08 Июль2021

Истомины в Дмитрове

В настоящее время всё более привлекают к себе внимание исторические науки, и особенно такая отрасль, как краеведение. Бережно хранить документы, вести дневниковые записи, составлять свои родословные это похвальное желание оставить потомкам, помимо имущества, свои мысли и рассуждения.

Материал, посвященный Истоминым в Дмитрове собран из разных источников – документы из семейного архива, музейных фондов, из мемуарной литературы, устные семейные предания.

В семье Истоминых были известные представители – адмирал Российского флота Владимир Иванович Истомин. В статье идет речь о человеке не знатном и не знаменитом, но труженике с честью и достоинством выполнявшем свой долг, свою работу. Пришло время выявления судеб не только великих, но и обычных, рядовых людей, сплетающихся в общую историю своего края, своей Родины.

Истомины в Дмитрове.

Мой дед, Александр Петрович Истомин, появился в Дмитрове в 1949 г., куда он приехал для получения прописки к своим родственникам Голицыным, которые жили на Кропоткинской улице.

Не сумев закончить десятилетку из-за войны, он поступил в вечернюю школу, в которой закончил 8, 9 и 10 классы за 1 год экстерном, одновременно работая в институте палеонтологии в Москве. Хотя прописан он был в Дмитрове на Кропоткинской, фактически жил он у своей тетки Натальи Сергеевны Львовой в Москве, что давало ему возможность учиться и работать там.

В Дмитров он приезжал к своим друзьям и дальним родственникам Голицыным. Дом, в котором снимали две комнаты выселенные из Москвы в 1930 г. потомки столичного градоначальника, располагался напротив дома Соловьевых.

Сам старый князь Михаил Владимирович Голицын (1847-1932 гг.) умер в Дмитрове, похоронен на кладбище Казанской церкви, впоследствии уничтоженном. Семья в 1940-е гг. состояла из матери, Голицыной Анны Сергеевны (урожденной Лопухиной), старшего сына, Голицына Владимира Михайловича, художника, сотрудничавшего с журналами «Всемирный следопыт» и «Пионер», его жены Елены Петровны (урожденной Шереметьевой), их детей: Михаила, Иллариона и Елены. Ко времени приезда в Дмитров Александр Петровича Владимира Михайловича уже не было в живых: он погиб в концентрационном лагере г. Свияжска от истощения, арестованный в 1941 г. по подозрению в нелояльности. Дети уже подросли, были студентами московских ВУЗов.

В доме собиралась молодежь, куда и влился Александр Петрович. Кто только там не бывал: молодежь из Дмитрова – Ю. Белянин, М. Иванов, С. Раев, и молодежь Москвы – Николай Бобринский, Сергей Трубецкой и т.д. Здесь он познакомился со своей будущей женой Галиной Александровной Соловьевой, на которой женился после пяти лет ухаживаний. Летом молодежь свободное время проводила в походах по реке Дубне, играла в баскетбол и волейбол на стадионе, а зимой катались на лыжах с Волдынской горы.

Однажды зимой, возвращаясь обратно из Волдынского на лыжах, Александр замыкал колонну друзей, а впереди надо было пересечь замершую речку Яхрому. Все прошли благополучно, а под дедом вдруг затрещал лед, и он оказался в воде, вытаскивали его «всем миром».

В это время начало строиться новое здание МГУ на Ленинских горах. В 1955 г. дед перешел работать в университет на химический факультет механиком по точному оборудованию. С университетом у него была связана вся дальнейшая жизнь (45 лет он работал там, до конца своей трудовой деятельности). При его помощи многие сотрудники химического факультета МГУ защитили кандидатские и докторские диссертации, стали член-корреспондентами и даже академиками АН СССР.

Дед был очень добрым и отзывчивым человеком, чему свидетельствует один из случаев: как-то раз в университете проводили стажировку китайцы, которые заканчивали аспирантуру. Они проводили химический опыт и попросили деда задержаться на работе на продолжительное время, чтобы помочь им завершить эксперимент. Александр Петрович долго отнекивался, ссылаясь на то, что живет он далеко, а на выходные он приехать не может в связи с работами на приусадебном участке. Но, в конце концов, китайцы его убедили, и он остался завершить их эксперимент. Каково же было его удивление, когда утром следующего дня четверо китайцев в своей спецодежде приехали в Дмитров помогать деду в работах на приусадебном участке!

Дед активно участвовал в общественной жизни. В 1970 г. при его активном участии в Дмитрове организовывалось общество любителей маломерного флота и стоянка для катеров и лодок. Он приобщил к этому увлечению многих жителей Дмитрова, а со своим другом Валерианом Ларионовым совершал дальние туристические походы на катерах с семьей по Волге. Благодаря этому увлечению он попал в вулканологическую экспедицию на Камчатку, где ходил на катере, как по рекам, так и по Тихому океану вдоль побережья Камчатки.

В то же время дед не забывал о своих корнях. Он всегда интересовался своими предками. Как-то утром, сидя с бабушкой Галиной Александровной за чашечкой кофе и просматривая утренние газеты, они наткнулись на статью писателя Канецкого о ленинградской археологической экспедиции, которая работала на развалинах Владимирского собора города Севастополя, являющимся главным собором Российского Черноморского флота до 1917 г. В этом соборе находилась усыпальница четырех известных русских адмиралов: М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина и П.С. Нахимова. В данной статье говорилось о разграблении усыпальницы и равнодушии местных властей. Останки знаменитых адмиралов оказались в коробке из-под фруктов на антресолях одного из ленинградских археологов.

Надо сказать, что бабушка Галина Александровна Истомина всегда была поддержкой во всех начинаниях и увлечениях деда. Так было и в тот раз, когда прочитав эту статью, они написали письмо командующему флотом России адмиралу Чернавину в Москву, в котором просили отдать прах знаменитых адмиралов им для перезахоронения в усыпальнице Истоминых на Ваганьковском кладбище в Москве.

Через месяц был получен ответ, в котором говорилось о намерении командования Черноморского флота перезахоронить останки адмиралов во Владимирском соборе Севастополя и о приглашении семьи Истоминых на это событие. В результате дед, бабушка, отец Андрей Александрович и другие родственники поехали в Севастополь, где участвовали в перезахоронении останков адмиралов. Причем по инициативе Александра Петровича их хоронили под Андреевским флагом, и это явилось первым случаем возрождения Андреевского флага на Российском флоте после долгого перерыва.

Дед также принимал активное участие в важных делах жизни города Дмитрова. При его участии было организовано возведение памятного знака в виде Креста в память о погибших при строительстве Канала Москва-Волга. Дед являлся вице-председателем комиссии по сооружению и установки Креста.

После смерти деда Александра Петровича Истомина друзья и родственники ощутили большую утрату, он всегда был добрым и отзывчивым человеком, я очень ему благодарна, что он у меня был, и всегда его помню и люблю.

В судьбе Александра Петровича, как в зеркале, отразилась история России 1930-1990-х гг.

Александра Андреевна Истомина