Амвросий (Зертис-Каменский)
Амвросий (Зертис-Каменский) (1708 – 1771гг.), архиерей Русской православной церкви, архиепископ Московский, третий епископ Переяславский и Дмитровский (17 ноября 1753 – 8 марта 1761).
В миру Андрей Степанович Зертис, родился 28 октября 1708 в городе Нежин Черниговской губернии в молдавской дворянской семье. После смерти родителей, остался на попечении своего дяди, соборного старца Киево-Печерской лавры Владимира (Каменского), фамилию которого он присоединил при поступлении в школу Киево-Братского Богоявленского монастыря в 1720 году.
С 1728 по 1733 год продолжал образование в Польше, во Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую семинарию. Был весьма образованным, знал древние языки – латинский, греческий, еврейский, занимался переводами. Важнейшим из его переводных трудов считается перевод с еврейского подлинника Псалтыри.
С 1742 года – префект семинарии, с 5 апреля 1748 года – архимандрит Воскресенского Новоиерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. Считался опытным строителем и знатоком церковной архитектуры. Назначение его в Новый Иерусалим имело своей целью восстановление обветшавших зданий монастыря.
17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславского и Дмитровского, с 1761 года – епископ Сарский и Подонский, в 1764 году возведен в сан архиепископа. В 1768 году назначен архиепископом Московским и Калужским. Под его руководством были восстановлены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы и Чудов монастырь в Кремле, причем при ремонте и отделке зданий монастыря владыка Амвросий потратил почти все свои личные сбережения.
Растерзан толпой во время Чумного бунта 15-17 сентября 1771 года в Москве. Еще в самом начале эпидемии владыка выпустил труд «Наставления, данные священникам, каким образом около зараженных, больных и умерших поступать» в котором, в частности, советовал воздержаться от причащения больных чумой, что настроило против него москвичей. Непосредственным поводом для восстания послужил инцидент с Боголюбской иконой Божией Матери у Варварских ворот Китай-города. В народе распространялось поверье в чудотворность иконы и в то, что она может исцелить от «моровой язвы». Толпы народа стали стекаться к Варварским воротам, служить молебны, приносить пожертвования. Владыка Амвросий, понимая, что подобное скопление народа способствует распространению заразы, запретил молебны, а икону повелел перенести в церковь Кира и Иоанна. Пожертвованные деньги опечатали, но верующие решили, что архиепископ присвоил подношения. 15 сентября 1771 года после звона колокольного набата несколько тысяч людей, вооруженных дубинами, топорами, камнями и кольями, собрались у Варварских и Ильинских ворот с криками: «Грабят Богородицу!» В этот день толпа ворвалась в Чудов монастырь в Кремле и разграбила его.
На следующий день, 16 сентября, толпа двинулась к Донскому монастырю. После того как монастырь был взят приступом, толпа стала искать архиепископа. Владыку вытащили за стены и устроили публичный допрос, после чего растерзали, бросив тело в Малом соборе монастыря. Погребен здесь же, надгробный памятник сохранился с небольшими утратами.
Автор-составитель: Курочкин Евгений Александрович
