Бронепоезд № 73. Крепость из стали
Бой бронепоезда НКВД № 73 – самый известный эпизод войны на территории Дмитровского района. Без победоносного поезда и его команды судьба Дмитрова, битвы за Москву и всей России могла сложиться иначе. Более 7 часов длился беспримерный в истории бой бронепоезда с танками. На поле битвы враг оставил 12 танков, 24 бронетранспортера, свыше 700 солдат, но к Дмитрову не подошел.
23-27 ноября 1941 года>
В соответствии с приказом командующего зоной обороны г. Москвы генерал–лейтенанта П. А. Артемьева бронепоезд прибыл на ст. Дмитров Савеловской железной дороги и вошел в оперативное подчинение командира 29-й отдельной стрелковой бригады 1-й Ударной Армии Западного фронта полковника И. П. Федотова. В соответствии с приказом командира 29-й отдельной стрелковой бригады бронепоезд находился в районе ст. Яхрома, курсируя на участке Дмитров – Турист, имея задачу охраны моста через канал Москва – Волга. 26 ноября 1941 г. в соответствии с приказом командующего 1-й Ударной армией генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова бронепоезд вышел в район ст. Соревнования – Темпы.
28 ноября 1941 года
Утром на дороге Ольгово – Яхрома появились танки и пехота противника. Наши подразделения, не имевшие средств ПТО, не выдержали атаки вражеских танков и отошли на восточный берег канала. Из донесения командира бронепоезда Малышева о действиях БЕПО: «В 8.30 час. 28 ноября 1941 г. получен от Вас (Кузнецова) приказ выслать на перегон Дмитров – Яхрома с задачей уничтожить противника, занявшего переправу: мост через канал Москва – Волга и не допустить на правый берег. В результате 6-часового боя БЕПО маневрировать на данном участке не удавалось ввиду разрушенного ж.д. пути и крушения товарного поезда на этом участке. Поэтому применить полного огня и маневра БЕПО не мог. Повреждения: 1) Совершенно выведен из строя паровоз: сгорел. 2) Прямым попаданием артснаряда в мотовагон разбита командирская рубка и одна орудийная башня. 3) 2-й мотовагон имеет прямые пробоины. 4) Осколками мин повреждены скаты БЕПО. В крайнем случае при полной осторожности БЕПО может быть использован, как батарея на ж.д. с закрытой ОП. Прошу Вашего указания о дальнейшем боевом использовании БЕПО».
29 ноября 1941 года
Уничтожен наблюдательный пункт противника в д. Микишкино, восточнее Микишкино уничтожена минометная батарея, рассеян взвод пехоты. Заместитель командира бронепоезда Знаменский направляется на станцию Дмитров. Здесь находился паровоз, не успевший увести состав в Москву. Обрадованный Знаменский написал расписку и вручил ее машинисту Доронину, тот, прочитав записку заявил: «Это что же, вы на нашем паровозе пойдете в бой, а мы вашей бумажкой прикроемся? Нет, мы сами поведем паровоз в бой». Паровоз прорывается сквозь огонь врага. Мирошниченко, помощник машиниста, на ходу бросается к бронеплощадке, чтобы, не теряя времени, подцепить ее. Прицепившись, паровоз пополз в сторону Дмитрова. За поворотом на паровоз поднялся командир, он крепко пожал руки паровозной команде. В Дмитрове разбитый паровоз бронепоезда был отцеплен, к бронепоезду подцепили другой паровоз, и он снова устремился в бой.
1 декабря 1941 год
Бронепоезд НКВД № 73 в соответствии с приказом командующего 1-й Ударной армии генерал-лейтенанта В. И. Кузнецова вышел на ст. Каналстрой и обеспечивал сосредоточение 56-й отдельной стрелковой бригады и нескольких отдельных лыжных батальонов 1-й Ударной армии Западного фронта. 2 декабря 1941 г. бронепоезд в соответствии с приказом командующего зоны обороны г. Москвы генерал-лейтенанта П. А. Артемьева начал передислокацию в г. Ярославль для восстановления разрушенной и поврежденной материальной части. ЦАМО РФ, ф. 208(3Ф). оп. 2511, д. 28, л. 57: «Потери матчасти: выведен из строя паровоз (сгорел), разбита командирская рубка, одна орудийная башня, одна бронемашина БА-20 на ж.д. ходу и одна БА-20 на грунтовом ходу. Потери противника (ориентировочно) до 10 танков, несколько машин с пехотой, несколько минометов. Бронепоезд направлен для восстановления в г. Ярославль. Людские потери: Убиты – 7 человек, раненных – 1 человек, пропало без вести – 3 человека».
Бронепоезд № 73 защитил не только Москву. Он воевал у Березины и Волхова, в Сталинграде. 73-й отдельный бронепоезд был сформирован на основании приказа НКВД СССР за № 0447 от 24 октября 1941 г. Формирование проходило путем выделения бронепоезда 73-го полка войск НКВД по охране железных дорог в отдельный бронепоезд и было закончено 30 октября 1941 г. Бронепоезду было присвоено наименование – 73-й отдельный бронепоезд войск НКВД по охране железных дорог.
Материальная часть бронепоезда (паровоз, броневагоны и т.д.) была собрана на заводе «Красный профинтерн», бывшем Брянском машиностроительном заводе в городе Бежица, осенью 1941 г., где так же происходило и его вооружение. Толщина брони: бронепаровоза – до 45 мм, четырехосных бронеплощадок – 45 мм, двухосных бронеплощадок – 30 мм (15+15 мм – в два слоя). Вследствие отсутствия качественной броневой стали бронепоезда строились из сырой броневой стали, а также из подручного металла.
17 человек красноармейцев и начальствующий состав бронепоезда, особо отличившихся в боях с фашизмом, представились к правительственным наградам. Особенно отличились в этом бою командир бронепоезда капитан Ф. Д. Малышев, военком старший лейтенант И. Н. Крискевич, командиры бронеплощадок капитан А. И. Жуков, старший лейтенант Т. И. Сколышев, заместитель командира бронепоезда майор С.Ф. Знаменский, артиллеристы и пулеметчики В.М. Кулешов, Г.М. Павловский, Б. И. Зулаев, секретарь парторганизации В. Ф. Еремин и другие члены экипажа.
Тот подвиг, который экипаж бронепоезда совершил в районе Дмитрова, дважды Герой Советского Союза генерал армии Д.Д. Лелюшенко назвал первым шагом к разгрому фашистских войск под Москвой.
На станции Дмитров есть мемориальная доска, укрепленная на западной стороне вокзала с надписью:
«Здесь в ноябре - декабре 1941 года героически сражался экипаж Краснознаменного бронепоезда № 73 войск НКВД. Проявив мужество и отвагу, экипаж сыграл важную роль в защите рубежей столицы нашей Родины – Москвы».
Д. Кравченко
Кравченко, Д. Крепость из стали / Д. Кравченко // Дмитровский вестник. – 2015. – 7 мая. – С.8, С. 17.