревших социально-политических проблем. Как человек общественно активный он создает и редактирует совместно с И.П. Сахаровым издание «Библиотека свободного народа», в которой издает с елью гражданского просвещения небольшие по объему и доступные по цене брошюры политического содержания.

К середине 1917 года вышло шесть книжек «Библиотеки», среди них: «Программы главнейших политических партий в России. – Граждане, сознательно присоединяйтесь к той или иной политической партии!», «Республика и монархия. Выборы в Учредительное Собрание на основе всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов. Права граждан», «Народный политический карманный словарь». В числе вышедших была книжка Алексей Петровича «Сходство великой русской революции с великой французской революцией».

Готовились к впуску еще четырнадцать брошюр, таких, например, как: «Борьба за свободу в разных государствах мира», «Самоуправление земств, городов и волостей», «Учительский союз. Реформа русской школы», «Рабочие союзы, 8-ми часовой рабочий день».

Совершенствуя методы преподавания, Алексей Петрович впускает в 1918 году последнюю в издательстве И.Д. Сытина книгу «Новейшие пути в изучении и преподавании русского языка в начальной школе» - свод методических наработок, включающий выводы исследований относительно русского языка и русской грамматики, обзор букварей, методические указания к букварю и книгам для классного чтения.

В 1919 году Алексей Петрович потерял работу вследствие закрытия и самороспусков «буржуазных» гимназий, реальных училищ и институтов. Он переехал в Деденево. Как оказалось, навсегда. Здесь он преподавал в школе при московской детской колонии № 11 Краснопресненского района, располагавшейся тогда в Деденеве.

Одновременно с этим он активно включился в общественную жизнь поселка. Хлопотал о нуждах школ волости перед уездным отделом народного образования. На собрании Волостного Комитета его единогласно избрали волостным лектором (методистом) по ликвидации безграмотности. Алексей Петрович готовил темы лекций, организовал проведение занятий в селах и деревнях волости.

В 1921 году он с группой местных преподавателей предпринимает попытки организовать в Деденеве свою среднюю школу. С этой целью Алексей Петрович вместе с преподавателем В.Ф. Пиотровским едет в Наркомпрос к Н.К. Крупской и заручается ее поддержкой в открытии школы и присвоении школе ее имени. Вот что пишет об этих событиях учащийся той поры М.В. Пиотровский по воспоминаниям своего отца, преподавателя деденевской школы В.Ф. Пиотровского: «Инициатором или, во всяком случае, деловым человеком, который стал организатором и потом директором новой школы, был Алексей Петрович Стеблев, преподаватель литературы. Он был опытным школьным деятелем, профессионалом, спокойным, очень дипломатичным человеком, который в отличие от других эмоциональных участников этого дела, болевших за него, возмущавшихся – «как же без школы», представлял себе, что и как надо реально делать. Она был отчасти и формалистом. Именно Стеблеву пришла в голову мысль, поехать к Н.К. Крупской и попросить ее помощи. Он и поехал… вместе с ним ездил и мой отец… Они получили от Крупской согласие на присвоение школе ее имени и небольшую дотацию. Не знаю, была ли она разовой, или повторялась».

Средняя школа в Деденеве с именем Н.К. Крупской была официально узаконена в 1923 году. А.П. Стеблев стал первым ее директором. В это же время Алексей Петрович перерабатывает в соответствии с установками новой власти и переиздает последние свои книги: «Новый наглядный букварь «Детский букварь», а также две книги для классного чтения «Детский мир в рассказах и картинках. Первая (вторая) после букваря книга». В сентябре 1926 года Деденевская средняя школа была преобразована в школу крестьянской молодежи. В школе был назначен новый директор…

В конце 20-х и начале 30-х годов Алексей Петрович, становится профессором Пермского педагогического института. Одновременно с этим он заведует Высшими вечерними и заочными курсами и является ученым секретарем научного этнографического общества при Пермском университете. При этом он оставался постоянным жителем Деденева и ездил работать в г. Пермь на время учебного года.

В архиве родственников сохранилась рукопись Алексея Петровича на 20 страницах: «Тезисы к докладу «Лукреций и его материалистическая философия» для аспирантов Пермского педагогического института 5 декабря 1931 г.» О глубине проработки вопроса свидетельствует примечание автора к Тезисам: «Цитация отрывков из поэмы «О природе вещей» будет сделана по подлиннику Оксфордского издания с переводом докладчика. Литература будет указана на докладе и будет вывешен список (30 пособий)».

В середине 30-х годов А.П. Стеблев некоторое время работал в Москве – по одним сведениям в Министерстве просвещения, по другим – в Центральном статистическом управлении в отделе образования. В конце 30-х и начале 40-х годов он опять ездит на время учебных семестров, теперь уже в г. Рязань, где работал доцентом на кафедре мировой литературы Рязанского педагогического института. В 1939 году Алексей Петрович был избран депутатом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся.

Последние два года своей жизни Алексей Петрович работал учителем истории в Деденевской средней школе. К этому времени относится его последняя попытка возобновить издание своих работ. В соавторстве с А.С. Толстовым и А.Н. Хмелевым он предлагает проспект учебника «История Союза Советских Социалистических Республик для 6-го и 7-го класса». В основу учебника предполагалось положить «Русскую историю» Дудина, Стеблева и Толстова, последнее издание которой выходило в 1916 году. Удивляет для того времени, если не поражает, заявление авторов о том, что «Для периодизации курса, в связи с возрастом учащихся, будет преподана более конкретная терминология, по возможности с изъятием таких терминов, как феодализм, царизм и т.п. в достаточной степени избитых, надоевших, шаблонных и звучащих социологически». Книга так и не вышла. О причинах можно только строить догадки. Умер А.П. Стеблев 5 декабря 1945 года. Похоронен был на деденевском кладбище. Могила его потеряна… После его смерти оставалась огромная библиотека и большое количество рукописей неизданных работ. Все это по разным причинам тоже утрачено…

Кончается столетие. Школа, основанная Алексеем Петровичем Стеблевым в далеком 1921 году, после неоднократного изменения своего статуса, после утраты, восстановления и забвения почетного наименования, сегодня называется – «Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К. Крупской».

В 1932 г. была закрыта школа крестьянской молодежи, вместо нее открыли неполную среднюю школу, которая в 1936 году была преобразована в среднюю. О своих учителях вспоминает В.С. Преображенский:

«Отличнейших учителей в нашей школе было очень много. Вера Ивановна Мицкевич, моя первая учительница: строгая и добрая, с широченным кругозором. Я был влюблен в нее по-детски, ни одного слова, не пропуская мимо ушей, и старался всю жизнь походить на нее справедливостью и честностью. Анатолий Николаевич Суходольский. Он у нас преподавал немецкий. Помню, как в критический момент в пятом переломном классе, он вызвал меня и сказал с глазу на глаз: «Скажи мне, кто твои товарищи, и я скажу тебе, кто ты». Товарищи мои в ту пору действительно меня тянули не туда, куда бы надо. И те слова нашего классного руководителя, я думаю, меня спасли.
Константин Николаевич Бессонов – блестящий педагог и математик, его ученики легко выдерживали конкурсные экзамены по математике в московские технические вузы. Быстрый, ловкий, он ездил на велосипеде, косил траву, пахал и съезжал на ногах к нашей школе с бугра по ледяной дорожке; пожилые педагоги на педсоветах критиковали его за такое легкомыслие, а в наших мальчишеских сердцах он получал наивысшие оценки!».

20 июня 1941 года окна школы были ярко освещены, в теплую июньскую ночь лились звуки вальса – это выпускники 1941 года прощались со школой, а на рассвете они отправились в Головинский парк, встречать восход солнца нового зарождающегося дня - 21 июня. А 22 июня на наших границах прозвучали первые выстрелы Великой Отечественной войны. 23 июня в 10 часов в школе состоялся митинг, на котором учителя и многие выпускники 10 класса записались добровольцами в армию.

В 1941 году почти весь выпуск 10 класса Деденевской школы вместе с учителями ушёл на фронт, (учителя К. Бессонов, Н.Н. Чижов, а И. П. Барбин и Б. С. Олешек ушли добровольцами в народное ополчение). Вслед за мужчинами и юношами из поселка на фронт ушли и девушки. Их было около шестидесяти. Они служили телефонистками, медсестрами, аэростатчицами, зенитчицами. После кратковременных курсов на фронт ушли недавние школьницы: Самарские Люда и Валя, Харитоновы Лида и Валя . Они служили прожектористками, медсестрами, связистками.

Оставшиеся в поселке помогали фронту: работали в колхозе на уборке картофеля, вязали теплые носки и перчатки, ученики школы помогали ухаживать за раненными, которые находились в Деденевской больнице. В конце ноября 1941 года больница была разбомблена.

Осенью 1941 года жители Деденево рыли противотанковый ров и строили доты. Вместе с жителями поселка в этих работах участвовали ученики и учителя школы. На случай бомбежки и ли артобстрела были отрыты окопы около школы.

В войну разбомбили здание школы, которая находилась в бывшем доме Головиных (так называемое «Головинское здание»). Теперь школа размещалась в трех уцелевших зданиях.

Школа Головиных. Разбомблена в 1941 году

18 учеников и учителей школы отдали свои жизни на полях Великой Отечественной войны. Имена героев увековечены на стеле, которая находится в школьном дворе. Во время школьных и государственных праздников учащиеся школы возлагают к стеле цветы, проводят торжественные митинги, линейки.

Имена на стеле:

  • Бессонов Константин Николаевич.
  • Чижов Иван Васильевич.
  • Куницын Василий.
  • Веселов Владимир.
  • Лазарев Иван.
  • Гуттер Евгений.
  • Минаев Павел.
  • Журавлёв Леонид.
  • Поляков Иван.
  • Кашеваров Пётр.
  • Садовников Николай.
  • Конураева Екатерина.
  • Синьковский Иван.
  • Королёв Александр.
  • Шорников Леонид.
  • Кондратьева Елена.
  • Кристников Сергей.

Особой заботой поселковой власти после войны были дети. В Деденевской средней школе на 1 сентября 1948 года было 818 учеников. Директором школы был Горелов Е.П. На специальном заседании исполкома, посвященном подготовке школы к 1955-1956 учебному году отмечалось, что «школа мало работает с учениками и родителями; ученики своими силами выбрали 65 га картофеля в поселке Деденево, колхозники же своих детей на колхозные работы не пускают». Главный врач Преображенская Л.А. Говорила о необходимости организовать горячие завтраки. Рассматривался вопрос о введении бесплатных кружков. Острым был вопрос ремонта школьных зданий, мебели и учительских квартир. Обеспечение строительными материалами, деньгами, рабочей силой адресовались шефам школы – фабрике, заводу и МТС. В середине этого же учебного года, 30 января 1956 года, вновь ставится вопрос о школе. Отмечается, что «условия для занятий очень плохие: классы между сменами не проветриваются, очень тесно. Нет подвоза детей. Хуже всего учатся дети из санатория и Комсомольского техучастка… Учитель истории Соин И. Е. сказал: «Есть родители, которые балуют своих детей и не заставляют работать, покупают им велосипеды, часы и другие баловства, а лучше было бы, если родители покупали детям инструмент для труда, вместо часов».

Одно из важнейших направлений в работе школы в послевоенный период – изучение истории своего родного края. Первым местным краеведом была Е.Л. Милашевич, большой вклад в эту работу внесли учителя математики Цивинская и географии Игнатьева. С 1945 по 1965 года в школе работал исторический кружок под руководством учителя истории Ивана Ефимовича Соина, который собрал воедино материалы своих предшественников. В 1965 году был открыт музей боевой славы, в 1977 году преобразован в музей исторического краеведения.

Участники 4-й Дмитровской районной краеведческой конференции в центре Милашеви Е.Л.

В 1960 году в поселке было построено новое здание школы: большое, четырехэтажное. Из частных домов, из неприспособленных помещений классы собрались под одной крышей. Сначала здесь было тепло и уютно. Несколько поколений жителей поселка получили в школе глубокие знания, научились любить Родину, дружить, работать.

4 марта 1977 года происходит важное событие в истории нашей школы. На заседании открытого партсобрания по предложению И.Е. Соина в целях дальнейшего улучшения воспитательной работы в школе был предложено просить Дмитровский Гороно и Исполком Горсовета восстановить Деденевской средней школе наименование Н.К. Крупской. И.Е. Соин сообщил, что согласно собранным им материалам и данным Дмитровского городского и Московского областного Госархивов в 1921-1926 гг. Деденевская школа с личного согласия Н.К. Крупской носила ее имя и именовалась «Деденевская школа 2 ступени имени Н.К. Крупской». Имя Н.К. Крупской было утеряно после 1936 года, когда школа стала полной средней школой. Партсобрание постановило, что школу этого имени никто не лишал, и оно должно быть восстановлено. В современный период Н.К. Крупская продолжает считаться педагогической наукой одним из выдающихся русских педагогов 20 века, поэтому тот факт, что школа носит ее имя, играет важную роль в учебно-воспитательном процессе нашей школы, делает ее действительно полноправным участником великих исторических событий 20 века.

В Деденевской средней школе обучается в этот период около 900 человек, в том числе дети окрестных деревень – Подосинок, Целеева, Парамонова, Дьяково. Директором школы был Николай Филиппович Пенской. Проводится большая внеклассная работа: работает школьная театральная студия, дети занимаются в спортивных секциях – горнолыжной, настольного тенниса, баскетбола, в предметных кружках, действует школьное лесничество, школьный вокально-инструментальный ансамбль, учащиеся школы в летние каникулы работают в трудовых лагерях, участвуют в районных конкурсах, соревнованиях. Особой гордостью школы является самодеятельность учителей. Коллектив педагогов нашей школы не раз занимал призовые места в конкурсах самодеятельности работников образования, проводившихся Горкомом профсоюзов г. Дмитрова. В этот период продолжает активно функционировать школьный краеведческий музей. Здесь проводятся тематические уроки, материалы музея используются при проведении классных часов и внеклассных мероприятий; проводятся экскурсии по поселку и по рубежам укреплений 1941 года.

Здание школы постепенно устарело. К концу 90-х годов назрела необходимость капитальной реконструкции школьного здания. В этот же период начинаются глубокие реформы в области российского образования. Поэтому к 2000 году назрела необходимость не только в реконструкции школьного здания, но и модернизации учебно-воспитательного процесса.

В 2001 году, с назначением директором школы Т.Ю. Довженко, при поддержке Главы городского поселения Деденево С.Н.Тягачевой, Президента Олимпийского комитета РФ Л.В. Тягачева, Правительства Московской области во главе с Губернатором области Б.В.Громовым и Главы Дмитровского муниципального района Московской области В.В.Гаврилова школа получила второе рождение: в короткие сроки была проведена полная реконструкция основного здания.

В 2004 году построен школьный спортивный комплекс «Деденево».

В 2006 году после капитального ремонта открыты школьные мастерские, в 2007 году – спортивная площадка.

В 2008 году реконструировано здание начальной школы, был открыт школьный музей.

В настоящее время в Деденевской средней общеобразовательной школе им. Н.К. Крупской 32 класса, в которых обучается 801 учащийся.

Директор школы – Лаврентьева Валентина Николаевна, почётный работник общего образования РФ, руководит школой с 2010 года.

В школе работает 72 педагогических работника. Из них: 23 имеют высшую квалификационную категорию, 23 – первую, 2 – вторую.

В 2004 году школа стала победителем конкурса «Школа года» среди сельских и поселковых школ Дмитровского района.

В 2006 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование».

В 2009 году школа была включена в Национальный реестр «Лучшие образовательные учреждения России».

В 2015 году получена новая лицензия на осуществление образовательной деятельности и государственная аккредитация учреждения сроком на 12 лет.

Школа имеет статус районной и областной экспериментальной площадки, участник эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего образования. В распоряжении учащихся более сорока кабинетов, среди которых 15 кабинетов начальных классов, кабинеты математики, физики, русского языка, истории, географии, информатики… Организован кабинет православной культуры. В школе функционируют библиотека, столовая, мастерские, два кабинета обслуживающего труда, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, игровая комната для учащихся начальной школы, актовый зал. С 2002-2003 учебного года учащиеся школы обучаются в одну смену. С 2004 года в школе открыты кадетские классы. Работает школа будущего первоклассника.

Деденевская СОШ

Поселение

г.п. Деденево

Населённый пункт

Деденево

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.